logo
Кикоть ОВД 400с

IV. Темперамент и эмоциональные особенности

личности сотрудника

1 Анализ особенностей и типов темперамента

Тип темперамента (сильный тип нервной системы – слабый тип нервной системы; уравновешенный – неуравновешенный; подвижный – инертный). Особенности работоспособности. Быстро ли утомляется при несении службы, на занятиях, на дежурстве. Быстро ли восстанавливаются силы и исчезает усталость после службы. Как чувствует себя после напряженного дня (энергичен, деятелен или вял). Как осваивается в новой обстановке (быстро или медленно), сохраняет или теряет самообладание в опасных и сложных ситуациях спровоцированных правонарушителями, как ведет себя в конфликтных ситуациях.

Умеет ли сотрудник сосредоточенно умственно работать при воздействии посторонних раздражителей. По характеру общителен или замкнут. Открыто или скрыто выражает свое эмоциональное состояние. Глубоко ли переживает неприятности. Быстро ли подавляет плохое настроение. Насколько впечатлителен, мнителен.

2. Анализ показателей уравновешенности темперамента

Уравновешен ли сотрудник в движениях, речи, проявлении чувств. Как ведет себя в обстановке вынужденного ожидания: терпелив или невыдержан. Как склонен приобретать знания, необходимые в профессиональной деятельности – систематически или от случая к случаю. На служебных собраниях или во время ответов на вопросы при проведении занятий ведет себя уверенно, говорит увлеченно, спокойно, со знанием дела либо нет. Какое преобладает настроение: ровное, спокойное или часто меняющееся. Как быстро успокаивается после внезапно возникшего волнения. Выдержан ли в общении с гражданами, сослуживцами. Способен ли сдерживать порывы вспыльчивости, гнева, раздражения.

3. Анализ показателей подвижности темперамента

Легко или с трудом переходит от покоя к деятельности, от одного вида деятельности к другому, от вопросов, связанных с выработкой решения к вопросам по выполнению принятых решений. Мешают ли имеющиеся старые навыки при овладении новой специальностью, их продолжительность. Проявляет ли в службе инициативу или стремится к постоянным (привычным) формам поведения. Быстро ли вырабатываются навыки, привычки. Быстро или медленно реагирует на новое в окружающей обстановке, на службе, в коллективе, в спортивных играх, состязаниях. Долго ли обдумывает ответ на вопрос, переключает внимание, усваивает новый материал, запоминает, принимает решение.

При этом необходимо учитывать, что:

● сангвинический темперамент – это преобладание черт сильного уравновешенного и подвижного типа высшей нервной деятельности (ВНД);

● холерический темперамент – преобладание черт сильного неуравновешенного (возбудимого) и подвижного типа ВНД;

● флегматический темперамент – преобладание черт сильного уравновешенного и малоподвижного типа ВНД;

● меланхолический темперамент – преобладание черт слабого неуравновешенного и малоподвижного типа ВНД.

Эмоциональные особенности сотрудника во многом определяются ведущими чертами его темперамента, к которым относятся:

ВЫВОДЫ: Преобладающий тип темперамента сотрудника и особенности проявления чувств. Влияние темперамента и эмоциональной сферы психики на особенности личности. Какие из этих особенностей необходимо учитывать при осуществлении индивидуального подхода к сотруднику.