§ 2. Планирование воспитательной работы с личным составом органа (подразделения) внутренних дел
Под планированием воспитательной работы с личным составом органа (подразделения) внутренних дел следует понимать процесс определения конкретных организационных, агитационно-пропагандистских, культурно-просветительных и иных воспитательных мероприятий, которые необходимо провести в органе (подразделении) внутренних дел в целом или с отдельными категориями сотрудников с указанием форм и методов, места и времени их проведения, а также ответственных за их подготовку.
Цель планирования воспитательной работы заключается в том, чтобы подчинить ее интересам оперативно-служебной деятельности органа внутренних дел и его подразделений.
Главными целями обновляемой системы воспитательной работы являются:
формирование у сотрудников органов внутренних дел комплекса гражданских, нравственных, духовных и иных профессионально-значимых качеств личности, обусловленных потребностями и особенностями оперативно-служебной деятельности;
достижение высокой степени мотивационной готовности личного состава к безусловному и качественному выполнению оперативно-служебных задач, надежности и управляемости в любых условиях обстановки;
формирование и поддержание здорового, устойчивого морально-психологического состояния личного состава;
обеспечение гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина при строгом соблюдение служебной дисциплины и законности, норм профессиональной этики1.
Планирование в системе органов внутренних дел Российской Федерации осуществляется по направлениям деятельности. В настоящее время существует достаточно стройная система планирования, позволяющая организационно обеспечить все основные направления их оперативно-служебной деятельности2. Основным документом МВД России, в котором подводятся итоги проделанной работы за год, определяются приоритетные направления деятельности системы МВД России, а также комплексные задачи, которые необходимо решить в предстоящий период, является Директива. Основные положения и требования Директивы конкретизируются в разрабатываемых на год в Планах основных организационных мероприятий МВД России, МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УВДТ, ОВДРО, УМТС и планах работы горрайлинорганов3.
Одним из структурных составных частей названных планов является раздел «Организация кадровой и воспитательной работы; мероприятия по боевой, мобилизационной готовности и гражданской обороне». Примерный перечень мероприятий это раздела представлен в Плане основных организационных мероприятий органа внутренних дел, приведенного в приложении 5.
Методика планирования воспитательной работы. Планирование воспитательной работы – процесс сложный, многосторонний и продолжительный по времени. Работа над планом включает в себя две важнейшие функциональные и содержательные части: разработку предложений в соответствующий раздел плана и принятие плана1.
I. Разработка предложений в план, в свою очередь, состоит из трех этапов:
1) организационный (на данном этапе уясняются цели и задачи предстоящего планирования с учетом оперативной обстановки и других факторов, уточняются сроки разработки отдельных разделов и проекта плана в целом2, определяется состав группы сотрудников, работающих над разделом плана, распределяются обязанности между членами группы, разъясняются формы и методы работы);
2) информационно-аналитический (его главным содержанием является получение разными способами и методами из различных источников информации о предстоящих событиях государственного (регионального) масштаба, имеющих отношение к деятельности органа (подразделения) внутренних дел; определяются стоящие перед ним в связи с этим задачи; уточняется оперативная обстановка на участке оперативного обслуживания; оценивается кадровое, материально-техническое, финансовое обеспечение органов внутренних дел; оценивается морально-психологическое состояние личного состава и его готовность к выполнению оперативно-служебных задач; решаются другие вопросы. Осуществляется обобщение полученных данных и их анализ).
Наиболее распространенными методами сбора и анализа информации являются: изучение документов, опрос и наблюдение.
Чаще всего используется изучение письменных документов и статистических данных (посланий Президента Российской Федерации; федеральных (региональных) целевых программ; решений Правительства Российской Федерации; обращений и указаний Министра внутренних дел Российской Федерации; решений органов государственной власти и управления субъектов федерации, местного самоуправления; материалов оперативных совещаний и собраний личного состава; отчетов о работе с кадрами; информационных записок о морально-психологическом климате в подразделениях; учетно-отчетных документов общественных формирований органов внутренних дел; жалоб и заявлений граждан; обзоров, справок, статистических данных и др.).
Неплохие данные можно получить, прибегнув к опросу1. Он широко применяется тогда, когда нужно изучить общественное мнение сотрудников, их просьбы и предложения.
Наблюдение – это метод сбора информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и фиксации интересующих фактов. Наблюдая за действиями сотрудников в различных служебных условиях и жизненных ситуациях, можно выявлять, фиксировать и накапливать необходимые данные, позволяющие всесторонне оценивать сотрудников, а также ситуации, складывающиеся в коллективе.
Таким образом, информационно-аналитический этап дает возможность осмыслить и понять стоящие задачи; дать объективную оценку конечным результатам оперативно-служебной деятельности всего коллектива, отдельных служб и подразделений, сотрудников; выявить причины недостатков; оценить эффективность ранее проведенных мероприятий; проанализировать морально-психологическое состояние личного состава; изучить письма и заявления граждан, сотрудников органов внутренних дел, сообщения средств массовой информации о деятельности органа (органов) внутренних дел; учесть общественное (коллективное) мнение; выработать определенное отношение к подготовке конкретных предложений).
3) подготовка предложений в соответствующий раздел проекта плана (главная сложность данного этапа заключается в том, что необходимо скоординировать действия всех субъектов воспитательной работы по направлениям работы с учетом их компетенции и имеющейся возможности, определить конкретные мероприятия, сроки проведения и ответственных лиц. Итогом работы на этом этапе должны стать конкретные, соответствующим образом оформленные предложения в проект плана.
Основные требования к предложениям2:
основываться на требованиях законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся задач и функций органов внутренних дел, и Директивы;
учитывать оперативную обстановку;
быть четко сформулированными, обеспеченными финансовыми, материально-техническими и кадровыми ресурсами;
иметь конкретные сроки выполнения и ответственных исполнителей.
В случае, если представленные в предложениях мероприятия а) имеют соисполнителей, б) требуют финансового или материально-технического обеспечения, в) предусматривают разработку в системе МВД России нормативных правовых актов, то такие предложения в обязательном порядке письменно согласовываются с соответствующими заинтересованными ведомствами, подразделениями или лицами).
II. Принятие плана является второй частью работы над планом. Она также включает в себя три этапа:
1) изучение разработчиком проекта плана представленных предложений (предложения, представленные с нарушениями требований, указанных выше или имеющие внутреннее противоречие в трехдневный срок с момента получения возвращаются исполнителю для доработки в течение трех дней с указанием причин возврата. В случае наличия разногласий по предложениям, повторно направленным в проект плана, подразделение, являющееся разработчиком проекта, в пятидневный срок проводит согласительное совещание с участием полномочных представителей подразделений, представивших предложения в проект плана, по итогам которого, если требуется, готовит таблицу разногласий. Таблица разногласий подписывается руководителем подразделения, являющегося разработчиком проекта плана, и докладывается для принятия решения руководителю, утверждающему план.
Подготовленный проект плана разработчик в срок, не превышающий двух рабочих дней, согласовывает с подразделениями, представившими свои предложения. В ходе согласования осуществляется окончательная доработка проекта плана с учетом полученных замечаний и предложений; производится корректировка плана по существу и срокам исполнения планируемых мероприятий1);
2) оформление плана (на титульном листе указывается полное наименование плана, ставится гриф «Для служебного пользования» и номер экземпляра; должность, специальное звание инициалы и фамилия руководителя, утвердившего план; дата его утверждения.
Во вводной части представлены содержание плана с указанием полного наименования разделов и номеров страниц плана, где они представлены, а также краткая характеристика и оценка состояния оперативной обстановки за истекший год.
Основная часть плана содержит графы: №№ п/п, содержание мероприятий, срок исполнения, исполнители (соисполнители), отметка об исполнении).
3) утверждение плана (в соответствии с Инструкцией по организации планирования в системе органов внутренних дел Российской Федерации План основных организационных мероприятий МВД России утверждается до 1 декабря года, предшествующего планируемому (п. 20.1.1); План основных организационных мероприятий МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УВДТ, У(О)ВДРО, УМТС – до 15 декабря года, предшествующего планируемому (п. 20.3.1); План работы горрайлинорганов – до 25 декабря года, предшествующего планируемому (п. 20.4).
Планы утверждают:
в МВД России – Министр внутренних дел Российской Федерации или лицо его замещающее;
в МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УВДТ, У(О)ВДРО, УМТС – министр, начальник или лицо его замещающее;
в горрайлинорганах – начальник или лицо его замещающее).
Доведение плана до исполнителей. План останется благим намерением, если не будет разъяснен и доведен до исполнителей. Эта задача решается путем:
направления в соответствующие службы и подразделения выписок из плана;
своевременного доведения до исполнителей плана в части их касающейся;
постановки задач конкретным исполнителям;
проведение инструктажей с исполнителями.
Планирование воспитательной работы, а также способы ее осуществления в органах внутренних дел оказывает существенную помощь в организации и проведении воспитательных мероприятий.
- Оглавление
- Предисловие
- § 1. Модель системы воспитательной работы с личным составом и особенности ее функционирования
- § 2. Проблемы организации воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- Глава 2. Руководитель органа внутренних дел – организатор воспитательной работы с личным составом § 1. Организационно-педагогическая функция руководителя органа внутренних дел
- § 2. Формирование педагогического имиджа руководителя
- § 3. Организация «педагогической команды»
- § 4. Педагогический менеджмент руководителя
- Глава 3. Научные основы воспитательной работы в органах внутренних дел § 1. Основы педагогической теории воспитания
- § 2. Методы воспитания сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Милицейская деонтология как средство профилактики нарушений сотрудниками прав человека в служебной деятельности
- Глава 5. Патриотическое воспитание личного состава на боевых и трудовых традициях органов внутренних дел
- § 2. Эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел
- § 3. Служебный этикет как проявление нравственно-эстетической культуры сотрудника
- § 4. Профессионально-нравственные проблемы и специфика милицейской службы
- § 5. Этические кодексы как нравственная основа профессиональной деятельности: опыт проблемного анализа
- Глава 7. Информационно-пропагандистское обеспечение деятельности органов внутренних дел
- Глава 8. Деятельность руководителей органов внутренних дел по обеспечению дисциплины, законности и профилактике правонарушений среди личного состава
- Глава 9. Социальная работа с членами семей погибших сотрудников и инвалидами вследствие военной травмы
- § 2. Общая характеристика системы морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности личного состава органов внутренних дел
- § 3. Организация морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности
- Глава 11. Зарубежный опыт воспитания сотрудников полиции (милиции) и пути его использования в работе с личным составом органов внутренних дел
- § 1. Понятие воспитания в зарубежной юридической педагогике
- § 2. Политико-правовые, социально-экономические и психолого-педагогические факторы, обусловливающие современные концепции воспитания полицейских
- § 3. Пути использования зарубежного опыта воспитания полицейских в органах внутренних дел
- § 1. Мотивы поведения и их роль в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Применение средств мотивирования профессиональной деятельности сотрудников милиции
- Глава 13. Индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками органов внутренних дел
- § 1. Понятие индивидуальной воспитательной работы и ее значение в работе с кадрами
- § 2. Система индивидуальной воспитательной работы
- Требования к индивидуальной воспитательной работе
- § 3. Основные формы и методы индивидуальной воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- § 4. Организационно-правовое обеспечение индивидуальной воспитательной работы
- § 5. Контроль состояния и оценка результативности индивидуальной воспитательной работы
- Глава 14. Организация планирования воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- § 1. Планирование и организация как функции управления
- § 2. Планирование воспитательной работы с личным составом органа (подразделения) внутренних дел
- Глава 15. Служебные ритуалы в органах внутренних дел, методика их подготовки и проведения
- § 1. Понятие ритуала и его значение в работе с кадрами
- § 2. Организация подготовки и проведения ритуала
- § 3. Методика проведения отдельных ритуалов
- Глава 16. Роль общественной организации ветеранов органов внутренних дел в воспитании личного состава
- § 2. Анализ практики использования средств массовой информации в воспитании сотрудников
- § 3. Педагогические аспекты общественных связей органов внутренних дел со средствами массовой информации
- Глава 18. Взаимодействие воспитательных аппаратов органов внутренних дел с представителями традиционных конфессий в интересах воспитательной работы с личным составом
- § 2. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел
- Глава 20. Риторическая культура организатора воспитательной работы в органах внутренних дел § 1. Культура речи организатора воспитательной работы в органах внутренних дел
- § 2. Основные риторические правила
- § 3. Совершенствование культуры речи
- Особенности применения методов совершенствования культуры речи
- Глава 22. Формирование благоприятного морально-психологического климата в служебном коллективе
- Глава 23. Оценка психологического потенциала личности сотрудника в работе с резервом кадров на выдвижение в органах внутренних дел
- § 1. Методики оценки психологического потенциала личности сотрудника органов внутренних дел
- Шкалы опросника (срi) и их интерпретация
- Типо-уровневая интерпретация результатов обследования
- Показатели, рассчитываемые на основе первичных шкал Калифорнийского опросника
- Основания рекомендательного заключения психолога
- § 2. Оценка интеллектуальных качеств и особенностей мышления
- Нормативные значения показателей интеллектуального потенциала
- Глава 24. Психолого-педагогические основы профилактики профессиональной деформации личности сотрудника органов внутренних дел § 1. Сущность и проявления профессиональной деформации
- § 2. Причины развития профессиональной деформации
- § 3. Система работы по профилактике и преодолению профессиональной деформации
- § 4. Контрпедагогика в системе профилактики и преодоления профессиональной деформации
- Глава 25. Психологическая профилактика деструктивного поведения у сотрудников органов внутренних дел
- Глава 26. Психология саморазвития личности руководителя подразделения по организации воспитательной работы в органах внутренних дел
- Библиографический список литературы
- Пояснительная записка к плану морально-психологического обеспечения специальной операции
- 1.2. Задачи мпо:
- 2. Справка о морально-психологической обстановке
- 3. Состав группировки сил и средств мпо
- 4. Расчет сил и средств мпо по элементам оперативного построения
- 5. Расстановка сотрудников аппарата по работе с личным составом
- 6. Таблица взаимодействия по мпо
- 7. Схема организации радиосвязи в интересах мпо
- 8. Расчет районов активного информационно-психологического противоборства
- 9. Расчет вероятных психогенных потерь
- 10. График разработки и представления документов по мпо
- Примерная программа изучения особенностей личности сотрудника
- I. Жизненный опыт
- II. Особенности физического развития
- III. Направленность, мотивы поведения сотрудника,
- IV. Темперамент и эмоциональные особенности
- V. Характер сотрудника