36. Размер группы
Различные авторы, говоря о численности группы, называют различные цифры. С точки зрения оптимальности руководства малой группой считается, что она должна состоять из 5-9 человек. Эти цифры соответствуют так называемому числу 7±2 (объем оперативной памяти человека). Вопрос о численности членов малой группы является для социальных психологов пока дискуссионным.
Одним из важных факторов, определяющих свойства группы, является ее размер, численность. Большинство исследователей, говоря о численности группы, начинают с диады - соединения двух лиц. Так, супружеская чета уже представляет собой социальную группу, поскольку обладает всеми признаками, характерными для такого человеческого образования. Иную точку зрения высказывает польский социолог Я. Щепаньский, который полагает, что группа включает в себя не менее трех человек.
Диады (группы, состоящие из двух человек) отли-' чаются следующими чертами:
требуют устойчивых личностно значимых отношений между партнерами;
отношения должны быть упорядоченными и позитивными;
являются очень хрупкими;
- в таких группах создаются условия для более пол ного и глубокого эмоционального удовлетворения. Конечно, диада представляет собой специфиче ское человеческое образование. С одной стороны, межличностные связи в диаде могут отличаться боль шой прочностью. Возьмем, например, «любленных, друзей. По сравнению с другими группами принад лежность к диаде вызывает гораздо более высокую степень удовлетворенности ее членов. С другой сто роны, диаде как группе свойственна и особая хруп-
t кость. Большинство групп продолжает существова ние, если лишается одного из своих членов, диада в этом случае распадается.
Диады существуют по принципу личной дружбы, в противном случае она превратится в конфликтующую группу. Кстати, так зачастую и происходит. Причем чем крепче была дружба, тем яростнее затем становится противодействие. Почему? Все дело в том, что в процессе установления значимых отношений в диаде происходит доверительный взаимообмен информацией о себе. Но такие отношения продолжаются до тех пор, пока не пересекутся личностные интересы, когда оба члена группы вынуждены определиться и кто-то должен сделать уступку другому. Если такового не происходит и каждый член диады рассчитывает на уступку другого, начинается конфликт. По этому поводу В. Шекспир писал в «Гамлете»: "А кто в беде спешит к былым друзьям, тот в недругов их превращает сам».
Триада - группа из трех человек - представляет собой группу, где объективно устанавливаются более сложные отношения. Взаимоотношения в триаде также отличаются своей специфичностью. Каждый из членов триады может действовать в двух направлениях: способствовать укреплению этой группы или, наоборот, стремиться к ее разъединению. Это связано с тем, что постепенно в процессе функционирования группы происходит сближение между двумя членами группы и исключение из нее третьего. Как замечал немецкий социолог Г. Зиммель, в триаде проявляется тенденция к объединению двух членов группы против третьего. Получается, как в поговорке «Третий - лишний». По взглядам Г. Зиммеля, третий член группы может играть одну из следующих ролей:
безучастного посредника;
оппортуниста, который использует двух других в своих целях;
тактика, действующего по принципу «разделяй и властвуй».
- 1. Место социальной психологии в системе научного знания. Предмет и задачи
- 2. Современные представления о предмете социальной психологии
- 3. Задачи социальной психологии в обществе
- 4. Теоретические предпосылки процесса становления социальной психологии
- 5. Выделение социальной психологии в самостоятельную область знания
- 6. Этапы развития социально-психологического знания
- 7. Закономерности общения и взаимодействия людей
- 8. Экспериментальные схемы регистрации взаимодействия
- 9. История становления и развития социально-психологических идей
- 10. Экспериментально-теоретическое развитие социальной лсихологии (с 20-х гг. XX в. По настоящее время)
- 11. Социально-деятельностная природа общения
- 12. Роль взаимодействия в системе общения
- 13. Общение как коммуникативный процесс
- 14. Общение как восприятие и взаимопонимание людьми друг друга
- 15. Социально-психологическая характеристика личности
- 16. Социализация личности
- 17. Большие социальные группы
- 18. Классификация больших групп
- 19. Психология толпы
- 20. Виды толпы
- 21. Структура толпы
- 22.Психологические особенности поведения человека в толпе
- 23.Психологические особенности этнических групп. Диффузные группы
- 24. Психология слухов
- 25. Психология паники
- 26. Структура группы
- 27. Потребности малых групп
- 28. Традиции и мнения малых групп
- 29. Настроение малых групп
- 30. Социально-психологический климат группы
- 31. Психологическая совместимость членов группы
- 32. Характер принятия решений в группах
- 33. Метод мозгового штурма
- 34. Социальные группы: характеристики, функции, классификация
- 35. Основные характеристики группы
- 1. Размер группы.
- 36. Размер группы
- 37. Функции группы
- 38. Формы группового объединения
- 39. Понятие больших социальных общностей в психологии
- 40. Типы референтных групп
- 42. Формирование я-концепции
- 43.Социальная идентичность
- 44. Лидерство и руководство в группах и организациях
- 45. Теории лидерства
- 46. Автократическое лидерство
- 47. Подход к взаимодействию в концепции символического интеракционизма
- 48. Взаимодействие как организация совместной деятельности
- 49. Понятие социальной перцепции
- 50. Механизмы взаимопонимания в процессе общения
- 51. Точность межличностной перцепции
- 52. Психологические способы воздействия в процессе общения
- 53. Заражение. Внушение
- 54. Подражание
- 55. Проблема группы в социальной психологии
- 56. Группа как субъект деятельности
- 57. Основные характеристики групп
- 58. Роль индивида в группе
- 59. Классификация групп
- 60. Специфические регуляторы больших групп
- 61. Особенности психологии классов
- 62. Эмоциональная сфера классовых потребностей больших групп
- 63. Психологические особенности этнических групп
- 64. Групповая сплоченность
- 65. Методологическое значение социально-психологической теории коллектива
- 66. Подход к исследованию личности в социологии и общей психологии
- 67. Специфика социально-психологической проблематики личности
- 68. Содержание процесса социализации
- 69. Стадии процесса социализации
- 70. Социальная установка. Основные понятия
- 71. Иерархическая структура социальных установок
- 72. Уровни диспозиции
- 73. Изменение социальных установок
- 75. Социально-психологические качества личности
- 76. Перспектива исследований личности в социальной психологии
- 77. Особенности прикладного исследования в социальной психологии
- 79. Эффективность прикладных исследований в социальной психологии
- 80. Экспериментальный период развития социальной психологии
- 81. Развития отечественной социальной психологии
- 82.. Прикладные исследования и практическая социальная психология. Промышленное производство
- 83. Основные направления прикладных
- 84. Социально-психологические теории. Теоретическое постижение мира
- 85. Социально-психологические теории. Теории имплицитные и научные
- 86. Социально-психологические теории.Теории в социальной психологии
- 87. Социально-психологические теории. Модель научного развития
- 88. Социально-психологические теории. Эволюция бихевиоризма
- 89. Социально-психологические теории. Необихевиоризм
- 90. Проксемика и пространственно-временная организация коммуникативного процесса