logo
лекции по социальной психологии (Шп

7. Закономерности общения и взаимодействия людей

К серединеXIX в. возникли первые формы собствен­но социально-психологического знания.

Первые теории не могли базироваться на какой бы то ни было исследовательской практике, но, напротив, весьма походили на конструкции универсальных энцик­лопедических схем, характерных для философии той эпохи. Кроме того, эти концепции неизбежно создава­лись в канонах философского знания, в результате чего и социальная психология приобретала характер про­сто описательной дисциплины. Из всего многообразия первых социально-психологических теорий обычно выделяют три, наиболее значительные: 1) теория пси­хологии народов; 2) теория психологии масс; 3) тео­рия инстинктов социального поведения.

По классификации немецких исследователей Г. Гиб-та и М. Форверга критерием их различения является (0 способ анализа взаимоотношения личности и общества. При выяснении этой проблемы возмож­ны два решения, а именно: признание примата лич­ности или примата общества. Примером первого ре­шения являются психология масс и теория инстинктов социального поведения, а примером второго реше­ния - психология народов. Однозначно оба эти ре­шения найдут свое продолжение в истории социаль­ной психологии на последующих этапах ее развития.

Психология народов сложилась одной из первых в XIX в. в Германии. Здесь с помощью выделенного нами критерия психологии народов предлагалось «коллективистическое» решение вопроса о соотношении личности и общества, а именно: в ней допускалось субстанциональное существо­вание «саерхиндивидуальной души», подчиненной «сверхин­дивидуальной целостности», каковой является народ (на­ция). Процесс образования нации приобрел в то время в Германии специфическую форму в связи с объединени­ем раздробленных феодальных земель. Не случайно эта специфика получила отражение в ряде теоретических концепций немецкого обществоведения той эпохи и оказала влияние на психологию народов. Источниками послужили в какой-то мере философские учения Гегеля о «народном духе» и идеалистическая психология Гербарта.

Психология масс зто другая форма первых социаль-но-гюихояогических теорий. Только по предложенному выше фитерию она дает решение водросаовзвимоотно-цпнии личности и общества с «индивидуалистических» позиций. Тебрт родилась во Франции во второй полови­не ХК в. В основе этой твор«жлвж1гг концепция подража­ния Г. Тарда. Социальное поведение, по мнению этого автора, не имеет другого объяснения, кроме подража­тельного. Эта идея учитывает иррациональные моменты в социальном поведении, поэтому и оказывается более продуктивной. Эти две идеи Г. Тарда (роль иррациональ­ных моментов в социальном поведении и роль подража­ния) были усвоены непосредственными создателями пси­хологии масс С. Сигеле и Г. Лебоном.

Говоря о третьей концепции - теории инстинктов со­циального поведения В. Макдуталла, - надо сказать, что она стоит в первых рядах социально-психологических построений. Работа психолога В. Макдугалла «Введе­ние в социальную психологию» вышла в 1908 г., и этот год считается годом окончательного утверждения со­циальной психологии как самостоятельной науки. В том же 1908 г. вышла в свет книга социолога Э. Росса «Со­циальная психология». Выход этой книги достаточно римволичен, так как психолог и социолог в один и тот же год издали первый систематический курс по одной и той же дисциплине. Конечно, год этот можно весьма условно считать началом новой эры в социальной пси­хологии, так как в 1897 г. Дж. Болдуин опубликовал книгу «Исследования по социальной психологии», которая претендовала на первое систематическое руководство. Дж. Болдуин в этом руководстве развил идею о двух видах наследственности: естественной и социальной. Последняя строится на подражании, происходящем в обществе «обмене внушениями», что и регулирует взаимоотношения людей.