logo
лекции по социальной психологии (Шп

27. Потребности малых групп

Непосредственным проводником влияния общества и больших социальных групп на индивида является малая группа. Она представляет собой небольшое объединение людей (от 2-3 до 20-30 человек), заня­тых каким-либо общим делом и находящихся в пря­мых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. Групповые потребности - это состояние членов группы, связанное с испытанием нужды в чем-либо и выступающее источником их активности. Побужде­ния к деятельности, связанные с удовлетворением по­требностей членов группы,называются групповыми мотивами.

Социальные потребности связаны с взаимодей­ствием человека с другими людьми, а именно: отдель­ный человек не может в одиночку удовлетворить ряд своих социальных потребностей, поэтому он их реа­лизует с помощью других людей.

Мотивы и потребности членов группы выступают жизненно необходимыми для них составляющими, пренебрегать которыми не только невозможно, но необходимо в обязательном порядке учитывать и на этой основе управлять деятельностью малой группы. В ходе группового взаимодействия с необходимостью возникает такое социально-психологическое явление, как лидерство.

В основе взаимоотношений лежат и потребности. К наиболее значимым потребностям людей во взаи­моотношениях относятся: потребность в безопасно­сти, общении, индивидуальности, доминировании, по­кровительстве и т.п.

Потребность в безопасности, снятии тревоги и пси­хического напряжения ярко проявляется в обстановке опасности или конфликта. В этой ситуации людей тянет друг к другу. В такой ситуации даже незнакомые люди активно идут на контакт, становятся более об­щительными и разговорчивыми. И это понятно - вме­сте спокойнее, вместе легче переносить тревожное ожидание и страх.

Потребность в общении - аффилиация (От англ. «соединение», «связь») - объясняется стремлением человека быть в контакте с себе подобным ради уст­ранения дискомфорта одиночества. Эта потребность чаще проявляется у людей с высокой тревожностью, беспокойством, в моменты фрустрации и вынужден­ного уединения.

Потребность в индивидуальности проявляется в установлении таких взаимоотношений, при которых человек, общаясь, пытается в мимике, речи и пове­дении другого человека увидеть признание своей неповторимости и уникальности. Жажда быть непо­вторимым и значительным всегда являлась одной из важных черт личности.

Потребность в доминировании толкает человека на общение с целью оказывать активное влияние на поведение, мысли, чувства и вкусы других людей. Суть потребности в покровительстве состоит в том, что большинство людей испытывают удовлетворе­ние, оказывая помощь другим. Тем самым они повы­шают свою значимость, как бы поднимаются в своих глазах.

Необходимо отметить, что удовлетворение выше­перечисленных потребностей наступает лишь в том случае, если человек достиг поставленной цели в ходе общения. Неудовлетворенная потребность заставля­ет людей искать новых контактов с более понимаю­щими и чуткими коллегами по малой группе. И, если эти поиски не увенчаются успехом, психика человека может быть серьезно расстроена.