logo
Кикоть ОВД 400с

§ 2. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел

Решение проблемы педагогического обеспечения соблюдения прав человека в деятельности органов внутренних дел предусматривает, исходя из вышесказанного, деятельность по ряду взаимосвязанных направлений:

Социально-педагогическое направление включает в себя, помимо общего правового просвещения и правового воспитания граждан, специальную работу с населением по разъяснению их законных прав и прав сотрудников органов внутренних дел в процессе профессиональных контактов с гражданами. Особую роль здесь играет формирование у населения объективного отношения к деятельности органов внутренних дел, в том числе – путем использования средств массовой информации, совместной работы с общественными, в том числе – правозащитными организациями, организации встреч с населением и т.д. Однако никакая разъяснительная или воспитательная работа с населением не будет эффективной, если формирование объективного отношения к системе МВД, усвоение гражданами их прав и обязанностей, не будет подкрепляться их непосредственным опытом контактов с сотрудниками органов внутренних дел. Здесь уместно вложить новый смысл в старый лозунг: «Каждый сотрудник – воспитатель».

Управленческий аспект заключается в том, чтобы формировать у сотрудников установки на соблюдение прав человека (то есть – решать педагогическую задачу) управленческими методами. Необходимо специально рассматривать работу всех служб и подразделений с точки зрения резервов и возможностей решения проблемы соблюдения прав человека; сформулировать это не только как правовое, социальное и нравственное требование, но как особую управленческую задачу; ввести критерий соблюдения прав человека в общую оценку деятельности органов внутренних дел и в оценку каждого конкретного направления их деятельности, каждой профессиональной акции, осуществляемой сотрудниками. Иными словами речь идет о формировании у сотрудников установок на соблюдение прав человека через организацию опыта их профессиональной деятельности.

Особая роль принадлежит управленческому обеспечению соблюдения прав человека по отношению к самим сотрудникам как в сфере защиты их основных прав (в первую очередь – права на жизнь, путем принятия мер для обеспечения их личной профессиональной безопасности), так и в плане повышения уровня их социальной и психологической защищенности. Практика показывает, что есть прямая зависимость между соблюдением прав человека по отношению к сотрудникам органов внутренних дел и соблюдением ими прав человека по отношению к гражданам.

Общая профессиональная подготовка и воспитание личного состава органов внутренних дел является важнейшей основой, обеспечивающей соблюдение прав человека в их деятельности. Укрепление законности в деятельности сотрудников, формирование у них гражданственности, чувства профессионального долга, верности присяге, воспитание комплекса профессиональных и профессионально значимых качеств личности сотрудника, обеспечение необходимого уровня его профессиональной подготовленности, овладение им необходимыми знаниями, умениями и навыками – все это является важными условиями обеспечения соблюдения прав человека в деятельности правоохранительных органов. Не менее значимым выступает создание благоприятного эмоционально-психологического климата в коллективе, коллективная ответственность за порученное дело, взаимная требовательность и поддержка. Это дает сотруднику чувство социально-психологической защищенности и является действенным противовесом развития профессиональной деформации.

Специальная профессиональная подготовка и воспитание сотрудников органов внутренних дел заключается, прежде всего, в формировании у них профессиональных установок на соблюдение прав человека как одного из критериев, определяющих содержание деятельности и самооценку сотрудника.

Особая роль принадлежит формированию четкого представления сотрудников о международных и российских официальных актах и документах, непосредственно касающихся соблюдения прав человека. Здесь важно знание ими не только Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН более полувека назад, но и современных тенденций развития правового и нормативного обеспечения прав человека в деятельности правоохранительных органов. Не менее важно в процессе правового просвещения и воспитания сотрудников специально анализировать те нормы российского законодательства и те позиции ведомственных нормативных актов, где заложена позиция реализации прав человека.

Неотъемлемой частью специальной профессиональной подготовки и воспитания сотрудников выступает формирование у них умений и навыков, отработка алгоритмов действий по решению профессиональных задач с учетом критерия соблюдения прав человека. Эта работа осложняется сегодня тем, что стремительно меняется, усложняется сам характер правоохранительной деятельности, и в то же время возрастают требования к сотруднику в плане соблюдения прав человека. Поэтому, помимо информирования и отработки алгоритмов действий, необходимо формирование у сотрудника способности к самостоятельному анализу новой профессиональной ситуации для решения служебных задач с учетом соблюдения прав человека. Здесь важная роль принадлежит как общему интеллектуальному воспитанию сотрудника, формированию у него способности к самостоятельному профессиональному мышлению, так и его способности вводить критерий соблюдения прав человека в принятие и реализацию самостоятельных решений, в профессиональную самооценку.

Специальным направлением работы является обучение сотрудников умениям и навыкам разъяснения гражданам их законных прав, а также освоение ими особенностей работы во «внештатных» ситуациях. Сотрудник должен уметь правомерно и грамотно вести себя в ситуациях манипулирования, подкупа, провокаций, шантажа и т.д., которые могут быть предприняты отдельными гражданами с целью нейтрализации его профессиональной активности или побуждения к аморальным или противоправным действиям, нарушающим права человека.

Особо актуальное и новое направление работы сегодня – это информирование сотрудников о правовом статусе адвокатов, которые играют все большую роль в отправлении правосудия, а также о правовом и общественном статусе правозащитных организаций. Практика показывает, что нередко именно неинформированность сотрудников в этих вопросах приводит его к профессиональным ошибкам или различного рода нарушениям. Соответственно, чрезвычайно важным направлением работы с личным составом выступает обучение сотрудников умениям и навыкам взаимодействия с адвокатами, представителями правозащитных и иных общественных организаций, налаживания с ними позитивных рабочих контактов, а также накопление, осмысление и распространение положительного опыта в данной области.

И, наконец, особую сложность (в первую очередь – в силу новизны) представляет вопрос о взаимодействии с представителями различных религиозных конфессий и организаций. Известно, что правоохранительные органы сейчас расширяют и укрепляют свое взаимодействие с Русской православной церковью, другими традиционными для России конфессиями, рядом новых религиозных организаций и объединений. В конечном итоге – это путь к соблюдению права человека на свободу совести, на свободное удовлетворение своих духовно-религиозных потребностей. Но здесь необходима специальная работа с личным составом в первую очередь по разъяснению особенностей тех или иных конфессий, специфики деятельности священнослужителей, и, конечно же, по усвоению сотрудниками правовых основ деятельности религиозных организаций и объединений.

В ряде случаев необходимо корректное разъяснение представителям различных конфессий их законных прав и обязанностей, объяснение им того, что специфика деятельности правоохранительных органов во многом определяет возможное содержание и диапазон взаимодействий с ними священнослужителей или представителей иных религиозных организаций и объединений. Так, в ряде случаев приходится разъяснять, что контакты с лицами, содержащимися в следственном изоляторе, могут основываться исключительно на принципе их добровольного пожелания и ограничиваться особенностями оперативной обстановки в СИЗО, а отнюдь не стремлением сотрудников ограничить чьи-то права.

Проблема соблюдения прав человека в деятельности органов внутренних дел носит системный характер, и в этой системе важной подсистемой является сфера социально-педагогическая, так как соблюдение прав человека осуществляется исключительно в сфере межличностного (межгруппового) взаимодействия. Это требует от участников данного взаимодействия как необходимой социальной зрелости, социальных установок на соблюдение прав человека, так и специальных знаний, необходимых для этого. Особо это актуально для сотрудников органов внутренних дел, так как выполнение ими задач по охране и укреплению правопорядка и борьбе с преступностью требует от них особой ответственности и действий в рамках правового поля, где права человека являются системообразующими.