§ 2. Эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел
Прежде чем рассматривать эту проблему, нужно познакомиться с основными ее дефинициями.
Этика (от лат. ethica – обычай, характер) – 1) учение о морали, о нравственности как одной из форм общественного сознания, ее сущности и роли в общественной жизни; 2) система норм нравственного поведения людей, их общественный долг, обязанности по отношению к своему народу, обществу, семье и друг к другу.
Эстетика (от греческого aisthetikos – чувствующий, чувственный) – наука, изучающая прекрасное в действительности, особенности эстетического осознания человеком мира и общие принципы творчества по законам красоты, в том числе законы развития искусства как особой формы отражения действительности.
Эстетическая культура представляет совокупность эстетических ценностей, созданных и используемых обществом на данном этапе его развития. Она проявляется на уровне эстетического сознания; как эстетическое отношение к действительности; как эстетическая деятельность. К элементам эстетической культуры относятся: художественные ценности (произведения искусства); эстетические стороны созданных людьми материальных и духовных ценностей; эстетические аспекты деятельности людей. Ядром эстетической культуры является художественная культура.
В студии художников имени В. В. Верещагина МВД России традиционно с успехом проходят выставки. Экспозиции представляют работы всех студийцев (графика, живопись, скульптура). Так народный художник России профессор А. А. Бичуков представил на одной из них оригинальные скульптуры – аллегорическое изображение под названием «Россия», портреты Петра I, Екатерины II. Прекрасный мастер немало лет руководит студией, в его произведениях отражены славные страницы нашей истории.
Полотно И. Арасланова «Прощание с товарищем» напоминает о днях сегодняшних. Осень, тихая печаль. Эта скорбь над гробом так понятна, когда уходят боевые друзья.
Безусловно привлекает внимание графическая серия О. Тучиной «Женщины милиции». Она интересна жанровыми сценами, в которых автор рассказывает о наших современницах, несущих трудную службу.
Великолепная декоративная ваза В. Жульева «Солдатам правопорядка посвящается» – цветное стекло, геральдика. Графическая серия Д. Санджиева посвящена работе речной милиции. Художник обращается и к борьбе с браконьерами и вопросам экологии.
Творческая деятельность студии направлена на решение таких важных задач, как создание и развитие художественной летописи, жизни и героических свершений солдат правопорядка.
Под эстетической культурой личности понимается мера освоения человеком эстетических ценностей и мера его деятельности, направленной на создание эстетических ценностей в различных областях человеческой практики. Схема эстетической культуры представлена на рис. 4.
Рис. 4. Эстетическая культура человека.
Главным показателем уровня оценочных представлений личности является характер ее эстетических идеалов.
Этическое и эстетическое проявляется в неразрывной связи. В индивидуальном сознании оно воспринимается как противоречивое единство моральных и эстетических ценностей, общественных явлений, мотивов и поступков человеческой деятельности. Они могут быть оценены как прекрасные и безобразные, и в то же время как добро и зло. Единство этического и эстетического может выражаться и словесно (древнегреческое понятие «калокагатия» означает одновременно и «доброе»; «прекрасное» в русских сказках означает физическое совершенство, душевную силу, нравственную чистоту). Иначе говоря, в этом единстве выражается важнейшая ценностная установка: прекрасным является то, что возвышает и облагораживает человека, а нравственное не может быть признано морально-добрым, если оно внутренне не связано с прекрасным.
Противоречия между этическим и эстетическим наступают, прежде всего, вследствие несовершенства, уродливости социальных условий. Конкретные случаи несовпадения этического и эстетического являются результатом нарушения гармонии между реальным и идеальным, природным и духовным, внутренним и внешним в самой человеческой жизнедеятельности.
Теперь рассмотрим некоторые аспекты проявления этического и эстетического в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Прежде всего, нравственно-эстетический характер определяется спецификой их службы. Во-первых, повседневные результаты деятельности здесь не всегда приобретают реально осязаемые формы и выражаются не сразу (за исключением особых случаев, например, раскрытия преступления по горячим следам или мастерски выполненный захват преступной группы), а опосредованно (работа следователя по раскрытию сложных преступлений, перевоспитание осужденных, профилактическая работа и т. п.). Во-вторых, служебная деятельность в органах внутренних дел по своему содержанию носит ярко выраженный характер целенаправленной защиты нравственных и эстетических ценностей общества и таким образом противопоставлена безнравственным и антигуманным проявлениям. Поэтому особое значение в работе этих органов приобретают четко сформулированные и устойчивые нравственные и эстетические идеалы. А. Ф. Кони писал: «Как бы хороши ни были правила деятельности, они могут потерять свою силу и значение в неопытных, грубых и недобросовестных руках». В-третьих, служебная деятельность в органах внутренних дел требует от человека мобилизации всех его духовных, физических сил и способностей, связана с рядом ограничений и трудностей, а иногда и с реальным риском для жизни. Здесь нужна особая внутренняя собранность, воля и мужество, чтобы трудности не расслабляли, а окрыляли человека осознанием огромной значимости проводимой им работы.
Немаловажную роль здесь призваны сыграть культпросветучреждения системы МВД России. Приведем для примера фрагмент из деятельности Центрального музея МВД России, где одной из стержневых является тема: «Эстетика подвига и благородного поступка сотрудников органов внутренних дел».
В организации работы служебных коллективов важное место занимают проблемы эстетики быта и предметной среды. Эстетика быта является составной частью культуры. Она охватывает широкий круг духовных и материальных явлений, в который входит красота поведения, общения, речи, эстетика одежды, обстановка жилища, сложный комплекс служебных отношений. Известная чеховская мысль о том, что «в человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» — не просто крылатый афоризм. В ней тонко схвачена соразмерность между содержанием и формой. Органическое единство высоконравственного содержания с совершенной формой поведения и образует красоту поступка человека.
Эстетическими чертами красоты обладает труд, внутренне содержательный и вместе с тем внешне выразительный. Например, чем выше мастерство следователя, криминалиста, работника ГИБДД или другого специалиста, тем красивее и внешне выражение труда, четче организация, выше культура, гармоничнее форма, которую приобретает их деятельность.
Единство внешней и внутренней красоты выражает единство содержания и формы. Четкость и организованность, будучи полезными и эффективными в оперативно-служебной деятельности, красивы и эстетически впечатляющи внешне. Напротив, нарушение ритмичности, гармонии действий и внешне некрасиво, и приносит вред делу. Отталкивающее впечатление производят суетливость и нерасторопность работника, неумение правильно организовать силы и средства.
Эстетическая оценка деятельности наряду с восприятием внешних черт обязательно учитывает элементы, которые в совокупности способны составить полное представление о прекрасном и безобразном: внешнее выражение деятельности, внутреннюю ее сущность, характер взаимосвязи внешнего вида и сущности, степень соответствия между ними. При этом имеется в виду не абстрактное единство внутреннего и внешнего, а целостное восприятие деятельности во всем ее чувственном богатстве и глубине внутреннего содержания, которые отвечают как нравственным и профессиональным критериям, так и практической целесообразности.
Реальную красоту труду сотрудников органов внутренних дел придает соблюдение дисциплины, которая состоит в строгом и точном выполнении правил и порядка, установленных законодательством Российской Федерации, уставами, а также приказами, инструкциями и директивными указаниями Министра внутренних дел. Она основывается на высокой сознательности, общей и политической культуре лиц рядового и начальствующего состава, глубоком понимании ими служебного долга и личной ответственности за порученное дело. Строгое соблюдение субординации, беспрекословное выполнение приказов и распоряжений, слаженность в работе являются залогом высокой боеспособности и готовности к выполнению любых оперативно-служебных задач.
Таким образом, служебная дисциплина, подчеркнутая субординация, построенные на четких принципах и правовых предписаниях, раскрывают гармоничность характера взаимоотношений в служебном коллективе сотрудников органов внутренних дел. Нравственное и эстетическое здесь тесно переплетаются, взаимно дополняя друг друга.
Необходимо отметить, что проявление эстетического во взаимоотношениях в служебном коллективе выражаются в манере разговора, внешнем виде работников. По речи можно определить степень, широту и содержание духовной культуры личности, судить о внутреннем мире человека, логике его мышления. В сопоставлении с деятельностью и поведением человека речь является незаменимым средством определения качества личности.
Первоначальное представление о культуре дает внешний вид. Здесь проявляются не только вкусы, но и некоторые черты характера человека. Трудно себе представить работника неряшливого и в то же время пунктуального в выполнении своих служебных обязанностей. Напротив, простота, скромность и опрятность одежды и обуви, как правило, – свидетельство общей подтянутости, собранности и организованности.
Внутренней потребностью каждого работника должна быть забота о красоте быта. Особенно это относится к эстетике окружающей предметной среды, которая при наличии выработанных эстетических вкусов способна доставлять радость в работе. Предметная среда в служебной обстановке имеет способность активно и по-разному (в зависимости от своего характера и содержания) воздействовать на сознание работников: повышать морально-служебный тонус личного состава, поддерживать высокую готовность и боеспособность подразделений либо ослаблять этот настрой.
Эстетика быта должна быть органически соединена со спецификой служебных условий и подчинена выполнению служебных задач и нравственному совершенствованию работников органов внутренних дел. В административных помещениях сотрудники проводят большую часть своего рабочего времени. От того, насколько удобно помещение и как оно соответствует созданию творческой обстановки, в значительной мере зависит эффективность работы. В то же время, бытующая кое-где склонность к бездомному украшательству противоречит атмосфере строгого, точно регламентированного служебного быта.
Ведущая роль в создании нормальной моральной атмосферы и рабочей обстановки, сплочении коллектива принадлежит начальнику. Он – организатор служебной деятельности и руководитель работы органа и подразделения. Выработанное годами требование к начальнику: «Руководить – значит воспитывать!» и сегодня остается актуальным. Личный пример руководителя служит необходимым условием эффективности нравственного и эстетического воспитания сотрудника. Начальник должен стремиться быть на уровне требований, предъявляемых к руководителю коллектива, глубоко знать свое дело, иметь достаточно широкий кругозор, быть хорошо осведомленным в области политической и культурной жизни страны. Только тогда он будет служить образцом для подчиненных, вызывая у них чувства уважения, а иногда и подражания. Будет воспитывать в них высокую нравственно-эстетическую потребность – «жить в гармонии с действительностью и в ладу с совестью».
Вместе с тем, негативное восприятие вызывают присущие некоторым начальникам качества нерешительности, суетливости, мнительности, нетерпения и болезненного отношения к предложениям и критическим замечаниям со стороны подчиненных. Такой начальник вносит нервозность, разлад и разобщенность в жизнь коллектива, недоверие к его организаторским способностям, что, в конечном счете, сказывается на нравственно-эстетической атмосфере в подразделении.
В духовной жизни работников органов внутренних дел важное место занимают традиции и ритуалы. Их знание, четкое организационное оформление и умелое проведение развивают внутреннюю потребность в безупречном выполнении служебного долга, в обмене опытом и знаниями.
Ритуал в жизни работников органов внутренних дел – это совокупность установленных обычаем относительно устойчивых действий, выражающих в эмоционально-окрашенной, конкретно-чувствительной форме отношение к определенному торжеству, важному событию в жизни коллектива. Этими событиями могут быть принятие Присяги, вручение наград, посвящение в профессию, выпуск из высшего учебного заведения, торжественные построения.
Яркая форма ритуала способствует раскрытию общественно значимых мотивов и идей, которые люди вкладывают в конкретный жизненный факт. В церемониале органически сочетаются эстетическая форма и высоконравственное содержание. При этом именно содержание определяет его внешнее решение, композицию, структуру, тональность, продолжительность.
Таким запоминающимся ритуалом для многих работников милиции и других подразделений органов внутренних дел было вручение государственного Знамени Министерству внутренних дел, которое прошло на Красной площади столицы накануне Дня милиции 9 ноября 1996 г. На Знамени как символ правопорядка и защиты личности изображены щит и меч.
Сила эмоционального воздействия ритуалов заключается в неразрывном единстве сущности проводимого мероприятия и красоты формы, учитывающей специфику эстетического отражения человеком окружающего мира. Заряд эстетического переживания может быть очень сильным. А. С. Макаренко квалифицировал его как «метод взрыва». В такие минуты проникнутый торжественностью и величием момента, его глубочайшим философским содержанием человек как бы заново осмысливает прошлое и настоящее, все мелочи, второстепенное отходит на второй план, он испытывает подъем духовных сил, становится возвышеннее и чище.
Стало доброй традицией 10 ноября в день милиции России возлагать цветы и венки в Москве на Трубной площади к Памятнику «Благодарная Россия – солдатам правопорядка, погибшим при исполнении служебного долга». Сам же ритуал содержателен и эмоционален. В нем принимают участие руководители МВД, ГУВД по г. Москве и Московской области, ветераны, отличники службы, представители общественности, члены семей сотрудников, погибших при исполнении служебного долга, журналисты, курсанты и слушатели учебных заведений. Почетный караул, звучание духового оркестра, прохождение под боевым знаменем – все это придает ритуалу высокую духовно-эстетическую значимость.
При совершении ритуала особое внимание уделяется четкости команд и синхронности выполнения строевых приемов, форме одежды его участников. Красота и элегантность формы, подтянутость, значимость момента создают неповторимый настрой внутреннего удовлетворения и гордости всех участников церемониала. Важную роль приобретает музыкальное оформление ритуалов. Торжественная и маршевая музыка вызывает окрыленность и особые эмоциональные чувства. Все эти элементы составляют форму ритуала и наряду с содержанием определяют его эстетическую ценность, глубину воздействия на чувства и сознание людей.
Говоря о значении традиций в формировании нравственно-эстетических качеств сотрудников органов внутренних дел приведем еще один пример. В год 70-летия уголовного розыска в УВД Пермской области была открыта галерея Заслуженных ветеранов. Подобные галереи были созданы также в службах БЭП и ЭКУ. Совет ветеранов УВД области и фонд «Ветеран», учредили пять премий. Они вручаются молодым сотрудникам, признанным победителями в конкурсе лучшего по профессии. Ежегодно проводимые конкурсы профессионального мастерства криминальных служб давно стали школой оперативной работы и развития личности, так как участие в них требует от конкурсантов не только эрудиции, но и достаточно высокой культуры. Важно отметить, что в подразделениях пермской милиции стало доброй традицией ежегодное проведение смотров самодеятельного художественного творчества сотрудников и членов их семей.
Рассмотренные нравственно-эстетические аспекты являются необходимым условием формирования высокой культуры сотрудников органов внутренних дел, глубоко осмысленного и добросовестного выполнения ими служебного долга.
Любой вид трудовой деятельности складывается не только из одних служебных связей и отношений. Он включает в себя и межличностные контакты людей с их симпатиями и антипатиями, интересами и наклонностями, особенностями характера и привычек. Регулирование взаимоотношений и поведения людей в коллективах осуществляется, прежде всего, с помощью правовых и моральных норм, а также эстетическими принципами. Наличие эстетического в межличностных отношениях просматривается издавна. И в древности не проводилось строгого различия между эстетически положительным (прекрасным) и добрым (положительным в нравственном смысле).
Со временем право выступило официальным, а мораль – неофициальным регулятором человеческих (межличностных) отношений. Постепенно утвердился взгляд на сферу поведения как на область преимущественно правового и морального регулирования. Такой взгляд стал распространенным и в некоторых философско-этических системах. Так, немецкий философ И. Кант считал сферу человеческих взаимоотношений исключительно прерогативой морали.
Однако эстетическое находило не менее решительных защитников. Гегель в своих лекциях по эстетике подчеркивал применимость эстетического (в частности, идеала) и к нравственным отношениям. Многие философы и художники слова были страстными сторонниками сближения Добра и Красоты. Их мысль сводилась к тому, что эстетическому доступна сфера человеческих взаимоотношений.
Культура человеческих отношений – «философский камень», требующий пристального внимания и изучения. «...Смысл нашей жизни – счастье человеческого общения, – писал академик В. А. Сухомлинский (1918–1970). – Не в том счастье, чтобы замкнуться от людей, а в том, чтобы высшей нашей потребностью... была потребность в человеке». Быть может, сами основы человеческой цивилизации лежат в удивительной тяге людей друг к другу.
Высокая эстетическая культура человеческих отношений объективно способствует самовыражению личности, ибо накопленные ею духовные ценности, социальный и профессиональный опыт наиболее успешно открываются и выражаются в обстановке доброжелательности, в здоровой нравственной атмосфере служебного коллектива. В этом смысле человеческое общение следует рассматривать как особую форму социального творчества. Культура человеческого общения обладает волшебным даром обогащения человека мудростью и радостью от встречи с другим человеком, познания его духовных, нравственных и душевных богатств. Именно в человеческом общении приобретаются и воспитываются важные духовные качества, выступающие на равных с высшими художественными и нравственными ценностями общества.
Но парадоксы прогресса состоят в том, что возрастание дифференциации знаний и все более углубляющаяся их специализация приводят к отчуждению людей друг от друга, непониманию ими языка общения. Сегодня общий тонус, вся атмосфера человеческих отношений далеки от идеальных, зачастую лишены добра, благожелательства, теплоты и приветливости.
А ведь известно, что настроение каждого из нас в огромной степени зависит от поведения людей, с которыми мы общаемся. Понятно, что дружеское отношение к нам радует, а плохое и враждебное – огорчает, тревожит. Но важно также и то, что даже при отсутствии каких-либо существенных проявлений окружающих нас людей по отношению к нам, тончайшие оттенки их поведения нами учитываются и влияют на наше самочувствие.
Каждодневное поведение человека в огромной степени зависит от его мировоззрения, от того, как он вообще смотрит на мир, на людей. Трудно призывать к хорошим манерам человека, который высокомерно и пренебрежительно относится к своим коллегам, и хуже того, на почве зависти плетет интриги. Уместно напомнить слова французского писателя-моралиста XVII в. Франсуа де Ларошфуко: «Зло, которое мы причиняем, навлекает на нас меньше ненависти и преследований, чем наши достоинства». Зависть разъедает внутренний мир немалого числа людей. Как правило, зависть и неуважение чаще всего проявляются к интеллектуальному развитию, таланту, знаниям, успеху и опыту человека. И нередко торжествует диктатура посредственности. У писателей Стругацких как-то прозвучала примечательная фраза: серые начинают и выигрывают.
Низкая эстетическая культура общения сказывается в неуважении людей друг к другу, в неумении ценить чужую мысль, а не только свои знания и свои идеи. Между тем, истинное понимание сути дела рождается только в противоборстве мнений, в открытом противопоставлении точек зрения. Вне дискуссии истину познать невозможно. При этом, подчеркивал основатель культуры дискуссии древнегреческий философ Сократ, всеспорящий, и в их числе он сам, ведущий и направляющий диспут остаются в равном положении. Все в одинаковой мере имеют право на критику, нет насильственно присвоенных привилегий, не признается никакая «монополия на истину». Сократовские принципы – как они актуальны сегодня!
Терпимость к другому мнению – такой должна быть норма жизни: научиться преодолевать неприкасаемость своего «Я», уметь спокойно выслушивать и понимать (даже не принимая) различные суждения, достойно участвовать в спорах, уважать полемику, привыкать к ней, совместными усилиями ставить проблему, находить и постигать истину – таковы основы подлинно демократического мышления и ведения полемики.
Призывая к терпимости (толерантности) и добрым взаимоотношениям, нельзя в то же время потворствовать кляузникам, интриганам. Однако отпор можно осуществить по-разному: зло можно пресечь, а можно и разжечь. Но во всех случаях, не пресеченное и не получившее отпор зло размножается в геометрической прогрессии, оно многолико. Зло и гуманизм – антиподы, поэтому к людям, плодящим зло, подходить с позиции гуманизма не эффективно.
Но нередко без всякого злого умысла, без намерения обидеть, оскорбить, унизить, а просто по недомыслию или черствости душевной, в принципе хорошие люди, не задумываясь над формой своего поведения, не придавая значения простым и полезным правилам повседневного общения, как бы походя наносят обиды своим близким коллегам.
В связи с этим выскажем два соображения. Первое. Любезное и внимательное отношение к окружающим не вызывает никаких дополнительных расходов, не нарушает бюджета человека, не изнуряет его непосильным трудом. Второе. Человек, хорошо общающийся со своими ближними и коллегами, не только доставляет им радость, но и сам получает от своего поведения огромное удовлетворение.
Особое внимание в обращении следует уделять манере разговора. Слово врачует и ранит, радует и печалит, волнует и успокаивает, сближает и разъединяет, помогает предельно ясно выделить, и, напротив, извратить или скрыть свои мысли. Уместно напомнить, что ныне в органах, подразделениях, учреждениях и учебных заведениях широко распространяется такая форма общения с населением, как «телефон доверия». И здесь исключительно важна способность, владение манерой разговора. По речи определяют степень широту, содержание духовной культуры личности.
Неслучайно 2007 г. был объявлен Президентом Российской Федерации В. В. Путиным годом русского языка.
Язык как средство общения людей состоит не только из слов, предложений и фраз, но из той формы произношения слов и предложений, которые называются интонацией. Интонация сама по себе является могучим средством для передачи мысли, что одно и то же слово, сказанное с различными интонациями, приобретает и разный смысл. В системе К.С. Станиславского этот вопрос удачно определяется формулой «текста и подтекста». В жизни чаще всего мысль человека одновременно выражается в нужных словах, сказанных с нужной интонацией. Но мы не всегда об этом помним. Можно сказать вполне безобидные слова, не повышая голоса, но интонация будет обидной, оставляя в душе неприятный осадок.
Надо пояснить: каждый нормальный человек воспринимает своего ближнего и его отношение гораздо тоньше, точнее и подробнее, чем этому ближнему кажется. Подобное восприятие человеком окружающего мира и людей производит на него гораздо более эмоциональное воздействие, чем обычно считают. Но это уже психологическая сторона вопроса.
Есть одно, давно вошедшее в русский язык слово, без которого трудно обойтись, рассматривая наши проблемы. Слово это – «деликатность». Оно сейчас почти вышло из употребления, но если не придумать ему достойной замены, то стоит еще на некоторое время возродить его в обиходе. Какое значение получило это слово в русском своем воплощении? Тонкость, чуткость, осторожность в обращении с кем-либо.
Или вспомним, что один из семантических смыслов термина «культура» связан со словом «почтение». И вместе с тем, как зримо исчезло из жизни почтительное отношение друг к другу! А ведь в человеческом общении важны еще и вежливость, и терпимость, отсутствие капризности, раздражительность... Не будем забывать звучащее как завещание молодежи слово великого полководца Г. К. Жукова: «…особенно важно помнить – среди вас живут воевавшие люди. Относитесь к ним с почтением не только в дни, когда они с орденами собираются поговорить с вами. Не забывайте о них в сутолоке жизни: на вокзале, в приемной по житейским делам, в поликлинике, в автобусе и в семье.
Бывший солдат не станет вам жаловаться – не та закваска характера. Будьте сами предусмотрительны. Не оскорбляя гордости, относитесь к ним чутко и уважительно».
Все названные положения – не абстрактные размышлениям в области культурно-эстетической зрелости солдата правопорядка. Их необходимо знать и учитывать, чтобы не только в обыденной жизни, но в служебных коллективах создавать такую атмосферу, где каждый бы стремился к утверждению доброжелательности, корректности во взаимоотношениях, на практике претворяя принципы гуманизма.
Нравственно-эстетический характер во взаимоотношениях должен присутствовать не только в общении с друзьями и коллегами, но и в общении с людьми, в силу специфики службы с которой сотрудникам милиции приходится ежедневно сталкиваться. И надо всемерно бороться с проявлениями случаев неуважения к личности, хамством по отношению к гражданам, бравадой своей значимости и принадлежностью к силовым структурам. А такие факты, к сожалению, еще нередко встречаются при выполнении служебных обязанностей у отдельных сотрудников.
Работник органов внутренних дел, владеющий эстетической культурой общения, в поступках, жестах и речи умеет соблюсти нужный тон не только с населением, но и с правонарушителями, держать себя корректно, с достоинством, подобающим представителю власти. В то же время отвратительно выглядят «блюстители порядка», проявляющие высокомерие и надменность, выражающие свою повелительность грубостью и нервными жестами.
Одной из важнейших жизненно необходимых сторон общения является совместная жизнь и деятельность людей разных национальностей. Уровень цивилизованности такого общения определяется его культурой, позволяющей создавать обстановку взаимного уважения и взаимопонимания, равенства и братства. Эстетическая культура межнационального общения представляет часть более общего понятия культуры человеческих отношений. Она проявляется в межличностной сфере. В ее основе лежит культура чувств, гуманизм, взаимное уважение, доброжелательность, терпимость, независимость от этнических различий, отражающие концепцию и принципы доверия, равенства и сотрудничества.
Культура межнационального общения в то же время образует совокупность передовых социально значимых идей и системы положительных идеалов, оказывающих заметное влияние на духовный мир и политический облик человека, и выступает социальным регулятором его взаимоотношений с другими людьми. Ее можно определить как умение вести себя в межличностном контакте людей разных национальностей в духе уважения к языку, быту, традициям других национальностей, без навязывания стиля семейного бытия, обычаев, нравов своей нации как стандарта и образца для других наций.
В данном определении подчеркивается этическая сторона общения, выражающая глубинную связь между теорией общения и культурой общения. Люди, которым присуща высокая эстетическая культура межнационального общения, даже в обстановке взаимной недоброжелательности должны показывать необходимую выдержку, силу воли для того, чтобы не сбиться на грубый тон, на неэтичную выходку, на оскорбление личности и национального достоинства другого человека. Проявление великодушия, гуманности, терпимости – лучшее средство сохранения человеческого и национального достоинства.
Решение проблем межнациональных отношений, особенно актуальных для России как многонационального государства, предполагает необходимость определения места и функций правоохранительных органов, позиции каждого их работника. В силу специфики своей деятельности они призваны обеспечивать как общественный порядок, так и защиту прав, интересов и достоинство граждан, независимо от их национальной принадлежности.
Другими словами милиция не вправе делиться по этническим признакам, выражать интересы национальных групп, ибо она должна руководствоваться только правовыми нормами. И закон служит главной гарантией соблюдения и защиты прав человека.
Следовательно, возрастает значение политических, юридических и профессиональных знаний, формирующих политическое и правовое сознание сотрудников милиции. Речь, таким образом, идет о повышении их общей, политической и эстетической культуры межнационального общения.
Все эти составляющие реализуются, в конечном счете, в убеждениях личности работника, его жизненной позиции, реальных поступках и действиях, способности находить оптимальные в соответствии с правом формы поведения.
Кроме того, необходимо заботиться и о сплоченности самих коллективов сотрудников милиции, в составе которых служат представители различных национальностей. Функционирующие в органах внутренних дел кадровые и воспитательные аппараты должны определять главные и наиболее эффективные применительно к конкретной обстановке формы, используя проверенные на практике методы и средства культурно-эстетической работы. Этот аспект предполагает внимательное изучение национального состава подразделения, предотвращение причин возникновения конфликтов на национальной почве, ориентирование актива на воспитание личного состава в духе межнационального согласия.
Традиции, опыт, система обучения, например, в Московском университете МВД России при целенаправленной работе, дают возможность подготовить не только высококвалифицированных, в профессиональном плане специалистов, но и гуманных, добропорядочных членов, общества, людей высокой эстетической культуры. Здесь следует, на наш взгляд, отметить и то обстоятельство, что идеи терпимости, гуманизма, истинной духовности присущи религии. В этом и основа веры в Бога – добро и справедливость. Думаем, что в контексте нашей темы будет уместным сослаться на некоторые мысли Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Отвечая на вопросы газеты «Дом и Отечество», он отметил, что сегодня в храмы и в христианские учебные заведения приходит много молодых людей. Это не может не радовать. Церковь старается быть максимально открытой к молодежи. Так, действует Всецерковное православное молодежное движение, которое на Архиерейском Соборе мы решили укрепить и в рамках которого организуются летние лагеря, духовно-просветительные встречи, паломничества, издательские проекты и другие нужные дела.
Впрочем, есть и трудности... Многие пожилые священники и миряне смотрят на молодых людей настороженно, не видя во внешних формах их культурного самовыражения духовных устоев, даже считают их изначально «потерянными».
С другой стороны, молодое, духовно и культурно довольно поверхностное поколение не может объяснить доброе зерно в своих жизненных проявлениях или просто не хочет объясниться со старшими. Не вдаваясь в анализ этой проблемы, скажу лишь, что ее нужно преодолевать общими усилиями.
Если молодые люди будут чувствовать на приходе больше участия и понимания, станет меньше оснований беспокоиться за будущее нынешней молодежи.
Конечно же, в данном параграфе выражены только некоторые мысли по вопросам эстетической культуры сотрудников органов внутренних дел. Жизнь богата, она каждый раз дает нам новые уроки. И человеку культурному, грамотному, внимательному легче найти решения в различных жизненных ситуациях. А для этого необходимо постоянно работать над собой, заниматься самовоспитанием и самосовершенствованием.
Так, в УВД по Ярославской области активно функционирует Университет эстетической культуры для сотрудников строевых подразделений. Необходимость его создания вызвана была тем, что более половины сотрудников – молодые люди, которые несут службу в городе, входящем в «Золотое кольцо». В Ярославле бывает много туристов. Они нередко обращаются к работникам милиции. Но, к сожалению, часть из них не знает истории города, улиц, шедевров мировой культуры.
Воспитание любви, гордости за свою землю, край, где ты живешь и работаешь, умение показать и рассказать об интересном людям, обратившимся к милиционеру – вот цель занятий в Университете эстетической культуры. Назовем только несколько тем лекций, которые читают в университете специалисты музеев, библиотек, театров: «Ярослав Мудрый – основатель города», «Их именами названы улицы», «Памятники архитектуры края» и др. Надо сказать, что действенность этих занятий уже довольно заметна и в плане повышения кругозора молодых сотрудников в сфере эстетической культуры их общения с населением.
Серьезные надежды на привитие высокой культуры, необходимых нравственно-эстетических качеств, формирование гуманистических и добропорядочных межличностных отношений в подразделениях органов внутренних дел возлагаются на выпускников высших учебных заведений МВД России, которые получают не только всестороннюю специальную подготовку, но и разнообразные социально-гуманитарные знания. В частности, преподавание курса профессиональной этики и эстетической культуры направлено на развитие у курсантов и слушателей внутренней потребности к повышению эстетической культуры, расширению кругозора, умения последовательно проводить прекрасное в жизнь.
Таким образом, эстетическая культура во всех сферах ее проявления играет важную регулятивно-нормативную функцию в структуре личности. Человек, развитый эстетически, несомненно, в целом ряде своих нравственных и духовных качеств незауряден и даже талантлив, что положительно сказывается на его профессиональной деятельности, на успешном решении оперативно-служебных задач.
Значимость ритуалов обусловлена их прочностью, торжественностью, многообразным воздействием на человека словом, музыкой, цветовой гаммой, составом участников и т. д. Так, принятие Присяги осуществляется в нерабочий день, сопровождается выносом Знамени, исполнением Государственного Гимна, митингом, торжественным прохождением строем, приглашением гостей, вручением погон. Хорошо продуманный ритуал принятия Присяги с персональной клятвой «перед лицом своих товарищей» навсегда остается в памяти сотрудника, служит для него своеобразной путеводной звездой все годы его служения Отечеству. Красив, хотя и печален, ритуал провода сотрудника в последний путь. Музыка, трехкратный ружейный салют, Государственный Гимн, подразделение сопровождения, траурные повязки, прощальные слова сослуживцев служат данью памяти погибшего или умершего сотрудника, сплачивают личный состав, помогают семье умершего перенести тяжесть утраты.
Великий французский просветитель К. Гельвеций говорил: «Знание некоторых принципов возмещает незнание некоторых фактов». Жизнь и служебная деятельность сотрудников милиции настолько многообразна, что дать рекомендации на все случаи жизни практически невозможно и нецелесообразно. Один из важнейших принципов заключается в том, что сотрудник является представителем не карательного органа, а органа социальной защиты граждан, защиты их от хулиганов, грабителей, насильников, мошенников и других нарушителей права и морали. В каких бы черных красках некоторые СМИ не изображали порой сотрудников милиции, люди в беде, как правило, обращаются за помощью в милицию. И постовой, и инспектор ГИБДД, и сотрудник дежурной части, и участковый уполномоченный должны помнить об этом постоянно. Если же сотрудник считает, что его задача заключается только в том, чтобы наказать, задержать, оштрафовать и т. д., а окружающие его люди, по его мнению, могут быть опасны, являются потенциальными правонарушителями, то это неизбежно скажется на его поведении и отношении к гражданам. Подобная позиция и психология сотрудника провоцируют грубость, бестактичность, жесткость и даже жестокость.
К сожалению, сотрудникам милиции по долгу службы нередко приходится сталкиваться далеко не с лучшими представителями общества (пьяницами, наркоманами, дебоширами, проститутками, ворами, хулиганами и др.), что не может не накладывать отпечаток на психологическое и моральное состояние стража правопорядка. Следование служебному этикету, лучшим традициям советской и российской милиции защищает сотрудника от профессионально-нравственной деформации, побуждает его к высоконравственным и эстетически привлекательным поступкам.
Следует помнить, что культура поведения сотрудников – необходимое условие здоровой морально-психологической атмосферы служебного коллектива, когда люди радуются успеху коллеги и переживают за его неприятности, готовы помочь сослуживцу и словом, и делом, не переносят личные обиды или неприятности на служебные отношения.
Таким образом, культура поведения сотрудника отражает уровень внутренней культуры личности и свидетельствует о ее соответствии занимаемой должности и службе в органах внутренних дел. Важнейшим средством, предопределяющим поведение солдата правопорядка, выступает служебный этикет как свод проверенных практикой правил, регламентирующих поступки сотрудников с позиций красоты и нравственности.
- Оглавление
- Предисловие
- § 1. Модель системы воспитательной работы с личным составом и особенности ее функционирования
- § 2. Проблемы организации воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- Глава 2. Руководитель органа внутренних дел – организатор воспитательной работы с личным составом § 1. Организационно-педагогическая функция руководителя органа внутренних дел
- § 2. Формирование педагогического имиджа руководителя
- § 3. Организация «педагогической команды»
- § 4. Педагогический менеджмент руководителя
- Глава 3. Научные основы воспитательной работы в органах внутренних дел § 1. Основы педагогической теории воспитания
- § 2. Методы воспитания сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Милицейская деонтология как средство профилактики нарушений сотрудниками прав человека в служебной деятельности
- Глава 5. Патриотическое воспитание личного состава на боевых и трудовых традициях органов внутренних дел
- § 2. Эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел
- § 3. Служебный этикет как проявление нравственно-эстетической культуры сотрудника
- § 4. Профессионально-нравственные проблемы и специфика милицейской службы
- § 5. Этические кодексы как нравственная основа профессиональной деятельности: опыт проблемного анализа
- Глава 7. Информационно-пропагандистское обеспечение деятельности органов внутренних дел
- Глава 8. Деятельность руководителей органов внутренних дел по обеспечению дисциплины, законности и профилактике правонарушений среди личного состава
- Глава 9. Социальная работа с членами семей погибших сотрудников и инвалидами вследствие военной травмы
- § 2. Общая характеристика системы морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности личного состава органов внутренних дел
- § 3. Организация морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности
- Глава 11. Зарубежный опыт воспитания сотрудников полиции (милиции) и пути его использования в работе с личным составом органов внутренних дел
- § 1. Понятие воспитания в зарубежной юридической педагогике
- § 2. Политико-правовые, социально-экономические и психолого-педагогические факторы, обусловливающие современные концепции воспитания полицейских
- § 3. Пути использования зарубежного опыта воспитания полицейских в органах внутренних дел
- § 1. Мотивы поведения и их роль в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Применение средств мотивирования профессиональной деятельности сотрудников милиции
- Глава 13. Индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками органов внутренних дел
- § 1. Понятие индивидуальной воспитательной работы и ее значение в работе с кадрами
- § 2. Система индивидуальной воспитательной работы
- Требования к индивидуальной воспитательной работе
- § 3. Основные формы и методы индивидуальной воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- § 4. Организационно-правовое обеспечение индивидуальной воспитательной работы
- § 5. Контроль состояния и оценка результативности индивидуальной воспитательной работы
- Глава 14. Организация планирования воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- § 1. Планирование и организация как функции управления
- § 2. Планирование воспитательной работы с личным составом органа (подразделения) внутренних дел
- Глава 15. Служебные ритуалы в органах внутренних дел, методика их подготовки и проведения
- § 1. Понятие ритуала и его значение в работе с кадрами
- § 2. Организация подготовки и проведения ритуала
- § 3. Методика проведения отдельных ритуалов
- Глава 16. Роль общественной организации ветеранов органов внутренних дел в воспитании личного состава
- § 2. Анализ практики использования средств массовой информации в воспитании сотрудников
- § 3. Педагогические аспекты общественных связей органов внутренних дел со средствами массовой информации
- Глава 18. Взаимодействие воспитательных аппаратов органов внутренних дел с представителями традиционных конфессий в интересах воспитательной работы с личным составом
- § 2. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел
- Глава 20. Риторическая культура организатора воспитательной работы в органах внутренних дел § 1. Культура речи организатора воспитательной работы в органах внутренних дел
- § 2. Основные риторические правила
- § 3. Совершенствование культуры речи
- Особенности применения методов совершенствования культуры речи
- Глава 22. Формирование благоприятного морально-психологического климата в служебном коллективе
- Глава 23. Оценка психологического потенциала личности сотрудника в работе с резервом кадров на выдвижение в органах внутренних дел
- § 1. Методики оценки психологического потенциала личности сотрудника органов внутренних дел
- Шкалы опросника (срi) и их интерпретация
- Типо-уровневая интерпретация результатов обследования
- Показатели, рассчитываемые на основе первичных шкал Калифорнийского опросника
- Основания рекомендательного заключения психолога
- § 2. Оценка интеллектуальных качеств и особенностей мышления
- Нормативные значения показателей интеллектуального потенциала
- Глава 24. Психолого-педагогические основы профилактики профессиональной деформации личности сотрудника органов внутренних дел § 1. Сущность и проявления профессиональной деформации
- § 2. Причины развития профессиональной деформации
- § 3. Система работы по профилактике и преодолению профессиональной деформации
- § 4. Контрпедагогика в системе профилактики и преодоления профессиональной деформации
- Глава 25. Психологическая профилактика деструктивного поведения у сотрудников органов внутренних дел
- Глава 26. Психология саморазвития личности руководителя подразделения по организации воспитательной работы в органах внутренних дел
- Библиографический список литературы
- Пояснительная записка к плану морально-психологического обеспечения специальной операции
- 1.2. Задачи мпо:
- 2. Справка о морально-психологической обстановке
- 3. Состав группировки сил и средств мпо
- 4. Расчет сил и средств мпо по элементам оперативного построения
- 5. Расстановка сотрудников аппарата по работе с личным составом
- 6. Таблица взаимодействия по мпо
- 7. Схема организации радиосвязи в интересах мпо
- 8. Расчет районов активного информационно-психологического противоборства
- 9. Расчет вероятных психогенных потерь
- 10. График разработки и представления документов по мпо
- Примерная программа изучения особенностей личности сотрудника
- I. Жизненный опыт
- II. Особенности физического развития
- III. Направленность, мотивы поведения сотрудника,
- IV. Темперамент и эмоциональные особенности
- V. Характер сотрудника