logo
лекции по социальной психологии (Шп

61. Особенности психологии классов

Социально-психологическое исследование харак­теристик больших социальных групп наталкивается на целый ряд трудностей (прежде всего здесь имеются в виду исследования больших организованных, устой­чивых социальных групп). Богатство методик изуче­ния различных процессов в малых группах часто конт­растирует с отсутствием подобных методик для исследования, например, психологического облика классов, наций и других групп такого рода. Отсюда иногда рождается убеждение, что область психоло­гии больших групп вообще не поддается научному анализу. Отсутствие традиции в таком исследовании еще больше укрепляет подобные взгляды.

Если касаться вопроса, какие из четырех типов больших социальных групп имеют наибольшее зна­чение для социально-психологического анализа, то ответ будет опять же в духе марксистской социологи­ческой традиции. Этому отводится особое место, и выделение именно этой социальной группы как еди­ницы анализа социальной структуры общества имеет большое методологическое значение. По мнению В.И. Ленина, одной из главных черт отличия марк­систской социологии от буржуазного обществоведе­ния является именно специфический подход к про­блеме классов, который позволил ориентироваться в многообразных проявлениях многочисленных лич­ностей, действующих в истории, и позволил свести их' к действиям классов. Именно в классах социальная психология, опирающаяся на марксистскую социоло­гию, черпает элементы общественной психологии, ко­торые задают содержание индивидуального сознания.

Выделяют три основные линии в исследованиях психологии классов. Во-первых, выявляются психо­логические особенности различных конкретных клас­сов, которые существовали в истории и существуют настоящее время. Во-вторых, внимание концент­рируется на характеристике классовой психологии разных классов определенной эпохи, анализируется взаимосвязь психологических черт разных классов, создающая особые «черты» эпохи, Например, в свое время Ф. Энгельс говорил об эпохе ранних буржуаз--■ ных революций с точки зрения существования осо­бого умонастроения различных социальных групп. В условиях любого общества очень важно проанали­зировать не только общие черты и различные психо­логии классов, но и существующие вне их, характери­зующие общую атмосферу эпохи, включающие, кроме структуры психологических особенностей и отноше­ний, политические интересы классов. Однако все это в большей степени развито в социологии.

В-третьих, анализируются соотношения классовой психологии и психологии отдельных членов класса как частный случай проблемы соотношения психологии группы и психологии индивида, включенного в данную группу. Так, исследование в данном случае выявляет, посредством каких механизмов классовая психология воплощается в психологическом облике членов класса. Какой бы путь не был выбран для анализа, необходимо при всех условиях опираться на те общие посылки, ко­торые были приведены при определении места общест­венной психологии в структуре общественных отноше­ний. Имеется в виду «классовая психология». Характер этого феномена был отражен наиболее полно как в со­циологической, так и в психологической литературе. При разработке вопроса о содержании общественной пси­хологии Л.С. Выготским, о ее элементах чаще всего подразумевают именно психологические характеристи­ки классов, реже - наций. Следовательно, при анализе классовой психологии необходимо вновь обратиться к структуре общественной психологии групп и тщатель­но рассмотреть специфику каждого элемента, представ­ленного в психологии класса.