§ 4. Профессионально-нравственные проблемы и специфика милицейской службы
Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел представляет собой совокупность не только нравственных принципов и норм, но также – моральных категорий и ценностей, определяющих отношение сотрудников к своему служебному долгу, как долгу профессиональному, а посредством него – к долгу гражданскому, общечеловеческому.
Никогда не следует забывать, что правоохранительным органам доверяются такие моральные ценности, как честь и достоинство человека, его доброе имя, свобода, а иногда и жизнь. Авторитет закона в значительной степени зависит от авторитета милицейских кадров, людей, олицетворяющих закон, от их профессионального мастерства и нравственных качеств, знания профессионального этикета и умения проявлять такт, тактичное, уважительное отношение к гражданам, окружающим.
Человек есть высшая ценность. Но ценность эта раскрывается и обнаруживается только во взаимоотношениях личности и общества, человека и окружающих его людей, семьи, друзей, товарищей, коллег по работе… Человек всегда оценивает другого. Оценивает по внешнему виду, разговору, жестам, манерам. И все же, в первую очередь, по социально значимым поступкам, деятельности, поведению, по тем моральным, духовным качествам, которые составляют определенную ценность для людей. А среди нравственных качеств человека наиболее значимыми всегда считались доброта и порядочность, честность, добросовестность, чувство долга, чести и достоинства.
Именно эти понятия фиксируют желательное и необходимое отношение всех людей друг к другу, к каждому конкретному человеку как к высшей ценности в мире людей.
Граждане России искренне доверяют сотрудникам милиции, видят в них людей трудной, но крайне необходимой во все времена профессии, которые всегда защитят их жизнь, права и имущество от любых преступных посягательств, вовремя и по зову долга придут на помощь. Они знают, что в милиции служат люди долга, чести, сознающие и оберегающие свое профессиональное достоинство стражей правопорядка, которым народ верит и на которых надеется. Осознание сотрудниками органов внутренних дел своего высокого предназначения, формирование у них этического мышления и потребности к подлинно нравственной мотивации и является духовной опорой в их сложной работе.
Профессиональная мораль призвана идейно, ценностно и нормативно обеспечить совместимость общих моральных требований к человеку, к его конкретной деятельности. А в случае несовместимости требуемого и делаемого она должна указать пути снятия несоответствий или их оправдания.
В предельно общем виде центральной проблемой профессиональной морали можно было бы считать идентификацию отдельного поведенческого акта или результата с моральным требованием и нормами. Однако, в такой формулировке она неотличима от вопроса об индивидуальных воплощениях моральных норм и требований в действиях человека, независимо от его профессиональной принадлежности. Как следствие этого – обычно тривиальность утверждений о специфике требований профессиональной морали. Если, например, рассуждать, что долг сотрудника милиции состоит в осознании нравственной необходимости выполнять свои служебные обязанности, или что гуманность его служебной деятельности выражается в охране и защите достоинства людей, то все это, конечно, так, но при этом вопрос о профессиональной морали фактически снимается. Ведь дело не в том, только, чтобы выразить языком морали мысль о ценности служебных действий сотрудников и тем самым приучать их к нравственной мотивировке своего труда.
Общие рассуждения о выражении в профессиональной деятельности требований общественной морали или их нарушении при выполнении служебных задач мало, что говорят о действительности. На самом-то деле все обстоит намного сложнее: сотрудники, хотят они того или нет, сталкиваются (и не могут не сталкиваться) с характерными для своей работы ситуациями, дать однозначное моральное объяснение которым или выйти из них морально допустимыми путями зачастую чрезвычайно трудно, а порой невозможно.
Подобные моральные проблемы являются типичными и постоянными для данной профессии. Поэтому основным критерием различения видов профессиональной морали является не содержание, цели и конкретные средства деятельности, а совокупность характерных проблем. Значит, главное – выработать принципы и приемы (стандарты) решения данных проблем.
Напомним, что в разных профессиях доля и роль того или иного момента неодинакова, но принцип связи и смысл – один и тот же. Суть вопроса – в следующем.
С одной стороны, поскольку речь идет о конкретных профессиональных группах, задачи и способы деятельности которых сосредоточены в функциональных обязанностях; поскольку целый ряд профессий, имеющих предметом общественные отношения и социальные характеристики людей, находится под постоянным государственным и общественным контролем, постольку в общественной идеологии образуется определенная совокупность моральных требований, которые призваны обеспечить высокий социальный эффект данной деятельности, при условии, что она отвечает общепризнанным моральным целям и ценностям.
С другой стороны, реальные условия деятельности сотрудников органов внутренних дел, практическая сложность реализации многих моральных предписаний в данной сфере стихийно вырабатывают достаточно массовые непосредственные моральные реакции профессионалов, привычно считаемые морально значимыми, типичными решениями служебных задач. Эти моральные самооценки помогают снимать противоречия в правовых ситуациях.
На стыке этих двух мощных потоков и образуются профессионально-нравственные проблемы.
Из всего достаточно обширного комплекса нравственных проблем в деятельности сотрудников милиции выделим лишь некоторые, наиболее типичные и актуальные: а) оптимальный выбор средств в правоохранительной деятельности (и как логичное продолжение – проблема совершения «меньшего зла»); б) нравственные границы профессионального риска; в) приоритет (престиж) милицейской профессии; г) вынужденное вмешательство в личную жизнь и внутренний мир человека. Рассмотрим их.
Проблема оптимального выбора средств в правоохранительной деятельности, или (сформулируем иначе) – проблема соотношения цели и средств.
Вопрос о том, как соотносятся цели, выдвигаемые людьми, со средствами, которые применяются для их достижения, служил своеобразным камнем преткновения в течение многих веков. В своей классической формулировке он выражался следующим образом: оправдывает ли цель любые средства? При этом подразумевается благородная цель. История этической мысли выдвинула два альтернативных ответа на вопрос о соотношении цели и средств, наиболее ярко воплотившихся в концепциях макиавеллизма и так называемого абстрактного гуманизма.
Первая концепция известна как принцип «цель оправдывает средства». Она исходит из того, что средства обусловлены целью, подчинены ей, в то время как цель независима от средств. В качестве основного критерия для выбора средств выдвигается их эффективность для достижения цели, нравственная сторона при этом в расчет не берется.
Можно сказать, что макиавеллизм – это понятие, употребляемое для характеристики образа действий человека (организации), принципом поведения которого (особенно в политике) является использование любых, в том числе и аморальных, средств (например, лжи, клеветы, жестокосердия и пр.) для достижения преследуемых целей. Сам термин произошел от имени итальянского государственного деятеля и историка Никколо Макиавелли (1469–1527), который признавал, что в политике допустимо преступать законы морали во имя великих целей (например, интересов государства). В частности, свою книгу «Государь» (1513) Макиавелли посвятил технологии господства, исходя из постулата об изначальном зле человека и его естественной воле. Таким образом, «макиавеллизм» как термин стал использоваться для определения политики, пренебрегающей нормами морали.
Вторая концепция придерживается прямо противоположной позиции, согласно которой никакая цель не оправдывает средства. Средства совершенно независимы от цели и обладают самостоятельностью и своей ценностью: либо положительной, либо отрицательной. Так, если иезуиты как представители первого направления считали, что любое насилие оправдано, если оно помогает быстрейшему достижению цели, то сторонники движения ненасилия признают насилие абсолютным злом, недопустимым ни в коем случае. По мнению последних, в зависимости от того, каковы средства, такова будет и цель: благородные средства определяют благородную цель, безнравственные средства ведут к достижению безнравственной цели. Другими словами, основа этой концепции заключается в тезисе: не цель оправдывает средства, а напротив, средства определяют цель.
Конечно, выбор цели, как и выбор средств для ее достижения – это право каждого человека. И все же моральная «разборчивость» в средствах предполагает:
полное изучение предполагаемых последствий от достижения цели и от использования каждого из имеющихся в распоряжении средств;
изучение возможностей наступления этих последствий;
сопоставление (а значит, анализ) предполагаемых последствий от избранного средства с последствиями использования других средств, или – отказ от достижения цели.
Проблема профессионального риска (предусматривает, в том числе, нравственные границы риска).
Зададимся вопросом – чем рискует каждый из нас? Наверное, многим. Уместно вспомнить о собственном здоровье, да и о жизни как таковой, которой каждому отмерено, увы, по-разному. Жить – вообще рискованное занятие, вобравшее в себя не только успех, счастье, любовь, но и всевозможные стрессы, болезни, страхи, испытания на «излом», проверки на человечность, порядочность.
И все же, чем рискует молодой человек или девушка, сделавшие свой жизненный выбор в пользу профессии сотрудника милиции? Прежде всего, утратить то большое доверие, которое изначально оказано всей системой МВД новобранцу. При этом, разумеется, следует говорить о таких важнейших категориях этики, как совесть, честь, долг, достоинство.
Когда мы говорим о сотруднике милиции, рискующем непосредственно (т. е. в ситуации непосредственного соприкосновения с риском, опасностью для жизни), вроде бы все понятно: присяга и погоны «обязывают», на то обществу и нужен человек в милицейской форме, чтобы он зачастую первым преграждал путь бандитской пуле и ножу. Это, так называемая, экстремальность, хотя и превратившаяся незаметно в обыденщину, повседневность.
Но есть и другая сторона профессионального риска, малозаметная и неизвестная для людей непосвященных, она все же незримо и постоянно присутствует во внутреннем мире каждого сотрудника милиции (в той или иной степени, конечно). Речь – о риске опосредованном. Дело в том, что, надев милицейскую форму, сотрудник тем самым ставит под косвенный, опосредованный (а может, и прямой, непосредственный) удар самых близких ему людей, прежде всего, членов своей семьи. Сегодня думать об этом приходится очень серьезно и каждому. Наверное, так не должно быть в цивилизованном государстве с высокой претензией на правовое и демократическое (это – Должное), но так есть на самом деле (а это – наше с вами Сущее). И об этом стоит крепко поразмыслить каждому, «обдумывающему житье». Верный ли выбор вы совершили? Не пожалеете об этом потом?
С этой проблемой тесно связана и другая – проблема престижа милицейской профессии.
Приходится с сожалением констатировать, что сегодня говорить о должном престиже и положении в обществе органов правопорядка не приходится. Естественно, это крайне осложняет налаживание эффективного взаимодействия с другими государственными органами, общественными институтами, населением в деле укрепления духовно-нравственных основ, правопорядка, организации активного противодействия преступности.
Социологические опросы граждан России показывают, что более половины пострадавших от преступных посягательств не обращаются в органы милиции за помощью. Каждый второй из них не верит, что милиция сможет ему помочь.
Основные факторы, снижающие авторитет российской милиции в глазах людей, заключаются в недостаточном ресурсном обеспечении органов внутренних дел, низком уровне культуры и воспитания сотрудников, непрофессионализме, бюрократизме, волоките, поборах, коррумпированности, использовании служебного положения в корыстных целях. Не единичными стали факты настоящего предательства интересов службы со стороны сотрудников милиции, к сожалению, не редкостью среди них стали ложь и лицемерие, двурушничество и «левые» приработки, взяточничество, халатность, бездуховность.
Проблема вынужденного вмешательства в личную жизнь и внутренний мир человека.
Характер служебной деятельности зачастую связан с проникновением в личную жизнь и внутренний мир человека и, следовательно, моральный фактор, моральная ответственность сотрудника милиции перед обществом приобретают важнейшее значение. Поэтому следование нормам морали и подлинная профессиональная нравственная культура крайне необходимы для каждого сотрудника милиции, и отклонение от них не только осуждается общественным мнением, но и вызывает административные и иные санкции.
Есть неповторимые и не встречающиеся в других профессиональных сферах вопросы, которые актуальны и характерны только для специфических методов деятельности сотрудников милиции.
Так, оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел основывается на принципах законности, уважения прав и свобод личности, конспирации, сочетания гласных и негласных начал. Сегодня уже ни для кого не секрет, что сотрудники, выполняющие такую работу, в соответствии с правилами конспирации могут использовать: контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных и иных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку.
Что связывает конкретные моральные проблемы в систему, и какова структура, которая определяет специфику морали данной служебной профессии, особенности «механизмов» повседневной служебной деятельности?
Прежде всего, речь должна идти о том, как основные профессиональные задачи органов внутренних дел воспринимаются моральным сознанием, какие из них понимаются как нравственные и служат формами и условиями моральной интерпретации различных моментов профессиональной деятельности.
Нормальная нравственная атмосфера вокруг органов правопорядка жизненно важна в обществе, поскольку является серьезным фактором, необычайно усиливающим эффективность борьбы с преступностью через применение юридических средств. Уважение к общественным ценностям, которые призвана защищать милиция, куда важнее, чем формальное подчинение силе государства. Преступление должно восприниматься массовым сознанием не только как противоправное, запрещенное государством деяние, но и как проявление безнравственности, бездуховности человека. Наказание же должно быть не просто правовой реакцией на правонарушение, но и формой выражения общественного порицания.
Стратегию и тактику решения профессионально-нравственных проблем определяет их внутренняя связанность, системность. В этой системе определимы, как минимум, четыре уровня.
Первый уровень – конкретно-практические проблемы, возникающие в деятельности различных подразделений и служб органов внутренних дел: следствия, дознания, службы криминальной милиции, патрульно-постовой, ГИБДД, БЭП, ЭКС и др. На этом уровне находятся и проблемы отраслевого характера: уголовно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые и т. п.
Проблемы данного уровня есть непосредственное следствие выполнения служебных обязанностей, обусловленное вполне конкретным местом, временем, реальными людьми. Это моральные коллизии, связанные и с установленными формами действий.
В работе милиции это проблемы поведения при задержании правонарушителя, при обращении к гражданам по вопросам службы, при использовании тех или иных технических, специальных средств и приемов, при проведении профилактической работы, при осуществлении административного надзора и т. д. Много проблем связано с конфликтами между инструктивным предписанием и реакцией граждан на служебные действия сотрудников. Общественное мнение, обыденно-моральное отношение к органам милиции в значительной мере влияет на характер принимаемых решений.
Общеюридические проблемы мировоззренческого характера составляют второй уровень моральных проблем деятельности сотрудников органов внутренних дел. В своей совокупности они отражают сущность, нравственные основания, исходные принципы права. К этому уровню относятся следующие проблемы:
моральной оценки действенности правовых норм и санкций, а также восприятия явлений нравственной жизни с юридической точки зрения;
установления и нейтрализации условий социального воспроизводства безнравственности как духовной базы криминальности;
достижения нравственной справедливости правовыми средствами, сочетания справедливости моральной и юридической;
моральности социального контроля и управления поведением человека;
моральной и правовой оптимальности наказания;
меры убеждения и принуждения в правоохранительной деятельности;
профессиональной чести и достоинства;
реализации требований гуманности в юридической практике и т.д.
Эти проблемы, несомненно, относятся к числу фундаментальных для профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел.
Третий качественный уровень профессионально-нравственных проблем: уровень трудовой морали вообще. В трудовой морали фиксируются требования, особенности и проблемы, которые не ограничены конкретной профессией, но либо относятся к трудовой деятельности вообще, либо связаны с крупными «блоками» профессий (например, юридическая деятельность в целом). На этом уровне выделяются следующие проблемы:
нахождения меры взаимосвязи моральных и неморальных (в частности, организационно-технических) норм и требований;
органичного дополнения служебных обязанностей установками нравственного долга;
сочетания стихийно-практического и идейного моментов в профессиональной морали;
морального преодоления явлений бюрократизма, протекционизма, формализма, благодушия и т. п.;
нравственного отношения к труду и нравственной ценности труда.
Рассмотрим, в качестве примера, узловую для профессиональной морали проблему взаимосвязанности сознательного и стихийного в становлении этических норм служебной деятельности.
Общественная мораль лишь до определенных пределов культивируется, так сказать, сверху, по идеологическим каналам. Главным же образом мораль складывается длительно и под влиянием многих других факторов. Момент стихийности в повседневной морали велик, он, разумеется, присущ и действиям сотрудников органов внутренних дел. Выражается это в непосредственных моральных реакциях на трудности выполнения служебных обязанностей, в появлении морально неоднозначных последствий тех или иных действий сотрудников, в образовании профессиональных деформаций моральных качеств сотрудников и т. д.
Ценность моральных стимулов в профессиональной деятельности очевидна, но пропитать моральными мотивациями и оценками трудовую сферу довольно сложно по той причине, что трудовая сфера объективно не строится по принципам морали. Моральные принципы имеют весьма узкую сферу действия, и даже там, где предметом профессиональной деятельности являются социальные отношения и свойства человека, роль их реально гораздо меньше, чем мы этого хотели бы. Конечно, культивация морального отношения к труду благоприятно сказывается на его качестве, но вовсе не потому, что моральный фактор объективно присущ трудовой сфере. Люди совершают поступки тут в соответствии с другими принципами, а не по принципам морали.
И, наконец, проблемы четвертого уровня. Их можно охарактеризовать, как общеэтические, этико-философские. Решения этих проблем имеют непосредственно мировоззренческий характер, они связаны с глубоким освоением методологии анализа социальной жизни вообще. В профессиональной деятельности к общеэтическим можно отнести следующие проблемы:
иерархии социально-нравственных ценностей;
соотношения моральных ценностей и средств;
моральной целесообразности;
природы справедливости, свободы и ответственности;
морального конфликта, морального выбора, морального риска и др.
Узловой для данного уровня и в целом для профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел является проблема соотношения морали и права в социальной жизни и юридической практике. Привычное для юридической теории понимание этой связи таково: право вырастает из норм нравственности, имеет основания в морали. Действительно, в обществе все элементы находятся в связи, действуют не параллельно, а взаимообусловлено, влияют друг на друга. Одни нормативные системы усиливаются за счет поддержки других, но есть и такие системы, которые ослабляются взаимодействием с другими.
Редукция права к морали перестает быть продуктивной, как только мы пытаемся углубиться в существо данных феноменов. Хотя право и мораль складываются исторически одновременно, но, тем не менее, по своим внутренним законам, по своей логике. Если бы право «вырастало» из нравственности, оно не имело бы своей логики. Но это не так.
Правовое сознание действительно берет «на вооружение» язык морали, язык ценностей. Но при этом оно придает моральным понятиям иной смысл (как, например, в случае с понятием справедливости), склоняется к морализированию по поводу правовой практики (тем более – по поводу практики законодательной).
Рассуждения о нравственных основах и моральной природе права продиктованы на самом деле давлением морали на правовую систему, на профессионала, стремлением вписать правосудие, законодательство в некий гармоничный порядок, сотканный из моральных установок общества. Моральные основания выступают в определенном смысле возможной формой юридических норм, законодательных актов, но не выражают их сущности.
Действительная проблема состоит не в том, чтобы обнаружить сущностные связи морали и права по их «природе»; не в том, чтобы произвести социологическую корреляцию существующих права и общественной нравственности, а в том, чтобы отыскать действительные каналы морального осмысления правовых реальностей и «примирения» с ними.
Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел, которая не учитывает этого принципиального различия и развертывается лишь по логике правового сознания, неизбежно будет либо отождествлять общественную и профессиональную мораль, либо превратится в идейную основу для утверждения корпоративной, замкнутой на своих внутренних задачах и потребностях морали.
Мы сформулировали ряд положений мировоззренческого и методологического характера, которые с полным основанием можно отнести к теоретическим основам профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел. Глубокое понимание этих исходных положений поможет ориентироваться в многообразной и сложной сфере охраны правопорядка, а также решать многие вопросы повседневной служебной деятельности.
Профессиональную мораль можно понять только как совокупность проблем, свойственных именно данному виду трудовой деятельности. Система моральных норм, принципов, ценностей и установок является лишь следствием сознательного или стихийного решения профессионально-нравственных проблем.
Следует помнить, что источником моральных проблем является расхождение (большее или меньшее несовпадение) между общими моральными требованиями к профессии, идеальными моделями профессионалов, служебными отношениями и служебной деятельностью – и реальными возможностями их практического осуществления. Моральные проблемы свидетельствуют об отсутствии на данном этапе однозначных и приемлемых решений.
Исходя из сказанного, основной проблемой, придающей смысл профессиональной этике сотрудников милиции в целом, является поиск согласия профессиональной морали и морали общества. В таком случае и каждая отдельная профессионально-нравственная проблема должна рассматриваться как частный случай проблем этико-философского, мировоззренческого уровня. Умение видеть общее в отдельном – важное профессиональное качество сотрудника милиции.
Основной принцип решения (практически любой) профессионально-нравственной проблемы в деятельности сотрудника милиции состоит в следующем: если возникает несоответствие между общественной и профессиональной моралью, – выход из ситуации профессионал обязан искать не в идейной и практической поддержке обособленной системы взглядов и норм, а только в корректировке своей деятельности с ценностями и требованиями общественной морали.
Постоянное внимание к нравственной стороне дела есть гарантия совершенствования правоохранительной деятельности в направлении все более полного соответствия потребностям и интересам общества.
- Оглавление
- Предисловие
- § 1. Модель системы воспитательной работы с личным составом и особенности ее функционирования
- § 2. Проблемы организации воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- Глава 2. Руководитель органа внутренних дел – организатор воспитательной работы с личным составом § 1. Организационно-педагогическая функция руководителя органа внутренних дел
- § 2. Формирование педагогического имиджа руководителя
- § 3. Организация «педагогической команды»
- § 4. Педагогический менеджмент руководителя
- Глава 3. Научные основы воспитательной работы в органах внутренних дел § 1. Основы педагогической теории воспитания
- § 2. Методы воспитания сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Милицейская деонтология как средство профилактики нарушений сотрудниками прав человека в служебной деятельности
- Глава 5. Патриотическое воспитание личного состава на боевых и трудовых традициях органов внутренних дел
- § 2. Эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел
- § 3. Служебный этикет как проявление нравственно-эстетической культуры сотрудника
- § 4. Профессионально-нравственные проблемы и специфика милицейской службы
- § 5. Этические кодексы как нравственная основа профессиональной деятельности: опыт проблемного анализа
- Глава 7. Информационно-пропагандистское обеспечение деятельности органов внутренних дел
- Глава 8. Деятельность руководителей органов внутренних дел по обеспечению дисциплины, законности и профилактике правонарушений среди личного состава
- Глава 9. Социальная работа с членами семей погибших сотрудников и инвалидами вследствие военной травмы
- § 2. Общая характеристика системы морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности личного состава органов внутренних дел
- § 3. Организация морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности
- Глава 11. Зарубежный опыт воспитания сотрудников полиции (милиции) и пути его использования в работе с личным составом органов внутренних дел
- § 1. Понятие воспитания в зарубежной юридической педагогике
- § 2. Политико-правовые, социально-экономические и психолого-педагогические факторы, обусловливающие современные концепции воспитания полицейских
- § 3. Пути использования зарубежного опыта воспитания полицейских в органах внутренних дел
- § 1. Мотивы поведения и их роль в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Применение средств мотивирования профессиональной деятельности сотрудников милиции
- Глава 13. Индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками органов внутренних дел
- § 1. Понятие индивидуальной воспитательной работы и ее значение в работе с кадрами
- § 2. Система индивидуальной воспитательной работы
- Требования к индивидуальной воспитательной работе
- § 3. Основные формы и методы индивидуальной воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- § 4. Организационно-правовое обеспечение индивидуальной воспитательной работы
- § 5. Контроль состояния и оценка результативности индивидуальной воспитательной работы
- Глава 14. Организация планирования воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- § 1. Планирование и организация как функции управления
- § 2. Планирование воспитательной работы с личным составом органа (подразделения) внутренних дел
- Глава 15. Служебные ритуалы в органах внутренних дел, методика их подготовки и проведения
- § 1. Понятие ритуала и его значение в работе с кадрами
- § 2. Организация подготовки и проведения ритуала
- § 3. Методика проведения отдельных ритуалов
- Глава 16. Роль общественной организации ветеранов органов внутренних дел в воспитании личного состава
- § 2. Анализ практики использования средств массовой информации в воспитании сотрудников
- § 3. Педагогические аспекты общественных связей органов внутренних дел со средствами массовой информации
- Глава 18. Взаимодействие воспитательных аппаратов органов внутренних дел с представителями традиционных конфессий в интересах воспитательной работы с личным составом
- § 2. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел
- Глава 20. Риторическая культура организатора воспитательной работы в органах внутренних дел § 1. Культура речи организатора воспитательной работы в органах внутренних дел
- § 2. Основные риторические правила
- § 3. Совершенствование культуры речи
- Особенности применения методов совершенствования культуры речи
- Глава 22. Формирование благоприятного морально-психологического климата в служебном коллективе
- Глава 23. Оценка психологического потенциала личности сотрудника в работе с резервом кадров на выдвижение в органах внутренних дел
- § 1. Методики оценки психологического потенциала личности сотрудника органов внутренних дел
- Шкалы опросника (срi) и их интерпретация
- Типо-уровневая интерпретация результатов обследования
- Показатели, рассчитываемые на основе первичных шкал Калифорнийского опросника
- Основания рекомендательного заключения психолога
- § 2. Оценка интеллектуальных качеств и особенностей мышления
- Нормативные значения показателей интеллектуального потенциала
- Глава 24. Психолого-педагогические основы профилактики профессиональной деформации личности сотрудника органов внутренних дел § 1. Сущность и проявления профессиональной деформации
- § 2. Причины развития профессиональной деформации
- § 3. Система работы по профилактике и преодолению профессиональной деформации
- § 4. Контрпедагогика в системе профилактики и преодоления профессиональной деформации
- Глава 25. Психологическая профилактика деструктивного поведения у сотрудников органов внутренних дел
- Глава 26. Психология саморазвития личности руководителя подразделения по организации воспитательной работы в органах внутренних дел
- Библиографический список литературы
- Пояснительная записка к плану морально-психологического обеспечения специальной операции
- 1.2. Задачи мпо:
- 2. Справка о морально-психологической обстановке
- 3. Состав группировки сил и средств мпо
- 4. Расчет сил и средств мпо по элементам оперативного построения
- 5. Расстановка сотрудников аппарата по работе с личным составом
- 6. Таблица взаимодействия по мпо
- 7. Схема организации радиосвязи в интересах мпо
- 8. Расчет районов активного информационно-психологического противоборства
- 9. Расчет вероятных психогенных потерь
- 10. График разработки и представления документов по мпо
- Примерная программа изучения особенностей личности сотрудника
- I. Жизненный опыт
- II. Особенности физического развития
- III. Направленность, мотивы поведения сотрудника,
- IV. Темперамент и эмоциональные особенности
- V. Характер сотрудника