logo
лекции по социальной психологии (Шп

87. Социально-психологические теории. Модель научного развития

Прежде чем перейти непосредственно к характери­стике основных теоретических направлений в совре­менной социальной психологии, укажем на некоторые закономерности развития науки в целом. Их знание поможет нам лучше понять историю того, как склады­валась судьба теорий в социальной психологии.

Американский ученый-физик и философ Томас Кун выделил в развитии любой науки периоды «нормаль­ной» и «экстраординарной» науки. Для этапа нор­мальной науки характерно господство определенной научной парадигмы. Греческое слово «парадигма» пе­реводится как «модель», «образец». Следовательно, господство научной парадигмы означает, что в науке утвердилась и главенствует та или иная научная тео­рия, которая считается образцовой, и подавляющее большинство исследований в это время проходит в рамках и в русле данного теоретического направле­ния. Это период бурного роста экспериментальных, эмпирических изысканий с целью подтвердить, углу­бить господствующую теорию, найти новые сферы ее приложения. В это время возрастает значение и авто­ритет прикладных исследований. Большинство ученых-исследователей смотрят на изучаемые ими явления именно сквозь призму утвердившейся научной пара­дигмы. Все конкурирующие или альтернативные тео­рии в этот период существуют на периферии науки.

По мере того как накапливается все больше эмпи­рических данных, которые невозможно интерпретиро­вать с позиций господствующей парадигмы, посколь­ку они не укладываются в рамки общепризнанной теории или противоречат ей, возрастает значение ранее периферийных или вновь появившихся теорий. Прежняя парадигма утрачивает свою силу и господ­ствующие позиции.

Наступает период «экстраординарной науки», ' когда интенсивно развиваются все новые и новые теории, соперничающие АРУ1" с другом. Теория переживает свой звездный час, возрастает ее значение, как и автори­тет ученых-теоретиков. Это предпарадигмальное время.' Оно длится до тех пор, пока не утвердится и не станет общепризнанным новое теоретическое направление. Таким образом формируется и укрепляется новая научная парадигма. Для большинства ученых появляется новая модель или новый образец научного взгляда на мир.

Все сказанное о закономерностях развития науки в целом в определенной мере относится и к социаль­ной психологии. В ее пока что еще короткой истории наблюдались и пик господства эксперимента, и акти­визация теоретической деятельности.

В двадцатые годы нашего столетия, когда, собствен­но, и происходило формирование социальной психо­логии как самостоятельной дисциплины, в психологии господствовали бихевиористские принципы. Дж. Уот-сон, основатель бихевиоризма, его сторонники и после­дователи сыграли довольно странную роль в развитии социально-психологической теории. А именно: они попытались с помощью собственных теоретических положений вообще изгнать теорию из социальной пси­хологии. Все предшествующие или идущие вразрез с бихевиористскими взглядами теории объявлялись «плохими» и из этого следовал вывод, что в психоло­гии, в том числе и в социальной, вообще нет места теории. И единственным инструментом психологов должны стать прикладные, эмпирические, лаборатор­ные исследования. Все это должно было придать со­циальной психологии вид «серьезной», «респектабель­ной», т.е. чисто экспериментальной, науки.

Но поскольку всякая наука строится на двух основа­ниях - эмпирическом и теоретическом, то, разумеет­ся, напрасно было бы ожидать успешного развития социальной психологии, опирающейся лишь на при­кладные исследования. И уже в сороковые годы одно­сторонняя экспериментальная ориентация социальной психологии, заданная бихевиористской моделью, ста­ла сдерживающим фактором развития новой науки.