IV. Темперамент и эмоциональные особенности
личности сотрудника
1 Анализ особенностей и типов темперамента
Тип темперамента (сильный тип нервной системы – слабый тип нервной системы; уравновешенный – неуравновешенный; подвижный – инертный). Особенности работоспособности. Быстро ли утомляется при несении службы, на занятиях, на дежурстве. Быстро ли восстанавливаются силы и исчезает усталость после службы. Как чувствует себя после напряженного дня (энергичен, деятелен или вял). Как осваивается в новой обстановке (быстро или медленно), сохраняет или теряет самообладание в опасных и сложных ситуациях спровоцированных правонарушителями, как ведет себя в конфликтных ситуациях.
Умеет ли сотрудник сосредоточенно умственно работать при воздействии посторонних раздражителей. По характеру общителен или замкнут. Открыто или скрыто выражает свое эмоциональное состояние. Глубоко ли переживает неприятности. Быстро ли подавляет плохое настроение. Насколько впечатлителен, мнителен.
2. Анализ показателей уравновешенности темперамента
Уравновешен ли сотрудник в движениях, речи, проявлении чувств. Как ведет себя в обстановке вынужденного ожидания: терпелив или невыдержан. Как склонен приобретать знания, необходимые в профессиональной деятельности – систематически или от случая к случаю. На служебных собраниях или во время ответов на вопросы при проведении занятий ведет себя уверенно, говорит увлеченно, спокойно, со знанием дела либо нет. Какое преобладает настроение: ровное, спокойное или часто меняющееся. Как быстро успокаивается после внезапно возникшего волнения. Выдержан ли в общении с гражданами, сослуживцами. Способен ли сдерживать порывы вспыльчивости, гнева, раздражения.
3. Анализ показателей подвижности темперамента
Легко или с трудом переходит от покоя к деятельности, от одного вида деятельности к другому, от вопросов, связанных с выработкой решения к вопросам по выполнению принятых решений. Мешают ли имеющиеся старые навыки при овладении новой специальностью, их продолжительность. Проявляет ли в службе инициативу или стремится к постоянным (привычным) формам поведения. Быстро ли вырабатываются навыки, привычки. Быстро или медленно реагирует на новое в окружающей обстановке, на службе, в коллективе, в спортивных играх, состязаниях. Долго ли обдумывает ответ на вопрос, переключает внимание, усваивает новый материал, запоминает, принимает решение.
При этом необходимо учитывать, что:
● сангвинический темперамент – это преобладание черт сильного уравновешенного и подвижного типа высшей нервной деятельности (ВНД);
● холерический темперамент – преобладание черт сильного неуравновешенного (возбудимого) и подвижного типа ВНД;
● флегматический темперамент – преобладание черт сильного уравновешенного и малоподвижного типа ВНД;
● меланхолический темперамент – преобладание черт слабого неуравновешенного и малоподвижного типа ВНД.
Эмоциональные особенности сотрудника во многом определяются ведущими чертами его темперамента, к которым относятся:
преобладающее настроение (бодрость, радость, угнетенность, грусть, тоска, равнодушие);
степень чувствительности к приятному или неприятному событию на службе или дома;
сила, продолжительность и глубина эмоциональных переживаний;
полнота внешнего выражения чувств, уровень их проявления в спокойной обстановке и в сложной обстановке (в наряде, на дежурстве, на операции, на собрании коллектива, при наблюдении за спортивной игрой в роли болельщика или при участии в ней).
ВЫВОДЫ: Преобладающий тип темперамента сотрудника и особенности проявления чувств. Влияние темперамента и эмоциональной сферы психики на особенности личности. Какие из этих особенностей необходимо учитывать при осуществлении индивидуального подхода к сотруднику.
- Оглавление
- Предисловие
- § 1. Модель системы воспитательной работы с личным составом и особенности ее функционирования
- § 2. Проблемы организации воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- Глава 2. Руководитель органа внутренних дел – организатор воспитательной работы с личным составом § 1. Организационно-педагогическая функция руководителя органа внутренних дел
- § 2. Формирование педагогического имиджа руководителя
- § 3. Организация «педагогической команды»
- § 4. Педагогический менеджмент руководителя
- Глава 3. Научные основы воспитательной работы в органах внутренних дел § 1. Основы педагогической теории воспитания
- § 2. Методы воспитания сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Милицейская деонтология как средство профилактики нарушений сотрудниками прав человека в служебной деятельности
- Глава 5. Патриотическое воспитание личного состава на боевых и трудовых традициях органов внутренних дел
- § 2. Эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел
- § 3. Служебный этикет как проявление нравственно-эстетической культуры сотрудника
- § 4. Профессионально-нравственные проблемы и специфика милицейской службы
- § 5. Этические кодексы как нравственная основа профессиональной деятельности: опыт проблемного анализа
- Глава 7. Информационно-пропагандистское обеспечение деятельности органов внутренних дел
- Глава 8. Деятельность руководителей органов внутренних дел по обеспечению дисциплины, законности и профилактике правонарушений среди личного состава
- Глава 9. Социальная работа с членами семей погибших сотрудников и инвалидами вследствие военной травмы
- § 2. Общая характеристика системы морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности личного состава органов внутренних дел
- § 3. Организация морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности
- Глава 11. Зарубежный опыт воспитания сотрудников полиции (милиции) и пути его использования в работе с личным составом органов внутренних дел
- § 1. Понятие воспитания в зарубежной юридической педагогике
- § 2. Политико-правовые, социально-экономические и психолого-педагогические факторы, обусловливающие современные концепции воспитания полицейских
- § 3. Пути использования зарубежного опыта воспитания полицейских в органах внутренних дел
- § 1. Мотивы поведения и их роль в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Применение средств мотивирования профессиональной деятельности сотрудников милиции
- Глава 13. Индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками органов внутренних дел
- § 1. Понятие индивидуальной воспитательной работы и ее значение в работе с кадрами
- § 2. Система индивидуальной воспитательной работы
- Требования к индивидуальной воспитательной работе
- § 3. Основные формы и методы индивидуальной воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- § 4. Организационно-правовое обеспечение индивидуальной воспитательной работы
- § 5. Контроль состояния и оценка результативности индивидуальной воспитательной работы
- Глава 14. Организация планирования воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- § 1. Планирование и организация как функции управления
- § 2. Планирование воспитательной работы с личным составом органа (подразделения) внутренних дел
- Глава 15. Служебные ритуалы в органах внутренних дел, методика их подготовки и проведения
- § 1. Понятие ритуала и его значение в работе с кадрами
- § 2. Организация подготовки и проведения ритуала
- § 3. Методика проведения отдельных ритуалов
- Глава 16. Роль общественной организации ветеранов органов внутренних дел в воспитании личного состава
- § 2. Анализ практики использования средств массовой информации в воспитании сотрудников
- § 3. Педагогические аспекты общественных связей органов внутренних дел со средствами массовой информации
- Глава 18. Взаимодействие воспитательных аппаратов органов внутренних дел с представителями традиционных конфессий в интересах воспитательной работы с личным составом
- § 2. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел
- Глава 20. Риторическая культура организатора воспитательной работы в органах внутренних дел § 1. Культура речи организатора воспитательной работы в органах внутренних дел
- § 2. Основные риторические правила
- § 3. Совершенствование культуры речи
- Особенности применения методов совершенствования культуры речи
- Глава 22. Формирование благоприятного морально-психологического климата в служебном коллективе
- Глава 23. Оценка психологического потенциала личности сотрудника в работе с резервом кадров на выдвижение в органах внутренних дел
- § 1. Методики оценки психологического потенциала личности сотрудника органов внутренних дел
- Шкалы опросника (срi) и их интерпретация
- Типо-уровневая интерпретация результатов обследования
- Показатели, рассчитываемые на основе первичных шкал Калифорнийского опросника
- Основания рекомендательного заключения психолога
- § 2. Оценка интеллектуальных качеств и особенностей мышления
- Нормативные значения показателей интеллектуального потенциала
- Глава 24. Психолого-педагогические основы профилактики профессиональной деформации личности сотрудника органов внутренних дел § 1. Сущность и проявления профессиональной деформации
- § 2. Причины развития профессиональной деформации
- § 3. Система работы по профилактике и преодолению профессиональной деформации
- § 4. Контрпедагогика в системе профилактики и преодоления профессиональной деформации
- Глава 25. Психологическая профилактика деструктивного поведения у сотрудников органов внутренних дел
- Глава 26. Психология саморазвития личности руководителя подразделения по организации воспитательной работы в органах внутренних дел
- Библиографический список литературы
- Пояснительная записка к плану морально-психологического обеспечения специальной операции
- 1.2. Задачи мпо:
- 2. Справка о морально-психологической обстановке
- 3. Состав группировки сил и средств мпо
- 4. Расчет сил и средств мпо по элементам оперативного построения
- 5. Расстановка сотрудников аппарата по работе с личным составом
- 6. Таблица взаимодействия по мпо
- 7. Схема организации радиосвязи в интересах мпо
- 8. Расчет районов активного информационно-психологического противоборства
- 9. Расчет вероятных психогенных потерь
- 10. График разработки и представления документов по мпо
- Примерная программа изучения особенностей личности сотрудника
- I. Жизненный опыт
- II. Особенности физического развития
- III. Направленность, мотивы поведения сотрудника,
- IV. Темперамент и эмоциональные особенности
- V. Характер сотрудника