logo
Кикоть ОВД 400с

Глава 14. Организация планирования воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел

Практика воспитательной работы в органах внутренних дел показывает, что она бывает плодотворна и эффективна только тогда, когда ведется по тщательно продуманному плану, охватывающему все ее важнейшие направления, когда четко скоординированы усилия руководителей всех уровней1, сотрудников подразделений воспитательной работы, общественных объединений сотрудников. Хорошо продуманный план – это организующее начало, первый признак слаженности и культуры в работе.

Планированию воспитательной работы в органах внутренних дел должно отводиться особое место, поскольку современные условия предъявляют повышенные требования к работе правоохранительных органов, т.к. их деятельность оказывает значительное влияние на совершенствование общественных отношений, развитие экономических и социальных процессов и становится составной частью общей системы мер по формированию правового государства. В этой связи значимость существенного улучшения качественного состава кадров органов внутренних дел трудно переоценить. Важная роль в решении указанного вопроса отводится подразделениям по работе с личным составом.

Актуальность данной работы объясняется еще и тем, что современная демографическая ситуация в России характеризуется сокращением численности населения, снижением уровня рождаемости, высокой смертностью. Если не предпринять соответствующих мер на государственном уровне, если не осуществлять плановую ежедневную кропотливую работу по «сбережению» имеющихся кадров органов внутренних дел2, то в скором времени служить в них станет просто некому.

В Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года3 отмечается, что с 1993 года естественная убыль населения находится на стабильно высоком уровне (0,7–0,9 млн. человек в год).

По результатам Всероссийской переписи населения в 2002 г. по сравнению с переписью 1989 г. численность населения уменьшилась на 1,8 млн. человек1.

Нехватка трудовых ресурсов сказывается во всех отраслях народного хозяйства, в отборе кадров на государственную службу, в том числе и органы внутренних дел, служба в которых предъявляет повышенные требования к состоянию здоровья2. Между тем, неудовлетворительное физическое состояние личного состава органов внутренних дел соответствует общей картине здоровья народов России, которое Концепцией национальной безопасности РФ рассматривается как основа безопасности страны3. За последние 10 лет заболеваемость 15-17-летних подростков в России выросла на 64%, а детей до 15 лет – почти на 30%.

Проблема комплектования органов внутренних дел осложняется еще и тем, что большая доля трудоспособного населения России имеет или имела судимость, а в соответствии с действующим законодательством данные лица не могут быть приняты на службу.

Однако, как показывает практика, планы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел еще не стали взвешенной программой конкретных действий, увязанных с политической, социально-экономической и демографической обстановкой в регионе обслуживания. В них, зачастую, отсутствует необходимая конкретность, комплексность и обоснованность планируемых мероприятий, их преемственность по целям и реальность сроков исполнения. Сами же планируемые мероприятия, зачастую, не содержат новизны.

Нередко низкое качество планирования сочетается и с ослаблением системы контроля за ходом выполнения запланированных мероприятий, что приводит к необоснованной корректировке или переносу сроков выполнения тех или иных мероприятий, расхолаживает исполнителей и снижает общую культуру управленческого труда.