§ 4. Педагогический менеджмент руководителя
Педагогически целесообразный имидж руководителя и формирование педагогической команды являются лишь необходимыми педагогическими средствами для осуществления руководителем эффективного педагогического менеджмента – управления процессом обучения и воспитания сотрудников в соответствии с решаемыми задачами правоохранительной деятельности.
В основе педагогического менеджмента лежит программа реализации педагогической стратегии, то есть поставленных целей, задач и основных направлений деятельности по ее достижению.
В такую программу входят следующие этапы:
1. Анализ педагогической обстановки на «внешнем контуре», включая весь комплекс факторов вне данного коллектива или организации, которые могут оказать воздействие на личность сотрудника, коллектив, организацию, эффективность деятельности органа внутренних дел, а именно:
социально-экономической и демографической обстановки в регионе дислокации органа внутренних дел;
влияния микросреды, в которой осуществляется правоохранительная деятельность, в том числе – уровня криминальной зараженности и социальной деформированности отдельных групп населения, степени их влияния на общественное мнение и общественные настроения;
отношения населения к органам внутренних дел в целом и представителям конкретных служб, в том числе – степени доверия населения к правоохранительным органам, престижа сотрудника органов внутренних дел среди населения;
состояния преступности и характера воздействия криминальной среды на правоохранительные органы;
характера взаимодействия и взаимоотношений органов внутренних дел с органами государственной власти, местного самоуправления, другими правоохранительными структурами;
характера взаимоотношений органов внутренних дел с общественными организациями и объединениями (в частности – правозащитными) и средствами массовой информации;
влияния состояния правоохранительной системы в целом на сотрудников.
Естественно, далеко не все эти факторы поддаются «педагогическому управлению» со стороны конкретного руководителя, но их анализ поможет уяснить причины того или иного состояния коллектива, организации, отдельных групп сотрудников.
2. Анализ педагогической обстановки на «внутреннем контуре», охватывая весь комплекс факторов, связанных непосредственно с состоянием организации, коллектива, отдельных сотрудников, в их числе:
личных проблем сотрудников, оказывающих влияние на их профессиональную деятельность (обеспеченность жильем, уровень материального благосостояния, собственное здоровье и здоровье близких и др.);
личных профессиональных проблем сотрудников (профессиональная компетентность, удовлетворенность службой, соответствие ее личным способностям, перспективы роста и т.п.);
влияния особенностей профессиональной деятельности на сотрудников (режим работы, нагрузки, экстремальность и т.д.);
степени сплоченности коллектива, наличия позитивного общественного мнения, внутриколлективных ценностей, норм, традиций;
состояния социальной, профессиональной и психологической защищенности сотрудников в коллективе;
характера деловых и межличностных отношений в коллективе;
эмоционально-психологической атмосферы в коллективе;
уровня компетентности коллектива, то есть его способности к совместному решению профессиональных задач;
соответствия стиля руководства коллективом уровню развития коллектива, решаемым профессиональным задачам и условиям профессиональной деятельности;
характера взаимоотношений и взаимодействия отдельных структурных подразделений коллектива, деловых и межличностных контактов между их руководителями;
характера деловых и межличностных отношений руководителя всего коллектива, его заместителей и руководителей подчиненных структурных подразделений.
Здесь перечислены лишь основные параметры «внутреннего контура». Так, в многонациональном коллективе к анализу межличностных отношений необходимо прибавить национальный компонент. В коллективах спецподразделений более развернутого анализа требует влияние экстремальности на сотрудников, учет фактора обеспеченности (или необеспеченности) их личной профессиональной безопасности, характер психологического обеспечения и сопровождения их деятельности и т.д.
3. Анализ ресурсов, сил, средств обеспечения реализации организационно-педагогической функции, в том числе:
состояния и потребности материально-технических средств обеспечения решения педагогических задач;
объективных возможностей заниматься обучением и воспитанием сотрудников (перегруженность работой, сложности, связанные с графиком работы, расположением отдельных подразделений и др.);
педагогической компетентности сотрудников, особенно тех, которые решают задачи обучения и воспитания личного состава;
педагогического потенциала сотрудников, то есть их имеющихся, но не использованных личных возможностей для решения педагогических задач;
педагогического потенциала коллектива;
педагогического потенциала самого руководителя;
педагогического потенциала других лиц, групп и организаций, которые могут быть привлечены к обучению и воспитанию сотрудников (семьи, ветеранские организации, общественные объединения, учебные заведения, деятели культуры и искусства).
4. Конкретизация цели через постановку комплекса педагогических задач.
5. Распределение функций в ходе решения педагогических задач. Здесь важно разумное сочетание принципов реальности и достаточности. Так, на руководителя органа внутренних дел объективно возлагаются следующие конкретные функции:
определение роли и места обучения и воспитания сотрудников в системе управленческой деятельности;
оценка состояния работы по обучению и воспитанию личного состава;
определение приоритетных задач в работе по обучению и воспитанию личного состава;
распределение функций и мобилизация сил и средств в работе по обучению и воспитанию личного состава;
контроль за разработкой и утверждение планов обучения и воспитания сотрудников;
контроль, корректировка и оценка выполнения планов;
личное участие в обучении и воспитании подчиненных.
6. Доказательство личному составу необходимости его обучения и воспитания и обучение лиц, решающих педагогические задачи, методике и приемам этой работы.
7. Разработка программ обучения и воспитания сотрудников.
8. Организация исполнения программ и планов, их корректировка и текущая оценка исполнения.
9. Итоговая оценка исполнение программ и планов обучения и воспитания сотрудников по критериям достижения «цели – модели результата».
10. Формулирование новых педагогических проблем, которые необходимо решать в контексте реализации педагогической функции управления в органе внутренних дел.
Как видно, логика педагогического менеджмента не противоречит управленческой логике. Здесь реализуется классическая «управленческая цепочка» от постановки цели, анализа обстановки, сил, средств до оценки сделанного и постановки новых целей и задач. Это является основой для включения «педагогического менеджмента» в управленческую деятельность без «раздвоения сознания» руководителя на логику управленческую и логику педагогическую.
Таким образом, организационно-педагогическая функция является объективной составляющей в системе управленческой деятельности руководителя. От успешности ее реализации зависит эффективность решения задач, поставленных перед органом внутренних дел и его руководителем. При всей важности непосредственного участия руководителя в воспитательной работе с личным составом, обеспечения его педагогического имиджа, формирования «педагогической команды», это является лишь условием решения главной задачи. Руководитель в первую очередь осуществляет педагогический менеджмент, управляет процессами профессионального обучения и воспитания сотрудников, а также решения иных педагогических задач (например, в работе с населением), являющихся условием эффективной работы органов внутренних дел. На это нацеливает руководителя приказ МВД России от 1 февраля 2007 г. № 120, определяющий в качестве главных критериев эффективности воспитательной работы достигнутые результаты оперативно-служебной деятельности, уровень служебной дисциплины и законности в подразделении.
- Оглавление
- Предисловие
- § 1. Модель системы воспитательной работы с личным составом и особенности ее функционирования
- § 2. Проблемы организации воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- Глава 2. Руководитель органа внутренних дел – организатор воспитательной работы с личным составом § 1. Организационно-педагогическая функция руководителя органа внутренних дел
- § 2. Формирование педагогического имиджа руководителя
- § 3. Организация «педагогической команды»
- § 4. Педагогический менеджмент руководителя
- Глава 3. Научные основы воспитательной работы в органах внутренних дел § 1. Основы педагогической теории воспитания
- § 2. Методы воспитания сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Милицейская деонтология как средство профилактики нарушений сотрудниками прав человека в служебной деятельности
- Глава 5. Патриотическое воспитание личного состава на боевых и трудовых традициях органов внутренних дел
- § 2. Эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел
- § 3. Служебный этикет как проявление нравственно-эстетической культуры сотрудника
- § 4. Профессионально-нравственные проблемы и специфика милицейской службы
- § 5. Этические кодексы как нравственная основа профессиональной деятельности: опыт проблемного анализа
- Глава 7. Информационно-пропагандистское обеспечение деятельности органов внутренних дел
- Глава 8. Деятельность руководителей органов внутренних дел по обеспечению дисциплины, законности и профилактике правонарушений среди личного состава
- Глава 9. Социальная работа с членами семей погибших сотрудников и инвалидами вследствие военной травмы
- § 2. Общая характеристика системы морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности личного состава органов внутренних дел
- § 3. Организация морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности
- Глава 11. Зарубежный опыт воспитания сотрудников полиции (милиции) и пути его использования в работе с личным составом органов внутренних дел
- § 1. Понятие воспитания в зарубежной юридической педагогике
- § 2. Политико-правовые, социально-экономические и психолого-педагогические факторы, обусловливающие современные концепции воспитания полицейских
- § 3. Пути использования зарубежного опыта воспитания полицейских в органах внутренних дел
- § 1. Мотивы поведения и их роль в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Применение средств мотивирования профессиональной деятельности сотрудников милиции
- Глава 13. Индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками органов внутренних дел
- § 1. Понятие индивидуальной воспитательной работы и ее значение в работе с кадрами
- § 2. Система индивидуальной воспитательной работы
- Требования к индивидуальной воспитательной работе
- § 3. Основные формы и методы индивидуальной воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- § 4. Организационно-правовое обеспечение индивидуальной воспитательной работы
- § 5. Контроль состояния и оценка результативности индивидуальной воспитательной работы
- Глава 14. Организация планирования воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- § 1. Планирование и организация как функции управления
- § 2. Планирование воспитательной работы с личным составом органа (подразделения) внутренних дел
- Глава 15. Служебные ритуалы в органах внутренних дел, методика их подготовки и проведения
- § 1. Понятие ритуала и его значение в работе с кадрами
- § 2. Организация подготовки и проведения ритуала
- § 3. Методика проведения отдельных ритуалов
- Глава 16. Роль общественной организации ветеранов органов внутренних дел в воспитании личного состава
- § 2. Анализ практики использования средств массовой информации в воспитании сотрудников
- § 3. Педагогические аспекты общественных связей органов внутренних дел со средствами массовой информации
- Глава 18. Взаимодействие воспитательных аппаратов органов внутренних дел с представителями традиционных конфессий в интересах воспитательной работы с личным составом
- § 2. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел
- Глава 20. Риторическая культура организатора воспитательной работы в органах внутренних дел § 1. Культура речи организатора воспитательной работы в органах внутренних дел
- § 2. Основные риторические правила
- § 3. Совершенствование культуры речи
- Особенности применения методов совершенствования культуры речи
- Глава 22. Формирование благоприятного морально-психологического климата в служебном коллективе
- Глава 23. Оценка психологического потенциала личности сотрудника в работе с резервом кадров на выдвижение в органах внутренних дел
- § 1. Методики оценки психологического потенциала личности сотрудника органов внутренних дел
- Шкалы опросника (срi) и их интерпретация
- Типо-уровневая интерпретация результатов обследования
- Показатели, рассчитываемые на основе первичных шкал Калифорнийского опросника
- Основания рекомендательного заключения психолога
- § 2. Оценка интеллектуальных качеств и особенностей мышления
- Нормативные значения показателей интеллектуального потенциала
- Глава 24. Психолого-педагогические основы профилактики профессиональной деформации личности сотрудника органов внутренних дел § 1. Сущность и проявления профессиональной деформации
- § 2. Причины развития профессиональной деформации
- § 3. Система работы по профилактике и преодолению профессиональной деформации
- § 4. Контрпедагогика в системе профилактики и преодоления профессиональной деформации
- Глава 25. Психологическая профилактика деструктивного поведения у сотрудников органов внутренних дел
- Глава 26. Психология саморазвития личности руководителя подразделения по организации воспитательной работы в органах внутренних дел
- Библиографический список литературы
- Пояснительная записка к плану морально-психологического обеспечения специальной операции
- 1.2. Задачи мпо:
- 2. Справка о морально-психологической обстановке
- 3. Состав группировки сил и средств мпо
- 4. Расчет сил и средств мпо по элементам оперативного построения
- 5. Расстановка сотрудников аппарата по работе с личным составом
- 6. Таблица взаимодействия по мпо
- 7. Схема организации радиосвязи в интересах мпо
- 8. Расчет районов активного информационно-психологического противоборства
- 9. Расчет вероятных психогенных потерь
- 10. График разработки и представления документов по мпо
- Примерная программа изучения особенностей личности сотрудника
- I. Жизненный опыт
- II. Особенности физического развития
- III. Направленность, мотивы поведения сотрудника,
- IV. Темперамент и эмоциональные особенности
- V. Характер сотрудника