Глава 25. Психологическая профилактика деструктивного поведения у сотрудников органов внутренних дел
К деструктивному поведению относят широкий спектр гетеродеструктивных (направленных вовне) и аутодеструктивных (саморазрушительных) проявлений личности. Примерный обобщенный их перечень таков:
конфликтное, агрессивное поведение по отношению к сослуживцам и близким;
злоупотребление алкоголем, наркотическими, сильнодействующими медикаментозными средствами, курение;
намеренная рабочая перегрузка, упорное нежелание лечиться в случае заболевания;
рискованный стиль поведения: вождения транспортных средств, особенно управление транспортом в нетрезвом состоянии, упорное стремление к поездкам в зоны боевых действий; увлечение некоторыми видами спорта, когда оно связано с неоправданным риском;
девиантное, антисоциальное поведение, совершение правонарушений, вплоть до уголовно наказуемых деяний;
суицидальное поведение.
В более широком смысле деструктивными действиями считают некоторые религиозные обряды, сопровождающиеся самоистязанием и жертвами, жестокую эксплуатацию, войны, т.е. все те осознанные ауто- и гетеро-агрессивные действия, которые приводят к индивидуальному или массовому саморазрушению и самоуничтожению людей. В ряде работ А. Г. Амбрумовой (1974) указывается, что существует ряд взаимопереходящих форм саморазрушительного поведения, крайней точкой которого является суицид.
Суицидальное поведение проявляется в двух основных формах: внешних и внутренних. К внутренним формам относят суицидальные мысли (представления, переживания); суицидальные тенденции (замыслы, намерения). К внешним формам – суицидальные проявления; суицидальные покушения (попытки). Суицидальные мысли (представления, переживания) – пассивные размышления об отсутствии ценности, смысла жизни («жить не стоит», «счастья в жизни нет»), а также представления, фантазии на тему своей смерти. Суицидальные тенденции (замыслы, намерения) – активные и серьезные размышления, разработка плана суицида. Почти все суициденты в этот период высказывают в той или иной форме суицидальные намерения кому-либо из близких, друзей или коллег иногда в виде намеков или в шутливой форме. Причем около 15% делают это открыто и публично. Во всех случаях, при наличии таких высказываний требуется консультация специалиста. Суицидальные покушения (попытки) – целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни с целью покончить жизнь самоубийством или с демонстративно-шантажные целями.
Следует различать завершенные самоубийства (истинные суициды по А. Г. Амбрумовой, 1974) и попытки самоубийства (незавершенные суициды), носящие демонстративно-шантажный характер. Последние не преследуют цель ухода из жизни. Их цель – привлечение к себе или возвращение утраченного внимания, жалости и сочувствия окружающих, избавление от угрозы наказания и т.п.
Членовредительство – умышленное самоповреждение с определенными конечными установками (увольнение со службы, избежание уголовного наказания, получение пособия по инвалидности, страховки). Иногда подобные действия могут совершаться лицами, находящимися в состоянии ярко выраженного психологического аффекта, и служить путем к его разрядке и облегчению душевных страданий (чаще всего это порезы в области предплечий). В других случаях членовредительство может совершиться по бредовым мотивам лицами с психическими заболеваниями. Самоповреждающие действия с демонстративно-шантажными целями, членовредительство, вследствие неправильного расчета, по неосторожности или случайности могут иметь роковые последствия и закончиться смертью. Подобные поступки требуют тщательного расследования и анализа всех обстоятельств (подробная информация о порядке проведения служебных проверок по фактам самоубийств и попыток самоубийств сотрудников органов внутренних дел представлена в методических рекомендациях под общей редакцией М. И. Марьина «Профилактика самоубийств сотрудников органов внутренних дел», 1999).
Например, самопорез в области локтевого сгиба или предплечья может быть:
суицидом или попыткой самоубийства, если конечной целью была смерть от кровопотери;
несчастным случаем, если он совершен психически больным по бредовым мотивам, например, «выпустить из крови бесов»;
демонстративно-шантажным поведением, если конечной целью было показать окружающим намерение умереть;
членовредительством, если преследовалась цель уклониться от службы.
Факторы социально-психологической дезадаптации, способствующие деструктивному поведению.
А. Г. Амбрумова вводит понятие «порога дезадаптации». Конфликт, превышающий порог дезадаптации, именуется кризисным. Кризисное состояние характеризуется интенсивными отрицательными эмоциями, фиксацией на психотравмирующей ситуации, переживаниями собственной беспомощности, одиночества, выраженными затруднениями в планировании будущего.
Психологические кризисные состояния имеют разнообразные варианты развития, среди которых чаще всего встречаются:
1. Пролонгированное, постепенное нарастание нервно-психического напряжения, накопление и усиление отрицательно окрашенных эмоций в связи с объективной или субъективной невозможностью разрешения жизненных проблем.
2. Возникшее внезапно, вызванное неожиданным событием психоэмоциональное напряжение в первые часы или сутки после психотравмы.
В. А. Тихоненко (1987) предложил следующую классификацию суицидальных реакций:
протест, месть;
призыв (к состраданию);
самонаказание;
избегание (наказания, болезни, страдания, смерти и др.);
отказ (капитуляция);
самопожертвование;
демонстративно-шантажное суицидальное поведение.
А. А. Султанов (1983) выделил три основные группы факторов социально-психологической дезадаптации у практически здоровых лиц, совершивших попытки суицидов:
дезадаптация, связанная с нарушением социализации, когда место в социальной структуре не соответствует уровню притязаний человека;
конфликты в семье;
алкоголизация и наркотизация.
А. Е. Личко к числу наиболее значимых дезадаптивных факторов относил:
потерю любимого человека;
состояние физического и психического переутомления;
уязвленное чувство собственного достоинства;
разрушение психологических защитных механизмов личности в результате употребления алкоголя, гипногенных психотропных средств и наркотиков;
отождествление себя с человеком, совершившим самоубийство;
различные формы страха, гнева и печали по разным поводам.
Суицидальный риск – это потенциальная готовность личности совершить самоубийство, которая может быть оценена как соотношение суицидальных и антисуицидальных факторов личности.
Суицидальные действия могут совершать как лица с психическими заболеваниями, так и практически здоровые люди (А. Г. Амбрумова, 1983, 1996; Э. А. Чомарян, 1983). Естественно, что больные, склонные к суицидальным действиям, в первую очередь требуют внимания врача. Но если суицидальные действия совершают практически здоровые люди в ответ на создавшиеся объективные психотравмирующие трудности, то компетенции врача недостаточно, так как в этих случаях в первую очередь нужно ликвидировать объективные причины, приводящие к суицидальным действиям.
Ц. П. Короленко, А. Л. Галин (1978) выделяют следующие психологические особенности суицидентов: преобладание формально-логического типа мышления, усиление аффективной сферы и недостаточность активного воображения.
Н. В. Конанчук (1981; 1983) выделяет три основных свойства, характеризующих личность суицидента: повышенная напряженность потребностей, выражающаяся в необходимости непременного достижения поставленной цели; повышенная потребность в эмоциональной близости, когда вся жизнь строится на сверхзначимых отношениях; низкая способность личности к образованию компенсаторных механизмов, неумение ослабить фрустрацию.
Эмиль Дюркгейм (1897) считал, что в основе суицидального поведения лежит «снижение и неустойчивость социальной интеграции», а частота самоубийств зависит от того, в какой степени индивиды интегрированы в обществе.
Антисуицидальные факторы личности – это сформированные жизненные установки, препятствующие осуществлению суицидальных намерений (Узнадзе Д. Н., 1966). К ним, прежде всего, относятся позитивные модели поведения, связанные с достижением определенных целей:
эмоциональная привязанность к значимым родным и близким, чувство долга по отношению к ним, родительские обязанности;
наличие разнообразных жизненных, творческих, деловых, семейных, служебных и других планов, замыслов;
психологическая гибкость и адаптированность, умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы саморегуляции и снятия психической напряженности и др.).
В то же время антисуицидальный характер носят и стереотипы поведения, связанные с избеганием боли, физических страданий, неизвестности; стремление учесть общественное мнение и избежать осуждения со стороны окружающих и т. п. Все они делают неприемлемым для индивидуума совершение самоубийства как способа разрешения конфликтной ситуации.
Основной движущей жизненной силой человека, определяющей мотивы его поведения и его активность, наряду с различного рода потребностями (естественные, культурные и т. д.), является цель. Цель может меняться, формироваться в процессе жизни, но она обязательно должна быть, иначе жизнь становится бесперспективной. И. П. Павлов объяснял самоубийство утратой «рефлекса цели». В связи с этим он писал: «Рефлекс цели… есть основная форма жизненной энергии каждого из нас... жизнь перестает привязывать к себе, как только исчезает цель… Трагедия самоубийцы в том и заключается, что у него происходит чаще всего мимолетное и только гораздо реже продолжительное задерживание, торможение, как мы, физиологи, выражаемся, рефлекса цели»1.
Влияние посттравматических стрессовых состояний на проявления деструктивного поведения.
В последние десятилетия в Российской Федерации особое значение приобретает психологическое обеспечение подготовки личного состава органов и подразделений МВД России к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций и вооруженных конфликтов, а также их последующей реабилитации.
Совершенствование психологического обеспечения работы с личным составом органов внутренних дел подразумевает изучение влияния экстремального индивидуального боевого профессионального опыта (ИБПО) на психическое здоровье и последующую профессиональную и социально-психологическую адаптацию сотрудников в постэкстремальный период несения службы.
Исследователи отмечают, что у участников вооруженных конфликтов периодически возникают специфические психические состояния, характеризующиеся нарушением сна, повышенной тревожностью и возбудимостью, депрессивным настроением. Указанные состояния приобретают наибольшую выраженность отсроченно, через несколько месяцев и даже лет после пребывания в ситуации травматического стресса. Они могут проявляться в виде различного рода дезадаптивных состояний, девиантного поведения, социальных отклонений, личностной и профессиональной дезадаптации, повышенной суицидальной готовности, алкоголизации и наркотизации сотрудников органов внутренних дел. Как показывает мировая практика, субъекты, пережившие подобного рода состояния (например, лица, являющиеся участниками вооруженных конфликтов, контртеррористической операции), оказываются группой повышенного риска возникновения различных социальных девиаций, в том числе и преступного поведения.
Наряду с разработкой мер профилактики отклоняющегося поведения, реабилитации лиц, переживающих посттравматические стрессовые состояния, исследователями была поставлена задача выделения психологических критериев экспертной оценки особых юридически значимых эмоциональных состояний, свойственных участникам контртеррористической операции (КТО).
Посттравматическое стрессовое состояние (ПТСС) – это целостное, специфическое, непатологическое, отсроченное по времени особое психическое состояние, в основе которого лежит пережитый раннее «критический инцидент», в результате которого возникает избирательная уязвимость к воздействию факторов, связанных с психотравмирующим событием. ПТСС может нарушать способность лица сознавать значение и фактический характер своих действий (состояние отражательных и рефлексивных процессов и функций) и руководить ими (регулятивные, волевые процессы и функции) в конкретной юридически значимой ситуации (ЮЗС). Модель юридико-психологической экспертизы (ЮПЭ) посттравматических стрессовых состояний была предложена в работе А. В. Метелева (2006).
Юридико-психологическая экспертиза в органах внутренних дел состоит в использовании специальных психологических познаний для установления обстоятельств, входящих в процесс служебного расследования, имеющих административно-служебное и уголовно-релевантное значение с целью последующей организации профилактической работы и принятия целесообразных управленческих (правовых) решений.
Содержанием юридико-психологической экспертизы (ЮПЭ) является установление причинно-следственных связей (их наличие или отсутствие) между исследуемыми объектами:
личностью,
ситуацией,
поведением,
психическим состоянием.
Исходя из этого, задачами ЮПЭ являются:
Определение личностных свойств подэкспертного лица, его индивидуально-психологических особенностей, проявившихся в ЮЗС и существенно повлиявших на способность к волевой регуляции, и его поведение и их детерминация (обусловленность) ИБПО.
Выявление и сбор информации (фактических данных) по расследуемой ситуации, событию, факту (объективная и субъективная сторона).
Выявление причинно-следственной связи между опытом поведения в экстремальных ситуациях профессиональной деятельности и исследуемой ЮЗС (профессиональной, экстремальной подготовленностью и обстоятельствами ЮЗС).
Определение психического состояния в момент ЮЗС и установление причинно-следственной связи между психическим состоянием в ЮЗС и ситуацией травматического стресса, имеющемся в индивидуальном опыте подэкспертного (ИБПО).
Составляя итоговое заключение психологической экспертизы ПТСС, психолог полученные результаты исследования обязан представить в формулировке юридически значимых экспертных выводов. Например, при отсутствии выраженности ПТСС экспертный ответ может выглядеть следующим образом: «выявленные личностные особенности проявились в исследуемой ситуации, определили характер и направленность поведения, но не оказали существенного влияния на способность подэкспертного к саморегуляции, не ограничивали ее». Варианты утвердительного ответа эксперта о наличии ПТСС могут выглядеть следующим образом: а) «эмоциональное состояние подэкспертного не носило характера физиологического аффекта, имело иную динамику протекания и феноменологию, однако по степени сужения сознания и выраженности нарушений произвольной регуляции поведения приближалось к нему»; б) «имевшиеся у подэкспертного особенности эмоционального состояния, а также профессиональные изменения личности оказали существенное влияние на его сознание и поведение, привели к распаду структуры деятельности, редукции составляющих ее звеньев, нарушению подконтрольности поведения».
Практические меры профилактики деструктивного поведения сотрудников органов внутренних дел.
Задача профилактики деструктивного поведения может быть с успехом решена только при проведении комплекса психопрофилактических и психогигиенических мероприятий.
Под психогигиеной подразумевается проведение комплекса мер по сохранению и укреплению психического здоровья, обеспечивающих наилучшие условия для психической деятельности человека. При проведении психогигиенических мероприятий необходимо учитывать влияние на психику человека (здорового и больного) условий внешней среды: социальных, производственных (служебных) и бытовых факторов.
Психопрофилактика разрабатывает систему мероприятий, ведущих к снижению нервно-психической заболеваемости, способствует внедрению их в практическую деятельность. Методы психопрофилактики включают изучение динамики нервно-психического состояния сотрудника во время трудовой деятельности, а также в бытовых условиях.
Работа по сохранению нервно-психического здоровья сотрудников органов внутренних дел требует непрерывного, ежедневного изучения индивидуальных особенностей каждого сотрудника, его исполнительской дисциплины, успехов в освоении передовых форм и методов работы, настроения, а также семейно-бытовой стороны жизни. Это в свою очередь требует от руководителей органов внутренних дел, учебных заведений, работников кадрового аппарата и медицинских учреждений МВД России постоянного совершенствования знаний в области психогигиены и психопрофилактики.
Профилактика деструктивного поведения среди сотрудников органов внутренних дел во время прохождения службы осуществляются по следующим направлениям:
тщательный кадровый и медико-психологический отбор лиц для работы в органах внутренних дел, т. е. проведение специального профессионального отбора;
раннее выявление лиц с нервно-психическими расстройствами или неустойчивостью, отнесение их к «группе риска»1, постановка на учет, динамическое наблюдение; обследование, лечение и экспертиза в соответствии с медицинскими показаниями;
использование сотрудников с учетом их психологических особенностей, установок и состояния нервно-психического здоровья, т. е. проведение мероприятий по профессиональной ориентации;
своевременное выявление деструктивных тенденций и действий у сотрудников, которые находятся в состоянии социально-психологической дезадаптации или в пресуицидальном периоде;
социально-психологическое изучение служебных коллективов, осуществление работы по их сплочению;
профилактика конфликтных ситуаций, устранение причин и условий, способствующих возникновению состояний социально-психологической дезадаптации, приводящих к развитию деструктивного поведения;
развитие личности сотрудника, формирование у его психологической устойчивости к различного рода стрессовым ситуациям.
В начальном периоде дезадаптации или пресуицида психологов, руководителей подразделений, сотрудников кадровых аппаратов, а также медицинских работников должны настораживать такие особенности поведения, как пониженное настроение, несвойственная замкнутость, заторможенность или наоборот повышенная общительность, возбудимость. Следует обращать внимание на начавшееся злоупотребление алкоголем, прием психотропных, успокаивающих препаратов; изменения веса (похудание), жалобы на нарушения сна (бессонница, сонливость днем). Возможны странные немотивированные поступки, высказывания, обострение таких черт характера как бескомпромиссность, упрямство, неспособность отступать, стремление к достижению цели любой ценой, склонность к самостоятельному принятию решений с одновременной повышенной ранимостью, неустойчивостью настроения.
Особо должны настораживать суицидальные мысли, намеки, высказывания (имевшиеся, по нашим данным, в 20% случаев самоубийств сотрудников в пресуицидальный период). Появление же постоянных идей самоубийства, суицидальных высказываний и попыток (в 13% случаев), прямые или символические «прощания» (в 9% случаев), возбужденное поведение или «зловещее» спокойствие, нередко не свойственная ранее собранность – это уже показатель острого суицидального кризиса, угрожающего жизни. Зафиксировать наличие таких высказываний иногда весьма затруднительно, о них, как правило, знают самые близкие люди, на глазах которых развивается конфликт, и которые не всегда сообщают о них на работу или в медицинские учреждения.
Профессиональный психологический отбор и профессиональная ориентация.
Профессиональный психологический отбор осуществляется в целях обеспечения качественного комплектования подразделений МВД России, профилактики преждевременной утраты здоровья под влиянием различных факторов профессиональной вредности и отклоняющихся форм поведения и представляет собой комплекс научно-методических, организационных и практических мероприятий, направленных на всестороннее психологическое изучение личности, активное выявление и оценку индивидуальных особенностей психического и физического развития.
Основными задачами профессионального психологического отбора являются:
выявление среди кандидатов на службу, учебу, сотрудников при перемещении лиц с нервно-психической неустойчивостью и находящихся в состоянии дезадаптации1;
оценка психологической пригодности к тем или иным видам деятельности кандидатов на службу, сотрудников при перемещении и прогноз успешности профессионального обучения кандидатов на учебу;
оценка характера и уровня профессиональной адаптации к службе после прохождения испытательного срока (первоначальной подготовки);
выявление лиц с асоциальными установками, корыстно-утилитарной мотивацией, а также употребляющих психоактивные вещества2.
Необходимо обращать внимание на условия семейного воспитания (отсутствие отца в детстве; «матриархальный» стиль отношений в семье – сильное влияние матери, отсутствие внимания, отверженность в детском и подростковом возрасте, чрезмерная опека, воспитание по типу «кумир семьи», воспитание в семье с «алкогольным климатом», частые скандалы в семье, развод родителей). Неблагоприятными признаками являются: воспитание в детском доме при живых родителях, наличие у близких родственников психических заболеваний, алкоголизма и случаев отклоняющегося поведения; частые смены места работы, резкое изменение в характере предыдущей и будущей деятельности (переход на более низко оплачиваемую работу или понижение в должности, несоответствие между полученным образованием и характером выбираемой службы в органах внутренних дел); конфликтные и иные неблагоприятные ситуации в коллективах, профессиональное снижение; нарушенный характер семейных отношений, стремление неожиданно изменить место жительства без обоснованных причин и т. п.
Важную помощь в выявлении лиц с нервно-психическими аномалиями и патологическими особенностями характера может оказать выявление мотивов поступления на службу в органы внутренних дел. Возможно наличие болезненных мотивов – бредовых идей, ощущение преследования, беспомощности, стремление обрести защиту, патологическое стремление к власти, тенденции «законным путем» реализовать свою агрессивность, стремление повысить свой авторитет, престижность в глазах окружающих, настойчивое и в то же время малообъяснимое или противоречивое стремление на службу в милицию.
Медицинские данные включают наличие нервно-психической патологии, черепно-мозговых травм и нейроинфекций в анамнезе, данные о ночном недержании мочи в детском и подростковом возрасте, наличие заикания, других недостатков.
В ходе психологического обследования могут быть выявлены следующие особенности поведения, неблагоприятные с точки зрения риска развития отклоняющегося поведения: побеги из дома в детском и подростковом возрасте, частая смена мест учебы, работы, раннее употребление алкоголя, случаи употребления наркотических и психоактивных веществ. Настораживают сведения о серии «провалов» и неудач в обучении, работе, изоляция в коллективе и т. д. В случае, когда эти данные сочетаются с определенными психологическими характеристиками, полученными с помощью различных тестов и методик (черты психического инфантилизма в характере, склонность к необдуманным поступкам, эмоциональная неустойчивость, ригидность, склонность к аутоагрессии и т. п.), речь может идти о повышенном риске деструктивного поведения.
Роль служебного коллектива в профилактике деструктивного поведения.
Как свидетельствует ряд зарубежных работ, уровень самоубийств и других видов деструктивного поведения среди сотрудников полиции существенно ниже, чем среди гражданского населения, и имеет прямую зависимость от стабильности профессиональных коллективов. Работа в коллективах основывается на осуществлении комплекса мероприятий воспитательной и кадровой работы, организационно-служебного характера и медико-психологического сопровождения (С. П. Шклярук, А. В. Иванов, В. А. Зорин, 1999).
Прежде всего, необходимо оценить стабильность и сплоченность изучаемого служебного коллектива и морально-психологический климат в нем. Коллектив характеризуется уровнем сплоченности, показывающим насколько группа объединена общими целями и управляема. Отсутствие четко сформированной цели, взаимопонимания, взаимодействия, типична для толпы, которая характеризуются низкой организованностью и незрелыми формами реагирования на любое воздействие. Типичные формы реагирования – паника, агрессия. Такие «коллективы» могут возникать и в органах внутренних дел. Профилактической мерой является, при отсутствии времени для повышения сплоченности коллектива, назначение руководителя, авторитетного для большинства, имеющего ярко выраженные качества лидера.
Невысокая степень сплоченности отмечается в формально существующем коллективе (когда действительная заинтересованность сотрудников в решении стоящих перед коллективом задач крайне низка), при высокой сменяемости кадров и при низком авторитете руководства (при назначении руководителями лиц, которые не могут зарекомендовать себя как лидеры коллектива). В коллективах с низкой сплоченностью преобладают традиционные формы реагирования, исходящие из предыдущего опыта сотрудников.
Профилактика конфликтных ситуаций и повышение психологической устойчивости сотрудников.
Сотрудник, находящийся в состоянии психологического кризиса, испытывает выраженную потребность в эмоциональной поддержке близких и квалифицированной психологической помощи.
Характеристика поведения участников конфликта в конфликтной ситуации неоднозначна. Это может быть упрямое, упорствующее поведение с конфликтностью и агрессивностью, с одной стороны, и пассивное поведение с подчиняемостью, жалобами на плохое обращение, фиксацией на пониженном самочувствии, нарушениях со стороны здоровья – с другой.
В процессе беседы с сотрудником, обратившимся за помощью или обнаруживающим несвойственные ему ранее формы поведения, необходимо внимательно выслушать его, стараясь, по возможности, не перебивать, а лишь уточнить отдельные детали. Часто уже в ходе беседы сотрудник осознает, что конфликтная ситуация, воспринимаемая как неожиданная, непреодолимая и безнадежная, кажущаяся в какой-то степени непонятной, определенным образом сформировалась на протяжении некоторого периода времени и тесно связана с предшествующими событиями жизни. Собеседник осознает также, что сложившийся в течение определенного периода кризис через какое-то время может быть преодолен в благоприятную для него сторону, что лица, вовлеченные в конфликт, ранее поддерживали с ним доброжелательные отношения, и, следовательно, эти отношения могут быть восстановлены.
Успех работы по смягчению семейного конфликта, как правило, возможен при активном вмешательстве в окружение, выражающемся в работе с членами семей и значимыми для сотрудника лицами. Успех этой работы зависит от того, насколько неформально руководители органов внутренних дел, работники кадровых аппаратов будут знать все аспекты жизни своих подчиненных. Проводить работу по смягчению лично-семейного конфликта следует всегда строго индивидуально и с привлечением специалистов-психологов. Однако, как правило, на первом этапе с суицидальным поведением сталкиваются неспециалисты – руководство, родственники и сослуживцы, от поведения которых во многом зависит дальнейшее развитие ситуации. Возможно, здесь уместно дать несколько советов для руководителей, которые могут столкнуться с подобной ситуацией.
Когда у человека горе, душевный разлад, разочарование, он, как правило, ищет сочувствия у окружающих, стремится «выговорить» свои неприятности. То, что было высказано вслух, как бы отчуждается от человека в слове, при этом нередко «отходит», облегчается и переживание.
Помимо вышеназванного, в качестве дополнительных средств профилактики деструктивного поведения сотрудников органов внутренних дел могут выступать разнообразные формы культурно-досуговой работы:
проведение праздничных вечеров в подразделении или совместных выездов для отдыха с обязательным приглашением членов семей сотрудников;
культурно-просветительские мероприятия, приобщение сотрудников к лучшим образцам классического и современного искусства – литературы, кинематографии, музыки и т. д.;
вовлечение сотрудников в творческую самореализацию через занятия художественной самодеятельностью;
приглашение для выступлений и проведения тематических бесед по важным социальным и философским вопросам деятелей литературы, ученых, врачей и психологов.
- Оглавление
- Предисловие
- § 1. Модель системы воспитательной работы с личным составом и особенности ее функционирования
- § 2. Проблемы организации воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- Глава 2. Руководитель органа внутренних дел – организатор воспитательной работы с личным составом § 1. Организационно-педагогическая функция руководителя органа внутренних дел
- § 2. Формирование педагогического имиджа руководителя
- § 3. Организация «педагогической команды»
- § 4. Педагогический менеджмент руководителя
- Глава 3. Научные основы воспитательной работы в органах внутренних дел § 1. Основы педагогической теории воспитания
- § 2. Методы воспитания сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Милицейская деонтология как средство профилактики нарушений сотрудниками прав человека в служебной деятельности
- Глава 5. Патриотическое воспитание личного состава на боевых и трудовых традициях органов внутренних дел
- § 2. Эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел
- § 3. Служебный этикет как проявление нравственно-эстетической культуры сотрудника
- § 4. Профессионально-нравственные проблемы и специфика милицейской службы
- § 5. Этические кодексы как нравственная основа профессиональной деятельности: опыт проблемного анализа
- Глава 7. Информационно-пропагандистское обеспечение деятельности органов внутренних дел
- Глава 8. Деятельность руководителей органов внутренних дел по обеспечению дисциплины, законности и профилактике правонарушений среди личного состава
- Глава 9. Социальная работа с членами семей погибших сотрудников и инвалидами вследствие военной травмы
- § 2. Общая характеристика системы морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности личного состава органов внутренних дел
- § 3. Организация морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности
- Глава 11. Зарубежный опыт воспитания сотрудников полиции (милиции) и пути его использования в работе с личным составом органов внутренних дел
- § 1. Понятие воспитания в зарубежной юридической педагогике
- § 2. Политико-правовые, социально-экономические и психолого-педагогические факторы, обусловливающие современные концепции воспитания полицейских
- § 3. Пути использования зарубежного опыта воспитания полицейских в органах внутренних дел
- § 1. Мотивы поведения и их роль в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Применение средств мотивирования профессиональной деятельности сотрудников милиции
- Глава 13. Индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками органов внутренних дел
- § 1. Понятие индивидуальной воспитательной работы и ее значение в работе с кадрами
- § 2. Система индивидуальной воспитательной работы
- Требования к индивидуальной воспитательной работе
- § 3. Основные формы и методы индивидуальной воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- § 4. Организационно-правовое обеспечение индивидуальной воспитательной работы
- § 5. Контроль состояния и оценка результативности индивидуальной воспитательной работы
- Глава 14. Организация планирования воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- § 1. Планирование и организация как функции управления
- § 2. Планирование воспитательной работы с личным составом органа (подразделения) внутренних дел
- Глава 15. Служебные ритуалы в органах внутренних дел, методика их подготовки и проведения
- § 1. Понятие ритуала и его значение в работе с кадрами
- § 2. Организация подготовки и проведения ритуала
- § 3. Методика проведения отдельных ритуалов
- Глава 16. Роль общественной организации ветеранов органов внутренних дел в воспитании личного состава
- § 2. Анализ практики использования средств массовой информации в воспитании сотрудников
- § 3. Педагогические аспекты общественных связей органов внутренних дел со средствами массовой информации
- Глава 18. Взаимодействие воспитательных аппаратов органов внутренних дел с представителями традиционных конфессий в интересах воспитательной работы с личным составом
- § 2. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел
- Глава 20. Риторическая культура организатора воспитательной работы в органах внутренних дел § 1. Культура речи организатора воспитательной работы в органах внутренних дел
- § 2. Основные риторические правила
- § 3. Совершенствование культуры речи
- Особенности применения методов совершенствования культуры речи
- Глава 22. Формирование благоприятного морально-психологического климата в служебном коллективе
- Глава 23. Оценка психологического потенциала личности сотрудника в работе с резервом кадров на выдвижение в органах внутренних дел
- § 1. Методики оценки психологического потенциала личности сотрудника органов внутренних дел
- Шкалы опросника (срi) и их интерпретация
- Типо-уровневая интерпретация результатов обследования
- Показатели, рассчитываемые на основе первичных шкал Калифорнийского опросника
- Основания рекомендательного заключения психолога
- § 2. Оценка интеллектуальных качеств и особенностей мышления
- Нормативные значения показателей интеллектуального потенциала
- Глава 24. Психолого-педагогические основы профилактики профессиональной деформации личности сотрудника органов внутренних дел § 1. Сущность и проявления профессиональной деформации
- § 2. Причины развития профессиональной деформации
- § 3. Система работы по профилактике и преодолению профессиональной деформации
- § 4. Контрпедагогика в системе профилактики и преодоления профессиональной деформации
- Глава 25. Психологическая профилактика деструктивного поведения у сотрудников органов внутренних дел
- Глава 26. Психология саморазвития личности руководителя подразделения по организации воспитательной работы в органах внутренних дел
- Библиографический список литературы
- Пояснительная записка к плану морально-психологического обеспечения специальной операции
- 1.2. Задачи мпо:
- 2. Справка о морально-психологической обстановке
- 3. Состав группировки сил и средств мпо
- 4. Расчет сил и средств мпо по элементам оперативного построения
- 5. Расстановка сотрудников аппарата по работе с личным составом
- 6. Таблица взаимодействия по мпо
- 7. Схема организации радиосвязи в интересах мпо
- 8. Расчет районов активного информационно-психологического противоборства
- 9. Расчет вероятных психогенных потерь
- 10. График разработки и представления документов по мпо
- Примерная программа изучения особенностей личности сотрудника
- I. Жизненный опыт
- II. Особенности физического развития
- III. Направленность, мотивы поведения сотрудника,
- IV. Темперамент и эмоциональные особенности
- V. Характер сотрудника