logo
лекции по социальной психологии (Шп

10. Экспериментально-теоретическое развитие социальной лсихологии (с 20-х гг. XX в. По настоящее время)

Развитие теоретического и экспериментального социально-психологического знания (с 20-х гг. XX в. по настоящее время): необихевиористское, когнити-вистское, психоаналитическое, интеракционистское, культурологическое и отечественное направления в развитии социальной психологии.

Необихевиористские концепции: 1) теория аг­рессии и подражания (Н. Миллер, Д. Доллард, А. Банду­ра) об оперантной обусловленности поступков и посе­дения, о промежуточных переменных между стимулами и реакциями; 2) теории диадического взаимодействия: а) теория «взаимодействия исходов» (Д. Тибо, Г. Кел-ли) о зависимости взаимоотношений от суммы «возна­граждений», получаемых каждым (выигрыш в статусе, власти и т.п.); б) теория социального обмена Г. Хоман-са о зависимости качества взаимодействия от соотно­шения «вознаграждений» (позитивных подкреплений) и «издержек» (негативных подкреплений). Когнитивистская социальная психология 1. Теории когнитивного соответствия: а) теория структурного баланса Ф. Хайдера (Р-О-Х) -поведение человека обусловлено стремлением к сбалансированию межличностных отношений, от­ношений с миром; б {теория коммуникативных актов Т. Ныокома- у по­зитивно относящихся в диаде друг к другу имеет место тенденция к развитию сходных ориентации по отношению к объекту путем снятия дисбаланса; в (теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера -переживание противоречия между знанием и пове­дением (две когнитивные структуры) как фактор, по­буждающий к действию; г) теория конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума об изменении отношений личности под влиянием потребности установить соответствие когнитивнойструктуры (знаний, отношений), одновременно

к двум объектам.

2. Когнитивный подход С. Аша, Д. Креча, Р. Крачфил-да о восприятии человеком социальной действитель­ности а зависимости от предшествующего знания, о «перцептивной интеграции» (соединении старого и нового знания).^

Психоаналитическое направление социальной пси­хологии о роли бессознательного в динамике разви­тия личности

  1. Динамическая теория функционирования группы В. Байона.

  2. Теория группового развития В. Бенниса и Г. Ше-ларда о двух фазах развития группы (решение вопроса о лидерстве и установление межличностных отношений).

  3. Трехмерная теория интерперсонального пове­дения В. Шутца о 3 этапах развития группы (включе­ние, контроль, любовь).

Интеракционистское направление в социаль­ной психологии

  1. Концепция символического интеракционизма Джорджа Мида о личности как продукте социального взаимодействия на основе символов {мимики, жестов), принятия роли другого, о зависимости поведения инди­вида от структуры личности, ее роли и референтной груп­пы. Чикагская школа (Г. Блумер): поведение челове­ка - это динамический процесс, его можно объяснить на основе символов, но нельзя предсказать; Айовская школа (М. Кун): познав самооценку личности, в том числе на основе символов, можно предсказать ее поведение.

  2. Ролевые теории (Т. Сарбин, Э. Гоффман, Р. Лин-тон, Р. Ромметвейт, Н. Гросс) о видах социальных ро­лей (конвенциональные, предписанные, активные и ла­тентные), о межролевом и внутриролевом конфликтах

  3. Теории референтной группы (Т. Хайман, Т. Ныо-ком, М. Шериф): Т. Ньюком о типах референтных групп (позитивные, негативные); М. Шериф о группах член­ства и референтных группах и их роли в формирова­нии социальных установок .