logo
лекции по социальной психологии (Шп

81. Развития отечественной социальной психологии

В первые годы советской власти возникли практи­ческие потребности, которые и дали толчок к разви­тию социально-психологических исследований. Те грандиозные преобразования, которые произошли в то время, ощутимо отразились на психологии людей и вызвали в ней невиданные до сих пор сдвиги и из­менения.

Социально-психологические исследования прово­дились по пути освоения позитивного знания, накоп­ленного предшественниками, включая попытки эклек­тического соединения марксизма с некоторыми буржуазными социально-психологическими теориями. На данном этапе этот момент предопределил как зна­чительную дифференциацию позиций и точек зрения на предмет и методы марксистской социальной пси­хологии, так и остроту борьбы между представителя­ми различных школ, направлений и даже поколений ученых.

Попытки объединить различные социально-психо­логические теории с марксизмом предприняли в 1920-е гг. Г.И. Челпанов, Л.Н. Войтоновский, М.А. Рейснер, А.Б. Залкинд, Ю.В. Франкфурт. Однако специализировавшиеся в области социальной пси­хологии ученые не настолько овладели марксизмом-ленинизмом, чтобы устраивать эклектическое со­четание его с рефлексологией, психопатологией, фрейдизмом и субъективный социологическим эм­пиризмом. Методы социально-психологического исследования оказались неадекватными обширным задачам, сформулированным в духе псевдореволю­ционной фразеологии. Вместе с тем работа над со­циально-психологической проблематикой стимулировала овладение наследием классиков марксизма-ленинизма в этой области, а также побуждала к ана­лизу психологических аспектов революционной деятельности. Еще одним важнейшим условием "пло­дотворного развития социальной психологии в тот период являлось преодоление то и дело возникав­ших тенденций подмены социально-психологиче­скими закономерностями законов исторического ма­териализма при анализе общественных явлений. Конечно, эти тенденции не были имманентны со­циальной психологии как науке. Они как бы являлись следствием конкретных исторических причин.

Многие проблемы в психологии того времени пра­вильно формулируются именно как проблемы со­циальной психологии (проблемы психологических от­ношений внутри коллектива и форм коллективного поведения, психологическая характеристика классо­вой солидарности, вражды, ненависти, героизма и т.д.).

Уже тогда социальная психология могла разраба­тывать систему психологических закономерностей общественного поведения людей в коллективе. Тол­чок к разработке проблем социальной психологии дало учение о коллективе А.С. Макаренко. Для его психо­логической концепции проблема личности и коллек­тива являлась центральной.

В частности, был поставлен вопрос о взаимоот­ношениях личности и коллектива, вопрос о перспек­тивных линиях развития личности в коллективе, о формировании мотивационной сферы личности. Резкий протест А.С. Макаренко вызывало утвержде­ние педагогов и психологов вульгарно-социологи­ческого толка о том, что коллектив - это «собрание индивидов, одинаково реагирующих на те или иные раздражители».