§ 3. Система работы по профилактике и преодолению профессиональной деформации
Успешность профилактики и преодоления профессиональной деформации в значительной степени зависит от объективных условий профессиональной деятельности, оперативной обстановки, сложности профессиональных задач, уровня организации служебной деятельности, управленческой культуры руководителя, наличия здорового профессионального ядра в коллективе, качества работы с кадрами, состояния воспитательной работы с личным составом. В то же время, сложность самого явления профессиональной деформации требует специальной системы работы по ее профилактике и преодолению.
Нет каких-то специальных методов и форм работы по профилактике и преодолению профессиональной деформации. Важна их организация в целостную систему, которая включает в себя ряд взаимосвязанных компонентов:
1. Конкретизация цели работы в зависимости от соотношения задач профилактики и преодоления профессиональной деформации.
2. Диагностика факторов, способных вызвать развитие профессиональной деформации (условий, содержания и организации профессиональной деятельности, отношений в процессе профессиональной деятельности, личностных характеристик сотрудников).
3. Определение конкретных причин, которые могут усилить действие этих факторов (просчеты в управленческой деятельности, слабая работа с кадрами др.).
4. Определение диапазона реальных возможностей работы по профилактике и преодолению профессиональной деформации.
5. Выявление факторов и причин, которые могут способствовать профилактике и преодолению профессиональной деформации и анализ путей усиления их действенности (крепкое профессиональное ядро коллектива, благоприятный эмоционально-психологический климат и т.д.)
6. Выделение и анализ «групп риска», т.е. групп сотрудников, которые с большей степенью вероятности могут быть подвержены профессиональной деформации (начинающие службу, не обладающие достаточной профессиональной подготовленностью для исполнения профессиональных задач, постоянно испытывающие эмоционально-психологические перегрузки, пережившие сильные стрессы, находящиеся в постоянном контакте с асоциальными и криминальными элементами, имеющие неблагополучные семьи и т.д.).
7. Определение сотрудников, которые по своим личным качествам могут быть более подвержены профессиональной деформации или уже деформированы.
8. Уточнение реальных возможностей профилактики и преодоления профессиональной деформации на уровне: коллектива, группы, отдельной личности.
9. Определение группы сотрудников, которая по уровню своей профессиональной и педагогической подготовленности, по степени авторитетности в коллективе, может вести специальную работу по профилактике и преодолению профессиональной деформации и специальное обучение их методам этой работы.
10. Разработка отдельной программы деятельности по профилактике и преодолению профессиональной деформации, где специально предусматриваются: формирование у сотрудников правильного отношения к явлению профессиональной деформации, обучение сотрудников приемам самодиагностики и самовоспитания с целью ее профилактики и преодоления, определение направлений, форм и методов работы с коллективом в целом, «группами риска», отдельными сотрудниками, и распределяются обязанности в этой работе.
11. Определение критериев успешности работы по профилактике и преодолению профессиональной деформации.
12. Распределение обязанностей по реализации программы, составление планов ее реализации, в том числе – программ и планов индивидуально-воспитательной работы.
13. Организация осуществления программы, планов, контроль за этой работой и ее корректирование.
14. Подведение итогов работы по профилактике и преодолению профессиональной деформации и постановка новых задач в этой сфере.
Такая работа должна варьироваться в зависимости от специфики условий деятельности, ее задач, содержания и форм, особенностей конкретного коллектива.
Индивидуальный подход, в виде специальной программы индивидуально-воспитательной работы или в форме отдельных дополняющих и корректирующий воздействий на личность сотрудника, является обязательным компонентом работы по профилактике и преодолению профессиональной деформации. Специфика в том, что профилактика и преодоление профессиональной деформации личности может быть результативно осуществлены только самой личностью. Сотруднику может и должна быть оказана в этом помощь, поддержка, созданы соответствующие педагогические условия, он должен находиться в системе действенного контроля, включая дисциплинарные меры воздействия. Но только контроль, требование и дисциплинарные меры могут в лучшем случае заставить профессионально деформированного сотрудника изменить внешнее поведение, а проявления деформации будут принимать более скрытые и изощренные формы.
В индивидуальной работе с недеформированными сотрудниками необходимо убеждение их в том, что есть реальная опасность деформации для них лично, характеристика самой опасности и факторов, ее вызывающих, обучение методам и приемам распознавания появлений профессиональной деформации, их профилактики и преодоления.
В индивидуальной работе с деформированными сотрудниками важно не только убедить сотрудника в наличии у него профессиональной деформации (что на практике является непростой задачей), но и придать личностный смысл преодолению деформации. Большое значение имеет поиск «точек опоры» в самой личности для преодоления или сопротивления профессиональной деформации. Лучший противовес профессиональной деформации – положительный личностный смысл профессиональной деятельности и позитивный профессиональный и жизненный опыт в значимой для сотрудника сфере. «Точкой опоры» может стать самоуважение сотрудника, потребность в высокой самооценке и т. д. Действенной точкой опоры выступает успешность профессиональной деятельности.
Важнейшим моментом в сопротивлении профессиональной деформации или ее преодолении является перспектива, имеющая для сотрудника личностный смысл. Дилемма – профессиональное развитие или профессиональная деформация – во многом связана именно с наличием (или отсутствием) у сотрудника реальной и значимой перспективы в сфере профессиональной деятельности.
Важно определить способности сотрудника преодолеть профессиональную деформацию. Нередко требуется определенная педагогическая компенсация отсутствия или недостаточности его личностного потенциала в формах четкого контроля за деятельностью сотрудника, оказания ему регулярной помощи, предъявления комплекса требований, наставничества и т.д. Здесь задача преодоления профессиональной деформации смыкается с задачей развития личности: развитие достоинств человека является лучшим способом преодоления его недостатков.
- Оглавление
- Предисловие
- § 1. Модель системы воспитательной работы с личным составом и особенности ее функционирования
- § 2. Проблемы организации воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- Глава 2. Руководитель органа внутренних дел – организатор воспитательной работы с личным составом § 1. Организационно-педагогическая функция руководителя органа внутренних дел
- § 2. Формирование педагогического имиджа руководителя
- § 3. Организация «педагогической команды»
- § 4. Педагогический менеджмент руководителя
- Глава 3. Научные основы воспитательной работы в органах внутренних дел § 1. Основы педагогической теории воспитания
- § 2. Методы воспитания сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Милицейская деонтология как средство профилактики нарушений сотрудниками прав человека в служебной деятельности
- Глава 5. Патриотическое воспитание личного состава на боевых и трудовых традициях органов внутренних дел
- § 2. Эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел
- § 3. Служебный этикет как проявление нравственно-эстетической культуры сотрудника
- § 4. Профессионально-нравственные проблемы и специфика милицейской службы
- § 5. Этические кодексы как нравственная основа профессиональной деятельности: опыт проблемного анализа
- Глава 7. Информационно-пропагандистское обеспечение деятельности органов внутренних дел
- Глава 8. Деятельность руководителей органов внутренних дел по обеспечению дисциплины, законности и профилактике правонарушений среди личного состава
- Глава 9. Социальная работа с членами семей погибших сотрудников и инвалидами вследствие военной травмы
- § 2. Общая характеристика системы морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности личного состава органов внутренних дел
- § 3. Организация морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности
- Глава 11. Зарубежный опыт воспитания сотрудников полиции (милиции) и пути его использования в работе с личным составом органов внутренних дел
- § 1. Понятие воспитания в зарубежной юридической педагогике
- § 2. Политико-правовые, социально-экономические и психолого-педагогические факторы, обусловливающие современные концепции воспитания полицейских
- § 3. Пути использования зарубежного опыта воспитания полицейских в органах внутренних дел
- § 1. Мотивы поведения и их роль в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Применение средств мотивирования профессиональной деятельности сотрудников милиции
- Глава 13. Индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками органов внутренних дел
- § 1. Понятие индивидуальной воспитательной работы и ее значение в работе с кадрами
- § 2. Система индивидуальной воспитательной работы
- Требования к индивидуальной воспитательной работе
- § 3. Основные формы и методы индивидуальной воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- § 4. Организационно-правовое обеспечение индивидуальной воспитательной работы
- § 5. Контроль состояния и оценка результативности индивидуальной воспитательной работы
- Глава 14. Организация планирования воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- § 1. Планирование и организация как функции управления
- § 2. Планирование воспитательной работы с личным составом органа (подразделения) внутренних дел
- Глава 15. Служебные ритуалы в органах внутренних дел, методика их подготовки и проведения
- § 1. Понятие ритуала и его значение в работе с кадрами
- § 2. Организация подготовки и проведения ритуала
- § 3. Методика проведения отдельных ритуалов
- Глава 16. Роль общественной организации ветеранов органов внутренних дел в воспитании личного состава
- § 2. Анализ практики использования средств массовой информации в воспитании сотрудников
- § 3. Педагогические аспекты общественных связей органов внутренних дел со средствами массовой информации
- Глава 18. Взаимодействие воспитательных аппаратов органов внутренних дел с представителями традиционных конфессий в интересах воспитательной работы с личным составом
- § 2. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел
- Глава 20. Риторическая культура организатора воспитательной работы в органах внутренних дел § 1. Культура речи организатора воспитательной работы в органах внутренних дел
- § 2. Основные риторические правила
- § 3. Совершенствование культуры речи
- Особенности применения методов совершенствования культуры речи
- Глава 22. Формирование благоприятного морально-психологического климата в служебном коллективе
- Глава 23. Оценка психологического потенциала личности сотрудника в работе с резервом кадров на выдвижение в органах внутренних дел
- § 1. Методики оценки психологического потенциала личности сотрудника органов внутренних дел
- Шкалы опросника (срi) и их интерпретация
- Типо-уровневая интерпретация результатов обследования
- Показатели, рассчитываемые на основе первичных шкал Калифорнийского опросника
- Основания рекомендательного заключения психолога
- § 2. Оценка интеллектуальных качеств и особенностей мышления
- Нормативные значения показателей интеллектуального потенциала
- Глава 24. Психолого-педагогические основы профилактики профессиональной деформации личности сотрудника органов внутренних дел § 1. Сущность и проявления профессиональной деформации
- § 2. Причины развития профессиональной деформации
- § 3. Система работы по профилактике и преодолению профессиональной деформации
- § 4. Контрпедагогика в системе профилактики и преодоления профессиональной деформации
- Глава 25. Психологическая профилактика деструктивного поведения у сотрудников органов внутренних дел
- Глава 26. Психология саморазвития личности руководителя подразделения по организации воспитательной работы в органах внутренних дел
- Библиографический список литературы
- Пояснительная записка к плану морально-психологического обеспечения специальной операции
- 1.2. Задачи мпо:
- 2. Справка о морально-психологической обстановке
- 3. Состав группировки сил и средств мпо
- 4. Расчет сил и средств мпо по элементам оперативного построения
- 5. Расстановка сотрудников аппарата по работе с личным составом
- 6. Таблица взаимодействия по мпо
- 7. Схема организации радиосвязи в интересах мпо
- 8. Расчет районов активного информационно-психологического противоборства
- 9. Расчет вероятных психогенных потерь
- 10. График разработки и представления документов по мпо
- Примерная программа изучения особенностей личности сотрудника
- I. Жизненный опыт
- II. Особенности физического развития
- III. Направленность, мотивы поведения сотрудника,
- IV. Темперамент и эмоциональные особенности
- V. Характер сотрудника