§ 3. Педагогические аспекты общественных связей органов внутренних дел со средствами массовой информации
Системный анализ педагогического влияния массовых информационных потоков на ценностные ориентации сотрудников органов внутренних дел свидетельствует о сложном взаимодействии элементов информационно-педагогической системы в органах внутренних дел.
Цель информационно-пропагандистской работы состоит в создании информационной среды, позволяющей сотрудникам внутренних дел осознанно ориентироваться в потоках социальной информации в соответствии с целями профессиональной деятельности и актуальными информационными потребностями.
Социальная и профессиональная активность членов коллектива наиболее полно реализуется в условиях соответствующей информационной среды – взаимосвязанных элементов и каналов информационного взаимодействия, позволяющих осуществлять адекватную интересам службы социальную ориентацию и определять рациональные пути достижения личностных и групповых целей. Но если эта среда не ориентирована педагогически в нужном для ведомства русле, коммуникация приобретает хаотичный характер по отношению к целям воспитательной работы. В связи с этим, в настоящее время весьма актуальна идея А. С. Макаренко о необходимости педагогизации социальной информационной среды. Характеризуя содержательные связи между социумом и личностью, Макаренко писал: «Со всем сложнейшим миром окружающей действительности личность входит в бесконечное число отношений... Весь этот «хаос» не поддается, как будто, никакому управлению. Тем не менее, он создает в каждый данный момент определенные изменения в личности. Направить это развитие и руководить им – задача воспитателя»1.
Анализ работы по формированию информационных предпочтений сотрудников органов внутренних дел свидетельствует о том, что, несмотря на усиливающиеся потоки социальной информации, процесс ее потребления поддается управлению2. Такая возможность обусловлена тем, что информационные потоки можно: а) моделировать в соответствии с целями воздействия; б) количественно и качественно измерять; в) осуществлять обратную связь с потребителями; г) направлять информацию в нужное коммуникатору направление с заданной интенсивностью, актуализируя кульминационные моменты частных педагогических задач.
Вместе с тем, современное состояние информационно-воспитательной работы в подразделениях органов внутренних дел не позволяет кардинально повысить эффективность педагогического влияния СМИ на сотрудников в рамках существующей системы информирования. Анализ педагогического влияния на личный состав основных форм информационного обеспечения служебной деятельности коллективов органов внутренних дел, индивидуальные и групповые беседы с различными категориями сотрудников внутренних дел, результаты анкетирования, интервьюирование и изучение группового мнения свидетельствуют об определенном кризисе доверия к традиционным формам информационного обмена в условиях службы, имеющем плановую основу.
Так, анализ основных форм информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел (общественно-государственная подготовка, оперативные совещания и др.) и опрос 100 сотрудников показал, что за читки газет и журналов высказались только 3% опрошенных; за выпуск стенных газет – 5%; организацию единых информационных дней по актуальным проблемам социальной политики и профессиональной деятельности – только 2% опрошенных. Лишь один из восьми сотрудников выступает за сохранение планового информирования. Следовательно, эти формы информационно-пропагандистского воздействия необходимо признать полностью утратившими свою актуальность. Кроме того, качеством информационной работы удовлетворены менее 20% сотрудников.
Около 80% сотрудников высказались за внедрение в практику информационного воспитания принципа свободного выбора и осмысления поступающей теле- и радиоинформации, что потенциально таит в себе большую опасность для интересов службы, ибо, как мы показали выше, даже в современных политических условиях, большинство неведомственных СМИ предпочитает подавать аудитории негативный облик сотрудника органов внутренних дел.
Для эффективного использования материалов СМИ в воспитательной работе с личным составом в результирующем информационном массиве необходимы следующие компоненты:
а) информационно-ориентирующие сообщения (хроника, факты, констатирующая информация);
б) поток информации управляющего педагогического воздействия (комментарии и оценка событий с позиции государственной политики, формирования группового мнения и личностных профессиональных качеств);
в) информация по нейтрализации негативных альтернативных источников информации, слухов, домыслов, предположений и необоснованных прогнозов.
Сегодня есть необходимость разработки и внедрения в педагогическую практику ОВД концепции информационно-пропагандистской работы, главной целью которой является упорядочение массово-информационных потоков в подразделениях в интересах службы.
К основным целям информационно-пропагандистской работы в ОВД с использованием СМИ следует отнести:
эффективное влияние на морально-психологическое состояние личного состава в интересах службы;
формирование у сотрудников органов внутренних дел патриотизма и профессиональной этики, устойчивой моральной и психологической готовности к защите Отечества, верности Присяге;
социальное ориентирование личного состава с учетом имеющихся информационных потребностей и задач службы;
формирование и поддержание устойчивой мотивации к профессиональному овладению своей специальностью;
представление необходимой ориентирующей информации о преступном мире и нейтрализация его информационного и психологического воздействия.
Для эффективного воспитательного влияния СМИ на личный состав органов внутренних дел необходимо соблюдение определенного алгоритма информационно-педагогической деятельности. Основными этапами этой деятельности являются:
оценка состояния информационной работы в органах внутренних дел в соответствии с запросами личного состава и поставленными задачами;
анализ педагогического влияния СМИ на направленность ценностных ориентаций сотрудников органов внутренних дел;
изучение информационных потребностей органов управления и поиск управляющего педагогического воздействия;
оценка и селекция необходимой информации в соответствии с поставленными задачами информационно-пропагандистского воздействия;
создание механизма превентивной информационной защиты от дестабилизирующей информации;
постановка задач субъектам информационно-пропагандистской работы в органах внутренних дел, координация имеющихся сил и средств;
Эффективность информационного обеспечения воспитательного процесса в органах внутренних дел достигается за счет:
всестороннего знания системы информационных потребностей, запросов и ожиданий личного состава;
тесной связи содержания информационного обеспечения с решаемыми задачами общественно-государственной и морально-психологической подготовки;
координации педагогической деятельности всех звеньев и структурных элементов системы информационного влияния в единых воспитательных целях;
комплексного применения системы средств, форм и методов информационного воздействия;
объективности, достоверности, оперативности и доступности передаваемой информации управляющего воздействия.
Анализ более 20 занятий по общественно-государственной подготовке, мероприятий социально-правового и текущего информирования личного состава позволили выявить структурное соотношение факторов, снижающих эффективность информационно-педагогического влияния на личный состав.
56% сообщений СМИ по проблематике, связанной с воспитанием сотрудников органов внутренних дел за счет действия различного рода информационных барьеров не становятся фактом восприятия и осмысления. 15% – из-за недоступности информации по причине отсутствия на плановых информационных мероприятиях; 10% – недоверие источнику информации; 15% – слабая эмоциональная привлекательность сообщений; 16% – отсутствие устойчивого тематического интереса к обсуждаемой проблеме. Из 44% воспринятой информации активно осмысливается и оценивается с позиции применения на практике около 30%. И лишь 5%, как показали проведенные беседы и анкетирование, используется в служебной деятельности и межличностной коммуникации. Это весьма низкий коэффициент полезного действия.
Полученные данные показывают состояние информационного обеспечения в целом по Министерству внутренних дел.
Под информационным потенциалом органов внутренних дел мы понимаем совокупность информационного массива1 и технических средств, способных осуществлять поиск, сбор, систематизацию, хранение, передачу и эффективное использование информации, обеспечивающей общественно-необходимый уровень информированности сотрудников в соответствии с функциональной направленностью профессиональной деятельности2.
Накопляемую информацию необходимо систематизировать и оперативно обновлять по следующим уровням ее циркулирования: информация 1-го уровня – нормативные акты и руководящие документы по вопросам службы (события, факты), затрагивающие интересы сотрудников органов внутренних дел; информация 2-го уровня – комментарии важных событий (оценочные суждения), имеющих прямое или косвенное отношение к профессиональной деятельности; информация 3-го уровня – обобщение и анализ отобранных фактов и оценок, тенденции и прогнозирование развития событий, выводы для реализации сделанного анализа в педагогической практике. Информация обратной связи, которая позволяет субъектам информационной работы в органах внутренних дел своевременно вносить необходимые педагогические коррективы в информацию управляющего воздействия3.
Информационно-педагогическая деятельность в органах внутренних дел как совокупности первичных коллективов, чаще всего, включает несколько взаимосвязанных этапов: докоммуникативный, коммуникативный и послекоммуникативный.
При организации цикла целевых мероприятий было установлено, что наиболее важными факторами успешного педагогического воздействия на личный состав с использованием СМИ являются: наличие положительной мотивационной установки на восприятие информации управляющего педагогического воздействия; соответствие передаваемых сообщений актуальным информационным ожиданиям реципиентов; реализация частных педагогических задач с учетом специфики каналов информационного влияния на сотрудников органов внутренних дел, их индивидуально-психологических особенностей и решаемых задач; комплексность применяемых мер педагогического воздействия; степень педагогической ориентации канала межличностной коммуникации на тему предстоящего мероприятия.
К основным мерам педагогического влияния на личный состав с использованием СМИ, способствующим совершенствованию информационного обеспечения воспитательного процесса, относятся:
формирование и расширение у сотрудников органов внутренних дел спектра мотивационных установок на восприятие информации управляющего педагогического воздействия;
персонификация материала в соответствии с личностными (групповыми) ожиданиями сотрудников органов внутренних дел и направленностью их ценностных ориентаций;
предварительное насыщение информационной среды органов внутренних дел обоснованными интересами службы оценочными суждениями по предстоящей теме обсуждения;
своевременная нейтрализация состояния информационной тревожности (если этого требует коммуникативная ситуация);
актуализация материалов СМИ в общей системе информационных потоков органов внутренних дел;
педагогическая ориентация мнения референтной группы и лидеров коммуникации;
выработка коллективных оценочных суждений и ориентации по актуальным публикациям печати, теле- и радиопередачам, ориентированным на милицейскую аудиторию;
нейтрализация слухов, сплетен, домыслов, мнений и необоснованных прогнозов по теме информационного общения.
Таким образом, изученная теоретическая база по данной проблеме, проведенная опытно-экспериментальная работа, обсуждение ее результатов и сформулированных на их основе практических рекомендаций соответствующими экспертами, апробация предлагаемых мер в исследуемых коллективах позволяет сделать вывод о том, что выявленные пути совершенствования информационно-пропагандистского обеспечения воспитательного процесса в органах внутренних дел с использованием СМИ позволяют улучшить качество информационно-педагогической деятельности и обеспечивают формирование у сотрудников качеств, способствующих успешному выполнению оперативно-служебных задач.
- Оглавление
- Предисловие
- § 1. Модель системы воспитательной работы с личным составом и особенности ее функционирования
- § 2. Проблемы организации воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- Глава 2. Руководитель органа внутренних дел – организатор воспитательной работы с личным составом § 1. Организационно-педагогическая функция руководителя органа внутренних дел
- § 2. Формирование педагогического имиджа руководителя
- § 3. Организация «педагогической команды»
- § 4. Педагогический менеджмент руководителя
- Глава 3. Научные основы воспитательной работы в органах внутренних дел § 1. Основы педагогической теории воспитания
- § 2. Методы воспитания сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Милицейская деонтология как средство профилактики нарушений сотрудниками прав человека в служебной деятельности
- Глава 5. Патриотическое воспитание личного состава на боевых и трудовых традициях органов внутренних дел
- § 2. Эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел
- § 3. Служебный этикет как проявление нравственно-эстетической культуры сотрудника
- § 4. Профессионально-нравственные проблемы и специфика милицейской службы
- § 5. Этические кодексы как нравственная основа профессиональной деятельности: опыт проблемного анализа
- Глава 7. Информационно-пропагандистское обеспечение деятельности органов внутренних дел
- Глава 8. Деятельность руководителей органов внутренних дел по обеспечению дисциплины, законности и профилактике правонарушений среди личного состава
- Глава 9. Социальная работа с членами семей погибших сотрудников и инвалидами вследствие военной травмы
- § 2. Общая характеристика системы морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности личного состава органов внутренних дел
- § 3. Организация морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности
- Глава 11. Зарубежный опыт воспитания сотрудников полиции (милиции) и пути его использования в работе с личным составом органов внутренних дел
- § 1. Понятие воспитания в зарубежной юридической педагогике
- § 2. Политико-правовые, социально-экономические и психолого-педагогические факторы, обусловливающие современные концепции воспитания полицейских
- § 3. Пути использования зарубежного опыта воспитания полицейских в органах внутренних дел
- § 1. Мотивы поведения и их роль в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Применение средств мотивирования профессиональной деятельности сотрудников милиции
- Глава 13. Индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками органов внутренних дел
- § 1. Понятие индивидуальной воспитательной работы и ее значение в работе с кадрами
- § 2. Система индивидуальной воспитательной работы
- Требования к индивидуальной воспитательной работе
- § 3. Основные формы и методы индивидуальной воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- § 4. Организационно-правовое обеспечение индивидуальной воспитательной работы
- § 5. Контроль состояния и оценка результативности индивидуальной воспитательной работы
- Глава 14. Организация планирования воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- § 1. Планирование и организация как функции управления
- § 2. Планирование воспитательной работы с личным составом органа (подразделения) внутренних дел
- Глава 15. Служебные ритуалы в органах внутренних дел, методика их подготовки и проведения
- § 1. Понятие ритуала и его значение в работе с кадрами
- § 2. Организация подготовки и проведения ритуала
- § 3. Методика проведения отдельных ритуалов
- Глава 16. Роль общественной организации ветеранов органов внутренних дел в воспитании личного состава
- § 2. Анализ практики использования средств массовой информации в воспитании сотрудников
- § 3. Педагогические аспекты общественных связей органов внутренних дел со средствами массовой информации
- Глава 18. Взаимодействие воспитательных аппаратов органов внутренних дел с представителями традиционных конфессий в интересах воспитательной работы с личным составом
- § 2. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел
- Глава 20. Риторическая культура организатора воспитательной работы в органах внутренних дел § 1. Культура речи организатора воспитательной работы в органах внутренних дел
- § 2. Основные риторические правила
- § 3. Совершенствование культуры речи
- Особенности применения методов совершенствования культуры речи
- Глава 22. Формирование благоприятного морально-психологического климата в служебном коллективе
- Глава 23. Оценка психологического потенциала личности сотрудника в работе с резервом кадров на выдвижение в органах внутренних дел
- § 1. Методики оценки психологического потенциала личности сотрудника органов внутренних дел
- Шкалы опросника (срi) и их интерпретация
- Типо-уровневая интерпретация результатов обследования
- Показатели, рассчитываемые на основе первичных шкал Калифорнийского опросника
- Основания рекомендательного заключения психолога
- § 2. Оценка интеллектуальных качеств и особенностей мышления
- Нормативные значения показателей интеллектуального потенциала
- Глава 24. Психолого-педагогические основы профилактики профессиональной деформации личности сотрудника органов внутренних дел § 1. Сущность и проявления профессиональной деформации
- § 2. Причины развития профессиональной деформации
- § 3. Система работы по профилактике и преодолению профессиональной деформации
- § 4. Контрпедагогика в системе профилактики и преодоления профессиональной деформации
- Глава 25. Психологическая профилактика деструктивного поведения у сотрудников органов внутренних дел
- Глава 26. Психология саморазвития личности руководителя подразделения по организации воспитательной работы в органах внутренних дел
- Библиографический список литературы
- Пояснительная записка к плану морально-психологического обеспечения специальной операции
- 1.2. Задачи мпо:
- 2. Справка о морально-психологической обстановке
- 3. Состав группировки сил и средств мпо
- 4. Расчет сил и средств мпо по элементам оперативного построения
- 5. Расстановка сотрудников аппарата по работе с личным составом
- 6. Таблица взаимодействия по мпо
- 7. Схема организации радиосвязи в интересах мпо
- 8. Расчет районов активного информационно-психологического противоборства
- 9. Расчет вероятных психогенных потерь
- 10. График разработки и представления документов по мпо
- Примерная программа изучения особенностей личности сотрудника
- I. Жизненный опыт
- II. Особенности физического развития
- III. Направленность, мотивы поведения сотрудника,
- IV. Темперамент и эмоциональные особенности
- V. Характер сотрудника