logo
Кикоть ОВД 400с

§ 3. Совершенствование культуры речи

Уровни сформированности речевой культуры у каждого человека различны. Специалисты выделяют 6 уровней: уровень «выживания», допороговый уровень речевой культуры, пороговый, пороговый продвинутый, высокий уровень владения языком и уровень владения языком в совершенстве. Данная система основана как на возрастном, так и на лингвистическом подходе к изучению проблем формирования речевой культуры и базируется на учете следующих факторов: а) структурно-языковой состав языка говорящего (лексика); б) глубина высказываний, ее сущность (употребление в речи разнообразных лексико-грамматических структур, помогающих выразить мысль не только правильно, но и ярко, своеобразно, отлично от других); в) логико-композиционная организация речи (подробное, связное и последовательное ведение диалога или изложение событий); г) коммуникативные условия и задачи общения (умение и стремление участвовать в речевых ситуациях, умение представить образцы речевой культуры).

Работа по совершенствованию речевой культуры – не только педагогическая проблема, но и социальная задача.

Условимся под совершенствованием культуры речи сотрудников органов внутренних дел понимать процесс формирования на основе усвоенных знаний необходимых навыков и умений эффективного применения речевых средств, позволяющих решать коммуникативные задачи сотрудникам.

Совершенствование профессиональной культуры речи должно базироваться на специальных знаниях, умениях и навыках, структура которых нам видится как единство трех блоков: когнитивного; деятельностного; аффективно-мотивационного.

К когнитивному блоку относятся знания об общериторических идеях, принципах, законах и понятиях, об особенностях общения в специфической ситуации деятельности; об основных видах речевой деятельности, обусловленных диалогическим характером общения, об особенностях профессионально востребованных жанров; знания о коммуникативных качествах речи, способствующих эффективному общению.

В деятельностный блок входят профессионально-значимые, проявляющиеся в профессиональной деятельности умения и навыки. В структуре речевых умений и навыков должны быть следующие элементы: умение выбрать речевую стратегию и тактику, приемы; навык диалогизировать любой жанр речи, умение аргументированно мотивировать совместность работы; прогнозировать содержание речевого события, строить речь по законам риторики; навыки максимально эффективно и нормативно использовать вербальные, паравербальные невербальные средства общения; умение и навыки риторически формировать и использовать собственные личностные качества.

Аффективно-мотивационный блок является системой внутренних побудителей к речевой деятельности, к реализации собственной личности в профессии с помощью риторических средств. Познавательная деятельность наряду с операционными компонентами (знания, умения, навыки) включает и мотивационные (мотивы, интересы, отношения). Именно последние определяют значимость того, что познается и усваивается. Мотивация – это источник активности. Поэтому в процессе развития профессиональной культуры речи важно создать условия, когда сотрудник побуждается «реально действующими мотивами». Только в этом случае языковые знания усваиваются не формально, а осознанно. Их усвоение становится для сотрудника органов внутренних дел «внутренне своим», интересным, так как в процессе формирования познавательной мотивации развиваются устойчивые познавательные интересы.

При выборе методов и форм обучения, разработке системы упражнений следует опираться на принципы обучения – наиболее общие идеи, лежащие в основе любой методической системы. Применительно к обучению речи действует ряд общедидактических принципов: научности, историзма, сознательности, активности, наглядности, доступности, преемственности и перспективности, последовательности и системности, межпредметных связей, прочности, индивидуального подхода, единства обучения и воспитания, развивающего обучения.

Методике обучения речи свойственны и собственные принципы:

Основной критерий выбора метода обучения – его педагогическая эффективность (количество и качество усвоенных знаний с учетом затраченных усилий, средств и времени). Универсального метода, который можно было бы использовать в обучении речи всегда, не существует, поэтому выбирается тот, который определяет конкретную область его применения.

В качестве примера приведем таблицу, демонстрирующую применение тех или иных методов для совершенствования культуры речи (см. табл. 2).

Методической системой педагогического влияния на формирование речевой культуры следует считать варьирование информационного метода (сообщение основных речевых правил и лингвистических законов; приемы: изучение трудов теоретиков риторики; ведение терминологических словарей), объяснительно-иллюстративного (приемы: пересказ текста с записью на магнитофон, создание собственного текста, риторический анализ текста, дискуссия, полемика, коммуникативная игра, обучение работе со словарями, упражнения по орфоэпии, стилистике и т. д., редактирование текста) и информационно-побуждающего метода (предлагаются задания, побуждающие самостоятельные действия, приемы: речь на выбранную или заданную тему, речь-импровизация, устный анализ выступлений, самоанализ, наблюдение).

Таблица 2