Глава 18. Взаимодействие воспитательных аппаратов органов внутренних дел с представителями традиционных конфессий в интересах воспитательной работы с личным составом
Первым законом России, регулирующим отношения религиозных объединений и организаций с государством, обществом был закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» (1990г.), который представлял собой скорее не закон в подлинном смысле слова, а декларацию о намерениях, и послужил, к сожалению, основой для распространения в России всевозможных религиозных организаций и сект, никогда ранее на ее территории не существовавших.
В принятом в 1997 г. Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» признается особая роль Православия в становлении Российского государства, определяются традиционные религии России, к которым отнесены: православие, ислам, буддизм, иудаизм, с основными положениями которых сотрудники органов внутренних дел должны быть знакомы.
Буддизм – древнейшая из мировых религий, возникновение которой связано с именем Шакьямуни Гаутамы (Будды) (VI век до н.э.), зародившаяся в недрах индуизма.
Будда не оставил никаких письменных источников своего учения, оно передавалось им устно в виде проповедей, бесед, диалогов, охватывающих огромный круг тем – от норм и правил жизнедеятельности его последователей до провозглашения и разъяснения высших религиозных ценностей буддизма и методов их практической реализации.
Из индуизма буддизм воспринял идеи кармы, цикличности в перевоплощениях, нирваны. Буддизм не стал религией Индии, а распространился по странам Юго-Восточной Азии, Тибета. В России буддизм в основном исповедуют в Республиках Калмыкия, Тыва и в тех областях, которые граничат с Монголией.
Вера в какого-либо единого Бога не играет в буддизме принципиального значения, поэтому данная религия не является монотеистической. Главное в учении этой религии – добиться освобождения от желаний (говоря современным языком – от потребностей), поскольку именно в них Гаутама видел все причины происхождения несчастий в мире. По-существу, буддизм – это религия небытия. В нем нет идеи Бога как личности, как творца Вселенной.
Путь просвещения, т. е. движения к абсолюту, очень сложен, и достигается посредством медитации, которая включает в себя множественное повторение священных заклинаний (мантр), методом самотренинга (йоги) и др. Человек при этом как бы самоустраняется от всего сущего, в том числе и от своей личности, впадает в нирвану и растворяется как личность в Абсолюте. Буддисты утверждают, что достижение нирваны как достижение конечного смысла бытия человека предполагает такие качества людей, как доброту, великодушие, любовь, терпимость, мудрость.
Различия между отдельными направлениями буддизма в разных странах так велики, что порой трудно поверить, что они возникли из одного источника. Особым фундаментализмом отличается буддизм, проповедуемый в монастырях Тибета и Монголии.
Иудаизм – первая в мире монотеистическая религия, основная идея которой – поклонение Единому Богу, Личности, Творцу мира, который через пророка Моисея на горе Синай заключил с «богоизбранным народом» (евреями), союз о взаимной верности, основные принципы которого отражены в Завете. Это так называемые десять заповедей (не сотвори себе кумира, не убий, не укради, почитай отца и мать и др.).
Бог евреев – миродержец и Он же Дух. Их Бог – грозный суровый отец к своим детям, неоднократно и жестоко наказывающий их за непослушание.
Через все священные книги иудеев проходят такие идеи как проявление верности Богу, ожидание Мессии, под властью которого будет создано мощное государство со справедливым политическим устройством, а еврейский народ, как «избранный», якобы прославится в веках и займет главенствующее положение среди других народов.
За все прошедшие века отношение евреев к другим народам и религиям и других народов к ним было весьма сложным и подчас трагичным.
Ислам – наиболее молодая из современных мировых религий. Его основатель Мухаммед (Магомед) неоднократно в отрочестве и юности путешествовал с торговыми караванами по странам Ближнего Востока, где соприкасался как с идеями христианства, так и иудаизма, которые несомненно оказали на него влияние и прежде всего в главном – признании единобожия, т. е. признании единственного Бога – Аллаха, являющимся создателем Вселенной и справедливым судьей мира. Авраам, Моисей, Иисус Христос признаются в мусульманстве пророками.
Поскольку Мухаммед был неграмотен, то послания, которые диктовались ему во время его молитв, трансов, видений, снов, записывались его учениками в виде сур, из которых в последствии и была составлена священная книга мусульман – Коран.
Сила ислама – в его близости к племенному сознанию. В то же время культура ислама – это синтез культур Средиземноморья, Ирана, Египта, Закавказья, Палестины и др., которые в VII–VIII вв. были завоеваны мусульманами. Таким образом, ислам вышел на мировую арену в раннем средневековье и из религии арабов-бедуинов превратился во вторую по значимости после христианства религию мира.
В исламе, как и в других мировых религиях, отражены нравственные принципы и традиции народов, среди которых он распространен: уважение жизни, чести и собственности единоверцев, почтение к старшим, забота о вдовах и сиротах и т. п. Однако в Шариате (свод феодально-мусульманского права) и в сознании верующих до сих пор существуют положения, которые, если пользоваться марксистской терминологией, отражают пережитки родового и рабовладельческого общества.
Мусульманство, как и другие мировые религии, не является единым. Уже в первом веке своего существования оно разделилось на суннизм и шиизм. Суннизм – ортодоксальное направление ислама, последователи которого признавали своим духовным вождем халифа. Шиизм подвергал Коран особому толкованию, разработал свое священное предание, не признавал халифа (правителя) духовным вождем.
Для ислама уже в XII в. стало характерным возникновение различных религиозно-мистических сообществ, среди которых в средние века наиболее распространенной и изуверской являлась секта «ассасинов» или «хашишинов». Секта носила ярко выраженный тоталитарный характер, проповедовала насилие и терроризм. В настоящее время идеи «джихада» (священной войны с иноверцами) получают новые импульсы, исламский терроризм приобретает характер международного.
Видя бесперспективность подобных идей, наиболее прогрессивные члены – богословы ислама, муллы и другие духовные и государственные деятели делают акцент на высказываниях Мухаммеда о мире, согласии, веротерпимости. Таким образом, только союз с разумными силами ислама, борющимися с фанатиками и авантюристами, способен разрешить опасную болезнь XXI в. – терроризм.
Христианство: православие, католицизм, протестантизм. Наша эра недаром ведет свой отчет от рождения Христа. Все последующие 2000 лет – это новая история человечества, которую с полным правом можно назвать христианской и не только потому, что количество христиан на Земле среди верующих самое большое, но и потому, что мир изменился, христианство принесло человеку новые представления о себе самом, об окружающем мире, об истоках и целях своего бытия. Бог наделил человека не просто свободой, а свободой выбора между добром и злом. Христианство принесло в мир идею нестатичности человека, возможности его внутреннего изменения через покаяние, нравственное, целомудренное отношение между полами, освещенное институтом брака. Оно резко выступило против гомосексуализма и лесбиянства, довольно широко распространенных в античном языческом мире Греции и Рима. Христианство создало предпосылки для рождения науки, поскольку природа как таковая перестала обожествляться и стала предметом изучения.
Каждый образованный, культурный человек, в том числе и сотрудник органов внутренних дел, вне зависимости от вероисповедания, должен иметь представления о том, что вся европейская цивилизация сформировалась под воздействием основных постулатов христианского мировоззрения.
Оно предполагает сердечную близость к Богу, представление о нем не как о холодном космическом законе, а как о личности и Отце всего сущего. Благодаря христианству человек понял, что он не микрокосм, а макрокосм, что его внутренний мир богаче, чем тот, который окружает его снаружи, что человека следует оценивать не по природным, а по нравственным критериям.
Пришествие на Землю Иисуса Христа и есть начало христианства. Он принес не только знание о Царстве Божьем, но и учение о раскаянии и спасении каждого человека. Иисус Христос – это образ Богочеловека. Своим ученикам (12 апостолам) он заповедовал нести свет истины по всей Земле.
Несмотря на то, что христианство зародилось в Израиле, но там же идеи иудаизма и христианства разошлись, поскольку иудеи не признали в Христе Мессию и сына Божьего и распяли его. Им был нужен не посланец для всего человечества, а Царь иудейский, который освободил бы их от власти Рима и сделал евреев повелителями Вселенной.
Первый христианский император Константин в 313 г. издал Миланский эдикт, в котором была провозглашена свобода христианам следовать своей религии. До этого времени христиане были гонимыми, их притесняли, оскорбляли, отдавали на растерзание диким зверям.
Века между IV и VIII принято называть эпохой Вселенских Соборов, на которых сформировались основные догматы (например, догмат о Святой Троице: Бог отец, Бог сын, Бог святой дух), был принят Символ Веры, основные принципы христианства: о неосуждении ближнего, о прощении, о любви даже к врагам, о необходимости добрых дел и др. Такой, например, принцип – во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними – был провозглашен на все времена и для всех народов.
В таком виде христианство существовало до X в. в Византии, и в таком виде оно пришло на Русь. Это и есть то, что в те времена и в настоящее время принято называть Православием.
Однако уже в первые века зарождения христианства наметились расхождения между Западными и Восточными Церквями. Официальный разрыв произошел в 1054 г., после которого Западная Церковь стала следовать по своим догматам, а учение получило название Католицизм.
Главные расхождения носили не столько церковный, сколько светский характер. Это идея цезарепапизма, т. е. установление светской власти Римского папы над всем миром; это возникновение рыцарских орденов, это торговля индульгенциями; это разорительные крестовые походы; это инквизиция; это целибат (безбрачие духовенства).
Начиная с эпохи Возрождения, вся история христианства на Западе представляла собой поступательный и непрерывный распад духовности, продолжающийся и в настоящее время.
Протестантизм – возник в средневековой Европе как протест против католицизма. Его основатель Мартин Лютер осуждал индульгенции, разоблачал продажность и распущенность папского двора и римского духовенства. В основу своего учения он взял только Священное Писание. Протестанты упразднили почитание Божией Матери, святых икон, мощей святых. В качестве единственного символа протестанты признают только Крест, в качестве основного догмата – веру во Христа, даже без добрых дел. Они отрицают свободу выбора и тем самым свободу человека обрести спасение путем раскаяния. Этот тезис был развит еще одним видным проповедником протестантизма Кальвином, который утверждал, что все люди изначально предопределены Богом – кто к спасению, кто – к вечной гибели. Отсюда, если человек предопределен только к греху, то с ним бессмысленно бороться.
«Без Православия не было бы России» – эти слова Президента России В. В. Путина очень точно и кратко характеризуют ту роль, которую православие сыграло в становлении российской государственности и формировании менталитета русского народа.
Празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988г. стало общенародным праздником и послужило важным импульсом для улучшения церковно-государственных отношений. К сожалению, до сих пор многие россияне, в том числе и весьма образованные люди, не отказались от прежних стереотипов о насильственном крещении Руси, чему успешно способствует практически полная неосведомленность большинства населения России, в том числе и либеральной интеллигенции, о подлинных исторических фактах, а подчас и намеренном извращении истории, чтобы тем самым усилить образ России как «империи зла», который не одно столетие формируется на Западе и живет до настоящего времени.
Еще в XIX в., обращаясь к своим современникам А. С. Пушкин писал: «Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно; неуважение оной есть постыдное малодушие, есть первый признак дикости и безнравственности»1.
Общеизвестно, что крещение княгини Ольги произошло в 956 г. в Константинополе. И, несмотря на то, что ее сын Святослав оставался язычником, в Киеве при нем было построено несколько храмов. В Новгороде еще до официального Крещения Руси была воздвигнута Церковь Преображения Господня1. Уже в этот период крепли связи с Византией, распространялась письменность, основу которой заложили Кирилл и Мефодий. В дружине князя Владимира, при котором и произошло крещение Руси, еще в тот период, когда он был язычником, многие воины уже были христианами.
Именно благодаря Православию славяно-русские племена, которые до этой поры управлялись местными князьками, были разрознены и не могли противостоять кочевникам – печенегам, объединились в единое государство с единой государственной религией.
При Ярославе Мудром (сын Владимира) Киев становится одним из мировых центров христианства и выходит как равноправный партнер на европейскую арену.
Православие значительно переменило варяго-славянский быт, однако Киев не превратился в копию Византии. В отличие от Византии Русское Православие смотрело на мир оптимистично. Восприняв основные догматы христианского учения, а также идею «симфонии», т.е. совместного правления Церкви и Монарха, русский народ греческое вероисповедание воспринял настолько своеобразно, что о его «греческости» можно говорить лишь в условном, историческом смысле. Для русского человека путь к Богу шел не просто через молитву или экстаз, а через живое дело, через добротолюбие и труд, совершаемые с молитвой.
Соединив нравственную силу народных воззрений с мощью Христианства, Русское Православие обрело невиданное признание в сердцах и душах русских людей.
Владимир Мономах (XII в.) в «Поучении своим детям» не только излагает события своей жизни, но и дает им наставления, подкрепленные выписками из Священного писания, о том, каким должен быть православный правитель, православный князь.
В XII в. все большее значение начинают приобретать северо-восточные города и центры православной культуры – Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов и др. Здесь образовалась новая ветвь Славяно-русской народности, положившая начало великорусскому народу.
В XIII в. князь Александр Невский вступил в такие отношения с Ордой, при которых Русь смогла сохранить и свою самобытность, и свою Православную веру, которая через столетия смогла объединить северо-восточные русские земли для окончательного освобождения от татаро-монгольского ига благодаря единой вере, подвигу православных просветителей и прежде всего преподобного Сергия Радонежского и его учеников.
Спустя столетия во времена так называемого «смутного времени» (начало VII в.) подобный подвиг повторил Патриарх Гермоген, который явил Руси пример мужества, стойкости в вере и любви к своему Отечеству. Он отказался венчать на царство королевича Владислава, поскольку тот был католиком, и за что был заточен в темницу. Но и оттуда он рассылал во все города Руси послания с призывом идти на Москву и освободить ее от польских захватчиков и от предателей бояр, что с успехом было осуществлено Мининым и князем Пожарским.
Несмотря на уничтожение Патриаршества при Петре I и организацию им Священного Синода, подчиненного администрации правительства, и царь русский, и народ русский, и вера русская оставались православными, что нашло свое отражение в литературе и в живописи, и в музыке, и в народных традициях XVIII–XIX вв.
Погубила Российскую Империю либеральная интеллигенция. Цареубийцы, террористы возводились ими в ранг героев, мучеников, чуть ли не святых. Даже консервативные поэты воспевали их. Накануне подписания конституции Александр II, освободивший крестьян от крепостной зависимости, был убит, потому что ни народовольцам, ни социал-демократам ни в последствии большевикам не нужны были счастье народа, процветание России, а нужны были смута, анархия, революция, которая на гребне кровавой бойни вынесла бы их к власти, что в результате и произошло в 1917 г. Утвердившись во власти, провозгласив атеизм государственной идеологией России, большевики повели яростную, ожесточенную борьбу с Православием; кровавый террор против его последователей стал нормой жизни. Так в 1918 г. в Киеве был расстрелян Митрополит Владимир; в Перми заживо погребен архиепископ Андроник; епископ Тобольский Гермоген утоплен в реке; епископ Белгородский Никодим был заживо засыпан известью и т. д. В 1918 г. в Воронежской епархии были расстреляны 160 священников, в Херсонской губернии 3 священника распяты на крестах1.
Сотни тысяч простых верующих и священников были репрессированы и сосланы в лагеря. По прямому указанию Ленина проводились массовые изъятия церковных ценностей, уничтожались древнейшие храмы, монастыри. В 1931 г. был взорван Храм Христа Спасителя, построенный на народные деньги, собранные в честь победы русского народа над Наполеоном2.
Неприкрытый террор против Церкви, против верующих продолжался вплоть до Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. 4 сентября 1943 г. состоялась встреча Сталина с руководством РПЦ, в результате чего было восстановлено патриаршество, открыт ряд семинарий, возращена Церкви Тоице-Сергиева Лавра. Однако эти обусловленные тактическими соображениями полумеры не способствовали возрождению Православия в России, да и в последующие годы вплоть до настоящего времени Православию приходится в нелегком идеологическом противостоянии доказывать свое право на влияние на основные сферы жизнедеятельности государства, общества, личности.
Признание особой роли Православия вовсе не означает, что другие конфессии в России подвергаются дискриминации. Россия всегда была империей собирательства, где многочисленные народы жили друг с другом в гармонии в едином государстве благодаря народу – держателю, народу – собирателю, т.е. русскому народу.
«Россия не есть случайное нагромождение территорий и племен, не есть искусственный «механизм областей» – писал великий русский философ И. А. Ильин, – но живой, исторически выросший и культурно оправдавшийся организм, не подлежащий произвольному расчленению. …Это организм есть духовное, языковое и культурное единство, исторически связавшее русский народ с его национальными младшими братьями духом взаимопонимания; он есть государственное и стратегическое единство, показавшее миру свою волю и свою способность к самообороне; он есть сущий оплот Европейско-азиатского, а потом и вселенского мира и равновесия»1.
Россия и Православие не враждебны ни Западу, ни Востоку. Напротив, через Россию Запад и весь мир может открыть свой альтернативный путь развития: от войны – к миру, от конфронтации – к переговорным процессам, от разъединения – к единению, что убедительно было доказано на X Всемирном Русском Православном Соборе и на Саммите представителей ведущих мировых религий мира в Москве в июне 2006 г., созванном по инициативе Русской Православной Церкви.
На том же Саммите было заявлено, что в век индустриализации, технологизации, интернетизации и т.д. спасение человечества, жизни на Земле видится в возрождении традиционных нравственных ценностей, заложенных практически во всех мировых религиях. Однако, подчеркнул митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, это положение нельзя рассматривать как призыв к созданию единой мировой религии, а тем более единого мирового правительства. Напротив, потеря своего прошлого, его осмысленность образа, это и потеря своего будущего.
Расцерковление жизни, происходящее в России да и в целом в мире на протяжении двух последних веков, привело к тому, что изменилось мировоззрение человека, его отношение к национальной идее, к патриотизму, к вечным ценностям, взамен чему пропагандируются безграничные права личности как индивида, без оценки их нравственного проявления, свободы как движения ко злу, а не к добру. Для русского, православного человека нравственные ограничения всегда совпадали с теми, которые устанавливались Православием в качестве греха и они всегда были шире правовых норм, но в то же время способствовали формированию правосознания.
Правовой основой для организации взаимодействия органов внутренних дел с традиционными конфессиями России являются Конституция РФ, вышеперечисленные законы, а также соглашение Русской Православной Церкви и Министерства внутренних дел Российской Федерации о сотрудничестве.
Особую тревогу как у Русской Православной Церкви, так и у Министерства внутренних дел Российской Федерации вызывают такие явления, как терроризм, экстремизм, коррупция, наркомания, безнравственность, рост беспризорности и правонарушений со стороны несовершеннолетних; направленная против личности деятельность тоталитарных, деструктивных сект, сатанистских культов, а также другие негативные тенденции, основанные на ложном понимании свободы и прав человека как вседозволенности и распущенности.
Сотрудничество Министерства внутренних дел Российской Федерации с Русской Православной Церковью позволит использовать мощный духовный потенциал, которым обладает Православие, для защиты культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций, что, несомненно, будет способствовать укреплению стабильности, преодолению угрозы духовной деградации народа, снижению уровня преступности в стране.
Соглашение имеет своим основанием законодательство Российской Федерации. Соглашение предусматривает как совместные обязательства сторон, так и обязательства РПЦ и МВД России по отношению друг к другу. В числе совместных обязательств:
Создание для реализации настоящего Соглашения Координационного Совета под совместным председательством Постоянного члена Священного Синода Русской Православной Церкви и заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации.
Участие в проведении мероприятий общенационального значения, посвященных памятным событиям истории Российского Государства, Русской Православной Церкви.
Участие в международных семинарах и симпозиумах по проблемам вероисповедания, роли религии в повышении эффективности деятельности правоохранительных органов.
Организация духовно-нравственного просвещения сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск, курсантов и слушателей образовательных учреждений Министерства внутренних дел Российской Федерации на добровольной основе.
Организация поездок представителей Министерства внутренних дел Российской Федерации и Русской Православной Церкви в регионы России для проведения мероприятий, направленных на реализацию целей настоящего Соглашения.
Проведение совместных научно-исследовательских работ, просветительских, общественных и информационных мероприятий, направленных на укрепление общественной нравственности.
Обобщение положительного отечественного и зарубежного опыта сотрудничества религиозных и общественных организаций с правоохранительными органами.
Использование возможностей средств массовой информации Министерства внутренних дел Российской Федерации и Русской Православной Церкви для духовно-нравственного просвещения сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России, создание в них специальных тематических передач, рубрик, освещающих совместную деятельность Русской Православной Церкви и Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Организация систематических встреч представителей Министерства внутренних дел Российской Федерации и Русской Православной Церкви по вопросам исполнения настоящего Соглашения.
К обязательствам Русской Православной Церкви относятся:
Комплектование в образовательных учреждениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, подразделениях органов внутренних дел, соединениях и воинских частях внутренних войск МВД России библио-, аудио- и видеотек материалами нравственно-патриотической направленности.
Участие, при необходимости, в строительстве храмов, часовен, молельных комнат на территории образовательных учреждений, подразделений органов внутренних дел, соединений и воинских частей внутренних войск МВД России.
Пастырское и просветительское попечение о несовершеннолетних в центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел.
Духовно-нравственная и психологическая реабилитация лиц, выполнявших оперативно-служебные задачи в экстремальных условиях, а также членов их семей.
Регулярные богослужения в «горячих точках» и в зонах вооруженных конфликтов. Выступления церковных хоров в госпиталях, больницах, подразделениях органов внутренних дел, соединениях и воинских частях внутренних войск, образовательных учреждениях МВД России при проведении различных торжественных мероприятий.
Организация курсов и факультетов при учебных заведениях Русской Православной Церкви для сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России, желающих получить духовное образование.
Организация совместных паломнических поездок по Святым местам.
Привлечение благотворительных фондов для оказания помощи ветеранам всех категорий, сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск МВД России и их семьям, а также семьям сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России, погибших при исполнении служебных обязанностей.
Обязательства МВД России включают:
Организацию курсов и циклов лекций для священнослужителей Русской Православной Церкви по основным проблемам деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России силами профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Оказание методической помощи Русской Православной Церкви в разработке Инструкции по учету и хранению церковных ценностей с целью обеспечения их сохранности.
Содействие в обеспечении храмов, монастырей, часовен инженерно-техническими средствами безопасности и прием их в установленном порядке под централизованную охрану на основе договоров.
Оказание практической и методической помощи в разработке материалов, способов и приемов нанесения маркировок, обеспечивающих идентификацию похищенного церковного имущества, рекомендаций по установлению органами внутренних дел похищенного церковного имущества и возврату его законному владельцу.
Соглашение о сотрудничестве реализуется через такие направления и формы как:
духовно-нравственное просвещение сотрудников органов внутренних дел;
духовно-нравственное просвещение и образование курсантов и слушателей в учебных заведениях МВД России;
социальная и духовно-нравственная работа с несовершеннолетними правонарушителями, беспризорными и безнадзорными; пастырское и просветительское попечение несовершеннолетних, входящих в так называемые группы риска;
социальная и духовная поддержка сотрудников органов внутренних дел;
взаимодействие со средствами массовой информации в сфере укрепления духовности и правопорядка;
защита граждан России от духовной, психологической и физической агрессии со стороны тоталитарных и деструктивных сект;
обеспечение сохранности культурных и богослужебных ценностей.
Глава 19. Обеспечение прав человека и гражданина в оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел
§ 1. Актуальные педагогические вопросы соблюдения прав человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел
Проблема соблюдения прав человека в деятельности органов внутренних дел сложна и остро актуальна. В Приказе МВД России от 1 февраля 2007 г. № 120 в качестве одной из главных целей работы с сотрудниками определяется «подготовка сотрудников, способных успешно решать задачи правоохранительной деятельности при строгом соблюдении служебной дисциплины и законности, норм профессиональной этики, обеспечении гарантий защиты прав человека и гражданина». Эта проблема носит системный характер, и ее социально-педагогический и профессионально-педагогический аспекты являются лишь одними из составляющих ее решения.
Законодательно закрепленные цели и задачи органов внутренних дел позволяют определить их как специфическую государственную структуру, одной из стержневых социальных и профессиональных функций которой является целенаправленная деятельность по защите прав человека. Реализация этой функции осуществляется по четырем взаимосвязанным направлениям.
Первое направление связано с их специфической ролью в государственной системе защиты граждан. Именно правоохранительные органы, в том числе органы внутренних дел, обеспечивают защиту человека и общества от наиболее социально-опасной группы населения – криминальных и асоциальных элементов, лишают их возможности нарушать права других граждан, в том числе их право на жизнь, здоровье, имущество и т. д. Органам внутренних дел в значительной мере принадлежат также функции профилактики противоправных действий и реализации потребностей людей в обеспечении социальной справедливости, выраженной в законном наказании за действия, нарушающие права человека.
Второе направление – это соблюдение прав всех граждан, с которыми сотрудники органов внутренних дел вступают в профессиональное взаимодействие. Особенно это актуально при работе с задержанными и подследственными. Ограничивая на основании закона свободу человека и, как следствие, лишая его ряда объективных возможностей защищать свои права, государственные органы не могут не взять на себя ряд обязательств по такой защите, выраженных в первую очередь в требованиях к действиям личного состава органов внутренних дел и условиям содержания задержанных и подследственных. Специальная задача здесь – защита основной части задержанных и подследственных от запугивания, насилия, издевательств и т. д. Особым направлением работы является также защита свидетелей и потерпевших, на которых криминальные и асоциальные элементы могут оказывать самые различные формы давления, вплоть до шантажа, угроз или прямого насилия.
Третьим направлением деятельности органов внутренних дел надо назвать решение вопроса о соблюдении прав человека по отношению к самому личному составу органов внутренних дел, особенно – в плане его физической и социальной защищенности. Добровольно поступая на службу в правоохранительные органы, гражданин берет на себя ряд дополнительных обязательств перед государством, связанных, в том числе, и с возможностями реализации им прав человека, в особенности таких базовых, как право на жизнь, здоровье, свободу передвижения др. Это требует дополнительных мер, позволяющих ему реализовывать свои права в объективно возможном объеме наравне с другими законопослушными гражданами. Например – в сфере медицинского обслуживания, так как специфика службы в органах внутренних дел вынуждает принимать дополнительные меры по сохранению и восстановлению здоровья сотрудников.
Четвертое направление – это социальная коррекция и ресоциализация лиц, совершивших асоциальные или противоправные действия, т.е. возвращение их обществу, как минимум, социально безопасными. Если проанализировать то, что называется «криминальной зараженностью» и «социальной деформированностью» личности, то стержнем этих характеристик выступает проявляющийся в ее поведении комплекс установок на нарушение прав человека по отношению к окружающим: покушение на их жизнь и здоровье, честь, достоинство, имущество и т.д., что квалифицируется законом как уголовное преступление. Задача состоит в том, чтобы преодолеть названные установки и формировать личность, способную жить в социуме и ориентироваться на соблюдение прав человека.
Несомненно, решение проблемы соблюдения прав человека в деятельности органов внутренних дел по всем названным направлениям требует системного подхода, выходящего во многом за рамки компетентности самой системы МВД России. Такой подход предусматривает рассмотрение ее во взаимосвязанном двуединстве. Органы внутренних дел – это, с одной стороны, объект комплекса воздействий, управляемых и неуправляемых, определяющих картину соблюдения прав человека в данной системе. Это и сложные, недостаточно регулируемые процессы в социуме, и целенаправленная деятельность государства и общества по совершенствованию правовой базы правоохранительных органов, их финансирования, материально-технического и кадрового обеспечения, повышению эффективности государственного и общественного контроля за их деятельностью и т. д. Здесь сфера инициативы и ответственности в вопросе соблюдения прав человека в органах внутренних дел ограничена их объектным состоянием. С другой стороны, как уже говорилось, органы внутренних дел выступают в качестве самостоятельного субъекта деятельности по соблюдению прав человека, имеют здесь свои собственные возможности, права и обязанности. В этих границах определяется ответственность самих органов внутренних дел за соблюдение прав человека в их деятельности.
Несомненно, не исчерпаны резервы инициатив системы МВД России по совершенствованию законодательства, ведомственной нормативной базы, взаимодействия с общественными, религиозными организациями и т. д. Могут быть более гибко использованы имеющиеся финансовые, материально-технические резервы и возможности для совершенствования своей деятельности. В компетенции системы МВД и ряд мер по повышению уровня социальной защищенности сотрудников, качества работы с личным составом.
Недостаточно лишь совершенствовать правовую или финансовую базу деятельности органов внутренних дел, или искать более результативные формы и методы профессиональной деятельности. В значительной мере общую картину соблюдения прав человека органами внутренних дел определяют сами сотрудники и характер их взаимодействия с различными группами населения. И поскольку речь идет о человеке и межличностном взаимодействии, именно здесь четко прослеживается социально-педагогический аспект.
Несомненно, общее состояние работы с личным составом органов внутренних дел, укрепление законности в деятельности сотрудников, государственный, ведомственный и общественный контроль за соблюдением прав человека, подбор кадров, социальная и воспитательная работа с личным составом, профессиональная подготовка кадров оказывают значительное влияние на общую картину соблюдения прав человека в деятельности органов внутренних дел. Однако для того, чтобы дело сводилось не только к правомерной реакции «по факту нарушения» прав человека, а осуществлялись превентивные меры, в том числе – педагогического характера, необходимо специально рассмотреть наиболее распространенные личностные причины несоблюдения прав человека в деятельности сотрудников. Сегодня это:
недостаточный для выполнения профессиональных задач уровень общего развития личности сотрудника (с момента поступления на службу или при переходе на новую должность, в новую сферу профессиональной деятельности), что не только делает его неспособным к решению сложных профессиональных задач, но и является предпосылкой для раннего развития профессиональной деформации;
изначальная социальная деформация личности человека, поступающего на службу, которая весьма скоро приводит к профессиональным действиям, нарушающим права граждан;
профессиональная деформация сотрудника (имеющая объективные и субъективные причины), которую можно рассматривать как предпосылку нарушений правовых и моральных норм и как причину резкого снижения профессионального уровня в работе;
профессиональная неинформированность сотрудников, создающая предпосылки для несоблюдения прав человека;
профессиональная необученность сотрудников, влияющая на их действия в контексте соблюдения прав человека;
профессиональная невоспитанность сотрудников как фактор, затрудняющий соблюдение ими прав человека.
Три первых причины связаны преимущественно с состоянием кадровой работы, осуществляемой непосредственно в практических органах и учреждениях, хотя подбор кадров в образовательные учреждения и проводимая там учебно-воспитательная работа также играют немаловажную роль. На трех последних, которые слабее проанализированы именно в контексте соблюдения прав человека, необходимо остановиться подробнее.
Профессиональная неинформированность сотрудников связана, прежде всего, с тем, что до настоящего времени далеко не каждому из них доступен весь комплекс документов по правам человека: от Всеобщей декларации прав человека до конкретных международных и отечественных документов по соблюдению прав человека в деятельности правоохранительных органов, например, регулярных специальных докладов Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации по данному вопросу, материалов Комиссии по правам человека при президенте России. В наибольшей мере изучение этих документов доступно слушателям и курсантам ведомственных высших и средних специальных учебных заведений МВД и иных правоохранительных структур России, студентам юридических факультетов гражданских вузов. Однако для исполнения ряда профессиональных функций на службу принимаются лица с высшим и средним специальным гражданским неюридическим образованием, со средним образованием, весьма остро стоит проблема стабилизации кадровой ситуации вообще, и соответственно, определенная часть сотрудников органов внутренних дел страдает профессиональной неинформированностью в вопросах соблюдения прав человека. Несомненно, «незнание закона не освобождает от ответственности», но весьма затрудняет исполнение этого закона. Кроме того, изучение вопросов, связанных с соблюдением прав человека, даже в ведомственных учебных заведениях, носит порой излишне академический характер. Недостаточно рассматриваются практические алгоритмы реализации тех или иных международно-правовых норм и норм отечественного законодательства, связанные с соблюдением прав человека.
Не менее остро в контексте соблюдения прав человека стоит вопрос о профессиональной необученности личного состава органов внутренних дел. Практика показывает, что порой действия сотрудников, которые можно квалифицировать как нарушение прав граждан, имеют причиной профессиональную некомпетентность. Она нередко выражается в том, что сотрудник просто не владеет минимально необходимым для решения служебных задач комплексом профессиональных знаний, умений, навыков и приемов. И там, где требуется достаточно сложные профессиональные действия, он способен лишь на простые, стереотипные, нередко «силовые» реакции. Но даже если сотрудник владеет достаточным диапазоном профессиональных знаний и умений, результат порой бывает тот же, если у него не сформирована способность к самостоятельному профессиональному мышлению, принятию самостоятельных решений.
Столь же остро стоит вопрос о профессиональной невоспитанности сотрудников органов внутренних дел. Речь идет не только о недостатках в их гражданском, правовом, нравственном воспитании, которые, несомненно, являются «питательной средой» для поступков, нарушающих права граждан. Более того, сводить нарушения прав человека в деятельности правоохранительных органов только к изъянам правосознания или нравственных качеств сотрудников – это значит значительно упростить проблему.
Соблюдение прав человека требует от сотрудника целого комплекса профессиональных и профессионально-значимых качеств, включая такие, казалось бы, не имеющие к этому прямого отношения, как профессиональная наблюдательность, профессиональная выдержка, способность к верной профессиональной самооценке. Нарушения прав человека нередко связаны с тем, что сотрудник не смог адекватно оценить ситуацию, переоценил свои профессиональные способности и в итоге принял неверное решение. Порой ему просто не хватило воли и выдержки, и он действовал импульсивно и т. д.
Профессиональная неинформированность, необученность и невоспитанность в вопросе о соблюдении прав человека нередко усугубляются таким противоречивым по своей природе качеством как направленность сотрудника на решение конкретно-профессиональной задачи. Несомненно, такая направленность как профессиональное качество крайне необходима. Однако когда она становится гипертрофированной и мешает сотруднику видеть правовой, гражданский, нравственный смысл своих действий, это нередко приводит к нарушениям прав человека, к нарушению закона. Например, очень важной профессиональной задачей является получение от свидетеля или жертвы преступления необходимой информации, причем – как можно быстрее и в максимальном объеме. Это порой толкает сотрудника на «прессинг» свидетеля, применение к нему таких приемов получения информации, которые неправомерны даже в работе с подследственными и т.д.
В то же время необходимо подчеркнуть, что соблюдение прав человека реализуется исключительно в сфере взаимодействия людей. В таком взаимодействии немаловажную роль играет позиция самих граждан, вступающих в контакты с сотрудниками органов внутренних дел. Эта позиция может облегчить или затруднить соблюдение прав человека в деятельности сотрудников. Типичными причинами отклонений от требований к соблюдению прав человека в действиях граждан здесь являются:
неинформированность граждан о своих законных правах при контактах с сотрудниками и о законных правах самих сотрудников в конкретной ситуации; это может привести как к ложному обвинению сотрудника в тех или иных нарушениях, так и к стимулированию его к подобным нарушениям в дальнейшем;
низкий уровень доверия определенной части граждан к правоохранительным органам в целом и органам внутренних дел в частности, что формирует установку на изначальное отношение к действиям сотрудников как нарушающим права граждан;
тенденция отдельных граждан разрешить затруднительную или конфликтную ситуацию «вне правового поля» (например – предложение взятки);
склонность отдельных граждан (особенно – задержанных, подследственных, осужденных) использовать ложное, демагогическое обвинение сотрудника в нарушении прав человека в качестве инструмента психологического давления на него или манипулирования его поведением;
провоцирование сотрудника на нарушение прав человека с целью его дискредитации, нейтрализации;
угрозы, агрессивное поведение или прямое насилие по отношению к сотруднику, когда законные пределы необходимой обороны или иных силовых действий со стороны сотрудника при исполнении им профессиональных обязанностей определить в ряде случаев весьма сложно.
В некоторых случаях обвинение сотрудников в нарушении законных прав граждан может быть вызвано необходимостью правомерных оперативно-розыскных, следственных или иных профессиональных действий, о которых граждане не могут быть информированы в силу их закрытого характера. Так, ограничение сотрудниками свободы передвижения или свободы действий свидетеля может быть вызвано реальной угрозой для него со стороны криминальных элементов, о чем свидетель может не знать в силу оперативной необходимости. Формально же подобные случаи могут рассматриваться как нарушение законных прав этих людей.
Особо следует остановиться на деятельности общественных правозащитных организаций. Несомненно, она связана с развитием демократических начал в нашем обществе и объективно способствует соблюдению прав человека в деятельности органов внутренних дел. Как известно, факты, на которые обращают внимание представители правозащитных организаций, тщательно проверяются и в случае, когда действительно имеет место нарушение прав человека, в органах внутренних дел принимаются меры, вплоть до возбуждения уголовного дела против конкретных сотрудников.
В то же время, именно общественный характер этих организаций, их чисто моральная мера ответственности за оценку картины соблюдения прав человека в правоохранительных органах, их объективно ограниченный доступ (нередко – по оперативным соображениям) к конкретной информации о правоохранительной деятельности, а порой – недостаточное знание условий и содержания этой деятельности, могут породить ее субъективную или одностороннюю оценку.
Все названные выше особенности взаимодействия граждан с сотрудниками органов внутренних дел имеют достаточно ярко выраженный социально-педагогический аспект, связанный с правовым просвещением граждан, коррекцией их сознания и поведения, налаживанием с ними деловых контактов. Эти особенности взаимодействия с гражданами требуют и специальной, в том числе педагогической подготовки сотрудников, что в свою очередь требует целенаправленной деятельности в этом отношении самого руководителя.
Таким образом, педагогический аспект в деятельности органов внутренних дел по соблюдению прав человека не только реален и актуален, но и в значительной мере носит системообразующий характер: он имеет прямое отношение к действиям реальных людей, сотрудников, выступающих субъектами соблюдения прав человека в процессе своей профессиональной деятельности.
- Оглавление
- Предисловие
- § 1. Модель системы воспитательной работы с личным составом и особенности ее функционирования
- § 2. Проблемы организации воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- Глава 2. Руководитель органа внутренних дел – организатор воспитательной работы с личным составом § 1. Организационно-педагогическая функция руководителя органа внутренних дел
- § 2. Формирование педагогического имиджа руководителя
- § 3. Организация «педагогической команды»
- § 4. Педагогический менеджмент руководителя
- Глава 3. Научные основы воспитательной работы в органах внутренних дел § 1. Основы педагогической теории воспитания
- § 2. Методы воспитания сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Милицейская деонтология как средство профилактики нарушений сотрудниками прав человека в служебной деятельности
- Глава 5. Патриотическое воспитание личного состава на боевых и трудовых традициях органов внутренних дел
- § 2. Эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел
- § 3. Служебный этикет как проявление нравственно-эстетической культуры сотрудника
- § 4. Профессионально-нравственные проблемы и специфика милицейской службы
- § 5. Этические кодексы как нравственная основа профессиональной деятельности: опыт проблемного анализа
- Глава 7. Информационно-пропагандистское обеспечение деятельности органов внутренних дел
- Глава 8. Деятельность руководителей органов внутренних дел по обеспечению дисциплины, законности и профилактике правонарушений среди личного состава
- Глава 9. Социальная работа с членами семей погибших сотрудников и инвалидами вследствие военной травмы
- § 2. Общая характеристика системы морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности личного состава органов внутренних дел
- § 3. Организация морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности
- Глава 11. Зарубежный опыт воспитания сотрудников полиции (милиции) и пути его использования в работе с личным составом органов внутренних дел
- § 1. Понятие воспитания в зарубежной юридической педагогике
- § 2. Политико-правовые, социально-экономические и психолого-педагогические факторы, обусловливающие современные концепции воспитания полицейских
- § 3. Пути использования зарубежного опыта воспитания полицейских в органах внутренних дел
- § 1. Мотивы поведения и их роль в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Применение средств мотивирования профессиональной деятельности сотрудников милиции
- Глава 13. Индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками органов внутренних дел
- § 1. Понятие индивидуальной воспитательной работы и ее значение в работе с кадрами
- § 2. Система индивидуальной воспитательной работы
- Требования к индивидуальной воспитательной работе
- § 3. Основные формы и методы индивидуальной воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- § 4. Организационно-правовое обеспечение индивидуальной воспитательной работы
- § 5. Контроль состояния и оценка результативности индивидуальной воспитательной работы
- Глава 14. Организация планирования воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- § 1. Планирование и организация как функции управления
- § 2. Планирование воспитательной работы с личным составом органа (подразделения) внутренних дел
- Глава 15. Служебные ритуалы в органах внутренних дел, методика их подготовки и проведения
- § 1. Понятие ритуала и его значение в работе с кадрами
- § 2. Организация подготовки и проведения ритуала
- § 3. Методика проведения отдельных ритуалов
- Глава 16. Роль общественной организации ветеранов органов внутренних дел в воспитании личного состава
- § 2. Анализ практики использования средств массовой информации в воспитании сотрудников
- § 3. Педагогические аспекты общественных связей органов внутренних дел со средствами массовой информации
- Глава 18. Взаимодействие воспитательных аппаратов органов внутренних дел с представителями традиционных конфессий в интересах воспитательной работы с личным составом
- § 2. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел
- Глава 20. Риторическая культура организатора воспитательной работы в органах внутренних дел § 1. Культура речи организатора воспитательной работы в органах внутренних дел
- § 2. Основные риторические правила
- § 3. Совершенствование культуры речи
- Особенности применения методов совершенствования культуры речи
- Глава 22. Формирование благоприятного морально-психологического климата в служебном коллективе
- Глава 23. Оценка психологического потенциала личности сотрудника в работе с резервом кадров на выдвижение в органах внутренних дел
- § 1. Методики оценки психологического потенциала личности сотрудника органов внутренних дел
- Шкалы опросника (срi) и их интерпретация
- Типо-уровневая интерпретация результатов обследования
- Показатели, рассчитываемые на основе первичных шкал Калифорнийского опросника
- Основания рекомендательного заключения психолога
- § 2. Оценка интеллектуальных качеств и особенностей мышления
- Нормативные значения показателей интеллектуального потенциала
- Глава 24. Психолого-педагогические основы профилактики профессиональной деформации личности сотрудника органов внутренних дел § 1. Сущность и проявления профессиональной деформации
- § 2. Причины развития профессиональной деформации
- § 3. Система работы по профилактике и преодолению профессиональной деформации
- § 4. Контрпедагогика в системе профилактики и преодоления профессиональной деформации
- Глава 25. Психологическая профилактика деструктивного поведения у сотрудников органов внутренних дел
- Глава 26. Психология саморазвития личности руководителя подразделения по организации воспитательной работы в органах внутренних дел
- Библиографический список литературы
- Пояснительная записка к плану морально-психологического обеспечения специальной операции
- 1.2. Задачи мпо:
- 2. Справка о морально-психологической обстановке
- 3. Состав группировки сил и средств мпо
- 4. Расчет сил и средств мпо по элементам оперативного построения
- 5. Расстановка сотрудников аппарата по работе с личным составом
- 6. Таблица взаимодействия по мпо
- 7. Схема организации радиосвязи в интересах мпо
- 8. Расчет районов активного информационно-психологического противоборства
- 9. Расчет вероятных психогенных потерь
- 10. График разработки и представления документов по мпо
- Примерная программа изучения особенностей личности сотрудника
- I. Жизненный опыт
- II. Особенности физического развития
- III. Направленность, мотивы поведения сотрудника,
- IV. Темперамент и эмоциональные особенности
- V. Характер сотрудника