logo
Кикоть ОВД 400с

§ 3. Система работы по профилактике и преодолению профессиональной деформации

Успешность профилактики и преодоления профессиональной деформации в значительной степени зависит от объективных условий профессиональной деятельности, оперативной обстановки, сложности профессиональных задач, уровня организации служебной деятельности, управленческой культуры руководителя, наличия здорового профессионального ядра в коллективе, качества работы с кадрами, состояния воспитательной работы с личным составом. В то же время, сложность самого явления профессиональной деформации требует специальной системы работы по ее профилактике и преодолению.

Нет каких-то специальных методов и форм работы по профилактике и преодолению профессиональной деформации. Важна их организация в целостную систему, которая включает в себя ряд взаимосвязанных компонентов:

1. Конкретизация цели работы в зависимости от соотношения задач профилактики и преодоления профессиональной деформации.

2. Диагностика факторов, способных вызвать развитие профессиональной деформации (условий, содержания и организации профессиональной деятельности, отношений в процессе профессиональной деятельности, личностных характеристик сотрудников).

3. Определение конкретных причин, которые могут усилить действие этих факторов (просчеты в управленческой деятельности, слабая работа с кадрами др.).

4. Определение диапазона реальных возможностей работы по профилактике и преодолению профессиональной деформации.

5. Выявление факторов и причин, которые могут способствовать профилактике и преодолению профессиональной деформации и анализ путей усиления их действенности (крепкое профессиональное ядро коллектива, благоприятный эмоционально-психологический климат и т.д.)

6. Выделение и анализ «групп риска», т.е. групп сотрудников, которые с большей степенью вероятности могут быть подвержены профессиональной деформации (начинающие службу, не обладающие достаточной профессиональной подготовленностью для исполнения профессиональных задач, постоянно испытывающие эмоционально-психологические перегрузки, пережившие сильные стрессы, находящиеся в постоянном контакте с асоциальными и криминальными элементами, имеющие неблагополучные семьи и т.д.).

7. Определение сотрудников, которые по своим личным качествам могут быть более подвержены профессиональной деформации или уже деформированы.

8. Уточнение реальных возможностей профилактики и преодоления профессиональной деформации на уровне: коллектива, группы, отдельной личности.

9. Определение группы сотрудников, которая по уровню своей профессиональной и педагогической подготовленности, по степени авторитетности в коллективе, может вести специальную работу по профилактике и преодолению профессиональной деформации и специальное обучение их методам этой работы.

10. Разработка отдельной программы деятельности по профилактике и преодолению профессиональной деформации, где специально предусматриваются: формирование у сотрудников правильного отношения к явлению профессиональной деформации, обучение сотрудников приемам самодиагностики и самовоспитания с целью ее профилактики и преодоления, определение направлений, форм и методов работы с коллективом в целом, «группами риска», отдельными сотрудниками, и распределяются обязанности в этой работе.

11. Определение критериев успешности работы по профилактике и преодолению профессиональной деформации.

12. Распределение обязанностей по реализации программы, составление планов ее реализации, в том числе – программ и планов индивидуально-воспитательной работы.

13. Организация осуществления программы, планов, контроль за этой работой и ее корректирование.

14. Подведение итогов работы по профилактике и преодолению профессиональной деформации и постановка новых задач в этой сфере.

Такая работа должна варьироваться в зависимости от специфики условий деятельности, ее задач, содержания и форм, особенностей конкретного коллектива.

Индивидуальный подход, в виде специальной программы индивидуально-воспитательной работы или в форме отдельных дополняющих и корректирующий воздействий на личность сотрудника, является обязательным компонентом работы по профилактике и преодолению профессиональной деформации. Специфика в том, что профилактика и преодоление профессиональной деформации личности может быть результативно осуществлены только самой личностью. Сотруднику может и должна быть оказана в этом помощь, поддержка, созданы соответствующие педагогические условия, он должен находиться в системе действенного контроля, включая дисциплинарные меры воздействия. Но только контроль, требование и дисциплинарные меры могут в лучшем случае заставить профессионально деформированного сотрудника изменить внешнее поведение, а проявления деформации будут принимать более скрытые и изощренные формы.

В индивидуальной работе с недеформированными сотрудниками необходимо убеждение их в том, что есть реальная опасность деформации для них лично, характеристика самой опасности и факторов, ее вызывающих, обучение методам и приемам распознавания появлений профессиональной деформации, их профилактики и преодоления.

В индивидуальной работе с деформированными сотрудниками важно не только убедить сотрудника в наличии у него профессиональной деформации (что на практике является непростой задачей), но и придать личностный смысл преодолению деформации. Большое значение имеет поиск «точек опоры» в самой личности для преодоления или сопротивления профессиональной деформации. Лучший противовес профессиональной деформации – положительный личностный смысл профессиональной деятельности и позитивный профессиональный и жизненный опыт в значимой для сотрудника сфере. «Точкой опоры» может стать самоуважение сотрудника, потребность в высокой самооценке и т. д. Действенной точкой опоры выступает успешность профессиональной деятельности.

Важнейшим моментом в сопротивлении профессиональной деформации или ее преодолении является перспектива, имеющая для сотрудника личностный смысл. Дилемма – профессиональное развитие или профессиональная деформация – во многом связана именно с наличием (или отсутствием) у сотрудника реальной и значимой перспективы в сфере профессиональной деятельности.

Важно определить способности сотрудника преодолеть профессиональную деформацию. Нередко требуется определенная педагогическая компенсация отсутствия или недостаточности его личностного потенциала в формах четкого контроля за деятельностью сотрудника, оказания ему регулярной помощи, предъявления комплекса требований, наставничества и т.д. Здесь задача преодоления профессиональной деформации смыкается с задачей развития личности: развитие достоинств человека является лучшим способом преодоления его недостатков.