48. Взаимодействие как организация совместной деятельности
Этот содержательный момент может быть хорошо раскрыт лишь при рассмотрении взаимодействия как формы организации какой-то конкретной деятельности людей. Существует общепсихологическая теория деятельности/принятая в отечественной психологической науке, которая задает и в данном случае некоторые принципы для социально-психологического исследования.
В индивидуальной деятельности основная цель может существовать не на уровне отдельных действий, а на уровне лишь деятельности как таковой, в социальной психологии смысл рассмотрения взаимодействий раскрывается лишь при условии включенности их в некоторую общую деятельность. Примером такого «включения» взаимодействий в контекст деятельности и является рассмотрение их как формы организации деятельности. Вполне естествен переход к анализу группы, в которой совершается эта совместная деятельность. Существуют общие принципы исследования взаимодействия, при помощи которых обеспечивается интерпретация этой стороны общения в контексте совместной деятельности как формы ее организации. Содержанием этих форм должно быть конкретно определенное соотношение индивидуальных «вкладов», которые делаются участниками в единый процесс деятельности. Эти вклады определяются только при условии, что будут выявлены все многообразные модели построения деятельности.
Л.И. Умацский выделяет три формы (модели) организации совместной деятельности:
1) когда каждый участник делает свою часть работы независимо друг от друга - совместно-индивидуальная деятельность;
2)когда общая задача выполняется последовательно каждым участником - совместно-последовательная деятельность (пример - конвейер); 3) когда имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными - со' вместно-взаимодействующая деятельность (пример - спортивные команды). Задача исследования взаимодействия этим не исчерпывается. Была установлена зависимость между характером коммуникации и отношениями, существующими между коммуникантами. Здесь необходимо проследить, как та или иная система взаимодействий сопряжена со сложившимися между участниками взаимодействия отношениями. Процесс общения в целом выступает как некоторая реальность и общественных, и межличностных отношений. _
Стратегия и тактика взаимодействия определены характером тех общественных отношений, которые представлены выполняемой социальной деятельностью. Тактика взаимодействия определяется непосредственным представлением о партнере. Именно в единстве этих двух моментов и создается реальная ситуация взаимодействия.
Важнейшей характеристикой здесь является совместное принятие решений. Для познания механизмов взаимодействия необходимо выяснить, как намерения, мотивы, установки одного индивида «накладываются» на представления о партнере, как то и другое проявляется в принятии совместного решения. Дальнейший анализ проблемы общения требует более детального рассмотрения вопроса о том, как формируется образ партнера по общению, от точности которого зависит успех совместной деятельности.
- 1. Место социальной психологии в системе научного знания. Предмет и задачи
- 2. Современные представления о предмете социальной психологии
- 3. Задачи социальной психологии в обществе
- 4. Теоретические предпосылки процесса становления социальной психологии
- 5. Выделение социальной психологии в самостоятельную область знания
- 6. Этапы развития социально-психологического знания
- 7. Закономерности общения и взаимодействия людей
- 8. Экспериментальные схемы регистрации взаимодействия
- 9. История становления и развития социально-психологических идей
- 10. Экспериментально-теоретическое развитие социальной лсихологии (с 20-х гг. XX в. По настоящее время)
- 11. Социально-деятельностная природа общения
- 12. Роль взаимодействия в системе общения
- 13. Общение как коммуникативный процесс
- 14. Общение как восприятие и взаимопонимание людьми друг друга
- 15. Социально-психологическая характеристика личности
- 16. Социализация личности
- 17. Большие социальные группы
- 18. Классификация больших групп
- 19. Психология толпы
- 20. Виды толпы
- 21. Структура толпы
- 22.Психологические особенности поведения человека в толпе
- 23.Психологические особенности этнических групп. Диффузные группы
- 24. Психология слухов
- 25. Психология паники
- 26. Структура группы
- 27. Потребности малых групп
- 28. Традиции и мнения малых групп
- 29. Настроение малых групп
- 30. Социально-психологический климат группы
- 31. Психологическая совместимость членов группы
- 32. Характер принятия решений в группах
- 33. Метод мозгового штурма
- 34. Социальные группы: характеристики, функции, классификация
- 35. Основные характеристики группы
- 1. Размер группы.
- 36. Размер группы
- 37. Функции группы
- 38. Формы группового объединения
- 39. Понятие больших социальных общностей в психологии
- 40. Типы референтных групп
- 42. Формирование я-концепции
- 43.Социальная идентичность
- 44. Лидерство и руководство в группах и организациях
- 45. Теории лидерства
- 46. Автократическое лидерство
- 47. Подход к взаимодействию в концепции символического интеракционизма
- 48. Взаимодействие как организация совместной деятельности
- 49. Понятие социальной перцепции
- 50. Механизмы взаимопонимания в процессе общения
- 51. Точность межличностной перцепции
- 52. Психологические способы воздействия в процессе общения
- 53. Заражение. Внушение
- 54. Подражание
- 55. Проблема группы в социальной психологии
- 56. Группа как субъект деятельности
- 57. Основные характеристики групп
- 58. Роль индивида в группе
- 59. Классификация групп
- 60. Специфические регуляторы больших групп
- 61. Особенности психологии классов
- 62. Эмоциональная сфера классовых потребностей больших групп
- 63. Психологические особенности этнических групп
- 64. Групповая сплоченность
- 65. Методологическое значение социально-психологической теории коллектива
- 66. Подход к исследованию личности в социологии и общей психологии
- 67. Специфика социально-психологической проблематики личности
- 68. Содержание процесса социализации
- 69. Стадии процесса социализации
- 70. Социальная установка. Основные понятия
- 71. Иерархическая структура социальных установок
- 72. Уровни диспозиции
- 73. Изменение социальных установок
- 75. Социально-психологические качества личности
- 76. Перспектива исследований личности в социальной психологии
- 77. Особенности прикладного исследования в социальной психологии
- 79. Эффективность прикладных исследований в социальной психологии
- 80. Экспериментальный период развития социальной психологии
- 81. Развития отечественной социальной психологии
- 82.. Прикладные исследования и практическая социальная психология. Промышленное производство
- 83. Основные направления прикладных
- 84. Социально-психологические теории. Теоретическое постижение мира
- 85. Социально-психологические теории. Теории имплицитные и научные
- 86. Социально-психологические теории.Теории в социальной психологии
- 87. Социально-психологические теории. Модель научного развития
- 88. Социально-психологические теории. Эволюция бихевиоризма
- 89. Социально-психологические теории. Необихевиоризм
- 90. Проксемика и пространственно-временная организация коммуникативного процесса