logo
Кикоть ОВД 400с

§ 3. Организация «педагогической команды»

Сколь бы ни был действенен и эффективен педагогический имидж руководителя, в одиночку руководитель не может решить необходимых педагогических задач. Нужна «точка опоры» в самом коллективе (организации). Необходима группа людей, способная при лидерстве начальника конкретно действовать по организации решения и непосредственному решению педагогических задач, или «педагогическая команда».

Такая «команда» не однозначна группе лиц (заместители, начальники низовых подразделений, воспитательный аппарат, психологи и др.), которые в силу своих должностных обязанностей должны решать вопросы обучения и воспитания сотрудников. Очень важно, чтобы эти люди входили в «педагогическую команду», но в реальности они порой выступают для руководителя больше как объекты обучения и воспитания, чем как субъекты педагогического процесса и требуют значительной индивидуальной работы с ними самими.

В команду могут входить, кроме названных выше, сотрудники, не занимающие руководящие должности, но обладающие личным авторитетом в коллективе. Не обязательно они будут хорошими организаторами, но они способны эффективно заниматься индивидуально-воспитательной работой, проводить индивидуальные беседы, при необходимости – поддержать своим авторитетом решения руководителя. Важным человеком в команде может стать сотрудник, обладающий большим, чем у руководителя, опытом работы с людьми, может даже – управленческим опытом. Он может выступать для руководителя экспертом в этих вопросах, если, конечно, руководитель сумеет построить с таким сотрудником правильные служебные и личные отношения.

В педагогической команде желательно присутствие сотрудников, которым руководитель может в необходимой ситуации делегировать полномочия по организации тех или иных педагогических акций или отдельных мероприятий. Весьма желательно, чтобы в команду вошел эмоциональный лидер коллектива, то есть человек, способный тоньше и глубже других чувствовать эмоциональную атмосферу в коллективе, ее динамику, и эффективно воздействовать на эмоционально-психологический климат на уровне неформальных отношений. И, наконец, в такой команде необходимы люди, способные эффективно выполнять отдельные педагогические задачи, например, интересно провести занятие в системе служебной подготовки, информирование сотрудников.

Команда шире официального «педагогического актива» при руководителе. Это неформальная группа, порой изменяющая свой состав, где начальник выступает не только в качестве официального руководителя, но в значительной степени как неформальный лидер. Его неформальный авторитет является необходимым условием сплочения, эффективной деятельности и надежности команды, хотя на первом этапе ее формирования начальник может именно в силу своего права руководителя привлекать подчиненных к решению тех или иных педагогических задач, отбирая и формируя таким образом еще не сплоченную команду, но уже круг лиц, способных, способных решать педагогические задачи.

Отбор сотрудников для педагогической команды, является первой, но не единственной, а порой и не самой сложной задачей по ее формированию и сплочению. Не менее важным является распределение ролей в команде. Задачи, решаемые членами команды, требуют определенных педагогических способностей, личного и профессионального опыта и, наконец, желания решать эти задачи. Многие из них выходят за рамки должностных обязанностей данного сотрудника и решаются потому, что он понимает необходимость своей дополнительной работы (больше некому – он наиболее опытный или авторитетный член коллектива, только он умеет это делать). Поэтому распределение ролей необходимо осуществлять, ориентируясь на способности и индивидуальные особенности сотрудника.

В то же время, вряд ли можно в большинстве коллективов найти сотрудников, на данный момент способных решать все необходимые педагогические задачи, хотя бы уже потому, что сами эти задачи меняются и обновляются. Поэтому необходимым условием эффективной деятельности команды является обучение и воспитание членов команды, укрепление позитивных внутригрупповых межличностных связей, развитие способности к совместным действиям на основе единой педагогической позиции. И, наконец, никто кроме руководителя не может взять на себя управление деятельностью команды.

Наличие педагогической команды не только является необходимым условием эффективной реализации руководителем своей педагогической функции, но и порождает ряд педагогических проблем. Обучение и воспитание сотрудников, как и руководство ими, – это всегда взаимодействие и взаимовлияние. Начальник не только руководит педагогической командой, делегирует ей часть своей организационно-педагогической функции, но и в процессе взаимодействия с ней объективно испытывает ее воздействие. Особенно – если это сплоченная команда. Может быть и не плохо, когда «свита играет короля», но очень плохо, когда «свита играет королем». Есть потенциальная опасность, что педагогическая команда может начать «управлять» своим руководителем, превращаясь из средства решения педагогических задач в некую «команду приближенных», ненавязчиво определяющих его управленческие решения и действия. Поэтому контроль за деятельностью педагогической команды, и определенное дистанцирование от нее при решении педагогических задач, столь же необходимы, как ее формирование и сплочение.