§ 5. Этические кодексы как нравственная основа профессиональной деятельности: опыт проблемного анализа
В современном обществе происходят значительные изменения: распадаются многие традиционные структуры (этническая замкнутость, экономические монополии, государственные автономии). Возникает плюрализм социальной жизни, информационное многообразие. Мир стоит на пороге создания постиндустриального общества, в котором важнейшим ресурсом становится информация. Общество достигло высокого уровня развития во всех областях, и интегрировать его старыми методами уже нельзя.
В условиях социально-экономического реформирования общества нравственные основы государственной службы, моральные характеристики государственных служащих приобретают особое значение. В современном российском обществе правовые, политические и другие регуляторы общественных отношений во многом утрачивают свою значимость. Практически ведущим регулятором, определяющим конкретное поведение личности, становится ее моральная направленность. Достаточно вспомнить, что многие события нашего времени, имевшие большой общественный резонанс, связаны не с правовыми, а с моральными проблемами поведения государственных служащих.
Сегодня особенно остро встает вопрос о профессиональной этике государственной службы, так как именно государственные служащие, являющиеся элементом государственного управления и, одновременно, носителями профессиональной морали, своей деятельностью осуществляют процесс управления в государстве. Обсуждение этических проблем государственной службы в СМИ, появление профессиональных этических кодексов государственных служащих (врачей, адвокатов, судей и др.) указывают на неоспоримое существование этики государственной службы как профессиональной этики.
Существующие проблемы коррупции, организационного давления, использования административного ресурса, волокита в бюрократических структурах, доставляющая трудности гражданам, указывают на необходимость уделять внимание области этики на государственной службе. В связи с этим представляется очевидной необходимость закрепления этических правил государственных служащих особым образом, в письменном виде (например, в профессиональных кодексах). Однако сложное взаимодействие этики и права ставят вопрос о том, какой вид должны иметь подобные установления. Пожалуй, достаточно эффективным является вариант, в котором президентские и правительственные требования сочетаются с выработанными общественными организациями этическими кодексами. Но это не догма, возможны и иные варианты. В любом случае идейным «ядром» любого этического кодекса выступает его нравственный замысел, который в свою очередь отражает мораль, доминирующую в настоящее время в государстве и обществе.
Нравственный замысел этических кодексов. Этика находится выше писаных установлений. То, что разрешено законом, но запрещено этическими нормами, закладывается воспитанием, образованием, религией. Чаще всего, правовой момент как раз соблюдается. Самым трудным для человека является определение моральной линии своего поведения, особенно когда единого правового руководства нет. Любой государственный служащий однажды может столкнуться с дилеммой, в которой, например, оба решения законны, но одно из них может противоречить этическим нормам. Он также обязан уметь грамотно действовать как в ситуации этического конфликта, так и в ситуации этической неопределенности.
Этические кодексы как раз и разрабатываются внутри профессиональной группы для того, чтобы, выразив цели и задачи своей организации, четко определить морально допустимые способы и средства их достижения. Они несут информацию, как работникам сферы, так и потребителям ее услуг. При этом их главной задачей является предотвращение, а не наказание за нарушение принципов и норм этики.
В чем же состоит ценность этических кодексов и почему их создание является весьма важным для сферы государственной службы? Кодексы этики четко позиционируют ценности демократии и, таким образом, способствуют повышению доверия граждан своему правительству. Но самое главное, они интерпретируют основные социальные ценности, переводя их из бытового «хорошо-плохо» на язык, адекватный государственной службе, предоставляя государственным служащим недвусмысленные правила должного профессионального поведения. И здесь этика поднимается до вершин деонтологии, поскольку любой (добротно сделанный) этический кодекс, в первую очередь, представляет собой деонтологическое руководство.
Сфера этики содержит немало парадоксов и неоднозначно трактуемых положений и даже норм. Объяснимо это, прежде всего тем, что с течением времени существенно изменяются не только взгляды человека и его образ жизни (нравы, принципы, идеалы, мода, стиль), но и его представления о добре и зле. Наиболее устойчивое мировосприятие и адекватное отношение человека к человеку сохраняются внутри профессиональной общности как социально-психологической среды «обитания». Это именно та «ниша», в которой возможна более или менее продолжительная консервация (в смысле сохранения) позитивного нравственного опыта и способов его практической реализации. Следовательно, отражаемые и закрепляемые в этических кодексах (и иных деонтологических документах) моральные нормы вырабатываются с учетом интересов конкретных профессиональных групп и представлений людей о Должном (по-гречески – «деонтос»), то есть допустимом, возможном, одобряемом, желательном, или о неодобряемом (осуждаемом общественным мнением), нежелательном, неприемлемом в профессиональном поведении.
Давно известно, что моральные правила нельзя заставить выполнить силой: им следуют по внутреннему убеждению. На страже их стоят не суд и прокуратура, а совесть и общественное мнение. Нравственные нормы несут в себе частицу опыта, признанных идеалов. Сами же идеалы отражаются в нормах, предписывающих и настоятельно рекомендующих следовать вполне определенному поведению.
Ф. М. Достоевский справедливо считал, что основная идея всегда должна быть недосягаемо выше, чем возможность ее исполнения. Иными словами, идеал есть высший образец, к которому каждый человек должен стремиться, а норма представляет собой своеобразный предел, ниже которого человек не имеет морального права опускаться. Моральные нормы следует объяснять, внушать, доказывать, чтобы они стали осознанным внутренним побуждением человека. Для этого служат особые правила, кодексы поведения, этические кодексы и присяги, кодексы чести.
Любой профессиональный кодекс поведения – это совокупность этических норм, сформулированных сообществом профессионалов и призванных нравственными путями воздействовать на их сознание и регулировать их деятельность. При этом подобный кодекс рассматривается как система моральных норм, некий свод этических правил, систематизированных и оформленных текстуально, в определенной последовательности и непременной логической взаимосвязи. Как правило, в этическом кодексе отражаются такие нравственные требования, которые ранее уже выработало моральное сознание общества. Помимо этого, в нем содержатся те нормы поведения, которые соблюдаются подавляющим большинством людей (в том числе и принадлежащих к данной профессиональной группе), и те, которые нередко нарушаются (в силу различных причин), но, тем не менее, считаются в обществе обязательными (традиционными).
Разумеется, государственная служба помимо выполнения своей основной функции – государственного управления – должна соблюдать вышеназванные этические требования. Это означает, что государственная служба должна быть подотчетна правительству и населению, действовать в соответствии с основными правами, свободами и ценностями, такими как справедливость, равенство возможностей, открытость, законность, политическая нейтральность, лояльность. Развитие этики государственной службы представляется важным в условиях возрастающих ожиданий общественного мнения. Она может способствовать как увеличению эффективности государственной службы, так и защите самих государственных служащих. Этика государственной службы не является неким анахронизмом. Напротив, это направление представляется перспективным в связи с постоянно увеличивающимися общественными запросами и развитием институтов гражданского общества.
Этика государственной службы является важной сферой успешного и эффективного функционирования государственных институтов. Вся мировая практика идет по пути четкого формулирования требований, предъявляемых к нравственному облику государственного служащего, и придания нравственным принципам юридического статуса.
Этические кодексы: из опыта мировой и отечественной практики. Исторически обществу известно немало типов профессионально-этических кодексов (уставов, документов). Ими руководствуются не только медицинские работники (Клятва Гиппократа – основа врачебной этики), но и юристы, ученые, журналисты, государственные чиновники, военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, а также представители иных профессий. Приведем несколько характерных примеров.
Одним из реальных плодов российской судебной реформы стало принятие нравственного кодекса представителей судебной власти. Совет судей Российской Федерации 21 октября 1993 г. принял документ, который называется Кодекс чести судьи Российской Федерации. Это Кодекс профессиональной судейской этики, имеющий своеобразную природу. Принят он после его обсуждения судьями и органами судейского сообщества. Кодекс опирается на закон, так как конкретизирует и развивает требования к судье, содержащиеся в Законе о статусе судей в Российской Федерации. Но, кроме того, он содержит положения чисто нравственного свойства и регулирует нравственную деятельность судьи, как при исполнении профессиональных функций, так и во внеслужебной деятельности.
Кодекс акцентирует внимание именно на честь судьи. Он исходит из признания особого отношения к судье со стороны общества и отношения судьи к самому себе, в котором моральная ценность личности связана с общественным положением человека, представляющего судебную власть, достоинством людей этой профессии.
В качестве сравнительного анализа профессиональный интерес представляет содержание Кодекса поведения судей США, принятого в 1992 г. конференцией судей, включающего «Каноны судейской этики». Он исходит из того, что судья своим поведением должен подтверждать неподкупность и независимость судебной власти. Он должен избегать нарушения приличий в любой своей деятельности. Судья обязан выполнять свой долг беспристрастно и старательно. Его поведение во внеслужебной деятельности не должно вступать в конфликт со служебными обязанностями. Судье и членам его семьи, совместно с ним проживающим, запрещается получать любые подарки, принимать услуги и пр. Судья должен воздерживаться от неуместной политической деятельности. Обо всех конфликтах судья обязан представлять отчет.
Другой пример. Мировой практике уже давно известны этические кодексы адвокатов – кодексы, представляющие собой свод этических правил профессионального поведения адвокатов. В США еще в 1908 г. появились Правила профессиональной этики, содержавшие 70 параграфов, дававшие достаточно полный перечень установлений по вопросам взаимоотношений с судом и коллегами, добросовестного отношения к обязанностям, честности и откровенности, умеренности в вопросах назначения гонорара и пр.
В сентябре 1990 г., в Нью-Йорке (США), на конференции Международной ассоциации юристов – МАЮ (полноправным членом которой является наша страна) был принят документ под названием Стандарты независимости юридической профессии МАЮ. В частности, в пункте 6 этого документа сказано: «Руководствуясь установленными правилами, стандартами и этическими нормами, адвокаты при выполнении своих обязанностей всегда должны действовать свободно, честно и бесстрашно, в соответствии с законными интересами клиента и без какого-либо вмешательства или давления со стороны власти либо общественности».
В сентябре 1997 г., в Москве, на заседании Президиума Межрегиональной коллегии адвокатов помощи предпринимателям и гражданам были утверждены Правила профессиональной этики членов Межрегиональной коллегии адвокатов помощи предпринимателям и гражданам. В Правилах, в частности, говорится: «…Защита гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина, содействие устранению нарушений закона и укреплению правопорядка являются профессиональной обязанностью и высоким нравственным долгом адвоката» (пункт 1.1). В другом месте читаем: «При оказании юридической помощи адвокат должен руководствоваться также установившимися нормами профессиональной этики и выработанными практикой правилами адвокатской профессии, целью которых является содействие наилучшей защите прав и охраняемых законом интересов физических и юридических лиц. Гарантами соблюдения адвокатами требований закона и правил адвокатской этики являются органы адвокатского самоуправления» (пункт 1.3).
И еще один пример. В июне 1994 г., в Москве, на Конгрессе журналистов России был принят Кодекс профессиональной этики российского журналиста. В пункте 5 Кодекса записано: «…Журналист уважает честь и достоинство людей, которые становятся объектами его профессионального внимания. Он воздерживается от любых пренебрежительных намеков или комментариев в отношении расы, национальности, цвета кожи, религии, социального происхождения или пола, а также в отношении физического недостатка или болезни человека. Он воздерживается от публикации таких сведений, за исключением случаев, когда эти обстоятельства напрямую связаны с содержанием публикующегося сообщения. Журналист обязан, безусловно, избегать употребления оскорбительных выражений, могущих нанести вред моральному и физическому здоровью людей…»; «Журналист полагает свой профессиональный статус несовместимым с занятием должностей в органах государственного управления, законодательной или судебной власти, а также в руководящих органах политических партий и других организаций политической направленности. Журналист осознает, что его профессиональная деятельность прекращается в тот момент, когда он берет в руки оружие» (пункт 6), «…сочетание журналистской и рекламной деятельности считается этически недопустимым» (пункт 7).
В 1993 г. в МВД России был принят Кодекс Чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации. Кодекс содержит нравственные принципы и нормы, общепризнанные в российском обществе, и потому являются важнейшими и необходимыми для нравственной ориентации сотрудников милиции, поддержания и повышения престижа правоохранительной службы, эффективного воспитания молодых сотрудников, но главное – обеспечения единства моральных требований, предъявляемых ко всем сотрудникам системы МВД России.
Разумеется, настоящий кодекс не мог появиться на свет на пустом месте. А потому необходимо вспомнить о некоторых историко-деонтологических корнях отечественной правоохранительной системы.
Этика полиции Российской Империи: страницы истории. У истоков современного Кодекса стоит подписанный в 1782 г. Императрицей Екатериной Второй «Устав благочиния или полицейский».
Примечателен помещенный в уставе «Наказ управе благочиния», который в свою очередь открывал раздел весьма красноречиво названный, как «Зерцало управы благочиния». В нем в качестве первого положения закреплялись «Правила добронравия»:
1. Не чини ближнему чего сам теперь не хочешь.
2. Не токмо ближнему не твори лиха, но твори ему добро колико можешь.
3. Буде кто сотворил обиду личную, или в имени или добром звании, да удовлетворит по возможности.
4. В добром помогите друг другу, веди слепого, дай кровлю невинному, напой жаждущего.
5. Сжалься над утопающим, протяни руку помощи падающему.
6. Блажен кто и скот милует, буде скотина и злодея твоего споткнется – подыми ее.
7. С пути сошедшему указывай путь.
Так, проведение политики «просвещенного абсолютизма» обусловило замену жестких регламентов и грубых формулировок, характерных для первой четверти и середины XVIII века, мягкими человеколюбивыми принципами в духе христианской морали и русской православной церкви.
Вновь обратимся к страницам истории. В полиции Российской Империи основное внимание традиционно уделялось «служебному развитию и нравственному воспитанию». Обучение чинов полиции в специальных школах и на курсах сводилось не только к становлению и совершенствованию профессионального мастерства, к полицейским кадрам предъявлялись также требования норм морали и нравственности. Исполняя свои служебные обязанности, каждый полицейский чин в основе своего сознания должен был иметь честность, справедливость и стойкость, хладнокровие, мужество, должен был доводить начатое дело до конца, испытывая при этом непоколебимую преданность Государю, закону и присяге.
И не случайно многие инструкции, адресованные полиции, а также различные циркуляры конца XIX – начала XX вв. изобилуют такими словами, как честность, безусловная правдивость, нравственность, трезвость, ревностность к исполнению службы, терпение, рассудительность, мужество, решительность и достоинство, приличие, вежливость, предупредительность и бескорыстие. Каждое слово и дело должны были пробуждать в душе полицейского не только непоколебимую преданность Государю и Отечеству, но и память о совести и священной присяге.
Так, известный циркуляр градоначальника Н. В. Клейгельса от 29 декабря 1902 г. за номером 5413 провозглашал, что «не менее важное и существенное значение в условиях чрезвычайно трудной службы столичной полиции должны иметь искренняя доброжелательность, спокойствие и добродушие полицейских чинов ко всем обращавшимся к ним за помощью и содействием. Никогда не забывая, что неумелое обращение с отдельным лицом роняет достоинство служащего, чины полиции на каждом шагу своей деятельности должны обязательно проявить любовь к ближнему, полную готовность помочь нуждающемуся в содействии, оказывая разумную и энергичную защиту обиженному и принимая, в пределах своих обязанностей, сердечное участие в каждом, очутившемся по какой-либо причине в трудном положении».
Данный документ, принятый к исполнению столетие назад, остается и сегодня весьма актуальным для российских органов правопорядка. И этому не следует удивляться, ибо сама сущность комплектования и профессиональной подготовки чинов полиции в Российской Империи сводилась к тому, чтобы охранители общественного спокойствия, постоянно находясь на высоте своего призвания, были обязаны быть готовыми первыми оказать всякую помощь нуждающимся в ней. А уж в морально-этической требовательности к полицейским со стороны российского государства и его МВД сомневаться не приходится.
Российская полиция и этика: XIX – начало XX в. Еще Александр Второй отмечал, что «дела и спокойствие обывателей составляют истинный предмет всех судебных и полицейских мест, и этот предмет должен быть единственным и непременным основанием их учреждения». В инструкции к Саратовскому губернатору им (собственноручно) записано: «Приучите обывателей видеть в полиции не только орудие, но и покровительствующее от преступлений и охраняющее их собственность, тогда полиция будет вместе и строга, и всеми уважаема».
Не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в губернских городах открывались школы и курсы, где готовились урядники, приставы, околоточные надзиратели, городовые. Руководители полицейских органов сами писали для этих школ учебные пособия. Наряду с профессиональными дисциплинами слушателям разъяснялся смысл полицейской службы, и прививались культурные элементарные навыки, обосновывались принципы служебного долга.
В руководстве для полицейских чинов, пособии по изучению обязанностей полиции, было записано:
«…Проявлять доброжелательность к населению, помнить, полиция существует для пользы людей и обязана в пределах своей власти помогать каждому в законном его требовании, быть вежливой с обывателями и внимательной к ним …и тогда можно рассчитывать, что полицейский чиновник приобретет уважение и доверие, его будут слушать и в случае надобности будут ему и помогать».
С будущими работниками уголовного розыска (сыска) в ходе их профессиональной подготовки специально выделялись вопросы, отражающие моральные нормы, регулирующие отношение к служебному долгу, гражданам, а также к журналистам.
В курсе сыскного дела даже была тема: «Отношение к прессе», а вводная лекция была посвящена отношению общества к сыскному делу. В тексте лекций для урядников Минской губернии указывалось, что со стороны лояльных подданных агенты сыска «должны бы встретить уважение и всестороннюю поддержку и помощь, ибо в выполнении органами сыска своей обязанности состоит общественное благо». Сетуя на то, что слово «сыщик» стало бранным, авторы курса отмечали, что «невежественностью, противозаконными приемами и злоупотреблениями в сыскных действиях органы сыска давали подтверждения обществу к таким его ошибочным заключениям». Вывод очевиден: к сыскной работе нужно привлекать «не отребье», а «цвет полицейской силы, обладающей возможно большими познаниями до энциклопедичности».
В инструкции чинам сыскных отделений, утвержденной МВД России в 1910 г., каждый работник сыска обязывался «исполнять службу Его Императорского Величества по совести, памятуя священные слова присяги, принятой им при определении на службу».
В ряду специальных служб любого государства одно из важнейших мест не случайно принадлежит уголовному розыску. В Российской Империи к представителям этой профессии по праву предъявлялись повышенные (чтобы не сказать – жесткие) нравственно-этические требования. В уже упомянутой инструкции эти требования весьма лаконичны, конкретны (недвусмысленны) и одновременно – исчерпывающи. С известным допуском этот документ можно было бы назвать кодексом чести работника сыска… Каким же должен был быть сыщик по мнению российского МВД сто лет назад, в начале XX столетия?
Прежде всего «честным, безусловно, правдивым, ведущим жизнь нравственную, трезвую и ни в чем не зазорную, исполняющим свои обязанности ревностно, выказывающим на службе терпение, рассудительность, мужество и решительность». Характерно, что в Руководстве для полицейских чинов на первых страницах говорилось о тех особых трудностях полицейской службы, которые заставляли задуматься каждого, кто приходил в полицию, ожидая довольно легкой и прибыльной работы. Таких предупреждали, «нигде нельзя так легко потерять место и остаться с семьей без куска хлеба, как в полиции, и в то же время ни в какой другой должности не приходится испытывать столько тревог, волнений и отступлений от правильного образа жизни, отражающихся на состоянии здоровья и делающих человека неспособным к труду после 10–15 лет службы».
Как одни из важнейших факторов эффективной деятельности полиции отмечались необходимые в их работе солидарность полицейских, их взаимопомощь, уважение чести и достоинства друг друга.
В России до известного времени не было специальных наград, которыми бы награждались только полицейские чины. Общими были награды для всех должностных лиц, состоящих на государственной службе. В 60-80-е годы XIX в. были учреждены особые медали за пятилетнюю безупречную службу в полиции, а также золотые и серебряные медали, которые подобно Георгиевскому кресту четырех степеней и другим, существовавшим тогда наградам, крепились на георгиевской, владимирской и анненской лентах. В те же годы полицейские стали награждаться орденом Святой Анны. Известно, что в Петербурге был сооружен на народные деньги памятник российскому полицейскому.
Судя по исторической, мемуарной литературе, а также по архивным источникам, в истории отечественной полиции было немало примеров высокого профессионализма, честного и самоотверженного выполнения своего долга средними, высшими и низшими чинами полицейского департамента. Профессионализм и проявление высоких моральных качеств всегда были в почете.
Служба в органах внутренних дел – вид государственной службы в Российской Федерации. Она предъявляет повышенные требования к моральному и профессионально-этическому облику сотрудника, признавая особую ответственность органов внутренних дел перед государством и обществом.
В настоящее время МВД России разрабатывает Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. В нем определен нравственный эталон поведения сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. Наряду с Присягой сотрудника органов внутренних дел настоящий Кодекс будет главным деонтологическим руководством, обращенным к сознанию и совести сотрудника.
Замыслом Кодекса является формирование единства убеждений и взглядов сотрудников органов внутренних дел по основным вопросам профессиональной этики, служебного этикета и культуры поведения, способствующего эффективному выполнению оперативно-служебных задач.
Как показывает жизнь, людьми на первое место ставятся профессионализм, культура поведения и общее интеллектуальное развитие сотрудника, его способность эффективно, грамотно и уверенно исполнять свои служебные обязанности, стремление к социальной справедливости и неукоснительному соблюдению законности, а также высокие морально-волевые, этические качества, способность брать на себя ответственность и противостоять любым действиям, нарушающим закон, права и свободы граждан. Не менее необходимыми качествами у сотрудников граждане хотели бы видеть и порядочность, нравственность, доброту и сопереживание, великодушие и стремление помочь человеку словом и делом.
И если принципиально оценивать пожелания граждан, то их требования правомерны и по-человечески понятны. Такими и должны быть сотрудники органов внутренних дел в правовом государстве.
Этику еще называют практической философией. Ее изучают не только для того, чтобы узнать, что такое добродетель, а для того, прежде всего, чтобы быть добродетельным. Цель этики – не знания, а поступки. Этика не подменяет живого человека в его индивидуальных нравственных усилиях. Она не может снять с личности ответственность за принимаемые решения или хотя бы смягчить ее. За этику нельзя спрятаться. На нее можно опереться. Она может помочь только тому, кто ищет ее помощи.
- Оглавление
- Предисловие
- § 1. Модель системы воспитательной работы с личным составом и особенности ее функционирования
- § 2. Проблемы организации воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- Глава 2. Руководитель органа внутренних дел – организатор воспитательной работы с личным составом § 1. Организационно-педагогическая функция руководителя органа внутренних дел
- § 2. Формирование педагогического имиджа руководителя
- § 3. Организация «педагогической команды»
- § 4. Педагогический менеджмент руководителя
- Глава 3. Научные основы воспитательной работы в органах внутренних дел § 1. Основы педагогической теории воспитания
- § 2. Методы воспитания сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Милицейская деонтология как средство профилактики нарушений сотрудниками прав человека в служебной деятельности
- Глава 5. Патриотическое воспитание личного состава на боевых и трудовых традициях органов внутренних дел
- § 2. Эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел
- § 3. Служебный этикет как проявление нравственно-эстетической культуры сотрудника
- § 4. Профессионально-нравственные проблемы и специфика милицейской службы
- § 5. Этические кодексы как нравственная основа профессиональной деятельности: опыт проблемного анализа
- Глава 7. Информационно-пропагандистское обеспечение деятельности органов внутренних дел
- Глава 8. Деятельность руководителей органов внутренних дел по обеспечению дисциплины, законности и профилактике правонарушений среди личного состава
- Глава 9. Социальная работа с членами семей погибших сотрудников и инвалидами вследствие военной травмы
- § 2. Общая характеристика системы морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности личного состава органов внутренних дел
- § 3. Организация морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности
- Глава 11. Зарубежный опыт воспитания сотрудников полиции (милиции) и пути его использования в работе с личным составом органов внутренних дел
- § 1. Понятие воспитания в зарубежной юридической педагогике
- § 2. Политико-правовые, социально-экономические и психолого-педагогические факторы, обусловливающие современные концепции воспитания полицейских
- § 3. Пути использования зарубежного опыта воспитания полицейских в органах внутренних дел
- § 1. Мотивы поведения и их роль в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Применение средств мотивирования профессиональной деятельности сотрудников милиции
- Глава 13. Индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками органов внутренних дел
- § 1. Понятие индивидуальной воспитательной работы и ее значение в работе с кадрами
- § 2. Система индивидуальной воспитательной работы
- Требования к индивидуальной воспитательной работе
- § 3. Основные формы и методы индивидуальной воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- § 4. Организационно-правовое обеспечение индивидуальной воспитательной работы
- § 5. Контроль состояния и оценка результативности индивидуальной воспитательной работы
- Глава 14. Организация планирования воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- § 1. Планирование и организация как функции управления
- § 2. Планирование воспитательной работы с личным составом органа (подразделения) внутренних дел
- Глава 15. Служебные ритуалы в органах внутренних дел, методика их подготовки и проведения
- § 1. Понятие ритуала и его значение в работе с кадрами
- § 2. Организация подготовки и проведения ритуала
- § 3. Методика проведения отдельных ритуалов
- Глава 16. Роль общественной организации ветеранов органов внутренних дел в воспитании личного состава
- § 2. Анализ практики использования средств массовой информации в воспитании сотрудников
- § 3. Педагогические аспекты общественных связей органов внутренних дел со средствами массовой информации
- Глава 18. Взаимодействие воспитательных аппаратов органов внутренних дел с представителями традиционных конфессий в интересах воспитательной работы с личным составом
- § 2. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел
- Глава 20. Риторическая культура организатора воспитательной работы в органах внутренних дел § 1. Культура речи организатора воспитательной работы в органах внутренних дел
- § 2. Основные риторические правила
- § 3. Совершенствование культуры речи
- Особенности применения методов совершенствования культуры речи
- Глава 22. Формирование благоприятного морально-психологического климата в служебном коллективе
- Глава 23. Оценка психологического потенциала личности сотрудника в работе с резервом кадров на выдвижение в органах внутренних дел
- § 1. Методики оценки психологического потенциала личности сотрудника органов внутренних дел
- Шкалы опросника (срi) и их интерпретация
- Типо-уровневая интерпретация результатов обследования
- Показатели, рассчитываемые на основе первичных шкал Калифорнийского опросника
- Основания рекомендательного заключения психолога
- § 2. Оценка интеллектуальных качеств и особенностей мышления
- Нормативные значения показателей интеллектуального потенциала
- Глава 24. Психолого-педагогические основы профилактики профессиональной деформации личности сотрудника органов внутренних дел § 1. Сущность и проявления профессиональной деформации
- § 2. Причины развития профессиональной деформации
- § 3. Система работы по профилактике и преодолению профессиональной деформации
- § 4. Контрпедагогика в системе профилактики и преодоления профессиональной деформации
- Глава 25. Психологическая профилактика деструктивного поведения у сотрудников органов внутренних дел
- Глава 26. Психология саморазвития личности руководителя подразделения по организации воспитательной работы в органах внутренних дел
- Библиографический список литературы
- Пояснительная записка к плану морально-психологического обеспечения специальной операции
- 1.2. Задачи мпо:
- 2. Справка о морально-психологической обстановке
- 3. Состав группировки сил и средств мпо
- 4. Расчет сил и средств мпо по элементам оперативного построения
- 5. Расстановка сотрудников аппарата по работе с личным составом
- 6. Таблица взаимодействия по мпо
- 7. Схема организации радиосвязи в интересах мпо
- 8. Расчет районов активного информационно-психологического противоборства
- 9. Расчет вероятных психогенных потерь
- 10. График разработки и представления документов по мпо
- Примерная программа изучения особенностей личности сотрудника
- I. Жизненный опыт
- II. Особенности физического развития
- III. Направленность, мотивы поведения сотрудника,
- IV. Темперамент и эмоциональные особенности
- V. Характер сотрудника