§ 4. Контрпедагогика в системе профилактики и преодоления профессиональной деформации
Контрпедагогика – это специфическое направление и условие утверждения позитивной программы развития личности сотрудника органов внутренних дел в противоречивых социально-педагогических условиях. Ее целью выступает профилактика и преодоление у сотрудников негативных отклонений в развитии личности, вызванных системными и пролонгированными негативными воздействиями.
Логика реализации контрпедагогических воздействий хорошо прослеживается на примере преодоления правового нигилизма – источника целого ряда негативных качеств сотрудника, напрямую связанных с его профессиональной деформацией. Сегодня правовой нигилизм уже имеет не только «классическую форму» неприятия закона, игнорирования закона, пренебрежения законом, а связан с уверенностью, что ряд личных и даже профессиональных проблем наиболее эффективно решаемы «вне правового поля». Это превращает правовой нигилизм из мнения в программу действий. Причины его формирования:
Искаженное представление об объективно существующих в социальной и профессиональной практике противоречиях и негативных моментах (в становлении законодательной базы, практике правоприменения, деятельности правоохранительных и судебных органов, организации службы в органах внутренних дел и др.).
Разноплановые по источникам и характеру негативные внепрофессиональные влияния: семья, круг знакомых семьи, публикации и телепередачи и др.
Пролонгированный характер воздействий, т.е. их повторяемость в течение достаточно длительного времени.
Динамичный и лидирующий характер негативных воздействий: например, сначала громкая «обличительная» информация в СМИ о деятельности органов внутренних дел, и с большим запозданием малозаметное опровержение и извинение.
«Однолинейность мышления» при оценке органов внутренних дел: раздувание единичных негативных фактов, создание впечатления, что в милиции служат исключительно «оборотни», действующие вне «правового поля».
«Подмена смыслов» или «затемнение смыслов» через подмену слов. Например, обозначение словом «бизнес» не только честной предпринимательской деятельности, но разного рода мошенничеств, спекуляций, афер; называние «повстанцами» бандитов, насильников, террористов и т.д.
Клишированное воздействие или «навешивание ярлыков»: подмена факта оценкой факта, например, «все менты – продажные».
Опережающее эмоциональное воздействие. Усиленное, порой исключительное апеллирование к эмоциям при описании «негатива в милиции», чтобы «забить» ими взвешенную интеллектуальную оценку.
Образное воздействие. Демонстрация на экранах, на страницах газет и журналов негативных фото- , видео- и кинообразов сотрудников органов внутренних дел и соответствующих образцов их поведения.
Обеспечение псевдоавторитетности источника информации. Для усиления негативных воздействий, информация нередко подкрепляется ссылкой на никому не известную «Международную ассоциацию…», источник «заслуживающий доверия» и т.д..
В итоге у сотрудника может сформироваться искаженная оценка социальной и профессиональной практики и, как следствие, соответствующие «ценности», нормы и установки на деятельность, приводящие к профессиональной деформации. Однако, при всей возможной устойчивости таких негативных взглядов, они содержат в себе противоречия, слабости, использование которых способствует эффективности контрпедагогических воздействий.
Общая логика контрпедагогического воздействия включает в себя ряд принципиальных положений.
Демонстрация противоречий, несоответствия здравому смыслу имеющихся искаженных оценок и взглядов. Правовой нигилизм конкретного человека, как правило, алогичен по своей сути. Так, действуя в своих интересах «вне правового поля», сотрудник органов внутренних дел в то же время, как правило, желает, а нередко – требует, чтобы лично по отношению к нему закон выполнялся неукоснительно. Это – принцип «двойных стандартов», уже в достаточной мере дискредитировавший себя в жизни.
Переключение мышления человека, имеющего искаженные взгляды и оценки, с восприятия оценок явления на восприятие самого явления. Задействовать интеллект, здравый смысл человека – важнейшее условие успешности контрпедагогического воздействия.
Перевод осмысления социальной и профессиональной практики последовательно из «однолинейного», фрагментарного в «многомерное» (противоречивое, неоднозначное), а далее – в системное. Так, если сотрудник, склонный к правовому нигилизму, признает хотя бы противоречивый характер его собственной профессиональной практики и практики коллег, то можно считать решенными две задачи. Первая – признание практики как противоречивой подразумевает понимание, что в ней не все плохо и есть положительное, а это уже элемент объективной оценки. Вторая – признание существования фактов, отличающихся от навязанной ему ранее оценки действительности, не может не вызвать скепсис по отношению к тем источникам, откуда получена эта оценка.
Выстраивание негативной перспективы и дискредитация «псевдопозитива». Устойчивость негативных оценок и взглядов во многом объясняется тем, что они дают человеку иллюзорную уверенность в знании «правды жизни». Клишированные оценки и внушаемая система действий освобождает от необходимости думать самому и искать самостоятельный путь действий. Негативная информация порождает иллюзию свободы от социальных, профессиональных или моральных обязательств. Однако реализация этой иллюзии одновременно снижает уровень его личной профессиональной безопасности, усиливает вероятность срывов, повышает угрозу стать объектом шантажа или манипулирования со стороны криминальных элементов. Поэтому одной из самостоятельных контрпедагогических задач является доказательство сотруднику реальной негативной перспективы его правового нигилизма.
Эмоциональная девальвация негативных взглядов и источников, их формирующих. Борьба «на эмоциональном фронте» – одна из наиболее сложных контрпедагогических задач. Сами контрпедагогические воздействия не должны уступать негативным в эмоциональной насыщенности, образности, привлекательности. Контрпедагогика может и должна обращаться к более глубоким и сложным чувствам и переживаниям, например – к чувству собственного достоинства, чувству самоуважения, совести, профессиональной солидарности, даже – здоровой корпоративности (формирование эмоционального дискомфорта сотрудника оттого, что он своими действиями может «подставить» товарищей по службе). Отличными контрпедагогическими средствами «на эмоциональном поле» являются сарказм, ирония, юмор, которые не уступают по своему воздействию традиционным нравоучениям и разъяснениям.
Системность, пролонгированность и (как максимум) опережающий характер контрпедагогических воздействий. Традиционная «педагогика мероприятий» и разовые педагогические акции являются наименее эффективным стилем контрпедагогических воздействий. Необходимо «вкрапливать» свои воздействия в основные сферы жизни сотрудника (профессиональная практика, отношения в коллективе, коллективные мнения и настроения и т.д.). В частности – преодоление правового нигилизма сотрудников будет идти тем более успешно, чем более часто и долго сотрудник будет испытывать позитивные влияния в коллективе, в процессе профессиональной деятельности, становящиеся частью его положительного жизненного и профессионального опыта.
Обеспечение позитивного педагогического имиджа тех, кто осуществляет контрпедагогические воздействия. Эффективность контрпедагогических воздействий находится в прямой зависимости от того, насколько человек, осуществляющий эти воздействия, является реальной частью позитивного жизненного и профессионального опыта жизни и службы.
Контрпедагогика воспитателя. Известно высказывание римского сатирика Ювенала: «Quis custodiet ipsos custodies?» (Кто будет охранять охранников?). Иначе говоря, субъект контрпедагогической деятельности сам находится в переплетении многих влияний, в том числе и негативных, как и те, кого он воспитывает. Он сам должен обладать профессиональной устойчивостью, непринятие негативных социально-педагогических воздействий должно быть непременной частью его интеллектуальных и эмоциональных жизненных и служебных позиций и установок. А порой и сам он нуждается в помощи и поддержке.
Профилактика и преодоление профессиональной деформации является необходимой составной частью педагогической работы с личным составом органов внутренних дел, так как в самой правоохранительной деятельности есть ряд объективных факторов, способствующих ее развитию. Профессиональная деформация личности сотрудника может привести, как минимум, к его профессиональной непригодности, как максимум, – к нарушениям профессионально-нравственных норм и законности. Результативность работы по профилактике и преодолению профессиональной деформации зависит от условий и специфики профессиональной деятельности сотрудников, ее управленческого, материально-технического, кадрового, информационно-пропагандистского, психологического и педагогического обеспечения в целом. В то же время нужна специальная программа профилактики (а при необходимости – преодоления) профессиональной деформации, включающая комплекс педагогических, в том числе контрпедагогических мер, где индивидуальный подход в работе с сотрудниками выступает обязательным компонентом.
- Оглавление
- Предисловие
- § 1. Модель системы воспитательной работы с личным составом и особенности ее функционирования
- § 2. Проблемы организации воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- Глава 2. Руководитель органа внутренних дел – организатор воспитательной работы с личным составом § 1. Организационно-педагогическая функция руководителя органа внутренних дел
- § 2. Формирование педагогического имиджа руководителя
- § 3. Организация «педагогической команды»
- § 4. Педагогический менеджмент руководителя
- Глава 3. Научные основы воспитательной работы в органах внутренних дел § 1. Основы педагогической теории воспитания
- § 2. Методы воспитания сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Милицейская деонтология как средство профилактики нарушений сотрудниками прав человека в служебной деятельности
- Глава 5. Патриотическое воспитание личного состава на боевых и трудовых традициях органов внутренних дел
- § 2. Эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел
- § 3. Служебный этикет как проявление нравственно-эстетической культуры сотрудника
- § 4. Профессионально-нравственные проблемы и специфика милицейской службы
- § 5. Этические кодексы как нравственная основа профессиональной деятельности: опыт проблемного анализа
- Глава 7. Информационно-пропагандистское обеспечение деятельности органов внутренних дел
- Глава 8. Деятельность руководителей органов внутренних дел по обеспечению дисциплины, законности и профилактике правонарушений среди личного состава
- Глава 9. Социальная работа с членами семей погибших сотрудников и инвалидами вследствие военной травмы
- § 2. Общая характеристика системы морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности личного состава органов внутренних дел
- § 3. Организация морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности
- Глава 11. Зарубежный опыт воспитания сотрудников полиции (милиции) и пути его использования в работе с личным составом органов внутренних дел
- § 1. Понятие воспитания в зарубежной юридической педагогике
- § 2. Политико-правовые, социально-экономические и психолого-педагогические факторы, обусловливающие современные концепции воспитания полицейских
- § 3. Пути использования зарубежного опыта воспитания полицейских в органах внутренних дел
- § 1. Мотивы поведения и их роль в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Применение средств мотивирования профессиональной деятельности сотрудников милиции
- Глава 13. Индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками органов внутренних дел
- § 1. Понятие индивидуальной воспитательной работы и ее значение в работе с кадрами
- § 2. Система индивидуальной воспитательной работы
- Требования к индивидуальной воспитательной работе
- § 3. Основные формы и методы индивидуальной воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- § 4. Организационно-правовое обеспечение индивидуальной воспитательной работы
- § 5. Контроль состояния и оценка результативности индивидуальной воспитательной работы
- Глава 14. Организация планирования воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- § 1. Планирование и организация как функции управления
- § 2. Планирование воспитательной работы с личным составом органа (подразделения) внутренних дел
- Глава 15. Служебные ритуалы в органах внутренних дел, методика их подготовки и проведения
- § 1. Понятие ритуала и его значение в работе с кадрами
- § 2. Организация подготовки и проведения ритуала
- § 3. Методика проведения отдельных ритуалов
- Глава 16. Роль общественной организации ветеранов органов внутренних дел в воспитании личного состава
- § 2. Анализ практики использования средств массовой информации в воспитании сотрудников
- § 3. Педагогические аспекты общественных связей органов внутренних дел со средствами массовой информации
- Глава 18. Взаимодействие воспитательных аппаратов органов внутренних дел с представителями традиционных конфессий в интересах воспитательной работы с личным составом
- § 2. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел
- Глава 20. Риторическая культура организатора воспитательной работы в органах внутренних дел § 1. Культура речи организатора воспитательной работы в органах внутренних дел
- § 2. Основные риторические правила
- § 3. Совершенствование культуры речи
- Особенности применения методов совершенствования культуры речи
- Глава 22. Формирование благоприятного морально-психологического климата в служебном коллективе
- Глава 23. Оценка психологического потенциала личности сотрудника в работе с резервом кадров на выдвижение в органах внутренних дел
- § 1. Методики оценки психологического потенциала личности сотрудника органов внутренних дел
- Шкалы опросника (срi) и их интерпретация
- Типо-уровневая интерпретация результатов обследования
- Показатели, рассчитываемые на основе первичных шкал Калифорнийского опросника
- Основания рекомендательного заключения психолога
- § 2. Оценка интеллектуальных качеств и особенностей мышления
- Нормативные значения показателей интеллектуального потенциала
- Глава 24. Психолого-педагогические основы профилактики профессиональной деформации личности сотрудника органов внутренних дел § 1. Сущность и проявления профессиональной деформации
- § 2. Причины развития профессиональной деформации
- § 3. Система работы по профилактике и преодолению профессиональной деформации
- § 4. Контрпедагогика в системе профилактики и преодоления профессиональной деформации
- Глава 25. Психологическая профилактика деструктивного поведения у сотрудников органов внутренних дел
- Глава 26. Психология саморазвития личности руководителя подразделения по организации воспитательной работы в органах внутренних дел
- Библиографический список литературы
- Пояснительная записка к плану морально-психологического обеспечения специальной операции
- 1.2. Задачи мпо:
- 2. Справка о морально-психологической обстановке
- 3. Состав группировки сил и средств мпо
- 4. Расчет сил и средств мпо по элементам оперативного построения
- 5. Расстановка сотрудников аппарата по работе с личным составом
- 6. Таблица взаимодействия по мпо
- 7. Схема организации радиосвязи в интересах мпо
- 8. Расчет районов активного информационно-психологического противоборства
- 9. Расчет вероятных психогенных потерь
- 10. График разработки и представления документов по мпо
- Примерная программа изучения особенностей личности сотрудника
- I. Жизненный опыт
- II. Особенности физического развития
- III. Направленность, мотивы поведения сотрудника,
- IV. Темперамент и эмоциональные особенности
- V. Характер сотрудника