Глава 5. Патриотическое воспитание личного состава на боевых и трудовых традициях органов внутренних дел
Организация воспитательной работы с личным составом является важнейшей составной частью повседневной управленческой деятельности, посредством которой оказывается прямое воздействие на результативность решений оперативно-служебных задач, укрепление законности и служебной дисциплины, улучшение морально-психологического состояния личного состава.
От того, насколько качественно, целенаправленно и профессионально налажен воспитательный процесс в органе или подразделении, напрямую зависят и результаты службы, и то, как воспринимают граждане работу милиции.
Приоритетным направлением в организации деятельности воспитательных подразделений аппаратов по работе с личным составом органов, подразделений и учреждений МВД России является реализация мер по профессионально-нравственному, героико-патриотическому и культурно-эстетическому воспитанию сотрудников, курсантов и слушателей ведомственных образовательных учреждений.
Развитие системы патриотического воспитания в органах внутренних дел и внутренних войсках служит основой для дальнейшего сохранения и развития славных боевых и профессиональных традиций, которые передаются молодому поколению защитников правопорядка ветеранами службы.
Президент Российской Федерации В. В. Путин неоднократно подчеркивал необходимость решения проблем, имеющихся в работе по патриотическому воспитанию. Руководством и заинтересованными службами МВД России придается важное значение поиску эффективных путей реализации установок главы государства.
Одним из них является целенаправленная работа под руководством Российского организационного комитета «Победа» и Российского военного историко-культурного центра при Правительстве Российской Федерации по выполнению государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы», организация празднования памятных дат, связанных с событиями Великой Отечественной войны 1941–1945 годов.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года № 422, явилась логическим продолжением государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы». Эти программы рассчитаны на совместную деятельность государственных органов, в том числе МВД России, и общественных организаций (объединений) в решении широкого спектра проблем патриотического воспитания.
Совершенствование системы патриотического воспитания должно обеспечить развитие нашей страны как свободного, демократического государства, укрепить у граждан России высокое патриотическое сознание, верность Отечеству, готовность к выполнению конституционных обязанностей.
Министром внутренних дел Российской Федерации Р. Г. Нургалиевым 9 декабря 2005 года был утвержден План ведомственных мероприятий по реализации государственной программы, определивший основные направления деятельности аппаратов по работе с личным составом органов внутренних дел и внутренних войск по патриотическому воспитанию сотрудников, военнослужащих, курсантов и слушателей ведомственных образовательных учреждений на пятилетнюю перспективу.
В органах и подразделениях МВД России системное решение проблем патриотического воспитания личного состава стало нормой в управленческой деятельности руководителей и повседневной работе сотрудников воспитательных аппаратов.
Однако, к сожалению, имеют место случаи, когда на местах ее наполняют элементы формализма и эпизодичности, что вселяет серьезные опасения.
Не секрет, что общая оценка результативности героико-патриотической работы складывается из степени ее влияния на формирование патриотического сознания сотрудников, практического вклада того или иного органа (подразделения, учреждения) в организацию всероссийских и региональных мероприятий патриотической направленности, в том числе военно-спортивных игр, фестивалей, постоянно действующих конкурсов, учебно-полевых сборов с учащейся молодежью; в создание оборонно-спортивных лагерей и укрепление их учебно-материальной базы; в работу по увековечению памяти защитников Отечества.
Эффективность организации героико-патриотической работы напрямую зависит от степени участия в решении проблем патриотического воспитания деятелей науки и образования, использования их трудов, учебно-методических пособий и рекомендаций в этой области. Значительное влияние на совершенствование методики патриотического воспитания оказывают и меры, реализуемые органами внутренних дел совместно с региональными органами исполнительной власти, общественными организациями, творческими союзами.
Сегодня в активе аппаратов по работе с личным составом появились два новых основополагающих нормативных документа, определяющих стратегию дальнейшего развития организации героико-патриотического воспитания в системе Министерства. Это приказы МВД России от 3 ноября 2006 года № 875 «О дальнейшем совершенствовании взаимодействия органов и подразделений системы МВД России с ветеранскими организациями органов внутренних дел и внутренних войск МВД России» и от 1 февраля 2007 года № 120 «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел».
Настоящими документами определена совместная с общественной организацией ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск деятельность по повышению эффективности духовно-нравственного и профессионального воспитания личного состава на основе гражданственности и патриотизма, дальнейшее развитие системы патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел, курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России, в том числе посредством ведения системной мемориальной, исторической и музейной работы.
Одним из факторов, определяющих положительные тенденции по повышению ее содержательности, является работа с ветеранами службы, участниками и инвалидами Великой Отечественной войны 1941–1945 годов.
Так, в ходе реализации комплекса юбилейных мероприятий, посвященных 65-летию контрнаступления Советской Армии и разгрома германских войск под Москвой, были проведены торжественные встречи ветеранов с сотрудниками органов внутренних дел, курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России. В средствах массовой информации освещались материалы о боевых действиях, героических подвигах ветеранов органов внутренних дел.
На базе Московского университета МВД России прошла военно-историческая конференция «Великая битва под Москвой и ее историческое значение в победе Советского Союза и его Вооруженных Сил над фашистской Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов». Ее участникам и гостям была представлена чрезвычайно интересная художественная экспозиция работ Студии художников МВД России им. В.В. Верещагина под названием «Битва за Москву».
В рамках всероссийской «Вахты Памяти – 2006» поисковыми отрядами, организованными сотрудниками органами внутренних дел по Тульской области и Краснодарского университета МВД России, перезахоронены останки более восьмидесяти советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны.
Имена павших героев присваиваются спортивным мемориалам, соревнованиям и первенствам. Заслуживает распространения опыт органов внутренних дел по Курганской, Челябинской областям и городу Москве.
В целях увековечения памяти сотрудников, погибших в ходе борьбы с преступностью, требуется продолжать систематизировать сведения о сотрудниках, павших при исполнении служебных обязанностей и зачисленных навечно в списки личного состава органов внутренних дел.
Только в 2006 году в списки личного состава органов внутренних дел было навечно зачислено 182 человека. Всего же за период с 1995 года по настоящее время в эти списки были навечно зачислены 1565 сотрудников органов внутренних дел и 231 военнослужащий внутренних войск. Все они сложили головы при исполнении служебных обязанностей и обязанностей военной службы.
Хорошим примером эффективной мемориальной работы можно назвать усилия руководства органов и подразделений ГУВД по Алтайскому краю по взаимодействию с местной администрацией в вопросах увековечения памяти сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей. По состоянию на декабрь 2006 года в крае насчитывалось 23 улицы, названных в честь погибших сотрудников милиции, в разное время защищавших правопорядок на Алтае. Кроме того, одной из форм увековечения памяти погибших сотрудников стало присвоение их имен железнодорожным локомотивам Алтайского отделения Западно-Сибирской железной дороги. Так, в память о погибших сотрудниках милиции их именами названы два тепловоза, электровоз и моторельсовый автобус. В музеях, школах и скверах установлено 35 мемориальных досок.
В феврале 2006 года, в канун празднования Дня защитника Отечества, в школах, где учились сотрудники органов и подразделений внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике, погибшие при отражении вооруженного нападения в г. Нальчике 13–14 октября 2005 года, установлены мемориальные доски. Эта акция имела большой общественный резонанс и широко освещалась в средствах массовой информации. Решением глав местного самоуправления селений республики именами погибших сотрудников названы пять улиц и образовательная школа.
На территории Учебного центра МВД по Республике Коми 15 июля 2006 года состоялось открытие мемориального комплекса памяти сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебного долга. В настоящее время ведутся подготовительные работы по открытию часовни на территории Учебного центра.
Ежегодно, начиная с 2001 года, в день рождения Героя Российской Федерации Андрея Хмелевского, УВД по Курской области совместно с Ассоциацией участников боевых действий органов внутренних дел и внутренних войск, а также Департаментом образования г. Курска проводится традиционный фестиваль военно-патриотической песни, посвященный его памяти. Фестиваль открывается на Мемориале погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, у могилы А. Хмелевского. В 2006 году в фестивале приняли участие более 60 музыкальных коллективов. По традиции прошло награждение сотрудников ОМОН государственными и ведомственными наградами за мужество и героизм, проявленные при исполнении служебных обязанностей. За шесть лет проведения фестиваля организаторами выпущены плакаты, буклеты, CD-диск с песнями участников фестиваля, вышла в свет книга «Не вернулся из боя» об А. Хмелевском и его товарищах.
По заказу УВД по Курганской области снят хроникально-документальный фильм «Буря-24» о сотрудниках Курганского СОБРа, погибших при исполнении служебных обязанностей в Чеченской Республике.
МВД по Республике Башкортостан проведена большая организационная работа по созданию в каждом органе и подразделении музеев. На сегодняшний день в органах внутренних дел по Республике открыто и функционирует 75 музеев истории милиции. Сотрудниками музеев проводится большая работа по патриотическому воспитанию личного состава, профессиональной ориентации молодежи. Особое внимание уделяется оформлению стендов, посвященных участникам Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, сотрудникам органов внутренних дел, принимавшим участие в боевых действиях в «горячих точках» и выполнявшим служебно-боевые задачи в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации и Афганистане, ветеранам, внесшим достойный вклад в укрепление правопорядка и борьбу с преступностью.
В целях реализации положений приказа МВД России от 1 февраля 2007 года № 120 «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел» необходимо активизировать в системе Министерства музейную работу и начать повсеместную историческую паспортизацию органов внутренних дел.
И такая работа уже проводится. Так, в ГУВД по Ставропольскому краю создаются исторические паспорта органов и подразделений внутренних дел края. В каждом из подразделений ГУВД созданы и постоянно обновляются паспорта, отражающие основные события в деятельности подразделений милиции.
Сотрудниками музея истории Самарской милиции совместно с группой «Поиск» из областного лицея-интерната проводится историко-архивная работа по сбору и обобщению материалов о работе милиции прошлых лет, изучаются картотечные и архивные материалы о сотрудниках, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны 1941–1945 годов.
Работниками Музея истории боевой и трудовой славы органов внутренних дел по Кемеровской области проводится большая работа по изучению истории органов внутренних дел Кузбасса, проведению встреч с молодыми сотрудниками, курсантами и слушателями образовательных учреждений.
Особое внимание следует уделять вопросам информационно-пропагандистского сопровождения героико-патриотического воспитания личного состава.
В настоящее время проводится значительная работа в рамках издательской деятельности. МВД России принято участие в составе рабочей группы Российского военного историко-культурного центра при Правительствен Российской Федерации по вопросу подготовки издания «Календаря памятных дат и событий отечественной и мировой истории». Внесены согласованные предложения заинтересованных подразделений Министерства по ряду законопроектов и, в частности, в проект перечня мероприятий, проводимых Российским организационным комитетом «Победа» в 2007 году в связи с памятными датами военной истории Отечества и работой с ветеранами.
Центральным музеем МВД России подготовлены и направлены в Росвоенцентр при Правительстве Российской Федерации материалы для издания хрестоматии «Дни воинской славы России».
ДКО и ГКВВ МВД России разработан и издан альбом плакатов «Летопись славы», содержащий материалы о сотрудниках милиции – Героях России и кавалерах орденов Мужества и предназначенный для практических организаторов воспитательной работы на местах.
Совместно со Студией писателей МВД России издана третья книга «Навечно в строю МВД» из серии сборников служебно-биографических очерков о сотрудниках и военнослужащих Министерства, погибших при исполнении служебных обязанностей (обязанностей военной службы) и зачисленных навечно в списки личного состава органов внутренних дел и воинских частей внутренних войск МВД России.
Многим памятны издания последних лет: книги «Герои России», «Герои Отечества», «И за детство бой ведем», альбом «Солдаты правопорядка. Летопись подвига в бронзе и граните». Каждая из них является полезным настольным пособием для руководителей и сотрудников аппаратов по работе с личным составом.
Анализ показал, что, к сожалению, на сегодняшний день воспитательные подразделения аппаратов по работе с личным составом на местах не богаты сильными и опытными профессионалами, имеющими базовое психолого-педагогическое образование. Приказом МВД России от 1 февраля 2007 года № 120 «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел» предусматриваются стратегически важные меры по воссозданию в системе Министерства ведомственной школы подготовки так необходимых в настоящее время в органах и подразделениях высококвалифицированных специалистов-воспитателей.
Активное участие в работе по совершенствованию деятельности по патриотическому воспитанию в системе Министерства, приведению ее в соответствие современным требованиям педагогической науки, принимают образовательные и научно-исследовательские учреждения системы Министерства.
Научно-теоретическое обеспечение процесса патриотического воспитания в образовательных учреждениях системы МВД России призвано активизировать исследования в сфере патриотического воспитания.
Содержание патриотического воспитания должно быть обогащено посредством включения в него культурно-исторического, духовно-нравственного, государственного и других компонентов, важнейших достижений в области социально-гуманитарных наук.
В связи с этим, для аппаратов, организующих процесс воспитания личного состава, представляет интерес проведение учеными образовательных и научных учреждений МВД России теоретического исследования вопроса о зависимости результативности практической реализации данного направления работы от повышения эффективности деятельности органов и подразделений системы Министерства.
Представляется важным, что на сегодняшний день благодаря совместным усилиям государственных органов, в том числе МВД России, и общественных организаций удалось сохранить главные нравственные ценности, что может служить твердой основой подъема в формировании высокого гражданского сознания и активной жизненной позиции молодежи, ее стремлению служить Отечеству и Закону.
Глава 6. Профессионально-этическое и культурно-эстетическое воспитание личного состава органов внутренних дел
§ 1. Духовно-нравственное формирование личности сотрудника органа внутренних дел
Проблема духовно-нравственного развития занимает особое место в системе воспитательной работы в органах внутренних дел. Нет другой такой области, которая была бы настолько необходима для современной милиции и настолько трудно поддавалась бы решению с помощью проведения обычных мероприятий.
Духовно-нравственные качества являются сердцевиной всей нравственной структуры личности. Если под нравственным воспитанием в юридической педагогике понимается целенаправленный процесс формирования у человека нравственных черт характера и норм поведения, то духовно-нравственное воспитание – это формирование у человека духовности, основанной на высших нравственных идеалах.
Духовность – это сопричастность (открытость, способность эмоционально и интеллектуально взаимодействовать) человека с наиболее важными ценностями общественного сознания (культуры). В соответствии с разным характером ценностей можно выделить разные типы духовности: религиозную (у верующих людей), эстетическую (у людей, тонко чувствующих прекрасное, и способных творить самостоятельно) и др.
Но из всех возможных наиболее востребованной у сотрудников милиции является тип духовности, при котором человек становится сопричастным с высшими образцами нравственных норм.
Денежного содержания, «соцпакета», других материальных благ никогда не будет достаточно для того, чтобы служить достаточной мотивацией для добросовестной работы сотрудника милиции. И дело не в том, что сейчас низок уровень зарплат. Даже если их повысить в несколько раз, это вряд ли приведет к аналогичному повышению качества выполнения своих функциональных обязанностей. Только нравственность является той универсальной основой, которая позволяет обеспечить функционирование правоохранительной деятельности действительно в интересах народа на деле, а не на словах. Хоть лозунг «Совесть – лучший контролер» вызывал улыбку в советские времена, но на самом деле лучше не скажешь. Сотрудник милиции на своем посту не просто исполняет приказ начальника, а осуществляет волю государства, оформленную в виде закона.
Напомним, что сотрудник милиции в своей профессиональной деятельности сталкивается с острыми социальными и психологическими конфликтами, которая еще более усиливается в период крупных социальных сдвигов. Данные социологических опросов фиксируют достаточно высокие показатели негативной оценки сотрудников милиции со стороны населения (в разные годы и в разных регионах эти показатели колебались от 10% до 40%), в то же время испытывают тревогу за личную безопасность и безопасность семьи значительная часть сотрудников милиции.
Духовно, нравственно зрелый сотрудник милиции будет работать, не считаясь с личным временем, не колеблясь, пойдет на лишения, связанные с исполнением своего служебного долга в соответствии с собственным представлением о справедливости.
Быть моральным, казалось бы, крайне «невыгодно»: честный, принципиальный человек живет гораздо сложнее, чем тот, который приспособляется к обстоятельствам. Но, как это ни парадоксально звучит, неукоснительное следование моральным нормам решает основную задачу человека – он обретает смысл жизни. Верность моральным идеалам позволяет преодолевать все сложности и противоречия на работе и не терять человеческое лицо. Тяготы службы уравновешиваются адекватным решением проблемы жизненного самоопределения сотрудника милиции. Когда человек видит высокий смысл в обыденных, повседневных, казалось бы рутинных делах – это позволяют ему переживать и проживать самые тяжелые жизненные и служебные обстоятельства, не подвергаясь нравственной деформации.
Какие же методы могут быть использованы руководителями, сотрудниками службы по работе с личным составом для духовно-нравственного развития личности сотрудников? Учитывая практическую ориентированность настоящего пособия, мы выборочно остановимся на тех направлениях, формах и методах работы, которые могут быть использованы (и используются) в органах и подразделениях внутренних дел.
Первым по значимости следует упомянуть такое направление воспитательной работы (осуществляемое разными способами) как оказание помощи в ситуации морального выбора. Именно моральный выбор, как никакая другая ситуация, обнажает нравственную ценность поступка и самого человека и является мощным средством нравственного развития сотрудников. Почти всегда актуализация нравственных ценностей у сотрудников происходит в связи с ситуацией нравственного выбора (или своего, или наблюдаемого).
Существуют психологические характеристики ситуации морального выбора:
наличие субъективного конфликта мотивов, хотя бы один из которых есть следование нравственной или моральной норме;
субъективные альтернативы разрешения ситуации обладают примерно равным «весом» для личности;
личностная готовность (способность) человека к такой ситуации.
Для того, чтобы человек осознал ситуацию как требующую от него морального выбора, необходимо (но не достаточно) наличие у него определенного уровня морального развития и достаточной степени рефлексивности (способности к самооценке и самоанализу). Ситуация морального выбора всегда осложняется существованием жестких временных рамок: они могут колебаться от нескольких мгновений (в боевой обстановке) до месяцев и даже лет – но они всегда существуют. Колебания, нерешительность, бездействие, на самом деле так же бесповоротно разрешают ситуацию морального выбора, как и практические действия. Если сотрудник милиции оказывается в ситуации морального выбора, то от него требуется наличие всех описанных качеств, и плюс к ним еще достаточная наблюдательность, позволяющая «разглядеть» в поведении другого человека нравственные побудительные причины.
Сотрудник милиции, особенно уже подвергшийся воздействию профессиональной деформации, может не замечать, «проскальзывать» ситуацию морального выбора. Например, сотрудник ППС, может одинаково «жестко» провести задержание, как злостного хулигана, так и расшумевшегося студента (которому было бы достаточно устного требования). Если такой факт станет очевидным – руководитель может в присутствии этого сотрудника провести с данным студентом беседу о причинах его поведения, о недопустимости нарушения общественного порядка. Оказавшись в ситуации встречи с задержанным (а фактически пострадавшим) человеком, в непривычной роли и вынужденный выслушивать чужую аргументацию, сотрудник поневоле переоценит вчерашнюю ситуацию.
Сотрудник воспитательного аппарата органа внутренних дел должен крайне осторожно подходить к вопросу оказания помощи своему коллеге в ситуации морального выбора. Ни в коем случае нельзя облегчать для него бремя выбора и тем более освобождать от него. Это как раз та ситуация, когда излишняя помощь человеку может повредить. В чем конкретно может заключаться помощь руководитель, обладающий достаточной степенью нравственного и личностного развития, решает в каждом случае индивидуально, опираясь на свой жизненный и профессиональный опыт. В некоторых случаях сотруднику «показано» обострение ситуации, когда ему демонстрируются все последствия (часто трагичные) тех или иных поступков, которые он совершает. Но по большей части люди нуждаются в беседе, поддержке, дружеском участии.
Богатейший материал для нравственного воспитания дают примеры самоотверженного исполнения своего служебного долга. Особенно они значимы для молодых сотрудников. Испытывая большие трудности морально-психологического характера, молодые люди нередко неадекватно воспринимают те или иные действия своих старших товарищей, средства и методы служебной деятельности, остро переживают ошибки, неудачи, вызванные отсутствием опыта. В этих условиях многое зависит от руководителя. Так, по результатам ряда исследований, отмечается, что негативными условиями проведения воспитательной работы стали неопределенность и размытость нравственных идеалов, ценностных ориентаций, мотивации у ряда молодых сотрудников, снижение уровня социальной ответственности за свои действия и поведение в целом, отчасти сформировано нигилистическое отношение к историческому прошлому России и ее будущему. На сознание многих сотрудников заметно влияет ощущение потери прежних идеалов, что приводит к социальной и политической дезориентации, склонности к крайним оценкам социальных процессов современности.
Совершенно очевидно, что особую роль в нравственном становлении личности играют руководители органов (подразделений) внутренних дел. Своеобразие нравственного воспитания состоит в том, что руководитель, его авторитет, морально воздействуют на подчиненных, по существу, постоянно, даже когда его нет на службе. Сотрудники и бойцы, как правило, совершают поступки с учетом их оценки со стороны своего начальника, командира, стараясь не подвести авторитетного руководителя, заслужить его одобрение. Наиболее мощным воспитательным средством является личное воздействие руководителя на своих сотрудников. Эта работа не всегда осознается, ее невозможно формализовать, ею невозможно административно управлять, но именно она является самым действенным ресурсом управления. Один из основных принципов нравственного воспитания: воспитатель (начальник, командир, наставник) не должен позволять себе того, что считает непозволительным для воспитуемых. Если руководитель имеет личную иномарку, то он должен позаботиться о том, чтобы его подчиненные имели точную информацию о том, что финансовые источники ее приобретения легальные и никак не связаны с исполнением служебных обязанностей. В противном случае неизбежно распространение «за спиной» сплетен о том, «что на зарплату такое не купишь».
Собственно главная задача духовно-нравственного воспитания – это всеми возможными способами актуализировать, показывать сотрудникам милиции – высокий нравственный смысл их деятельности. Каждый сотрудник милиции должен за ежедневной «текучкой» ощущать свою сопричастность с высшими нравственными идеалами, служением Родине, верностью Присяге.
Обычно решение задач духовного воспитания достигается наряду с другими задачами управления и воспитания личного состава, но ряд форм работы имеют преимущественную направленность именно на формирование этических норм.
В системе правоохранительных органов используются разнообразные формы распространения этических знаний: лекции, беседы, тематические вечера и семинары, конференции, занятия в системе служебной и общественно-государственной подготовки, встречи за «круглым столом», диспуты, специально посвященные вопросам морали, нравственному облику сотрудника, моральному идеалу, другим моральным проблемам.
В неоднократно переизданном учебнике для вузов МВД «Этика сотрудников правоохранительных органов» (под ред. проф. Г. В.Дубова) подробно рассматриваются разнообразные формы нравственного просвещения и нравственного воспитания в целом, подробно анализируется такие этические категории, как долг, честь, совесть, личное достоинство, справедливость, добро и зло. Система нравственного воспитания предполагает широкое применение разнообразных средств духовно-нравственного воздействия на сотрудников органов внутренних дел: использование художественной литературы и искусства, средств массовой информации, различных форм устной и наглядной агитации, организацию ритуалов, чествования достойных сотрудников.
Каждый сотрудник милиции должен быть уверен, что честный, добросовестный труд не останется незамеченным. Существует целый ряд форм и методов работы, нормативно определенных и специально предназначенных для управления духовно-практической деятельностью, но многие из них «заформализованны» и потому неэффективны. В качестве примера можно сослаться на историю судов чести, которые обладали изначально большим воспитательным потенциалом, но превратились во многих подразделениях в формальное мероприятие.
Важной задачей нравственного воспитания является формирование у каждого сотрудника устойчивых моральных убеждений. Моральные убеждения (наряду с политическими, правовыми, эстетическими, религиозными) существенно влияют на все стороны деятельности и поведения человека, поскольку представляют собой те укоренившиеся в его сознании принципы, нормы, идеалы, категории этики, которым он следует. Определяя линию поведения человека, его конкретные поступки, моральные убеждения, они выступают в качестве мотивов, собственно наличие которых и делает очевидным, во имя чего человек совершает те или иные действия либо проявляет бездействие; какие преследует цели (нравственные или безнравственные, с личной выгодой или с пользой для коллектива, общества и т. д.).
Сотрудник, обладающий высокими моральными убеждениями, никогда не позволит себе проявить неуважение к людям, чванство, высокомерие, злоупотребление служебным положением, недостойное поведение в быту.
Воспитательная работа по профилактике нравственной деформации предполагает: во-первых, выявление потенциальных угроз для нравственного облика сотрудника в служебной ситуации; во-вторых, оценку морально-психологических и деловых качеств сотрудника, с точки зрения его субъективной предрасположенности к деформации; в-третьих, анализ возможных последствий действий тех или иных групп факторов, вызывающих «профессиональную» деформацию у определенных категорий сотрудников или военнослужащих; в-четвертых, оценка воспитательного потенциала служебного коллектива (показателей служебной деятельности, морально-психологической атмосферы и т. д.); в-пятых, проведение комплекса специализированных мер воспитательного характера.
Повысить эффективность любого воспитательного воздействия можно, опираясь на сформированную субкультуру (организационную культуру) горрайоргана (подразделения) внутренних дел. Культура подразделения милиции во многом основывается на таких символах как форма одежды, использование государственной и ведомственной символики и т. п. Организационная культура подразделения милиции формируется не только в результате специальных мероприятий, но и стихийно. Но если руководство отдела не занимается целенаправленной работой по формированию организационной культуры, то в ней могут сформироваться негативные ценности: взаимное попустительство, негативное отношение между службами и др.
Для органов и подразделений милиции характерен тип субкультуры в котором обычно ценятся сила (физическая, сила воли), мужественность, ответственность, решительность, смелость и др. Явно преобладают патриотические ценности. Несмотря на явно авторитарный характер многих ценностей представление о том, что в органах внутренних дел личность человека безусловно подавляется совершенно неправомерно. При правильной организации воспитательной работы с сотрудниками может быть сформирован благоприятный морально-психологический климат. Здоровая организационная культура, основанная на позитивных нравственных ценностях, является мощным средством стимулирования духовно-практической деятельности, причем воспитательный эффект в этом является системным и имеет место всегда, вне связи с конкретными проводимыми воспитательными мероприятиями. Собственно духовно-практическая деятельность в таких организациях как раз и направлена на формирование самых общих этических норм.
В современной психолого-педагогической литературе описаны следующие основные направления формирования позитивных нравственных основ организационной культуры.
1) Поведение руководителя, его личный пример. Давно известно, что один из лучших способов добиться изменения поведения подчиненных – это самому демонстрировать требуемые качества. Если руководитель, командир требует идеального состояния форменной одежды, а сам ходит в нечищеной обуви и мятых брюках – оценка его требований очевидна, как и их воспитательный эффект.
2) Четкая и недвусмысленная постановка задач перед коллективом. Сотрудники должны хорошо себе представлять ближайшие и отдаленные перспективы развития своего отдела (подразделения), они должны знать, что и как они должны делать, чтобы достигнуть поставленных целей.
3) Реакция руководства на поведение сотрудников в критических ситуациях. Поддержка своего сотрудника в случаях необоснованных преследований, проявление человеческого участия, или внимательное отношение к его проблемам имеет огромное воспитательное значение.
4) Система поощрений и стимулирования должна закреплять именно требуемые образцы поведения. Ситуация, когда сотрудник милиции задерживает преступника, а потом получает выговор за опоздание и ненадлежащий внешний вид полностью перечеркивает все воспитательные усилия.
5) Выработка уникальных для каждого определенного подразделения традиций и порядков и неукоснительное их соблюдение.
6) Широкое внедрение символики МВД Российской Федерации.
На последнем направлении работы следует остановиться особо. Несомненно, что, одним из ведущих элементов духовно-нравственного воспитания (объединяющим все составляющие духовности) выступает эффективное использование государственной и патриотической символики (особенно – использование ритуалов).
Применительно к органам внутренних дел можно выделить следующие группы символов: словесные (девиз, звание, имя организации); предметные (знамя, форма, значки, знаки различия, эмблемы); символические жесты и действия (ритуалы).
К сожалению, в отличие от вооруженных сил, в системе МВД нормативно не определено требование по разработке индивидуальных гербов или знаков территориальных органов и подразделений милиции (хотя сейчас такая работа ведется). В этом случае можно использовать утвержденный герб области (района). История утверждения герба, его «символическая нагрузка» – геральдическое прочтение – предоставляют большой материал для организации нравственного воспитания.
Обряд символически и эстетически выражает смысл, содержание события или явления. В. Д. Серов рассматривает церемонию как более динамичный, торжественный, официальный обряд.
В педагогике давно осознавалась важность использования символики в воспитании (А. С. Макаренко), в частности, существовали и существуют педагогические системы, которые осознанно используют символизацию военной жизни.
Приведем ряд примеров.
Например, можно посвятить одно занятие общественно-государственной подготовки для изучения истории герба города (района, или герба МВД России). При этом объясняется смысловое значение символа, история его происхождения, возможно даже задание для самостоятельного индивидуального изучения.
Ношение формы с соответствующими знаками различия представляет собой индивидуальное использование сотрудниками символики. В том случае, если сотрудник уважительно относится к форме, содержит ее в надлежащем порядке – это превращает форму в индивидуальный и индивидуализированный символ. Воинское приветствие как символ также индивидуализируется.
В качестве примеров организованного предъявления символов можно привести служебные ритуалы.
Ритуалы охватывают все сферы служебных отношений: принятие Присяги, вручение знамен и правительственных наград, торжественные захоронения, строевые смотры, торжественное празднование Дня милиции, вручение боевого оружия, служебного удостоверения. Наряду с такими крупными мероприятиями символизация охватывает и сферу повседневной деятельности (распорядок дня, общие поверки).
Никаких особенных секретов в организации этих ритуалов не существует: все правила подготовки, и организации таких мероприятий утвердились в практике работы и стали традиционными. Безусловным правилом является выполнение уставных требований к ритуалам. Это обеспечивает, в том числе, и эстетическое воспитательное воздействие
Все важные моменты жизни в органе внутренних дел должны сопровождаться соответствующими символическими действиями: фотографированием, изготовлением памятных альбомов, закладкой аллей памяти и т. д.
Очень важное условие воспитательной эффективности ритуала – его форма, чем она выразительнее, тем сильнее его воздействие на чувства и сознание участников. Форма ритуала должна быть эмоциональной, целостной, точной в выражении содержания и выполнения. Например, при проведении строевого смотра они проявляются в ритме строевого шага, гармонии и четкости движения подразделения, согласованности при выполнении команд, качестве исполнения музыкального сопровождения ритуала.
На основании ритуалов формируются традиции. Внутренний механизм воспитательного воздействия символов становится более понятен, если обратиться к работам известного психолога Б. И. Додонова. Он рассматривает формирование высших чувств человека (как устойчивых образований, выражающих его эмоциональное отношение к жизненным ценностям) по этапам. Формирование у сотрудников необходимых моральных качеств неотделимо от воспитания у них нравственных чувств. Эмоциональная сфера жизни людей, их настроения, мотивы и побуждения, чувства выражают устойчивое отношение человека к различным общественным явлениям, другим людям, труду, к самому себе. Моральные чувства оказывают заметное влияние на общее развитие личности
На первом этапе определенный предмет или явление вызывают к себе временное положительное эмоциональное отношение. Так, например, молодой сотрудник милиции, впервые получив служебное удостоверение, испытывает эмоциональный подъем, как правило, покупает для него обложку «покрасивее», неоднократно перепроверяет, как оно лежит в кармане, не упустит возможности показать знакомым.
На втором неоднократно пережитое эмоциональное отношение к данному предмету и явлению постепенно закрепляется в памяти человека и начинает воспроизводиться соответствующими стимулами даже вне связи с породившими его ситуациями. Так, вид полевой формы может напомнить сотруднику о долгой засаде и задержании опасного преступника.
На третьем объект, явление, процесс становятся самостоятельной ценностью вследствие формирования потребности в них как в таковых. В этом случае сотрудник периодически ощущает чувство гордости за принадлежность к милиции, за то, что он достойно несет непростую службу, гордость за своих товарищей, за свое подразделение. Именно формирование этих чувств и являются основной задачей духовно-нравственного воспитания и одновременно главным критерием высокого уровня духовного развития личности.
- Оглавление
- Предисловие
- § 1. Модель системы воспитательной работы с личным составом и особенности ее функционирования
- § 2. Проблемы организации воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- Глава 2. Руководитель органа внутренних дел – организатор воспитательной работы с личным составом § 1. Организационно-педагогическая функция руководителя органа внутренних дел
- § 2. Формирование педагогического имиджа руководителя
- § 3. Организация «педагогической команды»
- § 4. Педагогический менеджмент руководителя
- Глава 3. Научные основы воспитательной работы в органах внутренних дел § 1. Основы педагогической теории воспитания
- § 2. Методы воспитания сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Милицейская деонтология как средство профилактики нарушений сотрудниками прав человека в служебной деятельности
- Глава 5. Патриотическое воспитание личного состава на боевых и трудовых традициях органов внутренних дел
- § 2. Эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел
- § 3. Служебный этикет как проявление нравственно-эстетической культуры сотрудника
- § 4. Профессионально-нравственные проблемы и специфика милицейской службы
- § 5. Этические кодексы как нравственная основа профессиональной деятельности: опыт проблемного анализа
- Глава 7. Информационно-пропагандистское обеспечение деятельности органов внутренних дел
- Глава 8. Деятельность руководителей органов внутренних дел по обеспечению дисциплины, законности и профилактике правонарушений среди личного состава
- Глава 9. Социальная работа с членами семей погибших сотрудников и инвалидами вследствие военной травмы
- § 2. Общая характеристика системы морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности личного состава органов внутренних дел
- § 3. Организация морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности
- Глава 11. Зарубежный опыт воспитания сотрудников полиции (милиции) и пути его использования в работе с личным составом органов внутренних дел
- § 1. Понятие воспитания в зарубежной юридической педагогике
- § 2. Политико-правовые, социально-экономические и психолого-педагогические факторы, обусловливающие современные концепции воспитания полицейских
- § 3. Пути использования зарубежного опыта воспитания полицейских в органах внутренних дел
- § 1. Мотивы поведения и их роль в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Применение средств мотивирования профессиональной деятельности сотрудников милиции
- Глава 13. Индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками органов внутренних дел
- § 1. Понятие индивидуальной воспитательной работы и ее значение в работе с кадрами
- § 2. Система индивидуальной воспитательной работы
- Требования к индивидуальной воспитательной работе
- § 3. Основные формы и методы индивидуальной воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- § 4. Организационно-правовое обеспечение индивидуальной воспитательной работы
- § 5. Контроль состояния и оценка результативности индивидуальной воспитательной работы
- Глава 14. Организация планирования воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- § 1. Планирование и организация как функции управления
- § 2. Планирование воспитательной работы с личным составом органа (подразделения) внутренних дел
- Глава 15. Служебные ритуалы в органах внутренних дел, методика их подготовки и проведения
- § 1. Понятие ритуала и его значение в работе с кадрами
- § 2. Организация подготовки и проведения ритуала
- § 3. Методика проведения отдельных ритуалов
- Глава 16. Роль общественной организации ветеранов органов внутренних дел в воспитании личного состава
- § 2. Анализ практики использования средств массовой информации в воспитании сотрудников
- § 3. Педагогические аспекты общественных связей органов внутренних дел со средствами массовой информации
- Глава 18. Взаимодействие воспитательных аппаратов органов внутренних дел с представителями традиционных конфессий в интересах воспитательной работы с личным составом
- § 2. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел
- Глава 20. Риторическая культура организатора воспитательной работы в органах внутренних дел § 1. Культура речи организатора воспитательной работы в органах внутренних дел
- § 2. Основные риторические правила
- § 3. Совершенствование культуры речи
- Особенности применения методов совершенствования культуры речи
- Глава 22. Формирование благоприятного морально-психологического климата в служебном коллективе
- Глава 23. Оценка психологического потенциала личности сотрудника в работе с резервом кадров на выдвижение в органах внутренних дел
- § 1. Методики оценки психологического потенциала личности сотрудника органов внутренних дел
- Шкалы опросника (срi) и их интерпретация
- Типо-уровневая интерпретация результатов обследования
- Показатели, рассчитываемые на основе первичных шкал Калифорнийского опросника
- Основания рекомендательного заключения психолога
- § 2. Оценка интеллектуальных качеств и особенностей мышления
- Нормативные значения показателей интеллектуального потенциала
- Глава 24. Психолого-педагогические основы профилактики профессиональной деформации личности сотрудника органов внутренних дел § 1. Сущность и проявления профессиональной деформации
- § 2. Причины развития профессиональной деформации
- § 3. Система работы по профилактике и преодолению профессиональной деформации
- § 4. Контрпедагогика в системе профилактики и преодоления профессиональной деформации
- Глава 25. Психологическая профилактика деструктивного поведения у сотрудников органов внутренних дел
- Глава 26. Психология саморазвития личности руководителя подразделения по организации воспитательной работы в органах внутренних дел
- Библиографический список литературы
- Пояснительная записка к плану морально-психологического обеспечения специальной операции
- 1.2. Задачи мпо:
- 2. Справка о морально-психологической обстановке
- 3. Состав группировки сил и средств мпо
- 4. Расчет сил и средств мпо по элементам оперативного построения
- 5. Расстановка сотрудников аппарата по работе с личным составом
- 6. Таблица взаимодействия по мпо
- 7. Схема организации радиосвязи в интересах мпо
- 8. Расчет районов активного информационно-психологического противоборства
- 9. Расчет вероятных психогенных потерь
- 10. График разработки и представления документов по мпо
- Примерная программа изучения особенностей личности сотрудника
- I. Жизненный опыт
- II. Особенности физического развития
- III. Направленность, мотивы поведения сотрудника,
- IV. Темперамент и эмоциональные особенности
- V. Характер сотрудника