logo
лекции по социальной психологии (Шп

31. Психологическая совместимость членов группы

В процессе совместной деятельности членам ма­лой группы необходимо вступать в контакты друг с дру­гом для передачи информации и координации своих усилий. От уровня такой координации всецело зависит продуктивность группы, каким бы видом деятельности в ней ни занимались. В свою очередь, этот уровень есть величина, производная от той или иной степени психологической совместимости членов группы.

Самым кратким образом это понятие можно опре­делить как способность членов группы к совместной деятельности, основанной на их оптимальном соче­тании.

Совместимость бывает обусловлена как сходством каких-либо одних свойств членов группы, так и разли­чием их других свойств. В итоге это приводит к взаи­модополняемости людей а условиях совместной дея­тельности, так что данная группа представляет собой определенную целостность.

Исследователи, изучающие проблемы психологи­ческой совместимости как у нас, так и за рубежом, основное внимание уделяют таким группам, которым приходится выполнять свои задачи в условиях отно­сительной изоляции от социальной среды (космонав­ты, полярники, участники различных экспедиций).

Однако роль групп с психологически совместимы­ми людьми важна во всех без исключения сферах совместной деятельности. Наличие психологиче­ской совместимости членов группы способству­ет их лучшей срабатываемое™ и в итоге - большей эффективности труда.

В соответствии с данными исследований Н.Н. Обозова отметим следующие критерии оценки совмести­мости и срабатываемости:

1) результаты деятельности;

2) эмоционально-энергетические затраты ее участников;

3) их удовлетворенность этой деятельностью. Можно выделить два основных вида психологиче­ ской совместимости:

В первом случае подразумевается определенное сходство психофизиологических характеристик людей и на этой основе согласованность их эмоциональных и поведенческих реакций, синхронизация темпа со­вместной деятельности.

Во втором случае имеется в виду эффект оптималь­ного сочетания типов поведения людей в группе, общности их социальных установок, потребностей и интересов, ценностных ориентации.

Надо иметь в виду, что далеко не каждый вид со­вместной деятельности требует психофизиологиче­ской совместимости членов группы.

Возьмем, например, сотрудников кафедры вуза, каждый из которых выполняет свою работу в одиноч­ку: читает лекции, проводит семинары, принимает экзамены и зачеты, руководит научной работой аспи­рантов и студентов и т.д. В данном случае, для того чтобы деятельность кафедры в целом была успеш­ной, имеет значение только социально-психологиче­ский аспект совместимости.

Если же мы обратимся к конвейерному производ­ству, то увидим, что здесь эффективный труд невоз­можен без наличия психофизиологической совмести­мости членов бригады. При поточной работе каждый человек должен совершать свои движения в опреде­ленном темпе, необходима четкая согласованность действий людей. Если члены конвейерной бригады совместимы к тому же и в социально-психологиче­ском плане, это еще более способствует ее успеш­ной работе.