55. Проблема группы в социальной психологии
Проблема групп, в которые объединяются люди в процессе своей жизнедеятельности, является важнейшим вопросом не только социальной психологии, но и социологии. Для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе. В общественных науках имеется двоякое употребление понятия «группа». В практике демографического анализа имеются в виду условные группы: произвольные объединения (группировки) людей по какому-либо общему признаку, необходимому в данной системе анализа. Это представлено прежде всего в статистике, когда необходимо выделить группу людей, имеющих какой-либо определенный уровень образования, болеющих сердечно-сосудистыми заболеваниями, и т.д. Иногда в таком понимании термин «группа» употребляется и в психологии, когда, например, в результате тестовых испытаний «конструируется» группа людей, давших показатели в каких-то одних пределах. Другая группа - с другими показателями и т.д.
Иногда под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, в которых определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.
Именно в рамках этого второго толкования социальная психология часто имеет дело с группами, а именно в этом плане ей необходимо четко обозначить отличие своего подхода от социологического. С точки зрения социологического подхода самое главное - отыскать объективный критерий различных групп, хотя таких критериев может быть много. Иногда таким критерием может быть определенное место, которое занимает группа в системе данных общественных отношений. Социология порой с точки
зрения этого объективного критерия анализирует каждую социальную группу, ее соотношение с обществом, с личностями, в нее входящими. Для социально-психологического подхода характерен другой угол зрения, человек является членом многочисленных социальных групп, так как выполняет различные функции. Он формируется в «пересечении» этих групп: является точкой, в которой пересекаются различные групповые влияния. Для личности это имеет два важных последствия: с одной стороны, определяет объективное место личности в системе социальной деятельности, с другой - сказывается на формировании сознания личности. Именно личность оказывается включенной в систему взглядов, представлений, норм, ценностей многочисленных групп. Какова «равнодействующая» этих групповых влияний, таково и содержание сознания личности. Необходимо определить, что значит для человека группа в психологическом плане, какие ее характеристики значимы для личности. Здесь имеется большая трудность соотнесения социологического и психологического подхода, который тоже имеет свою традицию рассмотрения групп.
Итак, что же дает для социальной психологии определение группы как простого множества, элементом которого являются человек или даже люди, отличающиеся общностью социальных норм и моральных ценностей и находящиеся в определенных отношениях друг к другу? Во-п|ервых, можно достаточно четко констатировать на-личие не одного человека, а многих. Здесь мы вправе говорить o группe. Но из-за отсутствия характеристик этой группы из анализа выпадает «содержательная» сторона этого множества и остается лишь тот факт, что людей в данном случае «много», т.е. весьма формальная характиристика деятельности собранных вместе индивидов. Сам по себе факт наличия отношений между людьми в рамках какого-то объединения существен, отсутствие расшифровки характера отношений обесценивает это дополнение. Те или иные отношения, конечно, возникают всегда, если присутствуют несколько человек, а не один, даже если посадить рядом двух незнакомых людей.
- 1. Место социальной психологии в системе научного знания. Предмет и задачи
- 2. Современные представления о предмете социальной психологии
- 3. Задачи социальной психологии в обществе
- 4. Теоретические предпосылки процесса становления социальной психологии
- 5. Выделение социальной психологии в самостоятельную область знания
- 6. Этапы развития социально-психологического знания
- 7. Закономерности общения и взаимодействия людей
- 8. Экспериментальные схемы регистрации взаимодействия
- 9. История становления и развития социально-психологических идей
- 10. Экспериментально-теоретическое развитие социальной лсихологии (с 20-х гг. XX в. По настоящее время)
- 11. Социально-деятельностная природа общения
- 12. Роль взаимодействия в системе общения
- 13. Общение как коммуникативный процесс
- 14. Общение как восприятие и взаимопонимание людьми друг друга
- 15. Социально-психологическая характеристика личности
- 16. Социализация личности
- 17. Большие социальные группы
- 18. Классификация больших групп
- 19. Психология толпы
- 20. Виды толпы
- 21. Структура толпы
- 22.Психологические особенности поведения человека в толпе
- 23.Психологические особенности этнических групп. Диффузные группы
- 24. Психология слухов
- 25. Психология паники
- 26. Структура группы
- 27. Потребности малых групп
- 28. Традиции и мнения малых групп
- 29. Настроение малых групп
- 30. Социально-психологический климат группы
- 31. Психологическая совместимость членов группы
- 32. Характер принятия решений в группах
- 33. Метод мозгового штурма
- 34. Социальные группы: характеристики, функции, классификация
- 35. Основные характеристики группы
- 1. Размер группы.
- 36. Размер группы
- 37. Функции группы
- 38. Формы группового объединения
- 39. Понятие больших социальных общностей в психологии
- 40. Типы референтных групп
- 42. Формирование я-концепции
- 43.Социальная идентичность
- 44. Лидерство и руководство в группах и организациях
- 45. Теории лидерства
- 46. Автократическое лидерство
- 47. Подход к взаимодействию в концепции символического интеракционизма
- 48. Взаимодействие как организация совместной деятельности
- 49. Понятие социальной перцепции
- 50. Механизмы взаимопонимания в процессе общения
- 51. Точность межличностной перцепции
- 52. Психологические способы воздействия в процессе общения
- 53. Заражение. Внушение
- 54. Подражание
- 55. Проблема группы в социальной психологии
- 56. Группа как субъект деятельности
- 57. Основные характеристики групп
- 58. Роль индивида в группе
- 59. Классификация групп
- 60. Специфические регуляторы больших групп
- 61. Особенности психологии классов
- 62. Эмоциональная сфера классовых потребностей больших групп
- 63. Психологические особенности этнических групп
- 64. Групповая сплоченность
- 65. Методологическое значение социально-психологической теории коллектива
- 66. Подход к исследованию личности в социологии и общей психологии
- 67. Специфика социально-психологической проблематики личности
- 68. Содержание процесса социализации
- 69. Стадии процесса социализации
- 70. Социальная установка. Основные понятия
- 71. Иерархическая структура социальных установок
- 72. Уровни диспозиции
- 73. Изменение социальных установок
- 75. Социально-психологические качества личности
- 76. Перспектива исследований личности в социальной психологии
- 77. Особенности прикладного исследования в социальной психологии
- 79. Эффективность прикладных исследований в социальной психологии
- 80. Экспериментальный период развития социальной психологии
- 81. Развития отечественной социальной психологии
- 82.. Прикладные исследования и практическая социальная психология. Промышленное производство
- 83. Основные направления прикладных
- 84. Социально-психологические теории. Теоретическое постижение мира
- 85. Социально-психологические теории. Теории имплицитные и научные
- 86. Социально-психологические теории.Теории в социальной психологии
- 87. Социально-психологические теории. Модель научного развития
- 88. Социально-психологические теории. Эволюция бихевиоризма
- 89. Социально-психологические теории. Необихевиоризм
- 90. Проксемика и пространственно-временная организация коммуникативного процесса