logo
Кикоть ОВД 400с

§ 4. Педагогический менеджмент руководителя

Педагогически целесообразный имидж руководителя и формирование педагогической команды являются лишь необходимыми педагогическими средствами для осуществления руководителем эффективного педагогического менеджмента – управления процессом обучения и воспитания сотрудников в соответствии с решаемыми задачами правоохранительной деятельности.

В основе педагогического менеджмента лежит программа реализации педагогической стратегии, то есть поставленных целей, задач и основных направлений деятельности по ее достижению.

В такую программу входят следующие этапы:

1. Анализ педагогической обстановки на «внешнем контуре», включая весь комплекс факторов вне данного коллектива или организации, которые могут оказать воздействие на личность сотрудника, коллектив, организацию, эффективность деятельности органа внутренних дел, а именно:

Естественно, далеко не все эти факторы поддаются «педагогическому управлению» со стороны конкретного руководителя, но их анализ поможет уяснить причины того или иного состояния коллектива, организации, отдельных групп сотрудников.

2. Анализ педагогической обстановки на «внутреннем контуре», охватывая весь комплекс факторов, связанных непосредственно с состоянием организации, коллектива, отдельных сотрудников, в их числе:

Здесь перечислены лишь основные параметры «внутреннего контура». Так, в многонациональном коллективе к анализу межличностных отношений необходимо прибавить национальный компонент. В коллективах спецподразделений более развернутого анализа требует влияние экстремальности на сотрудников, учет фактора обеспеченности (или необеспеченности) их личной профессиональной безопасности, характер психологического обеспечения и сопровождения их деятельности и т.д.

3. Анализ ресурсов, сил, средств обеспечения реализации организационно-педагогической функции, в том числе:

4. Конкретизация цели через постановку комплекса педагогических задач.

5. Распределение функций в ходе решения педагогических задач. Здесь важно разумное сочетание принципов реальности и достаточности. Так, на руководителя органа внутренних дел объективно возлагаются следующие конкретные функции:

6. Доказательство личному составу необходимости его обучения и воспитания и обучение лиц, решающих педагогические задачи, методике и приемам этой работы.

7. Разработка программ обучения и воспитания сотрудников.

8. Организация исполнения программ и планов, их корректировка и текущая оценка исполнения.

9. Итоговая оценка исполнение программ и планов обучения и воспитания сотрудников по критериям достижения «цели – модели результата».

10. Формулирование новых педагогических проблем, которые необходимо решать в контексте реализации педагогической функции управления в органе внутренних дел.

Как видно, логика педагогического менеджмента не противоречит управленческой логике. Здесь реализуется классическая «управленческая цепочка» от постановки цели, анализа обстановки, сил, средств до оценки сделанного и постановки новых целей и задач. Это является основой для включения «педагогического менеджмента» в управленческую деятельность без «раздвоения сознания» руководителя на логику управленческую и логику педагогическую.

Таким образом, организационно-педагогическая функция является объективной составляющей в системе управленческой деятельности руководителя. От успешности ее реализации зависит эффективность решения задач, поставленных перед органом внутренних дел и его руководителем. При всей важности непосредственного участия руководителя в воспитательной работе с личным составом, обеспечения его педагогического имиджа, формирования «педагогической команды», это является лишь условием решения главной задачи. Руководитель в первую очередь осуществляет педагогический менеджмент, управляет процессами профессионального обучения и воспитания сотрудников, а также решения иных педагогических задач (например, в работе с населением), являющихся условием эффективной работы органов внутренних дел. На это нацеливает руководителя приказ МВД России от 1 февраля 2007 г. № 120, определяющий в качестве главных критериев эффективности воспитательной работы достигнутые результаты оперативно-служебной деятельности, уровень служебной дисциплины и законности в подразделении.