1. Место социальной психологии в системе научного знания. Предмет и задачи
Социальная психология как самостоятельная наука возникла на стыке двух наук - социологии и психологии. Определение границ социальной-лсихологии связано с пониманием ее соотношения с социологией и психологией. В решении этого вопроса можно выделить несколько подходов.
В рамках интрадисциплинарного подхода социальная психология рассматривается как составная часть: а) психологии; б) социологии.
в рамках интердисциплинарного подхода социальная психология рассматривается как наука на стыке психологии и социологии, включающая Определенную часть и социологии, и психологии, и как полностью самостоятельная наука.
Существует ряд проблем, рассмотрение которых без совмещения знаний этих наук невозможно, и различные общественные явления требовали своего осмысления с психологической и социальной точек зрения. Кроме того, данная дисциплина одновременно развивалась и формировалась в рамках данных наук, что создает достаточно трудностей с определением предмета социальной психологии на современном этапе. Таким образом, исторически к вопросу об определении предмета социальной психологии сложились три подхода.
Социальная психология как наука о «массовйдных явлениях психики». В рамках этого подхода, во-первых, предлагалось изучать большие социальные группы (такие их психологические особенности, как традиции, нравы, обычаи, и такие специфические явления, как общественное мнение, слухи, мода); во-вторых, утверждалась необходимость изучения коллективов.
Социальная психология как наука о личности (утверждалась необходимость изучения психологических особенностей личности и ее положения в группе, в системе межличностных отношений и общения в целом).
3. Синтез двух предыдущих подходов: социальная психология как наука, изучающая массовые психические процессы и положение личности в группеЦаким образом, социальная психология (предмет социальной психологии) включает: социальную психологию личности (особенности психической деятельности человека, обусловленные его включенностью в социальные группы); гкмхологические особенности больших и малых социальных групп; психологические особенности межличностного общения и взаимодействия. Определение теоретических и практических задач социальной психологии остается до сих пор дискуссионной проблемой. Можно выделить основные задачи, которые стоят перед социальной психологией на современном этапе. 1. Продолжение дискуссии, которая поможет углубить и точнее представить круг проблем, относящихся к предмету изучения социальной психологии и ее связи с другими науками. 2. Так как задачи социальной психологии корректируются и формируются под влиянием конкретного общества, то стоит задача более глубокого изучения и осмысления социально-психологических процессов, происходящих в стране, обществе данного типа. 3. Так как политическая и экономическая ситуация в стране не стоит на месте, постоянно изменяются и различные социально-психологические явления (классовые, этнические, политические, экономические, идеологические и др.). Это оказывает влияние на теоретическую часть социально-психологического знания. 4.Социально-психологические исследования изменений в массовом сознании, общественных настроениях и общественном мнении, конкретных общественных отношениях. 5. Рассмотрение увеличения роли социальной психологии в условиях реформирования общества. 6. Взаимодействие социальной психологии с прикладной и практической психологией. 7. Обеспечение взаимосвязи отечественной социальной психологии с различными направлениями зарубежной социальной психологии.
- 1. Место социальной психологии в системе научного знания. Предмет и задачи
- 2. Современные представления о предмете социальной психологии
- 3. Задачи социальной психологии в обществе
- 4. Теоретические предпосылки процесса становления социальной психологии
- 5. Выделение социальной психологии в самостоятельную область знания
- 6. Этапы развития социально-психологического знания
- 7. Закономерности общения и взаимодействия людей
- 8. Экспериментальные схемы регистрации взаимодействия
- 9. История становления и развития социально-психологических идей
- 10. Экспериментально-теоретическое развитие социальной лсихологии (с 20-х гг. XX в. По настоящее время)
- 11. Социально-деятельностная природа общения
- 12. Роль взаимодействия в системе общения
- 13. Общение как коммуникативный процесс
- 14. Общение как восприятие и взаимопонимание людьми друг друга
- 15. Социально-психологическая характеристика личности
- 16. Социализация личности
- 17. Большие социальные группы
- 18. Классификация больших групп
- 19. Психология толпы
- 20. Виды толпы
- 21. Структура толпы
- 22.Психологические особенности поведения человека в толпе
- 23.Психологические особенности этнических групп. Диффузные группы
- 24. Психология слухов
- 25. Психология паники
- 26. Структура группы
- 27. Потребности малых групп
- 28. Традиции и мнения малых групп
- 29. Настроение малых групп
- 30. Социально-психологический климат группы
- 31. Психологическая совместимость членов группы
- 32. Характер принятия решений в группах
- 33. Метод мозгового штурма
- 34. Социальные группы: характеристики, функции, классификация
- 35. Основные характеристики группы
- 1. Размер группы.
- 36. Размер группы
- 37. Функции группы
- 38. Формы группового объединения
- 39. Понятие больших социальных общностей в психологии
- 40. Типы референтных групп
- 42. Формирование я-концепции
- 43.Социальная идентичность
- 44. Лидерство и руководство в группах и организациях
- 45. Теории лидерства
- 46. Автократическое лидерство
- 47. Подход к взаимодействию в концепции символического интеракционизма
- 48. Взаимодействие как организация совместной деятельности
- 49. Понятие социальной перцепции
- 50. Механизмы взаимопонимания в процессе общения
- 51. Точность межличностной перцепции
- 52. Психологические способы воздействия в процессе общения
- 53. Заражение. Внушение
- 54. Подражание
- 55. Проблема группы в социальной психологии
- 56. Группа как субъект деятельности
- 57. Основные характеристики групп
- 58. Роль индивида в группе
- 59. Классификация групп
- 60. Специфические регуляторы больших групп
- 61. Особенности психологии классов
- 62. Эмоциональная сфера классовых потребностей больших групп
- 63. Психологические особенности этнических групп
- 64. Групповая сплоченность
- 65. Методологическое значение социально-психологической теории коллектива
- 66. Подход к исследованию личности в социологии и общей психологии
- 67. Специфика социально-психологической проблематики личности
- 68. Содержание процесса социализации
- 69. Стадии процесса социализации
- 70. Социальная установка. Основные понятия
- 71. Иерархическая структура социальных установок
- 72. Уровни диспозиции
- 73. Изменение социальных установок
- 75. Социально-психологические качества личности
- 76. Перспектива исследований личности в социальной психологии
- 77. Особенности прикладного исследования в социальной психологии
- 79. Эффективность прикладных исследований в социальной психологии
- 80. Экспериментальный период развития социальной психологии
- 81. Развития отечественной социальной психологии
- 82.. Прикладные исследования и практическая социальная психология. Промышленное производство
- 83. Основные направления прикладных
- 84. Социально-психологические теории. Теоретическое постижение мира
- 85. Социально-психологические теории. Теории имплицитные и научные
- 86. Социально-психологические теории.Теории в социальной психологии
- 87. Социально-психологические теории. Модель научного развития
- 88. Социально-психологические теории. Эволюция бихевиоризма
- 89. Социально-психологические теории. Необихевиоризм
- 90. Проксемика и пространственно-временная организация коммуникативного процесса