45. Теории лидерства
К наиболее ранним попыткам построения теории лидерства относятся поиски специфических черт личности, присущих лидерам.
При этом считалось, что человек проявляется как лидер вследствие своих исключительных физических или психологических характеристик, дающих ему определенное превосходство над другими. Сторонники указанного подхода основываются на предпосылке, что некоторые люди «рождаются лидерами», в то время как другие, где бы они ни оказались, никогда не смогут добиться успеха.
Истоки таких теорий можно найти еще в трудах ряда философов Древней Греции и Рима, которые рассматривали исторический ход событий как результат действий выдающихся людей, призванных е силу своих природных качеств руководить массами. На основе подобных взглядов формируются позднее теории элиты, утверждающие, что непременным условием жизни любого общества является его разделение на два неравных слоя - привилегированную правящую группу, члены которой уже изначально призваны руководить, и остальную пассивную массу людей, идущих за лидерами.
В XX в. психологи, находившиеся на позициях бихевиоризма, стали склоняться к мысли о том, что черты лидера нельзя считать всецело врожденными и потому некоторые из них можно приобрести посредством обучения и опыта. Начинают проводиться многочисленные эмпирические исследования с целью выявления универсальных черт, которые1 должны быть свойственны лидерам. Анализу подвергаются как психологические черты лидеров (интеллект, воля,-уверенность в себе, потребность в доминировании, общительность, способность к адаптации, сенситивность и др.), так и конституциональные (рост, вес, телосложение).
Обзоры данных работ показали широкое разнообразие «черт лидера», обнаруженных разными авторами. Лишь 5% этих черт оказались общими для всех.
Как отмечает в своем обзоре английский профессор менеджмента Ч. Хэнди, чаще всего выделяются следующие черты:
1 {интеллект (должен быть выше среднего, но не на уровне гениальности, особенно важна способность к решению сложных и абстрактных проблем); 2{инициатива (самостоятельность и находчивость, способность осознавать потребность в действии и наличие соответствующего мотива); 3)уверенность в себе (имеются в виду достаточно высокие самооценки компетентности и уровня притязаний).
На основе результатов исследований в одной крупной международной компании Ч. Хэнди добавляет к указанным чертам «фактор геликоптера», т.е. способность подниматься над частностями ситуации и воспринимать ее в связи со всей окружающей обстановкой.
В других работах западных авторов предлагаются иные перечни важнейших черт лидеров. Хотя в этих перечнях иногда обнаруживаются частичные совпадения, все же среди сторонников данного подхода нет достаточного согласия. Слишком разноречивы мнения и по вопросу о том, какие черты лидера являются более значимыми, а какие - менее. Практика показывает немало случаев, когда те или иные лица, не обладающие «важнейшими» чертами, тем не менее успешно справляются со всеми функциями лидеров. С другой стороны, наличие этих черт у какого-либо индивида далеко не всегда превращает его в эффективного лидера
- 1. Место социальной психологии в системе научного знания. Предмет и задачи
- 2. Современные представления о предмете социальной психологии
- 3. Задачи социальной психологии в обществе
- 4. Теоретические предпосылки процесса становления социальной психологии
- 5. Выделение социальной психологии в самостоятельную область знания
- 6. Этапы развития социально-психологического знания
- 7. Закономерности общения и взаимодействия людей
- 8. Экспериментальные схемы регистрации взаимодействия
- 9. История становления и развития социально-психологических идей
- 10. Экспериментально-теоретическое развитие социальной лсихологии (с 20-х гг. XX в. По настоящее время)
- 11. Социально-деятельностная природа общения
- 12. Роль взаимодействия в системе общения
- 13. Общение как коммуникативный процесс
- 14. Общение как восприятие и взаимопонимание людьми друг друга
- 15. Социально-психологическая характеристика личности
- 16. Социализация личности
- 17. Большие социальные группы
- 18. Классификация больших групп
- 19. Психология толпы
- 20. Виды толпы
- 21. Структура толпы
- 22.Психологические особенности поведения человека в толпе
- 23.Психологические особенности этнических групп. Диффузные группы
- 24. Психология слухов
- 25. Психология паники
- 26. Структура группы
- 27. Потребности малых групп
- 28. Традиции и мнения малых групп
- 29. Настроение малых групп
- 30. Социально-психологический климат группы
- 31. Психологическая совместимость членов группы
- 32. Характер принятия решений в группах
- 33. Метод мозгового штурма
- 34. Социальные группы: характеристики, функции, классификация
- 35. Основные характеристики группы
- 1. Размер группы.
- 36. Размер группы
- 37. Функции группы
- 38. Формы группового объединения
- 39. Понятие больших социальных общностей в психологии
- 40. Типы референтных групп
- 42. Формирование я-концепции
- 43.Социальная идентичность
- 44. Лидерство и руководство в группах и организациях
- 45. Теории лидерства
- 46. Автократическое лидерство
- 47. Подход к взаимодействию в концепции символического интеракционизма
- 48. Взаимодействие как организация совместной деятельности
- 49. Понятие социальной перцепции
- 50. Механизмы взаимопонимания в процессе общения
- 51. Точность межличностной перцепции
- 52. Психологические способы воздействия в процессе общения
- 53. Заражение. Внушение
- 54. Подражание
- 55. Проблема группы в социальной психологии
- 56. Группа как субъект деятельности
- 57. Основные характеристики групп
- 58. Роль индивида в группе
- 59. Классификация групп
- 60. Специфические регуляторы больших групп
- 61. Особенности психологии классов
- 62. Эмоциональная сфера классовых потребностей больших групп
- 63. Психологические особенности этнических групп
- 64. Групповая сплоченность
- 65. Методологическое значение социально-психологической теории коллектива
- 66. Подход к исследованию личности в социологии и общей психологии
- 67. Специфика социально-психологической проблематики личности
- 68. Содержание процесса социализации
- 69. Стадии процесса социализации
- 70. Социальная установка. Основные понятия
- 71. Иерархическая структура социальных установок
- 72. Уровни диспозиции
- 73. Изменение социальных установок
- 75. Социально-психологические качества личности
- 76. Перспектива исследований личности в социальной психологии
- 77. Особенности прикладного исследования в социальной психологии
- 79. Эффективность прикладных исследований в социальной психологии
- 80. Экспериментальный период развития социальной психологии
- 81. Развития отечественной социальной психологии
- 82.. Прикладные исследования и практическая социальная психология. Промышленное производство
- 83. Основные направления прикладных
- 84. Социально-психологические теории. Теоретическое постижение мира
- 85. Социально-психологические теории. Теории имплицитные и научные
- 86. Социально-психологические теории.Теории в социальной психологии
- 87. Социально-психологические теории. Модель научного развития
- 88. Социально-психологические теории. Эволюция бихевиоризма
- 89. Социально-психологические теории. Необихевиоризм
- 90. Проксемика и пространственно-временная организация коммуникативного процесса