60. Специфические регуляторы больших групп
Существуют специфические регуляторы социального поведения в больших группах, которых нет в малых группах. Это нравы, обычаи, традиции. Образ жизни группы также дает важную характеристику, рассматривается в единстве особенности жизненной позиции таких групп вместе со специфическими регуляторами поведения. Исследование образа жизни в социально-психологическом плане представляет собой изучение особых форм общения, особого типа контактов, складывающихся между людьми. В рамках определенного образа жизни приобретают особое значение интересы, ценности, потребности. Наличие специфического языка играет не последнюю роль в психологической характеристике. Это характерно для этнических групп, для других групп язык может выступать как определенный жаргон (например, свойственный профессиональным группам или такой возрастной группе, как молодежь). Какова структура больших социальных групп? Более непосредственной формой отражения является отражение на ступени общественной психологии. Высшую ступень представляет собой идеология. Общественная психология возникает, опираясь на непосредственный социальный опыт определенных общественных групп, поэтому, строго говоря, она и есть психология больших групп, прежде всего классов. Для социальной психологии важным является вопрос о соотношении общественной психологии и идеологии, но прежде всего ее непосредственно интересует само содержание «общественной психологии».
Особое внимание феномену общественной психологии уделил Г.В. Плеханов, предложив «пятичлен-ную формулу», которая описывает структуру общества:
производительные силы;
производственные отношения;
форма общества, выражающая эти отношения, т.е. общественный и политический строй ;
4(определенное состояние духа и нравов, соответствующее этой форме, т.е. общественная психология; 5)литературиые, философские, политические взгляды, т.е. идеология.
Опосредующим звеном между экономическим развитием и историей культуры в широком смысле этого слова являются обусловленные социально-экономическим развитием изменения в психологии людей. Эти изменения очевидны прежде всего не как индивидуальные изменения в установках, взглядах, интересах каждой отдельной личности, но как изменения, характерные для больших групп. Влияние сходных условий существования определенной группы на сознание ее представителей осуществляется двумя путями:
через личный жизненный опыт каждого члена группы, определяемый социально-экономическими условиями жизни всей группы;
через общение, большая часть которого происходит в определенной социальной среде с четко выраженными чертами данной группы.
В общественной психологии существует целый ряд элементов, включающих в себя различные психические свойства, психические процессы и психические состояния, равно как этими же элементами обладает и психика отдельного человека. Кроме того, в целях более детального анализа можно выделить две составные части общественной психологии: динамические ее элементы -то, что у Г.В. Плеханова было обозначено как «настроения умов и чувств», и более устойчивые образования, в которые включаются навыки, привычки, традиции, интересы и т.д. Более точное определение элементов дано исследователями Г.Г. Дилигенским, А.И. Горячевой, Ю.В. Бройлей и др. Они выделяют две Обозначенные составные части в ее содержании: 1) психологический склад как более устойчивое образование. Сюда могут быть отнесены социальный или национальный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы и т.п.; 2) эмоциональная сфера как подвижное динамическое образование, в которую входят потребности, интересы, настроение.
- 1. Место социальной психологии в системе научного знания. Предмет и задачи
- 2. Современные представления о предмете социальной психологии
- 3. Задачи социальной психологии в обществе
- 4. Теоретические предпосылки процесса становления социальной психологии
- 5. Выделение социальной психологии в самостоятельную область знания
- 6. Этапы развития социально-психологического знания
- 7. Закономерности общения и взаимодействия людей
- 8. Экспериментальные схемы регистрации взаимодействия
- 9. История становления и развития социально-психологических идей
- 10. Экспериментально-теоретическое развитие социальной лсихологии (с 20-х гг. XX в. По настоящее время)
- 11. Социально-деятельностная природа общения
- 12. Роль взаимодействия в системе общения
- 13. Общение как коммуникативный процесс
- 14. Общение как восприятие и взаимопонимание людьми друг друга
- 15. Социально-психологическая характеристика личности
- 16. Социализация личности
- 17. Большие социальные группы
- 18. Классификация больших групп
- 19. Психология толпы
- 20. Виды толпы
- 21. Структура толпы
- 22.Психологические особенности поведения человека в толпе
- 23.Психологические особенности этнических групп. Диффузные группы
- 24. Психология слухов
- 25. Психология паники
- 26. Структура группы
- 27. Потребности малых групп
- 28. Традиции и мнения малых групп
- 29. Настроение малых групп
- 30. Социально-психологический климат группы
- 31. Психологическая совместимость членов группы
- 32. Характер принятия решений в группах
- 33. Метод мозгового штурма
- 34. Социальные группы: характеристики, функции, классификация
- 35. Основные характеристики группы
- 1. Размер группы.
- 36. Размер группы
- 37. Функции группы
- 38. Формы группового объединения
- 39. Понятие больших социальных общностей в психологии
- 40. Типы референтных групп
- 42. Формирование я-концепции
- 43.Социальная идентичность
- 44. Лидерство и руководство в группах и организациях
- 45. Теории лидерства
- 46. Автократическое лидерство
- 47. Подход к взаимодействию в концепции символического интеракционизма
- 48. Взаимодействие как организация совместной деятельности
- 49. Понятие социальной перцепции
- 50. Механизмы взаимопонимания в процессе общения
- 51. Точность межличностной перцепции
- 52. Психологические способы воздействия в процессе общения
- 53. Заражение. Внушение
- 54. Подражание
- 55. Проблема группы в социальной психологии
- 56. Группа как субъект деятельности
- 57. Основные характеристики групп
- 58. Роль индивида в группе
- 59. Классификация групп
- 60. Специфические регуляторы больших групп
- 61. Особенности психологии классов
- 62. Эмоциональная сфера классовых потребностей больших групп
- 63. Психологические особенности этнических групп
- 64. Групповая сплоченность
- 65. Методологическое значение социально-психологической теории коллектива
- 66. Подход к исследованию личности в социологии и общей психологии
- 67. Специфика социально-психологической проблематики личности
- 68. Содержание процесса социализации
- 69. Стадии процесса социализации
- 70. Социальная установка. Основные понятия
- 71. Иерархическая структура социальных установок
- 72. Уровни диспозиции
- 73. Изменение социальных установок
- 75. Социально-психологические качества личности
- 76. Перспектива исследований личности в социальной психологии
- 77. Особенности прикладного исследования в социальной психологии
- 79. Эффективность прикладных исследований в социальной психологии
- 80. Экспериментальный период развития социальной психологии
- 81. Развития отечественной социальной психологии
- 82.. Прикладные исследования и практическая социальная психология. Промышленное производство
- 83. Основные направления прикладных
- 84. Социально-психологические теории. Теоретическое постижение мира
- 85. Социально-психологические теории. Теории имплицитные и научные
- 86. Социально-психологические теории.Теории в социальной психологии
- 87. Социально-психологические теории. Модель научного развития
- 88. Социально-психологические теории. Эволюция бихевиоризма
- 89. Социально-психологические теории. Необихевиоризм
- 90. Проксемика и пространственно-временная организация коммуникативного процесса