logo
лекции по социальной психологии (Шп

38. Формы группового объединения

В зависимости от сочетания различных групповых характеристик, описанных выше, малая Группа по форме может быть представлена в различных фор­мах. Отечественные психологи в качестве основы классификации ставят принцип развития. При этом выделяются такие формы малой группы: 1) конгломерат - случайно организованная группа на непродолжительный период времени. Это может быть группа туристов, зрители в кинотеатре и т.п.; группа детей, только что приехавших в лагерь из разных мест и собранных вместе; 2)номинальная группа (по Л.И. Уманскому), кото­рая характеризуется официальным присвоением ей какого-либо общего имени, названия (например, пя­тый отряд), приписыванием извне определенных це­лей, видов и условий деятельности и т.п. Если чле­ны группы примут эти регламентации, то она в своем развитии «поднимется еще на одну ступеньку» - ста­новится группой-ассоциацией;

  1. ассоциация - группа, в которой взаимоотноше­ния опосредуются только личностно значимыми це­лями (компания друзей). Здесь начинается единая жизнедеятельность группы, закладываются осно­вы коллективообразования, начинает формировать­ся ее структура;

  2. кооперация - группа, которая отличается эффек­тивной организационной структурой, высоким уров­нем внутригруппового сотрудничества. Взаимоот­ношения в такой группе носят прежде всего деловой характер, что подчинено достижению ее официаль­ных целей;

автономия, характеризуемая высоким единством ее членов и в сфере деловых, и в сфере эмоциональ­ных отношений. Именно на этом уровне, считает Л.И. Уманский, члены группы начинают идентифи­цировать себя с ней («моя» группа, в отличие от «их» группы, «мы», в отличие от «они» - другие группы). Группа-автономия в ходе своей жизнедеятельно­сти может уйти в сторону от движениях коллективу и превратиться в группу-корпорацию. Так бывает в случаях гиперавтономизации, когда обособление приводит к замкнутости группы, ее направленности на узкогрупповые цели, противопоставлению себя другим группам; 4{корпорация - группа, объединенная только внут­ренними целями; 5{коллектив - группа, имеющая организационно-штатную структуру, органы управления и объединен­ная общественно значимой целью. В случае развития группы по пути коллектива она становится ячейкой более широкой общности, а че­рез него и общества в целом. При этом в группе на­блюдается коллективистическая направленность.

Таким образом выглядит предлагаемый Л.И. Уман-ским континуум от групп-«неколлективов» к группам-коллективам. В рамках данной концепции выделены и отличительные признаки (параметры), с помощью которых можно оценивать степень развития группы как коллектива:

Данная концепция Л.И. Уманского оценивается отечественными исследователями как весьма пло­дотворная и в теоретическом, и в эмпирическом плане.