logo
Кикоть ОВД 400с

Глава 7. Информационно-пропагандистское обеспечение деятельности органов внутренних дел

Сегодня все мы живем в информационную эпоху. Информация используется в качестве самого эффективного инструмента управления государством и обществом, является важнейшим фактором влияния на международные процессы. Опыт свидетельствует, что хорошо поставленная информационная работа – важная составная часть технологии управления.

Информационно-пропагандистская работа является одним из важнейших направлений деятельности в системе МВД России. Информационная ее составляющая подразумевает деятельность по сбору, оценке, анализу, обобщению и доведению информации, имеющей существенное значение для жизнедеятельности личного состава органов внутренних дел. Под пропагандой понимается систематическое, целенаправленное распространение с помощью разнообразных средств коммуникационной информации определенных идей, с целью оказания влияния на мнения, чувства, состояния и поведение объектов воздействия. Пропаганда стимулирует, снабжает готовыми установками и побуждает к реакции в нужном направлении. Информирование и пропаганда – это два инструмента, которые надо использовать в зависимости от выполняемых задач.

Информационно-пропагандистская работа в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации в настоящий момент реализуется в двух аспектах, которые можно условно назвать внешним и внутренним.

Внешний аспект информационно-пропагандистской работы определяется Приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 10 апреля 2006 года № 246 и заключается в проведении МВД России согласованной информационной политики в области формирования объективного общественного мнения о деятельности Министерства, создания и укрепления положительного образа сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России.

В соответствии с приказом № 246, подразделениями информации и общественных связей МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, пресс-службами округов внутренних войск МВД России организуются регулярные выступления в средствах массовой информации руководителей и представителей органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, готовятся видео-, фото-, аудио- и печатные материалы по актуальным проблемам деятельности, в средства массовой информации предоставляется информация по фактам и событиям, вызывающим повышенный общественный интерес.

Основными задачами «внешнего контура» информационно-пропагандистской работы являются:

Не менее важным является внутренний аспект информационно-пропагандистской работы, которую в этом случае осуществляют воспитательные структуры системы МВД России – подразделения по работе с личным составом. Информационно-пропагандистская работа призвана побуждать сотрудников к эффективному выполнению оперативно-служебных задач, быть мощным фактором повышения морально-психологической устойчивости личного состава, действенным средством формирования у сотрудников государственно-патриотической позиции, чувства долга, профессионализма и неукоснительного следования лучшим традициям милицейской службы.

Как существенная составляющая работы с личным составом, информационно-пропагандистская работа в органах внутренних дел представляет собой совокупность мероприятий, направленных на обеспечение информационной защищенности сотрудников органов внутренних дел, пропаганду патриотизма, традиций милицейской службы, норм морали и общественной нравственности, духовных ценностей и культурного наследия.

Под информационной защищенностью сотрудников следует понимать формирование у личного состава готовности и умения противостоять негативному информационно-психологическому воздействию организованных преступных сообществ, террористических, религиозно-сектантских, экстремистских и пацифистских организаций. Информационную среду органов внутренних дел МВД России необходимо оградить от потоков лженаучной и антигосударственной информации, чтобы максимально нивелировать возможность манипуляции сознанием сотрудников со стороны недобросовестных субъектов информационной деятельности. Значительную помощь в этом направлении может оказать умелое применение Законов Российской Федерации «О печати», «О средствах массовой информации», «Об информации, информатизации и защите информации», «О борьбе с экстремизмом», которые призваны регулировать различные информационно-коммуникативные процессы в обществе.

Пропаганда патриотизма, сохранение и развитие традиций милицейской службы заключаются в целенаправленном ведении системной исторической, музейной и мемориальной работы, развитии форм устной пропаганды и средств наглядной агитации. Важная роль в повышении эффективности воздействия на патриотические чувства сотрудников органов внутренних дел принадлежит служебным ритуалам.

Пропаганда духовных ценностей подразумевает под собой использование духовно-нравственного потенциала традиционных конфессий в работе по профессиональному воспитанию личного состава, психологической реабилитации сотрудников, выполнявших оперативно-служебные задачи в особых условиях.

Пропаганда культурного наследия должна строиться посредством повышения уровня культурно-эстетического воспитания личного состава, поддержки деятельности ведомственных культурно-просветительских учреждений, самодеятельных творческих коллективов, привлечения сотрудников органов внутренних дел, курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России к участию в творческих (музыкальных, художественных, литературных) смотрах и конкурсах.

Информационно-пропагандистская работа с личным составом преследует следующие основные цели:

– формирование у сотрудников органов внутренних дел комплекса гражданских, нравственных, духовных и иных профессионально-значимых качеств личности, обусловленных потребностями и особенностями оперативно-служебной деятельности;

– воспитание у личного состава уважительного отношения к правам и свободам граждан, гарантированным Конституцией и Законами Российской Федерации;

– повышение убежденности сотрудников в престижности службы в органах внутренних дел, привитие личному составу гордости за избранную профессию и принадлежность к МВД России.

Информационно-пропагандистская работа должна быть активной, актуальной, систематичной, комплексной, динамичной, доходчивой и эмоциональной.

Для большей эффективности информационно-пропагандистского воздействия на личный состав необходимо активное использование ведомственных средств массовой информации, возможностей новых информационных технологий, в том числе единой информационной телекоммуникационной системы органов внутренних дел, автоматизированных справочно-правовых систем, общественно-государственной подготовки, государственно-правового информирования, создание общественного лекторского актива из числа ученых и преподавателей, профессиональных политологов, историков и экономистов.

Основными формами информационно-пропагандистской работы с личным составом являются:

Пропагандистская составляющая информационно-пропагандистской работы реализуется, в первую очередь, через общественно-государственную подготовку, торжественные служебные ритуалы, а также систему исторической, музейной и мемориальной работы.

Общественно-государственная подготовка представляет собой совокупность плановых учебных мероприятий по привитию сотрудникам органов внутренних дел знаний основных аспектов государственной политики, положений действующего законодательства в области обеспечения законности и правопорядка, требований директивных документов МВД России, а также методическому обеспечению руководителей учебных групп.

Общественно-государственная подготовка должна ориентировать сотрудников органов внутренних дел на укрепление их гражданской устойчивости, нейтрализовывать негативное воздействие различных экстремистских сил, формировать твердые знания государственной политики Российской Федерации, обеспечивать высокую культуру информационного восприятия и широкого социально-правового кругозора. В конечном итоге общественно-государственная подготовка направлена на повышение результативности оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел, укрепление дисциплины среди лиц рядового и начальствующего состава.

Чрезвычайно важное значение в пропаганде патриотизма, героики службы, верности милицейским традициям имеют торжественные служебные ритуалы органов внутренних дел – исторически сложившийся, передающийся из поколения в поколение вид традиций. Необходимо учитывать, что торжественные ритуалы оказывают на их участников огромное эмоционально-психологическое воздействие. Ритуалу присущи торжественная приподнятость, красота, величественность. Чем выразительнее форма ритуала, тем сильнее его воздействие на чувства и сознание сотрудников. Первое требование к форме ритуала – эмоциональность, целостность, точность в выражении содержания.

Среди торжественных служебных ритуалов, непосредственно связанных с пропагандистским воздействием на личный состав, можно назвать: ритуал посвящения в сотрудники органов внутренних дел, вручение удостоверения или погон сотрудникам; вручение оружия, торжественное принятие присяги; проводы сотрудников на пенсию, вручение сотрудникам государственных наград, нагрудных знаков, объявление поощрений.

Историческая, музейная и мемориальная работа в органах внутренних дел ориентирована на пропаганду среди личного состава патриотизма, лучших традиций милицейской службы, гражданственности, верности Присяге, служебному долгу, ответственности за историческую судьбу Отечества, готовности к самопожертвованию, справедливости и неподкупности, увековечивание памяти сотрудников органов внутренних дел, погибших при защите Отечества и исполнении служебных обязанностей.

Применительно к обеспечению задач информационно-пропагандистского воздействия на личный состав органов внутренних дел формами исторической и музейной работы являются: ведение исторических формуляров органов внутренних дел; оборудование музеев (комнат) истории органов внутренних дел, образовательных учреждений МВД России; пропаганда героической истории органов внутренних дел и традиций милицейской службы в ведомственных средствах массовой информации; издание научной, научно-публицистической и популярной литературы (книг, сборников, пособий и т.п.), посвященной истории органов внутренних дел; проведение конференций, семинаров и «круглых столов», посвященных истории органов внутренних дел; встречи с ветеранами войн и службы в органах внутренних дел.

К формам мемориальной работы надо отнести: оборудование и благоустройство мемориальных сооружений и объектов (памятников, стел, обелисков и т.п.); присвоение имен погибших сотрудников органов внутренних дел населенным пунктам, улицам и площадям, физико-географическим объектам, предприятиям, учреждениям (в том числе образовательным), организациям, кораблям и судам; ведение Книги памяти органа, подразделения, учреждения системы МВД России.

Для проведения мероприятий информационно-пропагандистской работы применяются устные, письменные, изобразительные и технические средства, а также используются информационно-пропагандистские материалы, к числу которых относятся: визуальные материалы (листовки, плакаты, комплекты наглядной агитации, печатные средства массовой информации), звуковые материалы (обращения, выступления, призывы, радиопередачи и радиогазеты), видеозвуковые материалы.

В служебных помещениях (зданиях, сооружениях, в местах дислокации) оформляются следующие стенды и художественные композиции:

В оформлении служебных помещений используются комплекты плакатов наглядной агитации по следующей тематике:

Необходимо подчеркнуть, что эффективность информационно-пропагандистской работы напрямую зависит от профессионализма, методической подготовки и убежденности сотрудников, ответственных за ее проведение. При этом информационно-пропагандистская работа не должна выступать в качестве средства идеологического воздействия на личный состав, поскольку согласно статье 13 Конституции Российской Федерации, в стране «признается идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».