47. Подход к взаимодействию в концепции символического интеракционизма
В социальной психологии существует специальное направление, которое считает взаимодействие исходным пунктом всякого социально-психологического анализа, чем подчеркивает важность интерактивной стороны общения. Направление это связано с именем Г. Мида, давшего направлению название «символический интеракционизм». Употребляя термин «бихевиоризм», Г. Мид имеет в виду лишь характеристику своей позиции. Это также всего лишь синоним такого метода сознания и самосознания, который не имеет ничего общего с интроспекцией и построен целиком на фиксировании наблюдаемого и контролируемого поведения. Г. Мид, как и Дисейм, выяснил социальную природу человеческого «я», пришел к выводу, что решающую роль в этом играет общение. Кстати, так же как и Ч. Кули, который использовал в идее «зеркального я», где личность понимается как сумма психических реакций человека на мнения окружающих. Однако у Г. Мида вопрос становления «я» решается значительно сложнее, потому что есть и ситуации совместной деятельности, в которых формируется личность, в них она осознает себя, не просто смотрясь в других, а действуя совместно с ними. Эта ситуация общения также раскрывается как ситуация прежде всего взаимодействия. Моделью таких ситуаций является игра, которая у Г. Мида выступает в двух формах: play и game. В игре человек выбирает для себя так называемого значимого другого и ориентируется на то, как он воспринимается этим значимым другим. Параллельно у человека формируется представление о себе самом, о своем «я».
Таким образом, центральная мысль интеракцио-нистской концепции состоит в том, что личность формируется во взаимодействии с другими личностями,
и механизмом этого процесса является установление контроля действий личности и тем представлением о ней, которое складывается у окружающих.
Несмотря на важность постановки такой проблемы, в теории Г. Мида содержатся существенные методологические просчеты.
Первый из них: непропорционально большое значение уделяется в этой концепции роли символов, так как деятельность и поведение человека в ситуациях взаимодействия в конечном счете обусловлены символической интерпретацией этих ситуаций. Человек предстает как существо, обитающее в мире символов, включенное в знаковые ситуации. И действительно, поскольку общество в определенной мере регулирует действия личности при помощи символов, излишняя категоричность Г. Мида приводит к тому, что вся совокупность социальных отношений культуры сводится только к символам. Отсюда вытекает и второй важный просчет концепции символического интеракционизма: интерактивный аспект общения здесь вновь отрывается от содержания предметной деятельности, вследствие чего все богатство макросоциальных отношений личности по существу игнорируется. Остаются непосредственные взаимодействия как единственные представители социальных отношений. Для анализа оказывается достаточным описания данного поля взаимодействий без привлечения широких социальных связей, в рамках которых данный акт взаимодействия имеет место. Такой анализ для социальной психологии важен, но недостаточен.
Сэм термин «интеракционизм» используется значительно шире, чем только в контексте этого теоретического подхода. Практически каждый социальный психолог имеет дело с исследованием интеракций. Заслуга Г. Мида состоит в том, что вопрос о роли взаимодействия в формировании личности, а также в социальной детерминации этого процесса был поставлен, а слабость в том, что вопрос был решен упрощенно.
- 1. Место социальной психологии в системе научного знания. Предмет и задачи
- 2. Современные представления о предмете социальной психологии
- 3. Задачи социальной психологии в обществе
- 4. Теоретические предпосылки процесса становления социальной психологии
- 5. Выделение социальной психологии в самостоятельную область знания
- 6. Этапы развития социально-психологического знания
- 7. Закономерности общения и взаимодействия людей
- 8. Экспериментальные схемы регистрации взаимодействия
- 9. История становления и развития социально-психологических идей
- 10. Экспериментально-теоретическое развитие социальной лсихологии (с 20-х гг. XX в. По настоящее время)
- 11. Социально-деятельностная природа общения
- 12. Роль взаимодействия в системе общения
- 13. Общение как коммуникативный процесс
- 14. Общение как восприятие и взаимопонимание людьми друг друга
- 15. Социально-психологическая характеристика личности
- 16. Социализация личности
- 17. Большие социальные группы
- 18. Классификация больших групп
- 19. Психология толпы
- 20. Виды толпы
- 21. Структура толпы
- 22.Психологические особенности поведения человека в толпе
- 23.Психологические особенности этнических групп. Диффузные группы
- 24. Психология слухов
- 25. Психология паники
- 26. Структура группы
- 27. Потребности малых групп
- 28. Традиции и мнения малых групп
- 29. Настроение малых групп
- 30. Социально-психологический климат группы
- 31. Психологическая совместимость членов группы
- 32. Характер принятия решений в группах
- 33. Метод мозгового штурма
- 34. Социальные группы: характеристики, функции, классификация
- 35. Основные характеристики группы
- 1. Размер группы.
- 36. Размер группы
- 37. Функции группы
- 38. Формы группового объединения
- 39. Понятие больших социальных общностей в психологии
- 40. Типы референтных групп
- 42. Формирование я-концепции
- 43.Социальная идентичность
- 44. Лидерство и руководство в группах и организациях
- 45. Теории лидерства
- 46. Автократическое лидерство
- 47. Подход к взаимодействию в концепции символического интеракционизма
- 48. Взаимодействие как организация совместной деятельности
- 49. Понятие социальной перцепции
- 50. Механизмы взаимопонимания в процессе общения
- 51. Точность межличностной перцепции
- 52. Психологические способы воздействия в процессе общения
- 53. Заражение. Внушение
- 54. Подражание
- 55. Проблема группы в социальной психологии
- 56. Группа как субъект деятельности
- 57. Основные характеристики групп
- 58. Роль индивида в группе
- 59. Классификация групп
- 60. Специфические регуляторы больших групп
- 61. Особенности психологии классов
- 62. Эмоциональная сфера классовых потребностей больших групп
- 63. Психологические особенности этнических групп
- 64. Групповая сплоченность
- 65. Методологическое значение социально-психологической теории коллектива
- 66. Подход к исследованию личности в социологии и общей психологии
- 67. Специфика социально-психологической проблематики личности
- 68. Содержание процесса социализации
- 69. Стадии процесса социализации
- 70. Социальная установка. Основные понятия
- 71. Иерархическая структура социальных установок
- 72. Уровни диспозиции
- 73. Изменение социальных установок
- 75. Социально-психологические качества личности
- 76. Перспектива исследований личности в социальной психологии
- 77. Особенности прикладного исследования в социальной психологии
- 79. Эффективность прикладных исследований в социальной психологии
- 80. Экспериментальный период развития социальной психологии
- 81. Развития отечественной социальной психологии
- 82.. Прикладные исследования и практическая социальная психология. Промышленное производство
- 83. Основные направления прикладных
- 84. Социально-психологические теории. Теоретическое постижение мира
- 85. Социально-психологические теории. Теории имплицитные и научные
- 86. Социально-психологические теории.Теории в социальной психологии
- 87. Социально-психологические теории. Модель научного развития
- 88. Социально-психологические теории. Эволюция бихевиоризма
- 89. Социально-психологические теории. Необихевиоризм
- 90. Проксемика и пространственно-временная организация коммуникативного процесса