Глава 8. Деятельность руководителей органов внутренних дел по обеспечению дисциплины, законности и профилактике правонарушений среди личного состава
Эффективное выполнение ответственных задач по обеспечению безопасности личности, общества и государства, стоящих перед органами внутренних дел, находится в прямой зависимости от уровня соблюдения требований законности и служебной дисциплины при выполнении личным составом служебных обязанностей в повседневных и чрезвычайных условиях. Надлежащий уровень законности и дисциплины, наряду с качественной подготовкой, обеспечивающий организованность, отмобилизованность, постоянную готовность сотрудников к немедленным и решительным действиям по обеспечению общественного порядка и безопасности, борьбе с преступностью, является обязательным условием эффективности оперативно-служебной деятельности и повышения престижа органов МВД России среди населения. Эти факторы в современных условиях приобретают особую актуальность, так как их невысокие характеристики вызывают серьезную тревогу в обществе, способствуют процессу отчуждения граждан от содействия правоохранительным органам, снижают результативность принимаемых мер по укреплению правопорядка.
Начатое целевое реформирование содержания и организации системы работы с личным составом МВД России непосредственно связано с усилением контроля за состоянием дисциплины и законности в органах внутренних дел. Укрепление дисциплины и законности – одно из направлений воспитательной работы в органах внутренних дел, которому Министерством внутренних дел России придается решающее значение как важнейшему показателю эффективности оперативно-служебной деятельности.
В обращении к сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск МВД России1 Министр внутренних дел подчеркивает, что необходимо давать принципиальную оценку каждому нарушению законности и дисциплины. Следует отстранять от занимаемых должностей лиц, систематически нарушающих профессиональную этику и дискредитирующих органы внутренних дел. В качестве одного из критериев назначения на вышестоящие должности, представления к наградам и поощрениям подчиненных предписывается считать соблюдение ими норм профессиональной этики, морали и культуры в обращении с гражданами.
Правовое понятие дисциплины включает в себя различные ее виды: трудовую, государственную, в т. ч. воинскую и служебную, а также плановую, финансовую, корпоративную, общественную, партийную и т. д. Хорошо налаженные дисциплинарные отношения власти и подчинения в органах внутренних дел обеспечивают постоянную, надежную и устойчивую организационную связь между субъектом и объектом управления. Дисциплина означает неукоснительное соблюдение лицами рядового и начальствующего состава, установленных законодательством и иными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, Присягой, приказами Министерства внутренних дел Российской Федерации, прямых начальников (командиров) порядка и правил выполнения возложенных на них обязанностей и осуществления предоставленных им полномочий1.
В органах внутренних дел служебная дисциплина обязывает каждого сотрудника строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, добросовестно исполнять приказы начальников и свои должностные обязанности, а также правоохранительные функции, оказывать уважение начальникам и старшим по званию, содействовать им в поддержании уставного и общественного порядка. Она требует безукоризненного соблюдения формы одежды, отдания воинского приветствия, других правил служебного этикета и субординации, стойкого отношения к трудностям и лишениям. Дисциплинарная власть и профессиональная компетенция предполагают, что ее субъекты должны быть честными, мужественными и самоотверженными, бдительными, уважать и соблюдать права и свободы человека и гражданина, постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство.
Служебная дисциплина в органах внутренних дел должна обеспечиваться планомерной стройной системой воспитательных и организационно-уставных мероприятий, непреклонно осуществляемых руководителями всех степеней, а также постоянно актуализируемой нравственно-здоровой служебной средой самодисциплинированностью сотрудников (осознанным отношением к исполнению служебного и гражданского долга, повышенной личной ответственностью за методы, способы и результаты выполнения порученной оперативно-служебной или служебно-боевой задачи). Требуется и индивидуальная работа по воспитанию личной дисциплинированности как внутреннего убеждения каждого сотрудника в необходимости продуманного, активного и строгого соблюдения требований законов, уставов, наставлений и приказов, других подзаконных нормативных актов, Присяги, гражданского, воинского и служебного долга, а также правомерных распоряжений начальников и командиров.
Дисциплина в подразделении обеспечивается также умелым использованием руководителем властных полномочий, включая поощрения и взыскания, его командными качествами (знаниями, навыками и умениями), профессиональным и нравственным авторитетом, коммуникативной компетентностью, сочетаемой со способностью и готовностью личного состава беспрекословно подчиняться правомерным приказам и распоряжениям начальников (командиров). Для формирования дисциплинарных властеотношений в подразделении немаловажное значение имеет личная примерность руководителя в бескорыстном и самоотверженном исполнении долга, служения закону, народу и справедливости.
Традиционно в органах внутренних дел предписывалась и поддерживалась дисциплина, аналогичная воинской. Особый вид государственной службы, принципиально отличающейся от гражданской, и тем более работы по найму1, осуществляемой вооруженным личным составом, выполняющим правоохранительные функции в составе подразделений, в том числе многочисленных, требует единоначалия. Государственно-служебные отношения по поддержанию безопасности обеспечиваются за счет основанной на императивных нормах, жесткой организационной и психологической взаимосвязи между руководителем и подчиненным, а также за счет высокой огневой и тактической выучки, физической подготовки личного состава. В экстремальных ситуациях вооруженной борьбы власть начальника (командира) объективно приобретает авторитарные черты, что позволяет уменьшить степень риска, с минимальными людскими потерями и материальными затратами выполнить оперативно-служебные задачи по защите жизни и здоровья граждан, обеспечению общественной и государственной безопасности.
В настоящее время наблюдается неурегулированность административным законодательством системы дисциплинарных правоотношений в органах внутренних дел. В отличие от Вооруженных Сил и других войск, воинских формирований и органов, где применяются общевоинские уставы, в органах внутренних дел Российской Федерации отсутствуют дисциплинарный устав и устав внутренней службы. Служебные взаимоотношения как субординационного, так и координационного характера урегулированы лишь фрагментарно и в самых общих чертах различными наставлениями и инструкциями. Отсутствие нормативных определений «дисциплинарного проступка», «грубого» либо «систематического» нарушения служебной дисциплины, а также регламентации дисциплинарного производства, как и иные сегменты служебных отношений, оказавшиеся в ситуации аномии (неурегулированности), создают многочисленные условия для субъективизма и необъективности дисциплинарной практики, нарушений принципа справедливости работы с кадрами.
Служебный этикет, играющий роль важного компонента организационной культуры, способствующий консолидации и повышению оперативно-служебной готовности личного состава органов внутренних дел продолжает основываться на традициях и ритуалах, сложившихся в дореволюционный и, особенно, в советский период. Он незнаком и чужд подавляющему большинству личного состава, поскольку в новых социально-экономических и политических условиях утратил всякую актуальность.
Служебная дисциплина и законность взаимосвязаны. Выполняя служебные обязанности, сотрудник должен использовать средства, соблюдать процессуальные правила и тактические приемы, предусмотренные либо допускаемые законами и иными правовыми актами. Все требования законности, обращенные к государственным служащим, и, в первую очередь, проходящим военную и правоохранительную службу, составляют одновременно и содержание дисциплины. С другой стороны, дисциплинарные нормы могут основываться и на моральных требованиях, служебных обрядах, ритуалах, этикете и традициях, прямо не регламентированных правовыми предписаниями1.
Законность в юридической науке понимается как неуклонное исполнение законов и иных правовых актов органами государства, должностными лицами, гражданами и общественными организациями2. Ее трактуют также и как систему юридических правил, норм, средств и гарантий с соответствующими им государственными структурами, призванную обеспечивать практическую реализацию законов и других правовых актов. Законность при исполнении обязанностей государственной службы формирует необходимый характер отношений между властью и гражданами, обществом в целом, обеспечивают авторитетность и эффективность социального управления3.
Законность одновременно является универсальным конституционным и общеправовым принципом, соблюдение которого обязательно в практической деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц и служащих, а также предприятий и организаций (независимо от формы собственности и организационно-правовой формы), их руководителей, граждан, иностранцев и апатридов. Истинная законность может быть обеспечена лишь в демократическом правовом и социальном государстве, безусловно признающим приоритет прав, свобод и законных интересов человека во всех сферах общественных отношений1, и обеспечивающим ему достойную жизнь в социально-экономическом и нравственно-культурном отношении. Эффективное государство, строящее свои взаимоотношения с личностью на основе признания высокой значимости ее легитимных ценностей, выступает гарантом социального и культурного благополучия своих граждан. Современное демократическое государство не может существовать как правовой феномен, не воплощая в своей повседневной практике гражданские и политические права и свободы2.
Таким образом, законность, являясь принципом деятельности органов внутренних дел, требует от каждого сотрудника правильного исполнения законов и ведомственных нормативных актов, усвоения и использования в своей служебной деятельности правовых знаний, правомерного поведения как при исполнении должностных обязанностей, так и вне службы, предупреждения и пресечения противоправных действий со стороны граждан и должностных лиц. Нарушения законности, допускаемые сотрудниками органов внутренних дел в процессе осуществления правоохранительной деятельности, в отличие от дисциплинарных проступков, всегда отрицательно сказываются на обеспечении правопорядка и ущемляют права, свободы, законные интересы граждан и организаций.
Прием на службу кандидатов является важной селекционно-кадровой процедурой, позволяющей предотвратить проникновение в органы внутренних дел представителей организованных преступных групп и лиц, преследующих корыстные и другие интересы антиобщественного характера, препятствующие выполнению задач правоохранительной службы3.
В качестве раннепрофилактических мероприятий по предупреждению возможных со стороны будущего сотрудника нарушений дисциплины и законности, служебного предательства и коррупции, в процессе изучения кандидата на службу необходимо:
1. Составить объективное представление о его правовом сознании, в частности о степени и точности осведомленности об институтах конституционного, административного, уголовного, уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального, а также гражданского, семейного, жилищного и других отраслей права, об отношении к ним, о реальном правовом положении человека в обществе. Выявить официальные и неформальные источники получения юридической информации, оценочное отношение к законам, объективности, справедливости и эффективности их применения.
2. Установить, стремился ли ранее кандидат принять деятельное участие в правоохранительных мероприятиях, пресечении правонарушений, под влиянием каких мотивов и при каких обстоятельствах это происходило, не сожалел ли о своих действиях в последующем? Проявил ли он настойчивость в восстановлении справедливости, был ли способен принять правомерное и тактически целесообразное решение, добивался ли ответственности лиц, совершивших нарушение закона?
3. Изучить отношение кандидата к трудовой этике, выполнявшейся ранее работе, учебе, прохождению военной службы. Обладает ли он готовностью к напряженному, интенсивному труду, в том числе к выполнению социально важных задач? Рационально ли кандидат планировал свою деятельность, успешно ли организовывал свою работу и учебу, проявлял ли инициативу, настойчивость и последовательность в достижении поставленных целей, несмотря на внешние препятствия? Чувствовал ли ответственность за коллектив, в котором работал, служил или учился, заботился ли о его репутации, стремился ли отстаивать его престиж и интересы?
4. Выявить, как складывались у него отношения с коллегами, руководителями, педагогами по месту прошлой работы, службы или учебы? Какие конфликты, на какой почве у него в производственной, бытовой и культурно-досуговой сферах возникали, способен ли он был к сдержанной адекватной реакции, стремился ли, используя правомерные и нравственно корректные конструктивные средства, урегулировать их, как они в результате разрешались? Способен ли он наряду с принципиальностью проявлять разумную уступчивость, идти на переговоры, разумный компромисс и сотрудничество?
5. Узнать, как он представляет патриотизм, гражданский долг, свое служение закону, народу и государству? Кто из родственников, педагогов, сослуживцев и других лиц, каким образом и почему оказал решающее влияние на формирование личности и обеспечил жизненную поддержку кандидата? Кому и за что из этих лиц он благодарен и отвечает ли взаимной помощью?
6. Установить действительные источники, размер и легитимность доходов, материальные условия жизни кандидата, членов его семьи и лиц из его бытового и культурно-досугового окружения. Выяснить, по каким критериям он отбирает себе друзей, приятелей и подруг, какие интересы, увлечения, взгляды, а так же форма занятий и проведения свободного времени их объединяют? Исследовать уровень и характер культурного и физического развития кандидата, отношение к здоровому образу жизни, привычки и обыкновения, способы и систематичность обретения знаний, расширения кругозора, поддержания хорошей физической формы.
7. Сделать вывод об отношении кандидата к добросовестному выполнению своих личных и имущественных обязательств перед родственниками, знакомыми и посторонними людьми. Насколько адекватно он представляет условия своей будущей жизни и служебной деятельности? Насколько свойственны для него готовность выполнять различные, в том числе непрестижные и тяжелые виды работы? Готов ли он помочь сослуживцам в решении сложных и трудоемких проблем? Спрогнозировать готовность и способность его жить на денежное довольствие сотрудника правоохранительного органа.
8. Выявить действительное происхождение, характер и устойчивость мотивов, определивших его стремление поступить на службу в систему МВД. Насколько его представления соответствуют будущей деятельности, осознает ли он все дисциплинарные требования, трудности, лишения, правовые и этические ограничения, которые влечет будущая служба? Как расценивают родственники, друзья и подруги его стремление поступить на правоохранительную службу? Какие, по их мнению, риски, трудности и преимущества несет избираемая профессия, и являются ли они достаточно оправданными и адекватными обретаемым благам?
9. Выяснить наличие конкретных представлений у кандидата о перспективах его службы. Имеет ли он определенные намерения повышать свой профессионализм, построить служебную карьеру? Какие жизненные проблемы он рассчитывает решить в процессе прохождения службы? Знает ли он сотрудников правоохранительных органов или военнослужащих, с которых стремится брать пример в будущей служебной деятельности?
10. Обратить внимание на способность кандидата ясно, кратко, доходчиво и убедительно излагать свои мысли, на используемую им лексику, в частности сленг и жаргон, а также умение слушать и стремление понимать собеседника, на мимику, принимаемые им позы, и жестикуляцию. Установить, где позаимствовал он специфические обороты, выражения и жесты, а также что они означают? Способен ли он быстро и дифференцированно воспринимать предлагаемые проблемы будущей профессии? Насколько он корректен, открыт и коммуникабелен в общении с окружающими? Какой стиль одежды, прическу, предметы личного пользования предпочитает, склонен ли к внешней роскоши? Аккуратен ли внешний вид кандидата и соответствует ли он представлениям населения о государственном служащем? Обратить внимание на наличие татуировок и выяснить их значение.
При организации воспитательно-профилактического воздействия на личный состав целесообразно исходить из определенных принципиальных постулатов.
Вступая в должность, сотрудник принимает на себя обязательства в служебной деятельности и личной жизни следовать высоким этическим стандартам и принципам1. Его личные (частные) интересы не могут быть основанием неисполнения или ненадлежащего исполнения служебных обязанностей, они не должны препятствовать осуществлению эффективной правоохранительной деятельности. Все решения должны приниматься объективно и беспристрастно, исходя из задачи необходимости максимального обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также с учетом государственных и служебных интересов. При этом сотрудники не должны руководствоваться целями противозаконного достижения материальной выгоды для себя, своей семьи, близких и неслужебного окружения. Личный состав должен избегать не только любых злоупотреблений, но и действий, которые могли бы создать видимость меркантильного использования служебного положения2. В своем поведении он должен проявлять абсолютную политическую нейтральность, воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов и их руководителей, если это не входит в круг его служебных обязанностей. Любой свой поступок сотрудник обязан оценивать с позиции необходимости повышения авторитета государственной власти и доверия к ней со стороны населения, формирования положительного имиджа сотрудника органов внутренних дел, постоянного служения закону, народу и каждому человеку в отдельности.
В виде конкретных требований, учитывающих специфику правоохранительной деятельности, следовало бы закрепить следующие положения:
Сотрудники обязаны отказаться от предлагаемой им противозаконной выгоды, принять меры к установлению лица, сделавшего такое предложение, о чем сразу же информировать руководство и в дальнейшем действовать в соответствии с законом, этическими правилами и полученными указаниями. Дальнейшие контакты с лицом, предложившим ненадлежащую выгоду, могут быть оправданы только служебной необходимостью1.
Не рекомендуется поддержание отношений, непосредственно не вызванных интересами служебной деятельности, с лицами, скомпрометировавшими себя преступлениями и другими противоправными действиями, а также бывшими сотрудниками правоохранительных органов и военнослужащими, уволенными за служебные проступки.
Свои имущественные (включая денежные) обязательства сотрудник обязан выполнять, строго руководствуясь требованиями Гражданского кодекса РФ и моральных норм. Собственные семейные и родственные интересы недопустимо удовлетворять за счет ущемления прав и законных интересов других лиц и организаций.
Своими действиями на службе или вне ее сотрудник не должен допускать создания ситуаций финансовой или иной зависимости от отдельных лиц или организаций, которые могут повлиять на исполнение сотрудником служебных обязанностей.
Запрещается вступление во внеслужебные личные или имущественные отношения (в том числе заключение гражданско-правовых сделок), а также получение услуг и подарков либо вещей и предметов в пользование от лиц, являющихся подозреваемыми, обвиняемыми, потерпевшими, истцами или ответчиками, защитниками и представителями, либо привлекавшимися в качестве экспертов и специалистов по делам и материалам, расследовавшимся в органе, учреждении, где сотрудник состоит на службе. Должны исключаться такие отношения и с лицами, на которых распространяются властные или контрольные (надзорные) функции органа или учреждения, где сотрудник состоит на службе.
Сотрудник, неправомерно причинивший гражданам материальный, физический или моральный ущерб, обязан принять все зависящие от него меры для полного и скорейшего возмещения этого ущерба. Руководители органа, службы, подразделения также должны обеспечить психологическую поддержку и принести извинения потерпевшим от злоупотреблений и насилия подчиненных, при необходимости изыскать средства для предоставления им материальных компенсаций.
В обращении между собой, с личным составом других правоохранительных органов и с военнослужащими сотрудники обязаны соблюдать субординацию, вежливость и сдержанность, быть приветливыми и скромными, строить взаимоотношения на доверии и взаимной поддержке.
Категорически не допускаются любые неслужебные (личного или имущественного характера) поручения подчиненным и иным зависимым по службе должностным и частным лицам.
При принятии кадровых решений о выдвижении на вышестоящую должность, направлении на учебу, представлении к наградам и иным поощрениям, наложении взысканий и т.д. руководители должны быть беспристрастными и справедливыми, исходить только из объективной оценки результатов служебной деятельности, профессионально-деловых и нравственно-волевых качеств, биографии и прохождения службы сотрудником.
Руководитель (начальник, командир) обязан постоянно осуществлять индивидуальную воспитательную и профилактическую работу, налаживать доверительные отношения с личным составом, хорошо знать не только профессиональные, нравственные, психофизические и иные личные качества лиц, находящихся в непосредственном подчинении, но и их материальное положение, долговые обязательства, взаимоотношения в семье, увлечения, проведение досуга, круг ближайшего внеслужебного общения. Все затруднительные ситуации1, тяжелые эмоциональные состояния сотрудников требуют незамедлительного реагирования и оказания необходимой помощи со стороны прямых руководителей, сотрудников подразделений по воспитательной работе и специалистов по морально-психологической подготовке.
Руководитель органа внутренних дел обязан постоянно демонстрировать своим личным примером честное и бескорыстное исполнение своего гражданского и служебного долга. Ему следует принимать систематические меры к нейтрализации причин и условий коррупции, а также внимательно относиться к любой ситуации, содержащей опасность коррупционного поведения подчиненных. Он должен принимать все возможные меры к обеспечению безопасности и защите интересов сотрудников и граждан, содействовавших идентификации и разрешению этой ситуации. Антикоррупционное поведение подчиненных всегда заслуживает всемерного поощрения.
В случае проведения служебной проверки сотрудник при необходимости обязан подробным отчетом о своем имущественном положении и всех источниках его поддержания (декларированием доходов и расходов), искренними объяснениями обо всех ему известных обстоятельствах и другими посильными средствами способствовать скорейшему и полному завершению проверки1.
Служебный статус требует, чтобы сотрудник вел жизнь добропорядочного нравственного человека, несущего ответственность за происходящие вокруг него события. Люди должны в нем видеть пример чести, достоинства, гражданственности, служения закону и здорового образа жизни2.
В целях профилактики правонарушений среди личного состава целесообразно:
отснять документальный учебный фильм о преступности личного состава органов внутренних дел, где наряду с отражением масштабности и злободневности проблемы по судебным приговорам, личным делам и интервью с несколькими осужденными – бывшими сотрудниками проследить динамику криминальной деформации их личности, а также подробно осветить условия труда и быта, в которых они содержатся в местах лишения свободы;
в ведомственной печати периодически публиковать материалы о преступности и коррупции в органах внутренних дел, ответственности и наказании виновных;
возобновить практику объявления приговоров, вынесенных судами общей юрисдикции (включая военные) в отношении сотрудников органов внутренних дел;
использовать скрытую видеосъемку при негласных проверках несения службы. Организовывать просмотры на служебных совещаниях с подробным обсуждением действий запечатленных сотрудников;
практиковать периодические заслушивания руководителей служб и подразделений об организации воспитательной и профилактической работы с личным составом, предупреждении нарушений дисциплины и законности, а также преступлений сотрудников в служебной сфере и в быту;
чаще практиковать внезапные проверки подразделений по вопросам соблюдения личным составом дисциплины и законности.
Старшим начальникам необходимо побудить непосредственных руководителей заниматься не только организацией оперативно-служебной деятельности подчиненных, но и повседневной воспитательно-профилактической работой с ними1.
Необходима системная работа по формированию и консолидации служебных коллективов, созданию в них здорового социально-психологического климата и товарищеских отношений в служебной деятельности.
Необходимо повсеместно возродить полномасштабную работу таких специализированных субъектов воспитательно-профилактической деятельности как наставники и органы общественной самодеятельности, в частности, суды чести и женсоветы.
Исполняя требования ведомственных нормативных актов по организации индивидуальной воспитательно-профилактической работы с сотрудниками, образующих группы риска и характеризуемых деструктивным поведением, необходимо осознать, что данный контингент включает не только нарушителей дисциплины, лиц, склонных к злоупотреблению спиртными напитками, конфликтам в быту, агрессии и аутоагрессии, но и сотрудников, получающих незаконное вознаграждение в связи с осуществлением должностных полномочий и использованием служебного влияния.
Организуя профилактику правонарушений со стороны личного состава совместно со службами собственной безопасности и инспекциями по личному составу органов внутренних дел необходимо учитывать, что она должна включать следующие элементы:
обеспечение профилактического наблюдения во всех коллективах органов и подразделений;
изучение всего контингента сотрудников, сбор и проверка первичной информации о правонарушениях служебного характера, а также на службе и в быту;
инициативное осуществление оперативными подразделениями поисковых мероприятий в целях обнаружения признаков планирования и подготовки преступлений и служебных проступков сотрудниками;
оперативное документирование противоправных действий и обстоятельств их совершения сотрудниками, находящимися под профилактическим наблюдением и подлежащих обеспечению таким наблюдением, обеспечение их полных и подробных учетов;
планирование и практическая организация комплекса воспитательно-профилактических мероприятий в отношении лиц, стоящих на профилактических учетах, принятие мер к нейтрализации (устранению) факторов, оказывающих криминогенное и нравственно-деформирующее воздействие на сотрудников;
контроль с помощью оперативных возможностей подразделений криминальной милиции, замеров практическими психологами состояния социально-психологического климата в служебных коллективах, изучения общественного мнения, степени эффективности принимаемых мер профилактического воздействия.
Мерами общей профилактики, воздействующими на причины и условия совершения правонарушений в коллективах служб и подразделений являются: эффективная система нравственно-правового воспитания, атмосфера утверждения законности и правопорядка, охраны и защиты прав и свобод граждан, безусловная личная примерность руководителей всех степеней, широкая гласность в применении мер уголовного наказания и дисциплинарного воздействия, постоянное совершенствование управления службами и подразделениями органов внутренних дел, оптимизация их организационной структуры, принятие усилий к обеспечению достойного уровня жизни сотрудников. Общепрофилактические мероприятия способствуют устранению (нейтрализации) условий, облегчающих совершение правонарушений, возникновение остроконфликтных ситуаций в служебных коллективах, способствующих нравственно-правовой профессиональной деформации личности сотрудников, формированию у них умысла на совершение преступлений, служебных, досуговых и бытовых проступков. Общепрофилактическое воздействие должно сочетаться с разнообразной системой индивидуальной профилактики правонарушаемого поведения сотрудников.
Меры индивидуального профилактического воздействия на каждого отдельного сотрудника имеют главенствующее значение в организации предупреждения преступлений, коррупционных и иных правонарушений со стороны сотрудников, носят как открытый, так и негласный характер. Конфиденциальные мероприятия являются не только более эффективными с точки зрения получения искомой информации оперативно-профилактического характера, но и позволяют не допустить компрометации личности наблюдаемого сотрудника. Они позволяют подробно, объективно и достоверно изучить лицо, подвергаемое профилактическому воздействию, его мировоззренческие взгляды, наклонности, интересы, увлечения, планы на будущее, круг и мотивы общения, связи лиц, имеющих влияние на него. Индивидуальная профилактика включает в себя три направления деятельности:
раннюю профилактику – в отношении лиц, не обладающих твердыми позитивными нравственно-правовыми убеждениями и навыками законопослушного поведения, установками на постоянное и строгое соблюдение уставного порядка, требований должностных инструкций;
непосредственную профилактику в отношении лиц, на которых имеется оперативная или официальная информация о совершении актов коррупции, нарушениях прав и свобод человека, иных должностных проступков, недостойного поведения на досуге или в быту;
последующее профилактическое воздействие на лиц, подвергнутых дисциплинарной ответственности за допущенные служебные проступки, правонарушения и недостойное поведение в культурно-досуговой и бытовой сфере.
В процессе осуществления индивидуального профилактического воздействия:
осуществляются мероприятия по устранению (нейтрализации) причин и условий, способствующих совершению преступлений;
проводится плановое непрерывное профилактическое воздействие на лиц, состоящих на оперативно-профилактическом учете;
принимаются меры к прекращению общения профилактируемого лица с источниками аморального или криминогенного воздействия на него;
устанавливаются и реализуются дополнительные требования и ограничения поведения профилактируемых лиц, осуществляется дисциплинарная и морально-психологическая корректировка их поведения;
разобщаются неформальные группы сотрудников, в которых доминируют антиобщественные взгляды, правовой негативизм и нигилизм, пренебрежительное отношение к служебному долгу и уставному порядку;
в служебных коллективах оказывается моральная, психологическая, организационная и материальная поддержка сотрудникам, находящимся в затруднительных жизненных ситуациях.
К лицам, нарушающим свой служебный долг, следует применять предупреждение, предписание о необходимости определенным образом повысить свой общекультурный и профессиональный уровень, конкретным образом изменить свое поведение, а также официальное предостережение. В случае безуспешности воспитательно-профилактического воздействия должно составляться заключение о нецелесообразности продления контракта о службе с данным сотрудником, а при наличии в его действиях доказанного факта грубого нарушения законности – решать вопрос об увольнении.
- Оглавление
- Предисловие
- § 1. Модель системы воспитательной работы с личным составом и особенности ее функционирования
- § 2. Проблемы организации воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- Глава 2. Руководитель органа внутренних дел – организатор воспитательной работы с личным составом § 1. Организационно-педагогическая функция руководителя органа внутренних дел
- § 2. Формирование педагогического имиджа руководителя
- § 3. Организация «педагогической команды»
- § 4. Педагогический менеджмент руководителя
- Глава 3. Научные основы воспитательной работы в органах внутренних дел § 1. Основы педагогической теории воспитания
- § 2. Методы воспитания сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Милицейская деонтология как средство профилактики нарушений сотрудниками прав человека в служебной деятельности
- Глава 5. Патриотическое воспитание личного состава на боевых и трудовых традициях органов внутренних дел
- § 2. Эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел
- § 3. Служебный этикет как проявление нравственно-эстетической культуры сотрудника
- § 4. Профессионально-нравственные проблемы и специфика милицейской службы
- § 5. Этические кодексы как нравственная основа профессиональной деятельности: опыт проблемного анализа
- Глава 7. Информационно-пропагандистское обеспечение деятельности органов внутренних дел
- Глава 8. Деятельность руководителей органов внутренних дел по обеспечению дисциплины, законности и профилактике правонарушений среди личного состава
- Глава 9. Социальная работа с членами семей погибших сотрудников и инвалидами вследствие военной травмы
- § 2. Общая характеристика системы морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности личного состава органов внутренних дел
- § 3. Организация морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности
- Глава 11. Зарубежный опыт воспитания сотрудников полиции (милиции) и пути его использования в работе с личным составом органов внутренних дел
- § 1. Понятие воспитания в зарубежной юридической педагогике
- § 2. Политико-правовые, социально-экономические и психолого-педагогические факторы, обусловливающие современные концепции воспитания полицейских
- § 3. Пути использования зарубежного опыта воспитания полицейских в органах внутренних дел
- § 1. Мотивы поведения и их роль в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Применение средств мотивирования профессиональной деятельности сотрудников милиции
- Глава 13. Индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками органов внутренних дел
- § 1. Понятие индивидуальной воспитательной работы и ее значение в работе с кадрами
- § 2. Система индивидуальной воспитательной работы
- Требования к индивидуальной воспитательной работе
- § 3. Основные формы и методы индивидуальной воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- § 4. Организационно-правовое обеспечение индивидуальной воспитательной работы
- § 5. Контроль состояния и оценка результативности индивидуальной воспитательной работы
- Глава 14. Организация планирования воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- § 1. Планирование и организация как функции управления
- § 2. Планирование воспитательной работы с личным составом органа (подразделения) внутренних дел
- Глава 15. Служебные ритуалы в органах внутренних дел, методика их подготовки и проведения
- § 1. Понятие ритуала и его значение в работе с кадрами
- § 2. Организация подготовки и проведения ритуала
- § 3. Методика проведения отдельных ритуалов
- Глава 16. Роль общественной организации ветеранов органов внутренних дел в воспитании личного состава
- § 2. Анализ практики использования средств массовой информации в воспитании сотрудников
- § 3. Педагогические аспекты общественных связей органов внутренних дел со средствами массовой информации
- Глава 18. Взаимодействие воспитательных аппаратов органов внутренних дел с представителями традиционных конфессий в интересах воспитательной работы с личным составом
- § 2. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел
- Глава 20. Риторическая культура организатора воспитательной работы в органах внутренних дел § 1. Культура речи организатора воспитательной работы в органах внутренних дел
- § 2. Основные риторические правила
- § 3. Совершенствование культуры речи
- Особенности применения методов совершенствования культуры речи
- Глава 22. Формирование благоприятного морально-психологического климата в служебном коллективе
- Глава 23. Оценка психологического потенциала личности сотрудника в работе с резервом кадров на выдвижение в органах внутренних дел
- § 1. Методики оценки психологического потенциала личности сотрудника органов внутренних дел
- Шкалы опросника (срi) и их интерпретация
- Типо-уровневая интерпретация результатов обследования
- Показатели, рассчитываемые на основе первичных шкал Калифорнийского опросника
- Основания рекомендательного заключения психолога
- § 2. Оценка интеллектуальных качеств и особенностей мышления
- Нормативные значения показателей интеллектуального потенциала
- Глава 24. Психолого-педагогические основы профилактики профессиональной деформации личности сотрудника органов внутренних дел § 1. Сущность и проявления профессиональной деформации
- § 2. Причины развития профессиональной деформации
- § 3. Система работы по профилактике и преодолению профессиональной деформации
- § 4. Контрпедагогика в системе профилактики и преодоления профессиональной деформации
- Глава 25. Психологическая профилактика деструктивного поведения у сотрудников органов внутренних дел
- Глава 26. Психология саморазвития личности руководителя подразделения по организации воспитательной работы в органах внутренних дел
- Библиографический список литературы
- Пояснительная записка к плану морально-психологического обеспечения специальной операции
- 1.2. Задачи мпо:
- 2. Справка о морально-психологической обстановке
- 3. Состав группировки сил и средств мпо
- 4. Расчет сил и средств мпо по элементам оперативного построения
- 5. Расстановка сотрудников аппарата по работе с личным составом
- 6. Таблица взаимодействия по мпо
- 7. Схема организации радиосвязи в интересах мпо
- 8. Расчет районов активного информационно-психологического противоборства
- 9. Расчет вероятных психогенных потерь
- 10. График разработки и представления документов по мпо
- Примерная программа изучения особенностей личности сотрудника
- I. Жизненный опыт
- II. Особенности физического развития
- III. Направленность, мотивы поведения сотрудника,
- IV. Темперамент и эмоциональные особенности
- V. Характер сотрудника