§ 2. Политико-правовые, социально-экономические и психолого-педагогические факторы, обусловливающие современные концепции воспитания полицейских
Педагогический и научно-правовой анализ зарубежных конституций, конституционных и органических законов, законов о полиции, иных нормативных правовых актов демократических государств, международного законодательства, научно-теоретических источников, фактического материала и практики деятельности полицейских систем позволяет выявить целый ряд факторов и условий, формирующих и детерминирующих концепции воспитания сотрудников полиции в современном демократическом, правовом, социальном государстве.
Концепция воспитания сотрудников полиции представляет собой совокупность основополагающих, руководящих идей относительно организации системы воспитания сотрудников полиции, функций, содержания и способов его осуществления, а также перспективных направлений его развития1. Эти концепции, определяющие научно-практические основы воспитания сотрудников полиции, складываются в определенном социально-экономическом, политико-правовом, культурно-историческом и духовно-идеологического контексте, соответствующем конкретному общественно-экономическому и государственно-политическому строю. Являясь частью концепций деятельности полиции страны, педагогические концепции воспитания сотрудников полиции отвечают официальным базовым установкам, ориентированы на их адаптацию к деятельности полицейских служб и подразделений.
Эволюция мировых полицейских систем свидетельствует, что основанием любой воспитательной концепции сотрудников полиции служат идеологические и социально-политические воззрения, отражающие стратегическую цель, к которой стремится общество с точки зрения его социального устройства, и, соответственно, чем определяется деятельность его правоохранительных органов. Именно идеология и социально-политические воззрения оказывают определяющее воздействие на теорию и практику воспитания кадров полиции, как одного из первостепенных государственных институтов. Идеологические и социально-политические установки определяют содержание, цели и методику воспитательной работы, закладывают первооснову убеждений, устремлений и ценностей отдельной личности и профессионального сообщества в целом.
Для развития мировой цивилизации в настоящее время характерно установление стандарта правового социального государства, к числу основных задач которого относится процесс совершенствования системы правового обеспечения прав граждан, повышение уровня законности и правопорядка, поддержание в обществе чувства личной безопасности и правовой защищенности. Важнейшим итогом общественного прогресса западных стран явилось создание социально активного государства, удовлетворяющего все более высокие социальные потребности населения.
Основным фактором, определяющим современные концепции воспитания сотрудников полиции, является социальная ориентированность современного цивилизованного государства во всех сферах общественной жизни. Развитию социального государства в западных странах способствуют высокоразвитые общественно-политические институты, сложившаяся структура отношений собственности и рыночной экономики, эффективные механизмы управления обществом и государством.
Прямое воздействие на педагогические концепции воспитания кадров полиции за рубежом оказывает государственная политика в сфере полицейской деятельности. Цели, формы и методы реализации государством правоохранительной функции определяют содержание и задачи воспитания сотрудников органов полиции. В этом смысле существенное значение имеет определение роли и места полиции в обществе и осознание их в полной мере каждым сотрудников полиции. При этом важным педагогическим условием является то, что служащие полиции, являясь представителями государства, наделенными властью, должны иметь вполне конкретные установки о пределах применения этой власти.
В государственном механизме полиция как неотъемлемый элемент правоохранительной системы реализует выполнение охранительной функции государства. Являясь надежным «силовым» гарантом существования любого государства и установленной им законности, полиция оказывает сдерживающее влияние на рост криминальных явлений и нейтрализует внеправовые политические акции, позволяет поддерживать на надлежащем уровне общественный порядок и внутреннюю безопасностью государства, прибегая при этом порой к насилию и непопулярным мерам (разгон демонстраций, пресечение несанкционированных мероприятий, применение оружия и спецсредств, задержание и арест нарушителей порядка и т.д.). При осложнении внутриполитического и экономического положения страны роль полиции неуклонно возрастает и усиливается. Безотказно действует веками проверенный принцип: «Чем сильнее полиция, тем сильнее государство». Глобальную силу каждой страны можно измерить по возможностям ее полиции. Располагая всеми необходимыми средствами и навыками применения насильственных мер для поддержания установленного правопорядка, она объективно играет роль «силового» гаранта функционирования всей властной системы1.
Одной из главных задач воспитания сотрудников полиции является формирование у них убежденности в социальной необходимости и гуманитарной направленности своей профессии, развитие у них чувства гордости за нее, содействие глубокому осознанию важности полицейской миссии.
Надо отметить, что еще относительно недавно в демократических государствах полицейская служба не считалась популярной и престижной1. Нередко сам факт того, что человек служил в полиции, противопоставлял его населению2.
В настоящее время в демократических государствах со стабильной экономической ситуацией и с высоким уровнем правосознания полицейские несут свою службу при поддержке подавляющего большинства членов общества. В Германии, Франции, Великобритании, США, Японии и других передовых странах давно освоили социально-педагогическую технологию, суть которой в том, что полиция должна охранять общественный порядок таким образом, как желает того само охраняемое общество3.
Из вышесказанного следует, что педагогические концепции воспитания служащих полиции базируются на принципах правового демократического государства, где полиция представляет власть через согласие, а не через силу4. Эти принципы являются решающим в философии полицейской службы, получившей развитие в Западном мире в последние несколько десятков лет5.
Актуализация социального начала в деятельности полиции требует особой организации полицейских сил, а также современного подхода к обучению и воспитанию кадров полиции6, который подразумевает целый комплекс педагогических мероприятий, направленных на развитие коммуникативной и психолого-педагогической компетенции полицейских.
Современная полицейская деятельность требует от стражей порядка отзывчивости, интеллекта, силы характера, смелости, но, прежде всего, подлинного, осознанного желания служить гражданам в интересах всех: личности, государства и общества в целом. Полицейские должны улучшать качество жизни граждан, применяя, когда это необходимо, достаточные силовые средства и методы; уметь распознавать ситуации, когда следует применить неформальное принуждение в виде совета или предостережения вместо ареста или преследования; всегда действовать без предубеждений, с сочувствием и в соответствии с самыми высокими, насколько это возможно, этическими стандартами1. В содержании деятельности увеличивается удельный вес психологических знаний, развитие коммуникативных умений и навыков2. Поскольку полиция рассматривается как сервисное предприятие, то, следовательно, ее руководитель должен мыслить, как предприниматель, работающий в специфической сфере обслуживания населения. Но акцент делается не на получение финансовой выгоды (хотя и этот фактор учитывается), а на решение тех вопросов, которые ставит население перед полицией и которые входят в ее компетенцию3. При этом от руководителя полиции требуются хозяйственная расчетливость, повышенный профессионализм, ориентация на граждан, справедливая оценка каждого полицейского, что и учитывается при их подготовке. Все это обусловливает соответствующие подходы к организации и направленности образования, обучения и воспитания сотрудников полиции всех категорий и областей деятельности.
Идея служения полиции обществу в тесном сотрудничестве с гражданами превратила полицию на Западе из карательной силовой структуры в повседневную круглосуточную сервисную службу с широким спектром социальных услуг, где «общество – это покупатель, а полицейское подразделение – это продавец своей полицейской услуги». Полицейская деятельность приобретает все большую общественную направленность. Более 80% служебного времени сотрудника составляет помощь гражданам в решении различных проблем4. Социальные услуги населению связываются со скорой медицинской и психологической помощью, поиском потерявшихся людей, помощью автомобилистам, попавшим в трудную дорожную ситуацию, и даже спасением животных. Это направление деятельности занимает сейчас от 30 до 40% всех вызовов полиции в США1. Кроме того, традиционное поддержание полицией общественного порядка включает вмешательство и арбитраж в семейных и бытовых конфликтах, обеспечение транспортного движения, контроль за уровнем шума, удаление нарушителей порядка из общественных мест, поддержание там спокойствия. Подсчитано, что три из каждых десяти вызовов полиции имеют дело с этой категорией деятельности2.
Вместе с тем остается в силе и традиционное предназначение полиции: претворение в жизнь законов, предупреждение и пресечение преступлений. Борьба с преступностью продолжает оставаться главным приоритетом в ее деятельности и определяет включение в содержание обучения и образования служащих полиции всех государств изучение вопросов борьбы с организованной преступностью, терроризмом, коррупцией, оборотом наркотиков, финансовыми преступлениями и др. Современные полицейские должны обладать не только самыми разнообразными знаниями и умениями: знать законодательство; уметь управлять различными автосредствами; прекрасно владеть огнестрельным оружием; разбираться в компьютерах и других технических средствах; уметь производить спасательные операции на суше и воде; принимать роды; унимать страсти болельщиков; вести переговоры в случае захвата заложников; владеть культурой межнациональных отношений с мигрантами и этническими меньшинствами3. Полицейские должны быть стойкими и бесстрашными, справедливыми и нравственными.
Чтобы всего этого достичь западные социально-педагогические технологии предусматривают мощную систему поощрительно-стимулирующих мер. Высокая оплата труда полицейских, награждение отличившихся, «доски почета», «комнаты славы» и т. д. сочетаются с постоянными целенаправленными общегосударственными мероприятиями по укреплению престижа полицейской профессии.
Изменившаяся роль полиции в обществе требует, чтобы сложившиеся в обществе негативные стереотипы были бы сломлены и им на смену пришли новые, положительные представления о сотруднике полиции4. В настоящее время в развитых зарубежных странах проблема создания нужного имиджа и поддержания должного престижа полицейской деятельности постоянно находится в фокусе внимания. Значимость роли полиции, ее авторитет в обществе и привлекательность полицейской профессии в сознании граждан создаются, в первую очередь, признанием статуса полицейских государством и предоставлении им определенного рода гарантий. В США сотруднику ФБР на суде верят как непререкаемому авторитету – представителю государственной власти, чье слово не подвергается сомнению1. В Англии, Италии, ФРГ, Франции, США, Канаде и ряде других стран предусматриваются различные виды жесткой административной и уголовной ответственности за публичное оскорбление полицейских или нападение на них, распространение клеветы в отношении полиции и т. д. В США в случаях умышленного убийства полицейского или сотрудника ФБР виновный приговаривается к тюремному заключению (вплоть до пожизненного) или к смертной казни2.
За рубежом много сделано для того, чтобы превратить полицию в эффективный государственный институт, пользующийся доверием и уважением граждан. Современная зарубежная теория и практика воспитательной работы в полиции ориентируется на национально-исторические традиции, воплощенные в правовых актах и реализуемые в правоохранительной деятельности. Об этом свидетельствует, в частности, практика сохранения исторических названий полицейских органов ряда стран, повышающая их престиж: Скотланд Ярд и Метропóлитэн Полúс (Столичная полиция Лондона) в Великобритании, институт Шерифа в США, Великобритании, Ирландии, Королевская Конная Полиция в Канаде3. Этимология названий многих полицейских реалий может уже не прослеживаться в функциях, но вызывает ассоциации с традициями, что формирует и поддерживает чувство уважения к полицейской профессии и правосудию как у граждан, так и у самих стражей порядка. Так, слово «констебль» происходит от латинского comes stabuli, что означает всадник; «шериф» – от словосочетания хранитель (reeve) графства (shires or counties), т.е. shire reeve4. В США, знаменитых своими демократическим принципами и свободолюбивыми традициями, руководителя полиции любого уровня принято называть шеф полиции – police chief.
Формирование той или иной концепции воспитания сотрудников полиции связано с активным научным поиском, направленным на совершенствование моделей ее деятельности, определением ее перспективных форм и способов. Теоретической базой разработки концепций воспитания сотрудников полиции служат работы по философии полицейской деятельности, праву, полицейским наукам, управлению, политологии, социологии, психологии и этике правоохранительной деятельности1.
Западные теории управления, организации и осуществления деятельности полиции всегда руководствовались текущими общественными проблемами, были ориентированы на их практическое решение.
Характерной особенностью многих зарубежных полицейских управленческих, организационных, образовательных и иных теорий является то, что за основу берется какая-либо общая теория, уже доказавшая свою действенность в какой-нибудь области жизнедеятельности, например в экономике, а затем она адаптируется к условиям полиции.
К факторам и предпосылкам духовно-идеологического характера, способствующим формированию современных концепций воспитания сотрудников полиции, можно отнести ментальность западного человека, особенности политико-правового сознания общества в цивилизованных странах западной цивилизации, сформированные на основе системы идейных и ценностных установок – индивидуализма, прагматизма, веры в равенство возможностей и равенство всех перед законом, уважения и гарантирования прав личности и частной собственности, невмешательство в частную жизнь, уважение к чужому достатку, веры в социальную справедливость.
Описанный комплекс социально-экономических, политико-правовых, психолого-педагогических, духовно-идеологических предпосылок является ключевым к пониманию особенностей условий формирования современных концепций воспитания сотрудников полиции.
Вместе с тем, чтобы построить высокопрофессиональную и эффективную организацию, полиция нуждается в развитии у своих сотрудников навыков высшего уровня, относящихся к способности успешно и конструктивно взаимодействовать друг с другом. Это предполагает развитие навыков целеустремленности, менеджмента, межличностного общения, чувства корпоративности, способности работать в команде и навыков взаимного партнерства с теми, кто не относится к правоохранительным органам2.
По материалам исследований общественного мнения в странах Европы, проводимых в последние годы, профессия полицейского становится все более популярной и престижной. Деятельность полиции в демократических государствах, несмотря на имеющие место в полицейских организациях противоречия, случаи коррупции, неоправданного применения насилия, нарушения полицейской законности, в целом оценивается населением западных стран весьма положительно. Регулярно проводимые исследовательскими центрами Европейского Сообщества опросы общественного мнения показывают, что полиция неизменно лидирует на шкале доверия граждан (70%), опережая вооруженные силы, телевидение, радио, прессу, парламенты, профсоюзы и даже церковь1. По данным социологической службы Гэллопа (США), проводящей ежегодные опросы американских граждан с целью «определения уровня честности и этических стандартов людей в различных сферах занятости», рейтинг полицейских США с 1977 по 1990 гг. методично поднимался с 37 до 49%. С 1990 по 1994 гг. рейтинг полицейских несколько снизился (до 46%) и находился к концу XX в. на 7-й позиции, пропуская вперед представителей таких профессий, как фармацевты, священники, дантисты, преподаватели колледжей, инженеры, доктора2. В Германии по последним данным профессия полицейского стоит на третьем месте в списке самых популярных и почитаемых, после врача и медсестры, далеко оставив позади (на 21 месте), например, журналистов и телеведущих3.
Итак, служить в полиции – престижно. Стать полицейским непросто. По этому поводу американский исследователь А. Вольмер с иронией сказал: «Граждане считают, что полицейские должны обладать мудростью Соломона, храбростью Давида, терпением Иакова, умением руководить, присущим Моисею, добротой самаритянки, стратегическим гением Александра Македонского и, наконец, знанием физических, биологических и общественных наук. Если бы человек обладал всеми этими качествами, он мог бы стать хорошим полицейским»4.
- Оглавление
- Предисловие
- § 1. Модель системы воспитательной работы с личным составом и особенности ее функционирования
- § 2. Проблемы организации воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- Глава 2. Руководитель органа внутренних дел – организатор воспитательной работы с личным составом § 1. Организационно-педагогическая функция руководителя органа внутренних дел
- § 2. Формирование педагогического имиджа руководителя
- § 3. Организация «педагогической команды»
- § 4. Педагогический менеджмент руководителя
- Глава 3. Научные основы воспитательной работы в органах внутренних дел § 1. Основы педагогической теории воспитания
- § 2. Методы воспитания сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Милицейская деонтология как средство профилактики нарушений сотрудниками прав человека в служебной деятельности
- Глава 5. Патриотическое воспитание личного состава на боевых и трудовых традициях органов внутренних дел
- § 2. Эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел
- § 3. Служебный этикет как проявление нравственно-эстетической культуры сотрудника
- § 4. Профессионально-нравственные проблемы и специфика милицейской службы
- § 5. Этические кодексы как нравственная основа профессиональной деятельности: опыт проблемного анализа
- Глава 7. Информационно-пропагандистское обеспечение деятельности органов внутренних дел
- Глава 8. Деятельность руководителей органов внутренних дел по обеспечению дисциплины, законности и профилактике правонарушений среди личного состава
- Глава 9. Социальная работа с членами семей погибших сотрудников и инвалидами вследствие военной травмы
- § 2. Общая характеристика системы морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности личного состава органов внутренних дел
- § 3. Организация морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности
- Глава 11. Зарубежный опыт воспитания сотрудников полиции (милиции) и пути его использования в работе с личным составом органов внутренних дел
- § 1. Понятие воспитания в зарубежной юридической педагогике
- § 2. Политико-правовые, социально-экономические и психолого-педагогические факторы, обусловливающие современные концепции воспитания полицейских
- § 3. Пути использования зарубежного опыта воспитания полицейских в органах внутренних дел
- § 1. Мотивы поведения и их роль в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Применение средств мотивирования профессиональной деятельности сотрудников милиции
- Глава 13. Индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками органов внутренних дел
- § 1. Понятие индивидуальной воспитательной работы и ее значение в работе с кадрами
- § 2. Система индивидуальной воспитательной работы
- Требования к индивидуальной воспитательной работе
- § 3. Основные формы и методы индивидуальной воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- § 4. Организационно-правовое обеспечение индивидуальной воспитательной работы
- § 5. Контроль состояния и оценка результативности индивидуальной воспитательной работы
- Глава 14. Организация планирования воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- § 1. Планирование и организация как функции управления
- § 2. Планирование воспитательной работы с личным составом органа (подразделения) внутренних дел
- Глава 15. Служебные ритуалы в органах внутренних дел, методика их подготовки и проведения
- § 1. Понятие ритуала и его значение в работе с кадрами
- § 2. Организация подготовки и проведения ритуала
- § 3. Методика проведения отдельных ритуалов
- Глава 16. Роль общественной организации ветеранов органов внутренних дел в воспитании личного состава
- § 2. Анализ практики использования средств массовой информации в воспитании сотрудников
- § 3. Педагогические аспекты общественных связей органов внутренних дел со средствами массовой информации
- Глава 18. Взаимодействие воспитательных аппаратов органов внутренних дел с представителями традиционных конфессий в интересах воспитательной работы с личным составом
- § 2. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел
- Глава 20. Риторическая культура организатора воспитательной работы в органах внутренних дел § 1. Культура речи организатора воспитательной работы в органах внутренних дел
- § 2. Основные риторические правила
- § 3. Совершенствование культуры речи
- Особенности применения методов совершенствования культуры речи
- Глава 22. Формирование благоприятного морально-психологического климата в служебном коллективе
- Глава 23. Оценка психологического потенциала личности сотрудника в работе с резервом кадров на выдвижение в органах внутренних дел
- § 1. Методики оценки психологического потенциала личности сотрудника органов внутренних дел
- Шкалы опросника (срi) и их интерпретация
- Типо-уровневая интерпретация результатов обследования
- Показатели, рассчитываемые на основе первичных шкал Калифорнийского опросника
- Основания рекомендательного заключения психолога
- § 2. Оценка интеллектуальных качеств и особенностей мышления
- Нормативные значения показателей интеллектуального потенциала
- Глава 24. Психолого-педагогические основы профилактики профессиональной деформации личности сотрудника органов внутренних дел § 1. Сущность и проявления профессиональной деформации
- § 2. Причины развития профессиональной деформации
- § 3. Система работы по профилактике и преодолению профессиональной деформации
- § 4. Контрпедагогика в системе профилактики и преодоления профессиональной деформации
- Глава 25. Психологическая профилактика деструктивного поведения у сотрудников органов внутренних дел
- Глава 26. Психология саморазвития личности руководителя подразделения по организации воспитательной работы в органах внутренних дел
- Библиографический список литературы
- Пояснительная записка к плану морально-психологического обеспечения специальной операции
- 1.2. Задачи мпо:
- 2. Справка о морально-психологической обстановке
- 3. Состав группировки сил и средств мпо
- 4. Расчет сил и средств мпо по элементам оперативного построения
- 5. Расстановка сотрудников аппарата по работе с личным составом
- 6. Таблица взаимодействия по мпо
- 7. Схема организации радиосвязи в интересах мпо
- 8. Расчет районов активного информационно-психологического противоборства
- 9. Расчет вероятных психогенных потерь
- 10. График разработки и представления документов по мпо
- Примерная программа изучения особенностей личности сотрудника
- I. Жизненный опыт
- II. Особенности физического развития
- III. Направленность, мотивы поведения сотрудника,
- IV. Темперамент и эмоциональные особенности
- V. Характер сотрудника