logo
Кикоть ОВД 400с

§ 2. Формирование педагогического имиджа руководителя

Процесс формирования и развития различных качеств личности непрерывен, изменение личности взрослого человека происходит под влиянием всей системы его профессионального и жизненного опыта. Этот опыт в значительной степени складывается из опыта собственной деятельности и опыта взаимодействия с другими людьми в процессе деятельности. В контексте этого важнейшим является вопрос о том, какую роль в процессе формирования профессионального и, даже шире, жизненного опыта подчиненных играет их руководитель как элемент этого опыта, как подчиненные воспринимают руководителя. Отсюда вытекает важность задачи, определенной руководящими документами: «Осуществить меры по обеспечению руководителями всех уровней личного примера в соблюдении профессионально-нравственных и этических норм службы в органах внутренних дел»1.

Вне зависимости от желания руководителя, он играет значимую роль в формировании такого опыта. Вопрос лишь в том – осуществляется это стихийно, неосознанно, или руководитель сознательно формирует свой педагогически целесообразный образ (имидж) в глазах подчиненных, оптимальный в данных условиях для решения им управленческих задач. Причем формирование этого имиджа в значительной мере связано с ожиданиями самих подчиненных.

Можно сказать, что педагогический имидж руководителя формируется оптимально для решения им управленческих задач и реализации в этом контексте организационно-педагогической функции, если:

1) руководитель выступает как лицо, организующее и обеспечивающее эффективную профессиональную деятельность подчиненных и решение вопросов, связанных с этой деятельностью;

2) руководитель выступает как гарант социальной, правовой, нравственной, психологической защищенности подчиненных;

3) руководитель является источником информации, необходимой подчиненным для решения их профессиональных задач и вопросов, связанных с профессиональной деятельностью;

4) руководитель (особенно это касается руководителя коллектива, где подчиненные находятся в постоянном контакте с начальником) является центром эмоционально-волевых воздействий, оптимальных для профессиональной деятельности подчиненных, выступает как «регулятор» эмоционально-психологического климата в коллективе и «личный эмоциональный образ», психологически соответствующий решаемым профессиональным задачам и конкретным условиям служебной деятельности.

5) руководитель выступает экспертом и арбитром в решении подчиненными профессиональных задач и регулировании их профессиональных взаимоотношений;

6) руководитель является лицом, способным взять на себя при необходимости всю ответственность, не перекладывая ее на подчиненных;

7) руководитель выступает как личный пример профессиональной деятельности и человеческих поступков.

Таким образом, имидж руководителя несколько шире его авторитета. Если авторитет руководителя связан в первую очередь с успешным выполнением им функций организатора, эксперта, арбитра, а также с его личным примером в ряде сфер деятельности и поведения, то педагогический имидж – это весь комплекс элементов профессионального и жизненного опыта подчиненных, который связан с деятельностью руководителя и его личными качествами. В конечном итоге педагогический имидж руководителя выступает как его личный «педагогический инструмент» для реализации организационно-педагогической функции.