62. Эмоциональная сфера классовых потребностей больших групп
Классовые потребности являются наиболее значимым элементом эмоциональной сферы общественной психологии, так как классовое положение определяет и объем, и состав материальных и духовных благ. Ведь именно классовое положение .задает определенную структуру потребностей, их психологическое значение. В общем виде становится ясно, что классовое положение индивида задает иерархию его «деятельности», это и определяет структуру его потребностей. В анализ включаются более конкретные и сложные факторы, такие, например, как реальная жизненная ситуация различных слоев одного и того же класса. Замечено, что условия труда и быта рабочего класса и определяют его классовую психологию в целом и структуру его потребностей как ее элемент в частности. Встают вопросы, почему для такой части класса, как революционный авангард, свойственно пренебрежение личными материальными потребностями в пользу общественных и каким образом осуществляется переструктурирование системы потребностей под воздействием определенных факторов? На эти и другие подобные вопросы должна ответить социальная психология.
Интересы - вот тот важный элемент эмоциональной сферы классовой психологии. Тем не менее ряд проблем требует социально-психологического анализа. Важно в связи с этим выяснить, как классовый интерес, формируемый на уровне группы, т.е. класса, детерминирует поведение и деятельность каждого индивида. В проблеме интересов есть существенный для социальной психологии момент. Важным является то, что интерес форми-< руется как интерес всей группы, но каждый член класса включен не только в данную группу, он член многих социальных групп. Во-первых, внутри самого класса есть много подгрупп, различающихся по уровню квалификации, по конкретным сферам занятости и т.д. Во-вторых, каждый представитель класса может в то же самое врем» быть членом какой-либо группы в сфере образования, например, в школе или вузе, где он непосредственно взаимодействует с членами другого класса. При этом переплетаются интересы, каждый из которых определяет принадлежность к значимой социальной группе. Имеет весьма принципиальное значение, как в этой системе интересов индивида обозначаются наиболее устойчивые интересы и, напротив, при каких обстоятельствах менее устойчивые интересы начинают играть доминирующую роль.
Как при этом соотносятся в жизни любого класса классовые интересы и общечеловеческие? Это важно для класса в целом и для каждой входящей в него личности, что особенно отчетливо проявляется в современную эпоху. Помимо потребностей и интересов, в общественной психологии имеются так называемые социальные чувства, определенные характеристики эмоциональных состояний, свойственных группе. Это понятие уязвимо и спорно, чаще употребляется как описательное определение некоторого состояния эмоциональной сферы группы или, по определению Б.Д. Парыгина, «психического настроя» ее и социального чувства. В преобладающем смысле это чувство выступает как третий компонент эмоциональной сферы, выделенный в общепсихологическом анализе. Вместе с тем в это же определение включаются и другие проявления эмоциональной сферы класса. Встает вопрос о том, действительно ли социальные чувства - это какие-то особые разновидности чувств, ведь не все чувства человека социальны.
- 1. Место социальной психологии в системе научного знания. Предмет и задачи
- 2. Современные представления о предмете социальной психологии
- 3. Задачи социальной психологии в обществе
- 4. Теоретические предпосылки процесса становления социальной психологии
- 5. Выделение социальной психологии в самостоятельную область знания
- 6. Этапы развития социально-психологического знания
- 7. Закономерности общения и взаимодействия людей
- 8. Экспериментальные схемы регистрации взаимодействия
- 9. История становления и развития социально-психологических идей
- 10. Экспериментально-теоретическое развитие социальной лсихологии (с 20-х гг. XX в. По настоящее время)
- 11. Социально-деятельностная природа общения
- 12. Роль взаимодействия в системе общения
- 13. Общение как коммуникативный процесс
- 14. Общение как восприятие и взаимопонимание людьми друг друга
- 15. Социально-психологическая характеристика личности
- 16. Социализация личности
- 17. Большие социальные группы
- 18. Классификация больших групп
- 19. Психология толпы
- 20. Виды толпы
- 21. Структура толпы
- 22.Психологические особенности поведения человека в толпе
- 23.Психологические особенности этнических групп. Диффузные группы
- 24. Психология слухов
- 25. Психология паники
- 26. Структура группы
- 27. Потребности малых групп
- 28. Традиции и мнения малых групп
- 29. Настроение малых групп
- 30. Социально-психологический климат группы
- 31. Психологическая совместимость членов группы
- 32. Характер принятия решений в группах
- 33. Метод мозгового штурма
- 34. Социальные группы: характеристики, функции, классификация
- 35. Основные характеристики группы
- 1. Размер группы.
- 36. Размер группы
- 37. Функции группы
- 38. Формы группового объединения
- 39. Понятие больших социальных общностей в психологии
- 40. Типы референтных групп
- 42. Формирование я-концепции
- 43.Социальная идентичность
- 44. Лидерство и руководство в группах и организациях
- 45. Теории лидерства
- 46. Автократическое лидерство
- 47. Подход к взаимодействию в концепции символического интеракционизма
- 48. Взаимодействие как организация совместной деятельности
- 49. Понятие социальной перцепции
- 50. Механизмы взаимопонимания в процессе общения
- 51. Точность межличностной перцепции
- 52. Психологические способы воздействия в процессе общения
- 53. Заражение. Внушение
- 54. Подражание
- 55. Проблема группы в социальной психологии
- 56. Группа как субъект деятельности
- 57. Основные характеристики групп
- 58. Роль индивида в группе
- 59. Классификация групп
- 60. Специфические регуляторы больших групп
- 61. Особенности психологии классов
- 62. Эмоциональная сфера классовых потребностей больших групп
- 63. Психологические особенности этнических групп
- 64. Групповая сплоченность
- 65. Методологическое значение социально-психологической теории коллектива
- 66. Подход к исследованию личности в социологии и общей психологии
- 67. Специфика социально-психологической проблематики личности
- 68. Содержание процесса социализации
- 69. Стадии процесса социализации
- 70. Социальная установка. Основные понятия
- 71. Иерархическая структура социальных установок
- 72. Уровни диспозиции
- 73. Изменение социальных установок
- 75. Социально-психологические качества личности
- 76. Перспектива исследований личности в социальной психологии
- 77. Особенности прикладного исследования в социальной психологии
- 79. Эффективность прикладных исследований в социальной психологии
- 80. Экспериментальный период развития социальной психологии
- 81. Развития отечественной социальной психологии
- 82.. Прикладные исследования и практическая социальная психология. Промышленное производство
- 83. Основные направления прикладных
- 84. Социально-психологические теории. Теоретическое постижение мира
- 85. Социально-психологические теории. Теории имплицитные и научные
- 86. Социально-психологические теории.Теории в социальной психологии
- 87. Социально-психологические теории. Модель научного развития
- 88. Социально-психологические теории. Эволюция бихевиоризма
- 89. Социально-психологические теории. Необихевиоризм
- 90. Проксемика и пространственно-временная организация коммуникативного процесса