§ 2. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел
Решение проблемы педагогического обеспечения соблюдения прав человека в деятельности органов внутренних дел предусматривает, исходя из вышесказанного, деятельность по ряду взаимосвязанных направлений:
социально-педагогическое,
управленческое,
общая и специальная профессиональная подготовка и воспитание личного состава органов внутренних дел.
Социально-педагогическое направление включает в себя, помимо общего правового просвещения и правового воспитания граждан, специальную работу с населением по разъяснению их законных прав и прав сотрудников органов внутренних дел в процессе профессиональных контактов с гражданами. Особую роль здесь играет формирование у населения объективного отношения к деятельности органов внутренних дел, в том числе – путем использования средств массовой информации, совместной работы с общественными, в том числе – правозащитными организациями, организации встреч с населением и т.д. Однако никакая разъяснительная или воспитательная работа с населением не будет эффективной, если формирование объективного отношения к системе МВД, усвоение гражданами их прав и обязанностей, не будет подкрепляться их непосредственным опытом контактов с сотрудниками органов внутренних дел. Здесь уместно вложить новый смысл в старый лозунг: «Каждый сотрудник – воспитатель».
Управленческий аспект заключается в том, чтобы формировать у сотрудников установки на соблюдение прав человека (то есть – решать педагогическую задачу) управленческими методами. Необходимо специально рассматривать работу всех служб и подразделений с точки зрения резервов и возможностей решения проблемы соблюдения прав человека; сформулировать это не только как правовое, социальное и нравственное требование, но как особую управленческую задачу; ввести критерий соблюдения прав человека в общую оценку деятельности органов внутренних дел и в оценку каждого конкретного направления их деятельности, каждой профессиональной акции, осуществляемой сотрудниками. Иными словами речь идет о формировании у сотрудников установок на соблюдение прав человека через организацию опыта их профессиональной деятельности.
Особая роль принадлежит управленческому обеспечению соблюдения прав человека по отношению к самим сотрудникам как в сфере защиты их основных прав (в первую очередь – права на жизнь, путем принятия мер для обеспечения их личной профессиональной безопасности), так и в плане повышения уровня их социальной и психологической защищенности. Практика показывает, что есть прямая зависимость между соблюдением прав человека по отношению к сотрудникам органов внутренних дел и соблюдением ими прав человека по отношению к гражданам.
Общая профессиональная подготовка и воспитание личного состава органов внутренних дел является важнейшей основой, обеспечивающей соблюдение прав человека в их деятельности. Укрепление законности в деятельности сотрудников, формирование у них гражданственности, чувства профессионального долга, верности присяге, воспитание комплекса профессиональных и профессионально значимых качеств личности сотрудника, обеспечение необходимого уровня его профессиональной подготовленности, овладение им необходимыми знаниями, умениями и навыками – все это является важными условиями обеспечения соблюдения прав человека в деятельности правоохранительных органов. Не менее значимым выступает создание благоприятного эмоционально-психологического климата в коллективе, коллективная ответственность за порученное дело, взаимная требовательность и поддержка. Это дает сотруднику чувство социально-психологической защищенности и является действенным противовесом развития профессиональной деформации.
Специальная профессиональная подготовка и воспитание сотрудников органов внутренних дел заключается, прежде всего, в формировании у них профессиональных установок на соблюдение прав человека как одного из критериев, определяющих содержание деятельности и самооценку сотрудника.
Особая роль принадлежит формированию четкого представления сотрудников о международных и российских официальных актах и документах, непосредственно касающихся соблюдения прав человека. Здесь важно знание ими не только Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН более полувека назад, но и современных тенденций развития правового и нормативного обеспечения прав человека в деятельности правоохранительных органов. Не менее важно в процессе правового просвещения и воспитания сотрудников специально анализировать те нормы российского законодательства и те позиции ведомственных нормативных актов, где заложена позиция реализации прав человека.
Неотъемлемой частью специальной профессиональной подготовки и воспитания сотрудников выступает формирование у них умений и навыков, отработка алгоритмов действий по решению профессиональных задач с учетом критерия соблюдения прав человека. Эта работа осложняется сегодня тем, что стремительно меняется, усложняется сам характер правоохранительной деятельности, и в то же время возрастают требования к сотруднику в плане соблюдения прав человека. Поэтому, помимо информирования и отработки алгоритмов действий, необходимо формирование у сотрудника способности к самостоятельному анализу новой профессиональной ситуации для решения служебных задач с учетом соблюдения прав человека. Здесь важная роль принадлежит как общему интеллектуальному воспитанию сотрудника, формированию у него способности к самостоятельному профессиональному мышлению, так и его способности вводить критерий соблюдения прав человека в принятие и реализацию самостоятельных решений, в профессиональную самооценку.
Специальным направлением работы является обучение сотрудников умениям и навыкам разъяснения гражданам их законных прав, а также освоение ими особенностей работы во «внештатных» ситуациях. Сотрудник должен уметь правомерно и грамотно вести себя в ситуациях манипулирования, подкупа, провокаций, шантажа и т.д., которые могут быть предприняты отдельными гражданами с целью нейтрализации его профессиональной активности или побуждения к аморальным или противоправным действиям, нарушающим права человека.
Особо актуальное и новое направление работы сегодня – это информирование сотрудников о правовом статусе адвокатов, которые играют все большую роль в отправлении правосудия, а также о правовом и общественном статусе правозащитных организаций. Практика показывает, что нередко именно неинформированность сотрудников в этих вопросах приводит его к профессиональным ошибкам или различного рода нарушениям. Соответственно, чрезвычайно важным направлением работы с личным составом выступает обучение сотрудников умениям и навыкам взаимодействия с адвокатами, представителями правозащитных и иных общественных организаций, налаживания с ними позитивных рабочих контактов, а также накопление, осмысление и распространение положительного опыта в данной области.
И, наконец, особую сложность (в первую очередь – в силу новизны) представляет вопрос о взаимодействии с представителями различных религиозных конфессий и организаций. Известно, что правоохранительные органы сейчас расширяют и укрепляют свое взаимодействие с Русской православной церковью, другими традиционными для России конфессиями, рядом новых религиозных организаций и объединений. В конечном итоге – это путь к соблюдению права человека на свободу совести, на свободное удовлетворение своих духовно-религиозных потребностей. Но здесь необходима специальная работа с личным составом в первую очередь по разъяснению особенностей тех или иных конфессий, специфики деятельности священнослужителей, и, конечно же, по усвоению сотрудниками правовых основ деятельности религиозных организаций и объединений.
В ряде случаев необходимо корректное разъяснение представителям различных конфессий их законных прав и обязанностей, объяснение им того, что специфика деятельности правоохранительных органов во многом определяет возможное содержание и диапазон взаимодействий с ними священнослужителей или представителей иных религиозных организаций и объединений. Так, в ряде случаев приходится разъяснять, что контакты с лицами, содержащимися в следственном изоляторе, могут основываться исключительно на принципе их добровольного пожелания и ограничиваться особенностями оперативной обстановки в СИЗО, а отнюдь не стремлением сотрудников ограничить чьи-то права.
Проблема соблюдения прав человека в деятельности органов внутренних дел носит системный характер, и в этой системе важной подсистемой является сфера социально-педагогическая, так как соблюдение прав человека осуществляется исключительно в сфере межличностного (межгруппового) взаимодействия. Это требует от участников данного взаимодействия как необходимой социальной зрелости, социальных установок на соблюдение прав человека, так и специальных знаний, необходимых для этого. Особо это актуально для сотрудников органов внутренних дел, так как выполнение ими задач по охране и укреплению правопорядка и борьбе с преступностью требует от них особой ответственности и действий в рамках правового поля, где права человека являются системообразующими.
- Оглавление
- Предисловие
- § 1. Модель системы воспитательной работы с личным составом и особенности ее функционирования
- § 2. Проблемы организации воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- Глава 2. Руководитель органа внутренних дел – организатор воспитательной работы с личным составом § 1. Организационно-педагогическая функция руководителя органа внутренних дел
- § 2. Формирование педагогического имиджа руководителя
- § 3. Организация «педагогической команды»
- § 4. Педагогический менеджмент руководителя
- Глава 3. Научные основы воспитательной работы в органах внутренних дел § 1. Основы педагогической теории воспитания
- § 2. Методы воспитания сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Милицейская деонтология как средство профилактики нарушений сотрудниками прав человека в служебной деятельности
- Глава 5. Патриотическое воспитание личного состава на боевых и трудовых традициях органов внутренних дел
- § 2. Эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел
- § 3. Служебный этикет как проявление нравственно-эстетической культуры сотрудника
- § 4. Профессионально-нравственные проблемы и специфика милицейской службы
- § 5. Этические кодексы как нравственная основа профессиональной деятельности: опыт проблемного анализа
- Глава 7. Информационно-пропагандистское обеспечение деятельности органов внутренних дел
- Глава 8. Деятельность руководителей органов внутренних дел по обеспечению дисциплины, законности и профилактике правонарушений среди личного состава
- Глава 9. Социальная работа с членами семей погибших сотрудников и инвалидами вследствие военной травмы
- § 2. Общая характеристика системы морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности личного состава органов внутренних дел
- § 3. Организация морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности
- Глава 11. Зарубежный опыт воспитания сотрудников полиции (милиции) и пути его использования в работе с личным составом органов внутренних дел
- § 1. Понятие воспитания в зарубежной юридической педагогике
- § 2. Политико-правовые, социально-экономические и психолого-педагогические факторы, обусловливающие современные концепции воспитания полицейских
- § 3. Пути использования зарубежного опыта воспитания полицейских в органах внутренних дел
- § 1. Мотивы поведения и их роль в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Применение средств мотивирования профессиональной деятельности сотрудников милиции
- Глава 13. Индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками органов внутренних дел
- § 1. Понятие индивидуальной воспитательной работы и ее значение в работе с кадрами
- § 2. Система индивидуальной воспитательной работы
- Требования к индивидуальной воспитательной работе
- § 3. Основные формы и методы индивидуальной воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- § 4. Организационно-правовое обеспечение индивидуальной воспитательной работы
- § 5. Контроль состояния и оценка результативности индивидуальной воспитательной работы
- Глава 14. Организация планирования воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- § 1. Планирование и организация как функции управления
- § 2. Планирование воспитательной работы с личным составом органа (подразделения) внутренних дел
- Глава 15. Служебные ритуалы в органах внутренних дел, методика их подготовки и проведения
- § 1. Понятие ритуала и его значение в работе с кадрами
- § 2. Организация подготовки и проведения ритуала
- § 3. Методика проведения отдельных ритуалов
- Глава 16. Роль общественной организации ветеранов органов внутренних дел в воспитании личного состава
- § 2. Анализ практики использования средств массовой информации в воспитании сотрудников
- § 3. Педагогические аспекты общественных связей органов внутренних дел со средствами массовой информации
- Глава 18. Взаимодействие воспитательных аппаратов органов внутренних дел с представителями традиционных конфессий в интересах воспитательной работы с личным составом
- § 2. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел
- Глава 20. Риторическая культура организатора воспитательной работы в органах внутренних дел § 1. Культура речи организатора воспитательной работы в органах внутренних дел
- § 2. Основные риторические правила
- § 3. Совершенствование культуры речи
- Особенности применения методов совершенствования культуры речи
- Глава 22. Формирование благоприятного морально-психологического климата в служебном коллективе
- Глава 23. Оценка психологического потенциала личности сотрудника в работе с резервом кадров на выдвижение в органах внутренних дел
- § 1. Методики оценки психологического потенциала личности сотрудника органов внутренних дел
- Шкалы опросника (срi) и их интерпретация
- Типо-уровневая интерпретация результатов обследования
- Показатели, рассчитываемые на основе первичных шкал Калифорнийского опросника
- Основания рекомендательного заключения психолога
- § 2. Оценка интеллектуальных качеств и особенностей мышления
- Нормативные значения показателей интеллектуального потенциала
- Глава 24. Психолого-педагогические основы профилактики профессиональной деформации личности сотрудника органов внутренних дел § 1. Сущность и проявления профессиональной деформации
- § 2. Причины развития профессиональной деформации
- § 3. Система работы по профилактике и преодолению профессиональной деформации
- § 4. Контрпедагогика в системе профилактики и преодоления профессиональной деформации
- Глава 25. Психологическая профилактика деструктивного поведения у сотрудников органов внутренних дел
- Глава 26. Психология саморазвития личности руководителя подразделения по организации воспитательной работы в органах внутренних дел
- Библиографический список литературы
- Пояснительная записка к плану морально-психологического обеспечения специальной операции
- 1.2. Задачи мпо:
- 2. Справка о морально-психологической обстановке
- 3. Состав группировки сил и средств мпо
- 4. Расчет сил и средств мпо по элементам оперативного построения
- 5. Расстановка сотрудников аппарата по работе с личным составом
- 6. Таблица взаимодействия по мпо
- 7. Схема организации радиосвязи в интересах мпо
- 8. Расчет районов активного информационно-психологического противоборства
- 9. Расчет вероятных психогенных потерь
- 10. График разработки и представления документов по мпо
- Примерная программа изучения особенностей личности сотрудника
- I. Жизненный опыт
- II. Особенности физического развития
- III. Направленность, мотивы поведения сотрудника,
- IV. Темперамент и эмоциональные особенности
- V. Характер сотрудника