logo
лекции по социальной психологии (Шп

49. Понятие социальной перцепции

Несомненным является то, что в процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участ­никами этого процесса. Взаимопонимание здесь мо­жет быть истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодей­ствию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. Это по­зволяет не просто согласовывать действие, но и уста­навливать особого рода отношения: близость, при­вязанность, выражающиеся в чувствах дружбы, симпатии, любви. Две эти стороны взаимопонимания дают основу двум направлениям исследований: в пер­вом случае - в плане анализа взаимодействия, во вто­ром - в плане анализа так называемых аттракции. И в том и в другом случаях большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению, его мысли. Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения.

В плане характеристики этой стороны общения упот­ребляются определенные термины. Достаточно час­то восприятие человека человеком обозначают как «социальная перцепция». Но слово это недостаточно точно. Термин «социальная перцепция» был введен Дж. Брунером в 1947 г. в ходе разработки так называе­мого нового взгляда на восприятие.

Изначально под социальной перцепцией понима­лась социальная детерминация перцептивных процес­сов. Затем, в частности, в социальной психологии это понятие приобрело иной смысл. Социальной перцеп­цией стали называть процесс восприятия так называе­мых социальных объектов, под которыми подразуме­вались другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Именно в этом употреблении термин закрепился в социально-психологической ли­тературе. Конечно, восприятие человека человеком. относясь к области социальной перцепции, нисколько при этом не исчерпывает ее. Если представить про­цессы социальной перцепции во всем своем многооб­разии, то получается весьма сложная и разветвлен­ная схема, включающая в себя различные варианты не только объекта, но и субъекта восприятия.

Субъектом восприятия выступает индивид, который может воспринимать другого индивида, принадлежа­щего к «своей» группе, свою собственную группу, «чу­жую» группу.

В этом случае получаются различные процессы, каждый из них обладает своими специфическими осо­бенностями. Гораздо сложнее обстоит дело в том случае, когда в качестве субъекта восприятия интер­претируется не только индивид, но и группа, в резуль­тате чего к уже составленному перечню процессов социальной перцепции следует добавить такие про­цессы, как восприятие группой своего собственного члена, восприятие группой самой себя и, наконец, восприятие группой в целом другой группы. Как пра­вило, не все из них имеют отношение к проблеме взаи­мопонимания партнеров по общению.

Если более точно обозначить то, о чем идет речь, целесообразнее говорить не о социальной перцепции вообще, а о межличностной перцепции, или межлич­ностном восприятии, так как эти процессы вовлечены в общение в том его значении, в каком оно рассмат­ривается здесь. Кроме этого, необходимо прокоммен­тировать восприятие социальных объектов, так как в результате многочисленных экспериментальных ис­следований выяснилось, что оно само обладает таки­ми многочисленными специфическими чертами, что само слово «восприятие» кажется здесь не совсем точным. Ряд феноменов, которые имеют место при фор­мировании представления о другом человеке, не укла­дывается в традиционное описание перцептивного процесса, как он дается в общей психологии.