logo
Кикоть ОВД 400с

Глава 2. Руководитель органа внутренних дел – организатор воспитательной работы с личным составом § 1. Организационно-педагогическая функция руководителя органа внутренних дел

Персональная ответственность руководителя органа внутренних дел за организацию и результативность воспитательной работы с личным составом, установленная руководящими документами МВД России1, предусматривает профессионально-педагогическую компетентность руководителя. Но руководитель органа внутренних дел не педагог по профессии. Главным содержанием его профессиональной деятельности является не обучение и воспитание сотрудников, а управленческое обеспечение решения задач укрепления правопорядка и борьбы с преступностью силами вверенного ему подразделения или организации в системе Министерства. Решение этих задач осуществляется силами его подчиненных, которые по своим профессиональным характеристикам и личным качествам должны соответствовать поставленным перед ними оперативно-служебным задачам и требованиям профессионального долга. Это определяет особую сферу деятельности руководителя, которую можно обозначить как его организационно-педагогическую функцию2.

Организационно-педагогическая функция руководителя конкретизируется в следующих аспектах его деятельности:

Соответственно, от руководителя требуется:

Для выполнения этого необходимо, чтобы педагогическая стратегия руководителя соответствовала реальной картине профессиональной деятельности, его педагогические взгляды были адекватны решаемым им педагогическим задачам, а педагогические знания, умения и навыки позволяли ему решать поставленные задачи.

Особо стоит сказать, что педагогическая компетентность руководителя здесь выступает частью его управленческой компетентности, а общая управленческая компетентность выступает первостепенным условием решения педагогических задач. Педагогические задачи решаются в рамках всей управленческой деятельности. Приказ МВД России от 1 февраля 2007 г. № 120 подчеркивает, что сфера воспитательной работы является важнейшей составной частью повседневной управленческой деятельности руководителей органов внутренних дел всех уровней.

Важнейшим моментом выступает здесь наличие необходимых личных качеств руководителя. В частности, особо значимым в настоящее время является признаваемое подчиненными моральное и интеллектуальное право руководителя управлять, обучать и воспитывать. Это право имеет объективные предпосылки. Поступая на службу в органы внутренних дел, человек добровольно берет на себя определенные профессиональные и личные обязательства, в том числе – соответствовать требованиям, предъявляемым к сотруднику. Это дает руководителю моральное право требовать подобного соответствия. Кроме того, руководитель, по крайней мере, должен понимать обстановку и видеть профессиональные задачи лучше подчиненного, хотя бы в силу своей большей информированности и компетентности. Далее, «жесткость службы» при решении ряда профессиональных задач, особенно – в экстремальных ситуациях, вынуждает порой руководителя идти на крайние, но наиболее эффективные в данной ситуации меры (приказ, требование, принуждение). В конечном итоге все это не противоречит объективным потребностям личности подчиненного, в частности – самосохранению, обеспечению его личной безопасности, и нередко способствует его личностному и профессиональному росту. Но эти объективные предпосылки могут быть сведены на нет в глазах подчиненных, если они не подкрепляются личными качествами руководителя.

Конкретные педагогические задачи руководителя, раскрывающие его организационно-педагогическую функцию, можно подразделить на две группы, условно названные задачами «внешнего контура» и задачами «внутреннего контура». К «внешнему контуру» в первую очередь относятся социально-педагогические задачи органов внутренних дел. Это:

Естественно, от руководителя (особенно небольшого подразделения) зависит далеко не все в решении этих задач, но у него здесь объективно обозначается необходимый диапазон работы – от организации обучения и воспитания подчиненных до непосредственного участия во встречах с населением, общественностью, представителями СМИ.

Значительно больше зависит от руководителя, когда речь идет о профессионально-педагогических задачах «внешнего контура», решаемых в процессе профессионального взаимодействия его подчиненных с различными группами граждан или отдельными гражданами. Это:

Сам руководитель в этой работе, чаще всего, выступает не в качестве непосредственного участника, но как аналитик, эксперт, организатор, в том числе соответствующего профессионального обучения и воспитания сотрудников. Здесь его педагогическая деятельность выступает необходимым условием эффективного решения задач управленческого обеспечения правоохранительной деятельности.

Задачи «внутреннего контура» (которым в данном случае будет уделено основное внимание) в первую очередь связаны с совершенствованием организации, коллектива, личности сотрудника органов внутренних дел как субъектов правоохранительной деятельности и профессиональным развитием самого руководителя как субъекта реализации своей организационно-педагогической функции.

Можно выделить три линии работы руководителя:

Значимость этих направлений работы в различных коллективах и различных ситуациях, естественно, также будет различной, но без обеспечения всего этого триединого комплекса вряд ли можно говорить об эффективном выполнении руководителем своей педагогической функции.