logo
лекции по социальной психологии (Шп

40. Типы референтных групп

В работах американских исследователей выделя­ется несколько типов референтных групп.

  1. Нормативные референтные группы - такие, цен­ности и нормы которых индивид одобряет и хочет вступить в эти группы или завоевать их расположе­ние. Такие группы дают индивиду руководство к дей­ствию и ожидают от него соответствующего под­чинения. К нормативным группам можно отнести семью, религиозную или национальную общность. Часто такими Группами являются для индивида то­варищеские компании, профессиональные или по­литические объединения.

  2. Сравнительные референтные группы - такие, в которые индивид не хочет входить, ему не нужно их расположение, но он использует эти группы как определенную основу для оценки своего статуса или поведения. Так, индивид может обращаться к та­ким референтным группам для сравнения своих дей­ствий с действиями других людей, для определе­ния степени законности своих действий, для сопоставления своих успехов в тех или иных обла­стях.

Например, исследователи в сфере организацион­ной психологии используют понятие «социальная нор­ма» заработной платы, т.е. такой ее уровень, который работник считает для себя «нормальным», соответ­ствующим его трудовому вкладу. Формирование этой «нормы» есть результат влияния соответствующей социально-профессиональной референтной группы. Как для рабочих, так и для служащих характерно со­поставление своей заработной платы с заработной платой других лиц соответствующей профессиональ­ной группы и данного иерархического уровня в орга­низации. Чем выше квалификация и образование работника, тем шире референтная группа при таком сравнении..

3. Наряду с указанными выше возможны также не­гативные референтные группы, по отношению к кото­рым тот или иной индивид находится в оппозиции. Это группы, символизирующие что-либо неприемлемое для данного индивида. Ценности негативных рефе­рентных групп служат мотиваторами противополож­ных мнений и убеждений.

Так, отдельные люди могут избегать покупки тех товаров или продуктов, которые ассоциируются у них с социальными группами, недостойными ува­жения.

Обычно каждый человек имеет не одну, а несколь­ко референтных групп. В одной ситуации он ориенти­руется на ценности и нормы одной группы, в другой ситуации - на другую группу и т.д.

Очевидно, для того чтобы лучше понять истоки тех или иных установок личности, причины ее поведения, необходимо знать, какие группы являются для данной личности референтными. Важность референтных групп как своеобразного «оплота» установок лично­сти прямо или косвенно признается всеми, кто хочет радикально изменить эти установки. В таких случаях часто прибегают к физической и психологической изо­ляции индивидов от соответствующих референтных групп. Именно так делается в религиозных сектах, где потенциальных новообращенных лиц ставят в усло­вия подобной изоляции.

Порой референтность (эталонность) некоторых двух различных по своим нормам и традициям групп для одной и той же личности может приводить ее в поло­жение маргинальное™. Оно характеризуется одновре­менным пребыванием личности внутри определенной социальной группы и вне ее. Отсюда термин «марги­нальная личность» (буквально: личность, находящая­ся на краю.

41. Я-КОНЦЕПЦИЯ И САМООЦЕНКА

Как бы мы ни определяли личность, ее понимание в любой современной концепции исходит из тенден­ции видеть в самом индивиде главный источник регу­ляции собственного поведения. Сознание как состоя­ние собственного бытия отличает человека от других живых существ. Важнейшим проявлением сознания каждого человека как своеобразного отражения реальности является самосознание. Это выделение человеком себя из окружающего мира, противопо­ставление себя (своего Я) всему другому (не-Я), осо­знание себя, своих целей, действий, переживаний, собственного внутреннего мира.

Самосознание, или «психологическое состояние, в котором человек воспринимает себя как объект вни­мания», начинает формироваться очень рано.

Термин «Я-концепция» появился в научном языке, на рубеже XIX-XX вв. в связи с представлениями о дуальной природе человека как познающего субъек­та и познаваемого объекта. Американский психолог У. Джемсе книге «Принципы психологии» первый пред­ложил идею «Я-концепции» и внес существенный вклад в ее разработку. Согласно Джемсу, глобальное «Я» (личность) содержит в себе два аспекта: эмпири­ческого объекта (Me), познаваемого субъективным оценивающим сознанием (Г).

«Я» как объект содержит в себе четыре аспекта:

Эти аспекты образуют для каждого человека уникальный образ, или совокупность представлений о себе как личности. Дальнейшее развитие теории «Я-концелции» шло в направлении унификации кон­цептуально-терминологического аппарата для описа­ния «Я-концепции» и поисков надежных эмпирических

референтов для изменения, результатом чего стало представление ее как совокупности, или структуры, устанровок индивида на самого себя. Установки груп­пируются в три категории: -

«Я-концепция» - совокупность представлений о себе и своем месте в мире.

«Я-концепция» - предпосылка и следствие социально­го взаимодействия. Это не статическое, а динамическое образование личности, основа формирования его со­циального поведения и черт характера. Фактически психо­лога фиксируют у человека не один образ «Я», а множество сменяющих друг друга образов, обретающих свое значе­ние в данной ситуации социального взаимодействия.

В целом под «Я-концепцией» понимают совокуп­ность установок. Большинство исследователей вы­деляют в структуре «Я-концепции» компонента.

1. Когнитивные компоненты - Я-образ, он склады­ вается из:

2. Эмоционально-оценочный компонент - самоува­ жение, самокритичность, себялюбие, самоуничиже­ ние и др. - суждения на основе:

  1. Конативный (поведенческий, волевой) компонент: стремление быть понятым, завоевать симпатии, уваже­ ние, повысить свой статус, уклониться от критики и т.д.