69. Стадии процесса социализации
Наиболее подробно вопросы социализации рассматривались в системе фрейдизма. Традиция в определении стадий социализации складывалась именно по этой схеме. С точки зрения психоанализа особое значение для развития личности имеет период раннего детства. Нов некоторых неортодоксальных психоаналитических работах временные рамки процесса социализации несколько расширяются: появились экспериментальные работы, исследующие социализацию в период отрочества и даже юности. Школы социальной психологии, ориентированные на фрейдизм, делают особый акцент на период юности. Следовательно, «распространение» социализации на периоды детства, отрочества и юности можно считать общепринятым.
Если принять за основание классификацию, которая принята как отношение к трудовой деятельности, можно выделить три основные стадии: 1)дотрудовую; 2)трудовую; 3)послетрудовую.
Дотрудовая стадия социализации включает период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, делится еще на два более или менее самостоятельных периода: 1 (ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в,школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом детства; 2) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. Это, безусловно, относится ко времени обучения в школе. Студенчество также является одной из важных социальных групп нашего общества, и проблемы социализации этой группы крайне актуальны.
Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека - весь период трудовой деятельности человека. Включение трудовой стадии развития личности в «орбиту» проблем социализации приобретает особое значение в современных условиях в связи с идеей непрерывного образования, в том числе для взрослых.
Послетрудовая стадия социализации представляет собой еще более спорный вопрос. Проблема эта достаточно нова по сравнению с проблемой социализации на трудовой стадии. Проблема пожилого возраста становится актуальной для ряда наук в современных обществах. В социальной психологии проблема геронтологии, гериатрии присутствует как проблема посяетеудовой стадии социализации. Непреодолимые затруднения возникают при попытках интерпретации послетрудового периода в жизни человека как периода развития личности. Крайним выражением этой точки зрения является идея «десо-циализации», которая наступает вслед за завершением процесса социализации. В пользу позиции сохранения в социальной активности лиц пожилого возраста говорит сам вклад в воспроизводство социального опыта. Стоит вопрос лишь об изменении типа активности личности в этот период (отыскиваются различные формы исследования активности лиц пожилого возраста).
Для социальной психологии выделение стадии социализации с точки зрения отношения к трудовой деятельности имеет большое значение. Для становления личности небезразлично, через какие социальные группы она входит в социальную среду как с точки зрения содержания их деятельности, так и с точки зрения уровня их развития. Допустим, взяв такой высший уровень развития группы, как коллектив, мы по-новому увидим содержание тех процессов, которые в совокупности составляют жизнедеятельность группы, хотя, с другой стороны, введение идей коллектива в социальную психологию не коснулось еще такой традиционной области, как проблема социализации.
- 1. Место социальной психологии в системе научного знания. Предмет и задачи
- 2. Современные представления о предмете социальной психологии
- 3. Задачи социальной психологии в обществе
- 4. Теоретические предпосылки процесса становления социальной психологии
- 5. Выделение социальной психологии в самостоятельную область знания
- 6. Этапы развития социально-психологического знания
- 7. Закономерности общения и взаимодействия людей
- 8. Экспериментальные схемы регистрации взаимодействия
- 9. История становления и развития социально-психологических идей
- 10. Экспериментально-теоретическое развитие социальной лсихологии (с 20-х гг. XX в. По настоящее время)
- 11. Социально-деятельностная природа общения
- 12. Роль взаимодействия в системе общения
- 13. Общение как коммуникативный процесс
- 14. Общение как восприятие и взаимопонимание людьми друг друга
- 15. Социально-психологическая характеристика личности
- 16. Социализация личности
- 17. Большие социальные группы
- 18. Классификация больших групп
- 19. Психология толпы
- 20. Виды толпы
- 21. Структура толпы
- 22.Психологические особенности поведения человека в толпе
- 23.Психологические особенности этнических групп. Диффузные группы
- 24. Психология слухов
- 25. Психология паники
- 26. Структура группы
- 27. Потребности малых групп
- 28. Традиции и мнения малых групп
- 29. Настроение малых групп
- 30. Социально-психологический климат группы
- 31. Психологическая совместимость членов группы
- 32. Характер принятия решений в группах
- 33. Метод мозгового штурма
- 34. Социальные группы: характеристики, функции, классификация
- 35. Основные характеристики группы
- 1. Размер группы.
- 36. Размер группы
- 37. Функции группы
- 38. Формы группового объединения
- 39. Понятие больших социальных общностей в психологии
- 40. Типы референтных групп
- 42. Формирование я-концепции
- 43.Социальная идентичность
- 44. Лидерство и руководство в группах и организациях
- 45. Теории лидерства
- 46. Автократическое лидерство
- 47. Подход к взаимодействию в концепции символического интеракционизма
- 48. Взаимодействие как организация совместной деятельности
- 49. Понятие социальной перцепции
- 50. Механизмы взаимопонимания в процессе общения
- 51. Точность межличностной перцепции
- 52. Психологические способы воздействия в процессе общения
- 53. Заражение. Внушение
- 54. Подражание
- 55. Проблема группы в социальной психологии
- 56. Группа как субъект деятельности
- 57. Основные характеристики групп
- 58. Роль индивида в группе
- 59. Классификация групп
- 60. Специфические регуляторы больших групп
- 61. Особенности психологии классов
- 62. Эмоциональная сфера классовых потребностей больших групп
- 63. Психологические особенности этнических групп
- 64. Групповая сплоченность
- 65. Методологическое значение социально-психологической теории коллектива
- 66. Подход к исследованию личности в социологии и общей психологии
- 67. Специфика социально-психологической проблематики личности
- 68. Содержание процесса социализации
- 69. Стадии процесса социализации
- 70. Социальная установка. Основные понятия
- 71. Иерархическая структура социальных установок
- 72. Уровни диспозиции
- 73. Изменение социальных установок
- 75. Социально-психологические качества личности
- 76. Перспектива исследований личности в социальной психологии
- 77. Особенности прикладного исследования в социальной психологии
- 79. Эффективность прикладных исследований в социальной психологии
- 80. Экспериментальный период развития социальной психологии
- 81. Развития отечественной социальной психологии
- 82.. Прикладные исследования и практическая социальная психология. Промышленное производство
- 83. Основные направления прикладных
- 84. Социально-психологические теории. Теоретическое постижение мира
- 85. Социально-психологические теории. Теории имплицитные и научные
- 86. Социально-психологические теории.Теории в социальной психологии
- 87. Социально-психологические теории. Модель научного развития
- 88. Социально-психологические теории. Эволюция бихевиоризма
- 89. Социально-психологические теории. Необихевиоризм
- 90. Проксемика и пространственно-временная организация коммуникативного процесса