29. Настроение малых групп
Малая группа - это двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга Дольше нескольких мгновений и воспринимают себя как «мы».
Выделяют отличительные признаки малой группы.
Пространственное и временное соприсутствие людей.
Наличие постоянной цели совместной деятельности.
Наличие в группе организующего начала.
Разделение (дифференциация) персональных ролей.
Наличие эмоциональных отношений между членами группы.
Выработка специфической групповой культуры.
Групповое настроение - это совместное переживание событий, фактов из жизни группы, сходные эмоционально-психологические состояния, овладевающие каждым членом группы и влияющие на их индивидуальное и групповое поведение, а также на результаты деятельности.
Групповое настроение может усиливать или ослаблять активность членов группы, влиять На восприятие ими получаемой информации. Здоровое групповое настроение обладает большой побудительной силой, стимулирует дополнительные источники эмоционально-психологического подъема и активности каждого члена группы.
Формами группового настроения по направленности могут быть:
положительно ориентированными: энтузиазм, порыв, увлеченность, ожидание успеха, радость и т.п.;
2)трицательно ориентированными: скука, уныние, недовольство, озлобление, обреченность, неприязнь и т.п.
Основные свойства группового настроения:
1 (сильная зависимость от сиюминутных обстоятельств, психологического склада членов группы;
возможность резкой смены положительно ориентированного настроения на отрицательное и наоборот;
относительная непродолжительность существования во времени;
4(зависимость группового настроения от эмоционального состояния немногих, а иногда и одного человека в группе; 5) обладает большой побудительной силой для всей
группы; 6(распространяется и действует на основе психического заражения.
Сопоставляя групповое мнение и групповое настроение, следует ориентироваться на следующее:
групповое мнение носит рациональный характер, т.е. связано с осознанным отношением членов группы к каким-либо событиям жизнедеятельности и детерминировано таким психическим процессом, как мышление;
групповое настроение носит иррациональный характер, т.е. неосознаваемо, поскольку связано с психическими состояниями личности и в большей степени детерминировано такими психическими процессами, ках эмоции и чувства.
Данное сопоставление ориентирует на принципиально различные подходы к управлению групповым мнением и настроением. Если в формировании группового мнения ведущими средствами и способами выступают вербальные, т.е. речевые, воздействующие на сознание членов группы, то в формировании группового настроения ведущими средствами и спо-. собами будут выступать не только вербальные, но и невербальные, например улыбка и другие эмоциональные проявления.
- 1. Место социальной психологии в системе научного знания. Предмет и задачи
- 2. Современные представления о предмете социальной психологии
- 3. Задачи социальной психологии в обществе
- 4. Теоретические предпосылки процесса становления социальной психологии
- 5. Выделение социальной психологии в самостоятельную область знания
- 6. Этапы развития социально-психологического знания
- 7. Закономерности общения и взаимодействия людей
- 8. Экспериментальные схемы регистрации взаимодействия
- 9. История становления и развития социально-психологических идей
- 10. Экспериментально-теоретическое развитие социальной лсихологии (с 20-х гг. XX в. По настоящее время)
- 11. Социально-деятельностная природа общения
- 12. Роль взаимодействия в системе общения
- 13. Общение как коммуникативный процесс
- 14. Общение как восприятие и взаимопонимание людьми друг друга
- 15. Социально-психологическая характеристика личности
- 16. Социализация личности
- 17. Большие социальные группы
- 18. Классификация больших групп
- 19. Психология толпы
- 20. Виды толпы
- 21. Структура толпы
- 22.Психологические особенности поведения человека в толпе
- 23.Психологические особенности этнических групп. Диффузные группы
- 24. Психология слухов
- 25. Психология паники
- 26. Структура группы
- 27. Потребности малых групп
- 28. Традиции и мнения малых групп
- 29. Настроение малых групп
- 30. Социально-психологический климат группы
- 31. Психологическая совместимость членов группы
- 32. Характер принятия решений в группах
- 33. Метод мозгового штурма
- 34. Социальные группы: характеристики, функции, классификация
- 35. Основные характеристики группы
- 1. Размер группы.
- 36. Размер группы
- 37. Функции группы
- 38. Формы группового объединения
- 39. Понятие больших социальных общностей в психологии
- 40. Типы референтных групп
- 42. Формирование я-концепции
- 43.Социальная идентичность
- 44. Лидерство и руководство в группах и организациях
- 45. Теории лидерства
- 46. Автократическое лидерство
- 47. Подход к взаимодействию в концепции символического интеракционизма
- 48. Взаимодействие как организация совместной деятельности
- 49. Понятие социальной перцепции
- 50. Механизмы взаимопонимания в процессе общения
- 51. Точность межличностной перцепции
- 52. Психологические способы воздействия в процессе общения
- 53. Заражение. Внушение
- 54. Подражание
- 55. Проблема группы в социальной психологии
- 56. Группа как субъект деятельности
- 57. Основные характеристики групп
- 58. Роль индивида в группе
- 59. Классификация групп
- 60. Специфические регуляторы больших групп
- 61. Особенности психологии классов
- 62. Эмоциональная сфера классовых потребностей больших групп
- 63. Психологические особенности этнических групп
- 64. Групповая сплоченность
- 65. Методологическое значение социально-психологической теории коллектива
- 66. Подход к исследованию личности в социологии и общей психологии
- 67. Специфика социально-психологической проблематики личности
- 68. Содержание процесса социализации
- 69. Стадии процесса социализации
- 70. Социальная установка. Основные понятия
- 71. Иерархическая структура социальных установок
- 72. Уровни диспозиции
- 73. Изменение социальных установок
- 75. Социально-психологические качества личности
- 76. Перспектива исследований личности в социальной психологии
- 77. Особенности прикладного исследования в социальной психологии
- 79. Эффективность прикладных исследований в социальной психологии
- 80. Экспериментальный период развития социальной психологии
- 81. Развития отечественной социальной психологии
- 82.. Прикладные исследования и практическая социальная психология. Промышленное производство
- 83. Основные направления прикладных
- 84. Социально-психологические теории. Теоретическое постижение мира
- 85. Социально-психологические теории. Теории имплицитные и научные
- 86. Социально-психологические теории.Теории в социальной психологии
- 87. Социально-психологические теории. Модель научного развития
- 88. Социально-психологические теории. Эволюция бихевиоризма
- 89. Социально-психологические теории. Необихевиоризм
- 90. Проксемика и пространственно-временная организация коммуникативного процесса