§ 3. Организация «педагогической команды»
Сколь бы ни был действенен и эффективен педагогический имидж руководителя, в одиночку руководитель не может решить необходимых педагогических задач. Нужна «точка опоры» в самом коллективе (организации). Необходима группа людей, способная при лидерстве начальника конкретно действовать по организации решения и непосредственному решению педагогических задач, или «педагогическая команда».
Такая «команда» не однозначна группе лиц (заместители, начальники низовых подразделений, воспитательный аппарат, психологи и др.), которые в силу своих должностных обязанностей должны решать вопросы обучения и воспитания сотрудников. Очень важно, чтобы эти люди входили в «педагогическую команду», но в реальности они порой выступают для руководителя больше как объекты обучения и воспитания, чем как субъекты педагогического процесса и требуют значительной индивидуальной работы с ними самими.
В команду могут входить, кроме названных выше, сотрудники, не занимающие руководящие должности, но обладающие личным авторитетом в коллективе. Не обязательно они будут хорошими организаторами, но они способны эффективно заниматься индивидуально-воспитательной работой, проводить индивидуальные беседы, при необходимости – поддержать своим авторитетом решения руководителя. Важным человеком в команде может стать сотрудник, обладающий большим, чем у руководителя, опытом работы с людьми, может даже – управленческим опытом. Он может выступать для руководителя экспертом в этих вопросах, если, конечно, руководитель сумеет построить с таким сотрудником правильные служебные и личные отношения.
В педагогической команде желательно присутствие сотрудников, которым руководитель может в необходимой ситуации делегировать полномочия по организации тех или иных педагогических акций или отдельных мероприятий. Весьма желательно, чтобы в команду вошел эмоциональный лидер коллектива, то есть человек, способный тоньше и глубже других чувствовать эмоциональную атмосферу в коллективе, ее динамику, и эффективно воздействовать на эмоционально-психологический климат на уровне неформальных отношений. И, наконец, в такой команде необходимы люди, способные эффективно выполнять отдельные педагогические задачи, например, интересно провести занятие в системе служебной подготовки, информирование сотрудников.
Команда шире официального «педагогического актива» при руководителе. Это неформальная группа, порой изменяющая свой состав, где начальник выступает не только в качестве официального руководителя, но в значительной степени как неформальный лидер. Его неформальный авторитет является необходимым условием сплочения, эффективной деятельности и надежности команды, хотя на первом этапе ее формирования начальник может именно в силу своего права руководителя привлекать подчиненных к решению тех или иных педагогических задач, отбирая и формируя таким образом еще не сплоченную команду, но уже круг лиц, способных, способных решать педагогические задачи.
Отбор сотрудников для педагогической команды, является первой, но не единственной, а порой и не самой сложной задачей по ее формированию и сплочению. Не менее важным является распределение ролей в команде. Задачи, решаемые членами команды, требуют определенных педагогических способностей, личного и профессионального опыта и, наконец, желания решать эти задачи. Многие из них выходят за рамки должностных обязанностей данного сотрудника и решаются потому, что он понимает необходимость своей дополнительной работы (больше некому – он наиболее опытный или авторитетный член коллектива, только он умеет это делать). Поэтому распределение ролей необходимо осуществлять, ориентируясь на способности и индивидуальные особенности сотрудника.
В то же время, вряд ли можно в большинстве коллективов найти сотрудников, на данный момент способных решать все необходимые педагогические задачи, хотя бы уже потому, что сами эти задачи меняются и обновляются. Поэтому необходимым условием эффективной деятельности команды является обучение и воспитание членов команды, укрепление позитивных внутригрупповых межличностных связей, развитие способности к совместным действиям на основе единой педагогической позиции. И, наконец, никто кроме руководителя не может взять на себя управление деятельностью команды.
Наличие педагогической команды не только является необходимым условием эффективной реализации руководителем своей педагогической функции, но и порождает ряд педагогических проблем. Обучение и воспитание сотрудников, как и руководство ими, – это всегда взаимодействие и взаимовлияние. Начальник не только руководит педагогической командой, делегирует ей часть своей организационно-педагогической функции, но и в процессе взаимодействия с ней объективно испытывает ее воздействие. Особенно – если это сплоченная команда. Может быть и не плохо, когда «свита играет короля», но очень плохо, когда «свита играет королем». Есть потенциальная опасность, что педагогическая команда может начать «управлять» своим руководителем, превращаясь из средства решения педагогических задач в некую «команду приближенных», ненавязчиво определяющих его управленческие решения и действия. Поэтому контроль за деятельностью педагогической команды, и определенное дистанцирование от нее при решении педагогических задач, столь же необходимы, как ее формирование и сплочение.
- Оглавление
- Предисловие
- § 1. Модель системы воспитательной работы с личным составом и особенности ее функционирования
- § 2. Проблемы организации воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- Глава 2. Руководитель органа внутренних дел – организатор воспитательной работы с личным составом § 1. Организационно-педагогическая функция руководителя органа внутренних дел
- § 2. Формирование педагогического имиджа руководителя
- § 3. Организация «педагогической команды»
- § 4. Педагогический менеджмент руководителя
- Глава 3. Научные основы воспитательной работы в органах внутренних дел § 1. Основы педагогической теории воспитания
- § 2. Методы воспитания сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Милицейская деонтология как средство профилактики нарушений сотрудниками прав человека в служебной деятельности
- Глава 5. Патриотическое воспитание личного состава на боевых и трудовых традициях органов внутренних дел
- § 2. Эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел
- § 3. Служебный этикет как проявление нравственно-эстетической культуры сотрудника
- § 4. Профессионально-нравственные проблемы и специфика милицейской службы
- § 5. Этические кодексы как нравственная основа профессиональной деятельности: опыт проблемного анализа
- Глава 7. Информационно-пропагандистское обеспечение деятельности органов внутренних дел
- Глава 8. Деятельность руководителей органов внутренних дел по обеспечению дисциплины, законности и профилактике правонарушений среди личного состава
- Глава 9. Социальная работа с членами семей погибших сотрудников и инвалидами вследствие военной травмы
- § 2. Общая характеристика системы морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности личного состава органов внутренних дел
- § 3. Организация морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности
- Глава 11. Зарубежный опыт воспитания сотрудников полиции (милиции) и пути его использования в работе с личным составом органов внутренних дел
- § 1. Понятие воспитания в зарубежной юридической педагогике
- § 2. Политико-правовые, социально-экономические и психолого-педагогические факторы, обусловливающие современные концепции воспитания полицейских
- § 3. Пути использования зарубежного опыта воспитания полицейских в органах внутренних дел
- § 1. Мотивы поведения и их роль в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Применение средств мотивирования профессиональной деятельности сотрудников милиции
- Глава 13. Индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками органов внутренних дел
- § 1. Понятие индивидуальной воспитательной работы и ее значение в работе с кадрами
- § 2. Система индивидуальной воспитательной работы
- Требования к индивидуальной воспитательной работе
- § 3. Основные формы и методы индивидуальной воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- § 4. Организационно-правовое обеспечение индивидуальной воспитательной работы
- § 5. Контроль состояния и оценка результативности индивидуальной воспитательной работы
- Глава 14. Организация планирования воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- § 1. Планирование и организация как функции управления
- § 2. Планирование воспитательной работы с личным составом органа (подразделения) внутренних дел
- Глава 15. Служебные ритуалы в органах внутренних дел, методика их подготовки и проведения
- § 1. Понятие ритуала и его значение в работе с кадрами
- § 2. Организация подготовки и проведения ритуала
- § 3. Методика проведения отдельных ритуалов
- Глава 16. Роль общественной организации ветеранов органов внутренних дел в воспитании личного состава
- § 2. Анализ практики использования средств массовой информации в воспитании сотрудников
- § 3. Педагогические аспекты общественных связей органов внутренних дел со средствами массовой информации
- Глава 18. Взаимодействие воспитательных аппаратов органов внутренних дел с представителями традиционных конфессий в интересах воспитательной работы с личным составом
- § 2. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел
- Глава 20. Риторическая культура организатора воспитательной работы в органах внутренних дел § 1. Культура речи организатора воспитательной работы в органах внутренних дел
- § 2. Основные риторические правила
- § 3. Совершенствование культуры речи
- Особенности применения методов совершенствования культуры речи
- Глава 22. Формирование благоприятного морально-психологического климата в служебном коллективе
- Глава 23. Оценка психологического потенциала личности сотрудника в работе с резервом кадров на выдвижение в органах внутренних дел
- § 1. Методики оценки психологического потенциала личности сотрудника органов внутренних дел
- Шкалы опросника (срi) и их интерпретация
- Типо-уровневая интерпретация результатов обследования
- Показатели, рассчитываемые на основе первичных шкал Калифорнийского опросника
- Основания рекомендательного заключения психолога
- § 2. Оценка интеллектуальных качеств и особенностей мышления
- Нормативные значения показателей интеллектуального потенциала
- Глава 24. Психолого-педагогические основы профилактики профессиональной деформации личности сотрудника органов внутренних дел § 1. Сущность и проявления профессиональной деформации
- § 2. Причины развития профессиональной деформации
- § 3. Система работы по профилактике и преодолению профессиональной деформации
- § 4. Контрпедагогика в системе профилактики и преодоления профессиональной деформации
- Глава 25. Психологическая профилактика деструктивного поведения у сотрудников органов внутренних дел
- Глава 26. Психология саморазвития личности руководителя подразделения по организации воспитательной работы в органах внутренних дел
- Библиографический список литературы
- Пояснительная записка к плану морально-психологического обеспечения специальной операции
- 1.2. Задачи мпо:
- 2. Справка о морально-психологической обстановке
- 3. Состав группировки сил и средств мпо
- 4. Расчет сил и средств мпо по элементам оперативного построения
- 5. Расстановка сотрудников аппарата по работе с личным составом
- 6. Таблица взаимодействия по мпо
- 7. Схема организации радиосвязи в интересах мпо
- 8. Расчет районов активного информационно-психологического противоборства
- 9. Расчет вероятных психогенных потерь
- 10. График разработки и представления документов по мпо
- Примерная программа изучения особенностей личности сотрудника
- I. Жизненный опыт
- II. Особенности физического развития
- III. Направленность, мотивы поведения сотрудника,
- IV. Темперамент и эмоциональные особенности
- V. Характер сотрудника