§ 2. Применение средств мотивирования профессиональной деятельности сотрудников милиции
Среди определенной части руководителей бытует мнение, что побуждение подчиненных к выполнению оперативно-служебных задач – это несложная вещь. Однако, как показывает практика, такая позиция является порочной. Педагогически неграмотное применение наказания, например, может деморализовать одних сотрудников, озлобить – других. Или, наоборот, постоянное поощрение одних и тех же сотрудников, пусть даже и прилежно исполняющих свои обязанности, может привести к необоснованному и даже болезненному росту их самооценки.
Чтобы подобного не происходило необходимо более широко использовать существующие формы и методы стимулирования труда сотрудников органов внутренних дел в целях побуждения их к эффективному выполнению оперативно-служебных задач.
Мотивирование сотрудников к успешной профессиональной деятельности происходит в трех основных формах:
стимулирование имеющихся позитивных мотивов;
нейтрализация мотивов препятствующих зарождению и реализации позитивных мотивов;
формирование недостающих позитивных мотивов.
Следует отметить, что для стимулирования труда сотрудников органов внутренних дел наряду с психологическими методами применяются также методы непсихологического характера. К ним относятся экономические, организационно-управленческие и др. методы воздействия на сотрудников. На их основе применяются такие меры, как:
установление размеров должностного оклада исходя из нормативно определенных верхнего и нижнего пределов оплаты труда по конкретной штатной должности1;
установление размера процентной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы2;
сокращение документооборота3.
Хороший стимулирующий эффект на профессиональную деятельность сотрудников оказывает комбинированное применение психологических и непсихологических методов (иногда их называют смешанными). К ним можно отнести требовательность руководителя, контроль служебной деятельности сотрудников, применение дисциплинарной практики.
Требовательность руководителя должна проявляться на каждом этапе повседневной профессиональной деятельности подчиненного: на этапе определения приоритетов в решении оперативно-служебных задач и в процессе их постановки, при внесении корректировки в принятые решения и осуществлении контроля о ходе их выполнения. При этом возможно воздействовать на мотивы сотрудников, используя всевозможные приемы, несущие в себе разные оттенки требовательности: приказ, просьба, совместное решение сложной задачи, разъяснение необходимости, критическое замечание и т.п.
Контроль служебной деятельности сотрудников. Основные приемы реализации данного метода:
проверка состояния работы (оказывает воздействие на мотивы сотрудников на основе установления недостатков, имеющихся в их деятельности и анализа причин возникновения);
проверка исполнения отдельных поручений (стимулирует служебную деятельность сотрудников);
выявление положительного опыта работы в ходе осуществления контрольной функции (усиливает позитивные мотивы тех сотрудников, у которых обнаружены и признаны как таковые положительные моменты в их работе, а также стимулирует к совершенствованию своей деятельности других сотрудников).
Дисциплинарная практика. Методы поощрения и наказания нашли широкое применение в деятельности руководителей органов внутренних как важное средство управления подчиненными им сотрудниками. Действенность данных методов во многом объясняется тем, что условия их применения заранее известны всем сотрудникам. От того насколько точно, своевременно и соразмерно руководитель использует предоставленное ему право, зависит не только его авторитет, но и мотивация сотрудников.
При этом следует заметить, что сказанное в большей степени относится к приемам материального стимулирования, поскольку их применение более детально прописано в нормативных правовых актах. Что же касается применения приемов морального (нравственно-психологического) стимулирования, то они менее понятны сотрудникам и в большей степени кажутся зависящими от воли и желания руководителя. Это является одной из причин того, что меры морального стимулирования недостаточно способствуют усилению их позитивных мотивов служебной деятельности.
В органах внутренних дел с успехом применяются следующие психологически обоснованные приемы морального поощрения сотрудников:
1) одобрение их положительных действий (позитивных мотивов);
2) признание их успехов (достижений).
Первый из них касается проявления сотрудником отдельных личных профессиональных успехов, полезных интересов и отношений. Поощрение может быть в виде одобрения их действий и мотивов в форме похвалы, благодарности (объявленной письменно или устно), обращения внимания и др.
Второй связывается с наличием заметного вклада в коллективную деятельность и выражается в форме показа (выделения) роли конкретного сотрудника в достижении коллективного успеха.
Стимулировать профессиональную деятельность сотрудников можно также путем применения к ним морального наказания. Здесь выделяют два приема:
1) неодобрение действий сотрудника и стоящих за ними мотивов (постановка на вид, моральное порицание);
2) констатация неудач и отсутствие должных устремлений (критическое товарищеское обсуждение служебной деятельности сотрудника, аргументированный показ допущенных упущений).
Таким образом, для того, чтобы повысить эффективность оперативно-служебной деятельности сотрудников необходимо умело сочетать приемы материального и морального стимулирования.
- Оглавление
- Предисловие
- § 1. Модель системы воспитательной работы с личным составом и особенности ее функционирования
- § 2. Проблемы организации воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- Глава 2. Руководитель органа внутренних дел – организатор воспитательной работы с личным составом § 1. Организационно-педагогическая функция руководителя органа внутренних дел
- § 2. Формирование педагогического имиджа руководителя
- § 3. Организация «педагогической команды»
- § 4. Педагогический менеджмент руководителя
- Глава 3. Научные основы воспитательной работы в органах внутренних дел § 1. Основы педагогической теории воспитания
- § 2. Методы воспитания сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Милицейская деонтология как средство профилактики нарушений сотрудниками прав человека в служебной деятельности
- Глава 5. Патриотическое воспитание личного состава на боевых и трудовых традициях органов внутренних дел
- § 2. Эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел
- § 3. Служебный этикет как проявление нравственно-эстетической культуры сотрудника
- § 4. Профессионально-нравственные проблемы и специфика милицейской службы
- § 5. Этические кодексы как нравственная основа профессиональной деятельности: опыт проблемного анализа
- Глава 7. Информационно-пропагандистское обеспечение деятельности органов внутренних дел
- Глава 8. Деятельность руководителей органов внутренних дел по обеспечению дисциплины, законности и профилактике правонарушений среди личного состава
- Глава 9. Социальная работа с членами семей погибших сотрудников и инвалидами вследствие военной травмы
- § 2. Общая характеристика системы морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности личного состава органов внутренних дел
- § 3. Организация морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности
- Глава 11. Зарубежный опыт воспитания сотрудников полиции (милиции) и пути его использования в работе с личным составом органов внутренних дел
- § 1. Понятие воспитания в зарубежной юридической педагогике
- § 2. Политико-правовые, социально-экономические и психолого-педагогические факторы, обусловливающие современные концепции воспитания полицейских
- § 3. Пути использования зарубежного опыта воспитания полицейских в органах внутренних дел
- § 1. Мотивы поведения и их роль в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Применение средств мотивирования профессиональной деятельности сотрудников милиции
- Глава 13. Индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками органов внутренних дел
- § 1. Понятие индивидуальной воспитательной работы и ее значение в работе с кадрами
- § 2. Система индивидуальной воспитательной работы
- Требования к индивидуальной воспитательной работе
- § 3. Основные формы и методы индивидуальной воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- § 4. Организационно-правовое обеспечение индивидуальной воспитательной работы
- § 5. Контроль состояния и оценка результативности индивидуальной воспитательной работы
- Глава 14. Организация планирования воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- § 1. Планирование и организация как функции управления
- § 2. Планирование воспитательной работы с личным составом органа (подразделения) внутренних дел
- Глава 15. Служебные ритуалы в органах внутренних дел, методика их подготовки и проведения
- § 1. Понятие ритуала и его значение в работе с кадрами
- § 2. Организация подготовки и проведения ритуала
- § 3. Методика проведения отдельных ритуалов
- Глава 16. Роль общественной организации ветеранов органов внутренних дел в воспитании личного состава
- § 2. Анализ практики использования средств массовой информации в воспитании сотрудников
- § 3. Педагогические аспекты общественных связей органов внутренних дел со средствами массовой информации
- Глава 18. Взаимодействие воспитательных аппаратов органов внутренних дел с представителями традиционных конфессий в интересах воспитательной работы с личным составом
- § 2. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел
- Глава 20. Риторическая культура организатора воспитательной работы в органах внутренних дел § 1. Культура речи организатора воспитательной работы в органах внутренних дел
- § 2. Основные риторические правила
- § 3. Совершенствование культуры речи
- Особенности применения методов совершенствования культуры речи
- Глава 22. Формирование благоприятного морально-психологического климата в служебном коллективе
- Глава 23. Оценка психологического потенциала личности сотрудника в работе с резервом кадров на выдвижение в органах внутренних дел
- § 1. Методики оценки психологического потенциала личности сотрудника органов внутренних дел
- Шкалы опросника (срi) и их интерпретация
- Типо-уровневая интерпретация результатов обследования
- Показатели, рассчитываемые на основе первичных шкал Калифорнийского опросника
- Основания рекомендательного заключения психолога
- § 2. Оценка интеллектуальных качеств и особенностей мышления
- Нормативные значения показателей интеллектуального потенциала
- Глава 24. Психолого-педагогические основы профилактики профессиональной деформации личности сотрудника органов внутренних дел § 1. Сущность и проявления профессиональной деформации
- § 2. Причины развития профессиональной деформации
- § 3. Система работы по профилактике и преодолению профессиональной деформации
- § 4. Контрпедагогика в системе профилактики и преодоления профессиональной деформации
- Глава 25. Психологическая профилактика деструктивного поведения у сотрудников органов внутренних дел
- Глава 26. Психология саморазвития личности руководителя подразделения по организации воспитательной работы в органах внутренних дел
- Библиографический список литературы
- Пояснительная записка к плану морально-психологического обеспечения специальной операции
- 1.2. Задачи мпо:
- 2. Справка о морально-психологической обстановке
- 3. Состав группировки сил и средств мпо
- 4. Расчет сил и средств мпо по элементам оперативного построения
- 5. Расстановка сотрудников аппарата по работе с личным составом
- 6. Таблица взаимодействия по мпо
- 7. Схема организации радиосвязи в интересах мпо
- 8. Расчет районов активного информационно-психологического противоборства
- 9. Расчет вероятных психогенных потерь
- 10. График разработки и представления документов по мпо
- Примерная программа изучения особенностей личности сотрудника
- I. Жизненный опыт
- II. Особенности физического развития
- III. Направленность, мотивы поведения сотрудника,
- IV. Темперамент и эмоциональные особенности
- V. Характер сотрудника