§ 3. Совершенствование культуры речи
Уровни сформированности речевой культуры у каждого человека различны. Специалисты выделяют 6 уровней: уровень «выживания», допороговый уровень речевой культуры, пороговый, пороговый продвинутый, высокий уровень владения языком и уровень владения языком в совершенстве. Данная система основана как на возрастном, так и на лингвистическом подходе к изучению проблем формирования речевой культуры и базируется на учете следующих факторов: а) структурно-языковой состав языка говорящего (лексика); б) глубина высказываний, ее сущность (употребление в речи разнообразных лексико-грамматических структур, помогающих выразить мысль не только правильно, но и ярко, своеобразно, отлично от других); в) логико-композиционная организация речи (подробное, связное и последовательное ведение диалога или изложение событий); г) коммуникативные условия и задачи общения (умение и стремление участвовать в речевых ситуациях, умение представить образцы речевой культуры).
Работа по совершенствованию речевой культуры – не только педагогическая проблема, но и социальная задача.
Условимся под совершенствованием культуры речи сотрудников органов внутренних дел понимать процесс формирования на основе усвоенных знаний необходимых навыков и умений эффективного применения речевых средств, позволяющих решать коммуникативные задачи сотрудникам.
Совершенствование профессиональной культуры речи должно базироваться на специальных знаниях, умениях и навыках, структура которых нам видится как единство трех блоков: когнитивного; деятельностного; аффективно-мотивационного.
К когнитивному блоку относятся знания об общериторических идеях, принципах, законах и понятиях, об особенностях общения в специфической ситуации деятельности; об основных видах речевой деятельности, обусловленных диалогическим характером общения, об особенностях профессионально востребованных жанров; знания о коммуникативных качествах речи, способствующих эффективному общению.
В деятельностный блок входят профессионально-значимые, проявляющиеся в профессиональной деятельности умения и навыки. В структуре речевых умений и навыков должны быть следующие элементы: умение выбрать речевую стратегию и тактику, приемы; навык диалогизировать любой жанр речи, умение аргументированно мотивировать совместность работы; прогнозировать содержание речевого события, строить речь по законам риторики; навыки максимально эффективно и нормативно использовать вербальные, паравербальные невербальные средства общения; умение и навыки риторически формировать и использовать собственные личностные качества.
Аффективно-мотивационный блок является системой внутренних побудителей к речевой деятельности, к реализации собственной личности в профессии с помощью риторических средств. Познавательная деятельность наряду с операционными компонентами (знания, умения, навыки) включает и мотивационные (мотивы, интересы, отношения). Именно последние определяют значимость того, что познается и усваивается. Мотивация – это источник активности. Поэтому в процессе развития профессиональной культуры речи важно создать условия, когда сотрудник побуждается «реально действующими мотивами». Только в этом случае языковые знания усваиваются не формально, а осознанно. Их усвоение становится для сотрудника органов внутренних дел «внутренне своим», интересным, так как в процессе формирования познавательной мотивации развиваются устойчивые познавательные интересы.
При выборе методов и форм обучения, разработке системы упражнений следует опираться на принципы обучения – наиболее общие идеи, лежащие в основе любой методической системы. Применительно к обучению речи действует ряд общедидактических принципов: научности, историзма, сознательности, активности, наглядности, доступности, преемственности и перспективности, последовательности и системности, межпредметных связей, прочности, индивидуального подхода, единства обучения и воспитания, развивающего обучения.
Методике обучения речи свойственны и собственные принципы:
принцип внимания к материи языка (заключается в необходимости развития произносительных навыков путем тренировки речевых органов. Для этого следует учить вычленять изучаемые языковые явления из потока речи. Чтобы обучаемые овладели литературной монологической речью, они должны как можно чаще тренироваться в безошибочном произнесении текста с учетом его интонационного оформления);
принцип понимания языковых значений и синхронного развития лексических и грамматических навыков (предполагает такую организацию обучения, в результате которой обучаемые должны научиться понимать лексические и грамматические значения языковых знаков с целью дальнейшего правильного и осознанного их употребления в собственной речи);
принцип оценки выразительности речи, различия сообщающей и стилистической1 функции языка, согласно которому обучающиеся должны научиться различать сообщаемую (информационную) и выразительную (стилистическую) функции языковых знаков. Данный принцип может быть реализован связью занятий риторикой с другими дисциплинами; использованием на занятиях образцов выразительной речи; применением метода «целостного» анализа текста;
принцип развития чувства языка – неосознанное, безотчетное умение (навык) безошибочно следовать нормам речи в области словообразования, лексики, синтаксиса2, стилистики. В этой связи необходимо шире использовать наблюдения над грамматическим строем языка; использовать материал, позволяющий сопоставлять грамматические формы; применять методы обучения, предусматривающие синтезирование языковых фактов;
реализация принципа опережающего развития устной речи перед письменной осуществляется посредством отбора дидактического материала и приемов его усвоения, с помощью которых, обучающийся может научиться в процессе письма координировать движения органов речи и органов слуха; быстро переходить от устной формы речи к письменной и наоборот;
принцип зависимости темпов обогащения речи от уровня совершенствования структуры речевых навыков. Обучение будет эффективным, если будет идти впереди развития. Отсюда вытекает необходимость использования в учебном процессе методов опережающего обучения.
Основной критерий выбора метода обучения – его педагогическая эффективность (количество и качество усвоенных знаний с учетом затраченных усилий, средств и времени). Универсального метода, который можно было бы использовать в обучении речи всегда, не существует, поэтому выбирается тот, который определяет конкретную область его применения.
В качестве примера приведем таблицу, демонстрирующую применение тех или иных методов для совершенствования культуры речи (см. табл. 2).
Методической системой педагогического влияния на формирование речевой культуры следует считать варьирование информационного метода (сообщение основных речевых правил и лингвистических законов; приемы: изучение трудов теоретиков риторики; ведение терминологических словарей), объяснительно-иллюстративного (приемы: пересказ текста с записью на магнитофон, создание собственного текста, риторический анализ текста, дискуссия, полемика, коммуникативная игра, обучение работе со словарями, упражнения по орфоэпии, стилистике и т. д., редактирование текста) и информационно-побуждающего метода (предлагаются задания, побуждающие самостоятельные действия, приемы: речь на выбранную или заданную тему, речь-импровизация, устный анализ выступлений, самоанализ, наблюдение).
Таблица 2
- Оглавление
- Предисловие
- § 1. Модель системы воспитательной работы с личным составом и особенности ее функционирования
- § 2. Проблемы организации воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- Глава 2. Руководитель органа внутренних дел – организатор воспитательной работы с личным составом § 1. Организационно-педагогическая функция руководителя органа внутренних дел
- § 2. Формирование педагогического имиджа руководителя
- § 3. Организация «педагогической команды»
- § 4. Педагогический менеджмент руководителя
- Глава 3. Научные основы воспитательной работы в органах внутренних дел § 1. Основы педагогической теории воспитания
- § 2. Методы воспитания сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Милицейская деонтология как средство профилактики нарушений сотрудниками прав человека в служебной деятельности
- Глава 5. Патриотическое воспитание личного состава на боевых и трудовых традициях органов внутренних дел
- § 2. Эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел
- § 3. Служебный этикет как проявление нравственно-эстетической культуры сотрудника
- § 4. Профессионально-нравственные проблемы и специфика милицейской службы
- § 5. Этические кодексы как нравственная основа профессиональной деятельности: опыт проблемного анализа
- Глава 7. Информационно-пропагандистское обеспечение деятельности органов внутренних дел
- Глава 8. Деятельность руководителей органов внутренних дел по обеспечению дисциплины, законности и профилактике правонарушений среди личного состава
- Глава 9. Социальная работа с членами семей погибших сотрудников и инвалидами вследствие военной травмы
- § 2. Общая характеристика системы морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности личного состава органов внутренних дел
- § 3. Организация морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности
- Глава 11. Зарубежный опыт воспитания сотрудников полиции (милиции) и пути его использования в работе с личным составом органов внутренних дел
- § 1. Понятие воспитания в зарубежной юридической педагогике
- § 2. Политико-правовые, социально-экономические и психолого-педагогические факторы, обусловливающие современные концепции воспитания полицейских
- § 3. Пути использования зарубежного опыта воспитания полицейских в органах внутренних дел
- § 1. Мотивы поведения и их роль в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Применение средств мотивирования профессиональной деятельности сотрудников милиции
- Глава 13. Индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками органов внутренних дел
- § 1. Понятие индивидуальной воспитательной работы и ее значение в работе с кадрами
- § 2. Система индивидуальной воспитательной работы
- Требования к индивидуальной воспитательной работе
- § 3. Основные формы и методы индивидуальной воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- § 4. Организационно-правовое обеспечение индивидуальной воспитательной работы
- § 5. Контроль состояния и оценка результативности индивидуальной воспитательной работы
- Глава 14. Организация планирования воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- § 1. Планирование и организация как функции управления
- § 2. Планирование воспитательной работы с личным составом органа (подразделения) внутренних дел
- Глава 15. Служебные ритуалы в органах внутренних дел, методика их подготовки и проведения
- § 1. Понятие ритуала и его значение в работе с кадрами
- § 2. Организация подготовки и проведения ритуала
- § 3. Методика проведения отдельных ритуалов
- Глава 16. Роль общественной организации ветеранов органов внутренних дел в воспитании личного состава
- § 2. Анализ практики использования средств массовой информации в воспитании сотрудников
- § 3. Педагогические аспекты общественных связей органов внутренних дел со средствами массовой информации
- Глава 18. Взаимодействие воспитательных аппаратов органов внутренних дел с представителями традиционных конфессий в интересах воспитательной работы с личным составом
- § 2. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел
- Глава 20. Риторическая культура организатора воспитательной работы в органах внутренних дел § 1. Культура речи организатора воспитательной работы в органах внутренних дел
- § 2. Основные риторические правила
- § 3. Совершенствование культуры речи
- Особенности применения методов совершенствования культуры речи
- Глава 22. Формирование благоприятного морально-психологического климата в служебном коллективе
- Глава 23. Оценка психологического потенциала личности сотрудника в работе с резервом кадров на выдвижение в органах внутренних дел
- § 1. Методики оценки психологического потенциала личности сотрудника органов внутренних дел
- Шкалы опросника (срi) и их интерпретация
- Типо-уровневая интерпретация результатов обследования
- Показатели, рассчитываемые на основе первичных шкал Калифорнийского опросника
- Основания рекомендательного заключения психолога
- § 2. Оценка интеллектуальных качеств и особенностей мышления
- Нормативные значения показателей интеллектуального потенциала
- Глава 24. Психолого-педагогические основы профилактики профессиональной деформации личности сотрудника органов внутренних дел § 1. Сущность и проявления профессиональной деформации
- § 2. Причины развития профессиональной деформации
- § 3. Система работы по профилактике и преодолению профессиональной деформации
- § 4. Контрпедагогика в системе профилактики и преодоления профессиональной деформации
- Глава 25. Психологическая профилактика деструктивного поведения у сотрудников органов внутренних дел
- Глава 26. Психология саморазвития личности руководителя подразделения по организации воспитательной работы в органах внутренних дел
- Библиографический список литературы
- Пояснительная записка к плану морально-психологического обеспечения специальной операции
- 1.2. Задачи мпо:
- 2. Справка о морально-психологической обстановке
- 3. Состав группировки сил и средств мпо
- 4. Расчет сил и средств мпо по элементам оперативного построения
- 5. Расстановка сотрудников аппарата по работе с личным составом
- 6. Таблица взаимодействия по мпо
- 7. Схема организации радиосвязи в интересах мпо
- 8. Расчет районов активного информационно-психологического противоборства
- 9. Расчет вероятных психогенных потерь
- 10. График разработки и представления документов по мпо
- Примерная программа изучения особенностей личности сотрудника
- I. Жизненный опыт
- II. Особенности физического развития
- III. Направленность, мотивы поведения сотрудника,
- IV. Темперамент и эмоциональные особенности
- V. Характер сотрудника