logo
лекции по социальной психологии (Шп

5. Выделение социальной психологии в самостоятельную область знания

Данный период считается наиболее плодотвор­ным в плане непосредственного выделения в са­мостоятельную область знаний социальной психо­логии.

Все конкретизируется, как правило, на двух момен­тах:

  1. на запросах по решению социально-психологиче­ских проблем, возникающих в процессе подготовки по вычислению социально-психологической про­блематики внутри двух основных родительских дис­циплин - психологии и социологии;

  2. на характеристике первых форм самостоятельного социально-психологического знания.

Период становления охватывает примерно сере­дину XIX в., когда наблюдался значительный прогресс в развитии целого ряда наук, в том числе имеющих отношение к общественной жизни.Можно в таком случае не согласиться с мнением Г. Шибутани, американского социального психоло­га, по мысли которого социальная психология стала независимой отчасти потому, что специа­листы различных областей знаний были не в состоя­нии решить некоторые свои проблемы. Как нельзя точно это определение коснулось непосредственно «родителей» социальной психологии: психологии и социолог Общая психология в некотором смысле развива­лась как психология индивида. Патопсихология как отдельная ее часть отразила специфические фор­мы взаимодействия людей, их взаимовлияние и т.д. Психиатрия, в частности, в своем использовании гипноза как специфической формы внушения, как факта зависимости психической регуляции поведения индивида от управляющих воздействий со сто­роны другого помогла вплотную подойти к пробле­ме, относящейся к концепции социальной психоло­гии.

Здесь же вскрываются первые идеи ассоциации, которые господствовали в русле общей психологии и вскоре проявили свою недостаточность, что и вы­звало попытки продолжения. Однако эти первые формы преодоления ассоциации произошли в кругах психологов, ориентирующихся на идеалистическую философию, осуществивших некоторые попытки дать представления о «первичном единстве души», кото­рые явились исходным феноменом, с помощью ко­торого можно построить объяснительные модели (Г. Гебарт, немецкий психолог). Тяга к социально-психологическим проблемам в психологии остается пока не слишком значительной (в плане теоретиче­ских концепций) Итак, психологическое направление оказалось самым жизнеспособным, поскольку психологиза­ция общественных отношений органично тракту­ется и согласуется с любыми идеалистическими истолкованиями общественной жизни. При оценке ситуации на Западе оказалось, что чрезвычайно легко смешать психологическое направление в со­циологии и социальную психологию. Это наводит на мысль, что наряду с интересными находками, касающимися отдельных характеристик психоло­гической стороны социальных явлений, психоло­гическое направление в социологии принесло много вреда становлению социальной психологии как науки.

Но впоследствии обнаружилось, что в развитии двух наук - психологии и социологии - обозначилось как бы встречное движение, закончившееся формирова­нием проблем, которые и должны были стать предме­том новой науки