logo
лекции по социальной психологии (Шп

9. История становления и развития социально-психологических идей

Истоки социально-психологических идей - в антич­ной философии и в социально-философской мысли Нового времени. Первые социально-психологические теории и отражение в них общего уровня развития психологической науки.

Описательный этап возникновения социально-психологического знания (VI в. до н.э. -середина XIX в.): I период (античный): а) линия социоцентризма Платона (коллективистская концепция - социум стоит над инди­видом, диктует ему линию поведения); б) линия эгоцент­ризма Аристотеля (индивидуалистическая концепция -решая общественные проблемы, нужно идти от инте­ресов индивида к массе); II период (Средние века и эпоха Возрождения): а) индивидуалистическая линия (Т. Гобсс - «естественное право человека» имеет при­мат над обществом и государством; А. Смит - движущи­ми силами общественной жизни является стремление индивидов к удовлетворению собственных интересов, а общество - это зеркало для индивидуальной само­оценки); б) социоцентристская линия (Дж. Вико, Пру­дом, Макиавелли, К. Гельвеций, Л. Фейербах и др. - об­щественная среда формирует личность, ее характер, потребности, межличностные отношения).

Этап относительно самостоятельного станов­ления социально-психологического знания (60-е гг. XIX в. - 20-е гг. XX в.): «психология наро­дов» (М. Лацарус, Г. Штейнталь) - главная сила ис­тории - народ, «дух целого», душа индивида - это часть народной души. Развитие этой теории В. Вунд-том и А. Потёбней; «психология масс» (Г. Лебон, С. Си-геле) - основой социального поведения является подражание (от Г. Тарда), индивид в массе (в толпе) обезличен, чувства преобладают, интеллект и ответ­ственность утрачиваются, массе нужен вождь, поскольку она хаотична, неупорядочена); «теория ин­стинктов социального поведения» (У. Мак-Дауголл) -«гормэ» (врожденные инстинкты) определяют пове­дение и эмоции людей (борьбы - страх, бегства - са­мосохранение, воспроизведения рода - ревность, робость, приобретения - чувство собственности, стадности - чувство принадлежности и т.д.).

Общественные и научные (создание методологиче­ских, в том числе философских, основ) предпосылки выделяли социальную психологию в самостоятельную научную дисциплину. Развитие социальной психологии и появление ее новых отраслей знания в XX в. Этап экспериментально-теоретического развития со­циальной психологии в XX в.: 1 период - господство эксперимента в социальной психологии (20-40-е гг.), прагматическое, прикладное направление в социаль­ной психологии (В. Меде, Ф. Олпорт) о влиянии груп­пы на поведение индивида. Переход к выявлению зако­номерностей социально-психологических процессов. Бихевиоризм, психоанализ и гештальт-психология о детерминированности поведения стимулами, бессо­знательным и целостными структурами психики. Раз­витие социальной психологии в России. Н.К. Ми­хайловский о «массовой психологии», Г.В. Плеханов об общественной психологии, Г.И. Челпанов об обще­теоретической и экспериментальной психологии, П.П. Блонский о детерминированности психики чело­века социальной средой. Рефлексология В.М. Бехте­рева, М.В. Лангё, В.Н. Мясищева о проявлении в по­ведении людей сознательного и бессознательного, о взаимосвязи личности и коллектива. Л.С. Выготский о культурно-исторической обусловленности общест­венной психологии, о взаимосвязи личности и кол­лектива. С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев о единстве со­знания и деятельности. Возникновение и развитие возрастной психологии (Фортунатов, Залужный, Мака­ренко, Вахтеров, Канторов, Крупская).