50. Механизмы взаимопонимания в процессе общения
Вступая в общение, личность, человек воспринимается другим человеком, партнером по общению тоже как личность. Порой даже кажется, что мы как бы читаем другого человека, расшифровываем значения его внешних данных. Несомненно, что впечатления, возникающие при этом, играют важную роль в процессе общения.
При познании другого формируется и познающий индивид. Успех «прочтения» другого человека гарантирует успех-организации согласованных с ним действий. Вместе с представлением о другом человеке повышается уровень собственного самосознания. Но связь эта двояка: с одной стороны, богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, с другой - чем более полно раскрывается другой человек, тем более полным становится и представление о самом себе. При познании другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия изменения его поведения, и построение стратегии своего собственного поведения.
Это приводит к тому, что на уровне каждого отдельного психологического исследования анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию.
Термин «идентификация» несет на себе определенную методологическую нагрузку, поскольку процесс идентификации наиболее полно разработан в психоанализе, так как термин обычно интерпретируется в духе теоретических построений психоанализа. В действительности психоаналитический подход к идентификации не может быть не принят, так как явления идентификации существуют и их следует изучать. Существует некий реальный способ понимания другого человека как уподобление себя ему. Он не единственный, хотя и вполне реальный. В этом плане идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека. Существует тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением -эмпатией. Эмпатия - особый способ понимания другого человека, исключающий рациональное осмысление проблем другого человека, заключающийся в "стремлении к.эмоциональному взгляду на его проблемы, эффективному их пониманию. Ситуация другого человека должна не столько «продумывать-ся», сколько «прочувствоваться». Механизмы эмпа-тии и идентификации в определенных чертах схожи. И там, и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения.
В ряде исследований у нас и за рубежом в настоящее время делаются попытки для определения возможных направлений стратегии и тактики взаимодействия посредством применения аппарата математической теории игр. Сначала таким образом анализировались конфликтные ситуации, сейчас - ситуации кооперации.
Все большее значение в исследованиях приобретает не модель диадического взаимодействия, а анализ рефлексивных структур группы, объединенной единой совместной деятельностью. Тогда сам факт возникновения рефлексии имеет объяснения не из самого себя, но из общего контекста как деятельности, так и опосредованных его межличностных отношений.
- 1. Место социальной психологии в системе научного знания. Предмет и задачи
- 2. Современные представления о предмете социальной психологии
- 3. Задачи социальной психологии в обществе
- 4. Теоретические предпосылки процесса становления социальной психологии
- 5. Выделение социальной психологии в самостоятельную область знания
- 6. Этапы развития социально-психологического знания
- 7. Закономерности общения и взаимодействия людей
- 8. Экспериментальные схемы регистрации взаимодействия
- 9. История становления и развития социально-психологических идей
- 10. Экспериментально-теоретическое развитие социальной лсихологии (с 20-х гг. XX в. По настоящее время)
- 11. Социально-деятельностная природа общения
- 12. Роль взаимодействия в системе общения
- 13. Общение как коммуникативный процесс
- 14. Общение как восприятие и взаимопонимание людьми друг друга
- 15. Социально-психологическая характеристика личности
- 16. Социализация личности
- 17. Большие социальные группы
- 18. Классификация больших групп
- 19. Психология толпы
- 20. Виды толпы
- 21. Структура толпы
- 22.Психологические особенности поведения человека в толпе
- 23.Психологические особенности этнических групп. Диффузные группы
- 24. Психология слухов
- 25. Психология паники
- 26. Структура группы
- 27. Потребности малых групп
- 28. Традиции и мнения малых групп
- 29. Настроение малых групп
- 30. Социально-психологический климат группы
- 31. Психологическая совместимость членов группы
- 32. Характер принятия решений в группах
- 33. Метод мозгового штурма
- 34. Социальные группы: характеристики, функции, классификация
- 35. Основные характеристики группы
- 1. Размер группы.
- 36. Размер группы
- 37. Функции группы
- 38. Формы группового объединения
- 39. Понятие больших социальных общностей в психологии
- 40. Типы референтных групп
- 42. Формирование я-концепции
- 43.Социальная идентичность
- 44. Лидерство и руководство в группах и организациях
- 45. Теории лидерства
- 46. Автократическое лидерство
- 47. Подход к взаимодействию в концепции символического интеракционизма
- 48. Взаимодействие как организация совместной деятельности
- 49. Понятие социальной перцепции
- 50. Механизмы взаимопонимания в процессе общения
- 51. Точность межличностной перцепции
- 52. Психологические способы воздействия в процессе общения
- 53. Заражение. Внушение
- 54. Подражание
- 55. Проблема группы в социальной психологии
- 56. Группа как субъект деятельности
- 57. Основные характеристики групп
- 58. Роль индивида в группе
- 59. Классификация групп
- 60. Специфические регуляторы больших групп
- 61. Особенности психологии классов
- 62. Эмоциональная сфера классовых потребностей больших групп
- 63. Психологические особенности этнических групп
- 64. Групповая сплоченность
- 65. Методологическое значение социально-психологической теории коллектива
- 66. Подход к исследованию личности в социологии и общей психологии
- 67. Специфика социально-психологической проблематики личности
- 68. Содержание процесса социализации
- 69. Стадии процесса социализации
- 70. Социальная установка. Основные понятия
- 71. Иерархическая структура социальных установок
- 72. Уровни диспозиции
- 73. Изменение социальных установок
- 75. Социально-психологические качества личности
- 76. Перспектива исследований личности в социальной психологии
- 77. Особенности прикладного исследования в социальной психологии
- 79. Эффективность прикладных исследований в социальной психологии
- 80. Экспериментальный период развития социальной психологии
- 81. Развития отечественной социальной психологии
- 82.. Прикладные исследования и практическая социальная психология. Промышленное производство
- 83. Основные направления прикладных
- 84. Социально-психологические теории. Теоретическое постижение мира
- 85. Социально-психологические теории. Теории имплицитные и научные
- 86. Социально-психологические теории.Теории в социальной психологии
- 87. Социально-психологические теории. Модель научного развития
- 88. Социально-психологические теории. Эволюция бихевиоризма
- 89. Социально-психологические теории. Необихевиоризм
- 90. Проксемика и пространственно-временная организация коммуникативного процесса