logo
лекции по социальной психологии (Шп

39. Понятие больших социальных общностей в психологии

В социальной психологии исследование характе­ристик больших социальных групп является очень сложным процессом. Выявление несоответствий между разнообразием методик изучения различных процессов в малых группах часто контактирует с от­сутствием подобных методик для исследования, на­пример, психологического облика классов, наций и других групп такого рода.

Можно смело утверждать, что социальная пси­хология без раздела о психологии больших со­циальных групп, очевидно, вообще не может пре­тендовать на то, чтобы называться социальной психологией в точном значении этого слова. Как бы ни была велика роль малых групп и непосред­ственного межличностного общения в процессах формирования личности, сами по себе эти группы не создают исторически конкретных социальных норм, ценностей, установок, потребностей. Те или иные содержательные элементы общественной психологии возникают на основе исторического опыта прежде всего больших групп, опыта, обоб­щенного знаковыми, культурными и идеологиче­скими системами. Социально-психологический ана­лиз больших групп можно рассматривать как ключ к познанию содержания психики индивида.

Прежде чем приступить к рассмотрению психоло­гических особенностей некоторых конкретных боль­ших групп, необходимо выделить как минимум те прин­ципиальные методологические вопросы, без решения которых рассмотрение не может быть успешным. Ка­кие же группы следует рассматривать в качестве «больших»? Каковы структура психологии больших групп, ее основные элементы, их соподчинение, ха рактер их взаимосвязи? Кроме того,'возникает вопрос о том, каково соотношение психики индивидов, вхо­дящих в группу, с элементами этой групповой психо­логии и какими методами можно пользоваться при изучении всех этих явлений.

Что такое «большая социальная группа»? «Боль­шое» образование людей разделяется на два вида: стихийно возникающие, достаточно кратковременно существующие общности, куда относятся толпа, пуб­лика, аудитория, и в точном значении слова со­циальные группы, т.е. группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отно­шений каждого конкретного типа общества и потому долговременные, устойчивые в своем существова­нии. К этому второму виду следует отнести прежде всего социальные классы, различные этнические группы, профессиональные группы, половозрастные группы. С этой точки зрения в качестве групп могут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые люди и т.д.

В марксистской традиции социально-психологи­ческого знания особый интерес представляет изуче­ние именно этого, второго рода «больших» групп, так как с точки зрения понимания психологических харак­теристик исторического процесса, естественно, эти группы имеют наибольшее значение. Процессы, про­текающие в группах первого вида, достаточно хоро­шо описаны в рамках других разделов социальной психологии, в частности при исследовании способов воздействия в ситуациях внеколлективного поведе­ния.

Для выделенных таким образом больших со­циальных групп характерны некоторые общие при­знаки, значимые с точки зрения социально-психоло­гического анализа и отличающие эти группы от малых групп.