§ 1. Модель системы воспитательной работы с личным составом и особенности ее функционирования
На всех исторических этапах развития органов внутренних дел была и остается актуальной задача формирования профессионально-компетентного, высококультурного, морально и психологически устойчивого сотрудника органов внутренних дел, отвечающего требованиям, предъявляемым к нему обществом и государством. В этом процессе определяющая роль принадлежит воспитательной работе с личным составом органов внутренних дел.
Известно, что воспитательная работа эффективна тогда, когда ее цели и задачи, средства, формы и методы адекватны тем условиям, той среде, в которых функционируют органы внутренних дел и осуществляется жизнедеятельность их сотрудников.
Однако в условиях кардинальных, революционных перемен, произошедших в российском обществе и государстве в начале 1990-х гг., сложившаяся на тот период система воспитательной работы с личным составом органов и подразделений внутренних дел оказалась неэффективной, поскольку она была ориентирована на утратившие актуальность социально-экономические и политико-правовые реалии.
В условиях рыночных отношений в экономике, создания деидеологизированного общества прежняя система воспитания личного состава показала себя мало результативной, оказалась неадекватной кардинально изменившимся новым условиям среды функционирования органов внутренних дел, потребностям их деятельности по обеспечению безопасности личности и общества, охраны общественного порядка, борьбы с преступностью.
Именно из этой проблемы в настоящее время возникает необходимость реформирования и модернизации системы воспитательной работы с личным составом с целью приведения ее в соответствие с потребностями общества, государства и Министерства внутренних дел.
Рассмотрим понятия «реформа», «реформирование» и «модернизация».
Реформа (франц. reforme, от лат. reformo – преобразовываю) представляет собой преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры. На практике реформой обычно называют более или менее прогрессивное преобразование, известный шаг к лучшему1. Отсюда, «реформировать» – значит преобразовывать2.
Модернизация (франц. modernization, от moderne – новейший, современный) – это изменение в соответствии с новейшими, современными требованиями и нормами3. Следовательно, «модернизировать» (франц. moderniser – moderne современный) – делать современным, изменять соответственно требованиям современности, вводя усовершенствования4.
Рассматривать и реализовывать реформирование и модернизацию системы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел необходимо в тесной взаимосвязи с процессами реформирования и модернизации, осуществляемыми в обществе и государстве в настоящее время и, прежде всего, с учетом требований изменений политики в правоохранительной сфере.
Важнейшей предпосылкой успешного реформирования и модернизации воспитательной работы с личным составом является решение проблемы глубокого осознания и понимания руководителями органов внутренних дел всех уровней, а также организаторами воспитательной работы, что главным ресурсом дальнейшего повышения эффективности деятельности милиции являются люди – сотрудники и гражданский персонал органов внутренних дел. Приоритет личности и инвестиции в «человеческий капитал» должны быть приоритетной частью управленческой деятельности каждого руководителя органа, подразделения, учреждения системы МВД России.
Сущность провозглашенной Президентом Российской Федерации В. В. Путиным в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 года и ныне активно реализуемой государственной политики «инвестиций в человека» заключается в создании необходимых, благоприятных условий для развития способностей личности и возможностей ее самореализации в личном плане и служебной деятельности1. Расширение возможности самореализации сотрудника в сфере профессиональной деятельности повышает эффективность самой этой деятельности.
Каждому руководителю органов внутренних дел следует творчески, с учетом особенностей и характера служебной деятельности, подойти к выбору мер по реализации государственной политики «инвестиций в человека». Эти меры должны быть направлены на развитие кадрового потенциала органов внутренних дел, а именно на повышение уровня профессионализма сотрудников и их общей культуры, формирование высоконравственного, творческого (инновационного, креативного) отношения к делу.
Необходимыми условиями для полноценного развития личности условиями являются: качественное образование, здравоохранение, жилье, продовольственное обеспечение, а также вся инфраструктура, связанная с обслуживанием и удовлетворением потребностей человека в процессе его жизнедеятельности.
Именно по этим направлениям под контролем Президента России реализуется сегодня ряд национальных проектов. Осуществление этих проектов, безусловно, касается и личного состава органов внутренних дел. Смысл ст. 2 Конституции Российской Федерации о правах и свободах человека как высшей ценности общества с политико-правовой точки зрения заключается в создании таких правовых условий, которые позволяли бы в первую очередь удовлетворить потребности личности.
Личность сотрудника органов внутренних дел формируется и развивается в результате воздействия: а) факторов среды (условий службы); б) целенаправленной воспитательной работы; в) самовоспитания (собственной активности личности).
Под понятием «формирование личности» понимается процесс фиксации, образования, преобразования, изменения отдельных качеств или облика личности в целом, который происходит в самой личности в результате каких-либо внешних воздействий на нее или воздействий, которые оказывает сама личность на свой внутренний мир1. Поэтому для обоснования модернизации системы воспитательной работы целесообразно провести краткий анализ вышеназванных составляющих механизма формирования личности сотрудника милиции.
Прежде всего, следует исходить из анализа тех объективных процессов, которые происходили в нашем обществе после 1991 г. В результате коренных перемен в политической, социальной и духовной сферах сложились рыночные отношения с приоритетом частной собственности, торгового и финансового капитала. Коллективистские ценности и критерии поведения людей, утратив свою актуальность, были девальвированы. На первый план выдвинулись ценности личности.
Становление демократического государства, к сожалению, не обошлось без таких негативных явлений, как расслоение общества на сверхбогатых и сверхбедных, отстаивание клановых интересов, несправедливое перераспределение доходов. Все это породило в обществе различного рода противоречия и конфликты. В этих условиях люди стали менее отягощенными в своих действиях нравственными, а зачастую и правовыми нормами.
Системный кризис отрицательно отразился на деятельности органов внутренних дел. Факты коррупции и вымогательства, ненадлежащего исполнения своих обязанностей, сокрытия преступлений от учета, невнимательного отношения к обращениям граждан, роста нарушений законности и дисциплины негативно повлияли на имидж милиции и стали предметом критики со стороны высшего руководства страны, средств массовой информации и гражданского общества.
Для организации и проведения воспитательной работы с личным составом необходимо учитывать указанные особенности людей, пришедших на службу в милицию. Кроме того, следует иметь в виду, что в работе с личным составом материальные стимулы имеют более весомое значение для повышения мотивации, чем это было в условиях тоталитарного государства.
Очевидно, что в целях успешного формирования у сотрудников необходимых профессиональных качеств наряду с последовательной и комплексной воспитательной работой руководителям следует также настойчиво создавать социально-экономические условия, позволяющие сотрудникам максимально удовлетворить свои потребности.
Сегодня намечена стратегия стабильного развития российского общества. Разработаны направления государственной политики в социально-экономической сфере, которые путем реализации программных мер уже активно претворяются в жизнь. Так, происходит позитивное изменение среды функционирования органов внутренних дел, которое благотворно сказывается на их деятельности.
Рассмотрим подходы к воспитанию сотрудников органов внутренних дел через призму общественного (социального) воспитания, которое является предметом изучения социальной педагогики.
Социальная педагогика как относительно новая отрасль научно-педагогического знания изучает социальное воспитание человека, которое осуществляется на протяжении всей его жизни. Воспитание осуществляется в семье. В таком случае оно является объектом семейной педагогики. Воспитание может проводиться религиозными организациями и тогда является объектом конфессиональной педагогики. Воспитание также может осуществляться криминальными или сектантскими сообществами. И тогда оно рассматривается как контрсоциальное воспитание. Кроме того, воспитание осуществляется государством и обществом. В этом случае мы имеем дело с общественным или социальным воспитанием, которое и является объектом изучения социальной педагогики.
Как показывает исторический опыт, социальная педагогика особенно востребована государством и обществом тогда, когда в обществе происходят радикальные перемены, когда и государство, и общество испытывают потребность в выработке, провозглашении и культивировании определенных ценностей и правил поведения во всех возрастных группах и социальных слоях. Это необходимо для успешного управления развитием общества в изменившихся условиях.
Именно такой период обновления сейчас переживает российское общество, нуждающееся в консолидации с целью успешного решения задач по возрождению России как передовой, конкурентоспособной, демократической державы. Все это необходимо учитывать при оптимизации работы с личным составом в органах внутренних дел.
В рамках социально-педагогического подхода для описания процесса воспитания рассмотрим ряд ключевых понятий. Прежде всего, это взаимосвязанные понятия: «развитие» и «социализация».
Развитие – это реализация внутренне присущих задатков, свойств человека1. Применительно к деятельности органов внутренних дел нас интересует, прежде всего, профессионально-личностное развитие сотрудников. Под профессионально-личностным развитием сотрудника органов внутренних дел понимается процесс изменения личности сотрудника посредством приобретения новых знаний, умений и навыков, формирования необходимых профессионально значимых качеств, накопления опыта, которые ведут к росту профессионального мастерства, результативности деятельности, продвижению по службе.
Социализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, усвоение и воспроизводство социальных норм и культурных ценностей. Социализация формирует человека как члена общества.
Профессиональная социализация сотрудника органов внутренних дел представляет собой процесс его включения в служебную деятельность, приобретения необходимых для службы профессиональных знаний, навыков и умений, усвоения им социального опыта, ценностей, норм поведения, традиций и ритуалов, формирования профессионально-нравственных качеств, соответствующих той социальной роли, которую выполняет сотрудник в служебном коллективе.
Социализация происходит: а) в процессе стихийного взаимодействия человека с обществом и стихийного влияния на него различных, зачастую разнонаправленных и разнородных жизненных обстоятельств; б) в процессе влияния государства на обстоятельства жизни тех или иных категорий людей; в) в процессе воспитания; г) в процессе саморазвития, самовоспитания человека. Таким образом, развитие – это общий процесс становления человека, а социализация – развитие, обусловленное конкретными социальными условиями.
Существуют разные концепции социализации, которые, в конечном счете, тяготеют к одному из двух подходов, которые различаются между собой в понимании роли самого человека в процессе социализации.
Субъект-объектный подход обосновывает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс его адаптации к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой (государство и общество – субъекты воспитания, а человек его объект).
Субъект-субъектный подход предполагает, что человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя самого.
Основываясь на втором подходе, социализацию можно трактовать как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, которые происходят во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми, а также целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах своей жизни1. Эти условия принято называть факторами, которые классифицируются на четыре группы2:
1) мегафакторы – планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли. Например, глобализация социально-экономических и политических процессов, транснациональная преступность или международный терроризм;
2) макрофакторы – страна, общество и государство, влияющие на социализацию всех живущих в определенной стране;
3) мезофакторы – условия социализации больших групп людей, которые могут быть выделены по типу поселения (город, село, поселок); по принадлежности к различным субкультурам или профессиональным группам; по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (телевидение, пресса, радио и др.);
4) микрофакторы – это факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют – семья и домашние условия жизни, служебный коллектив органа внутренних дел, группы в коллективах, общественные и государственные организации, контрсоциальные организации, микросоциум. При этом факторы первых трех групп влияют на человека опосредованно через микрофакторы.
В последнее время получила обоснование точка зрения, согласно которой в центре науки о воспитании должен быть человек, но не сам по себе, а во взаимообусловленности и взаимодействии со всем комплексом процессов, явлений и факторов окружающей его действительности, что и нашло воплощение в определении предмета социальной педагогики.
Государство и общество осуществляют воспитательное воздействие на сотрудников в специально создаваемых организациях (учебные заведения МВД России) и в организациях, занимающихся им наряду с выполнением своих служебных функций (органы внутренних дел). В эти организации государство и общество делегировали свои полномочия по воспитанию сотрудников и работников руководителям органов внутренних дел и воспитательному аппарату.
Ныне функционирующая система воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел имеет сложившуюся структуру – определенный набор элементов и связей между ними. Рассмотрим схему традиционной субъект-объектной модели функционирующей ныне системы воспитательной работы с личным составом органа внутренних дел, состоящей из следующих основных взаимосвязанных элементов (см. приложение 1):
1) субъекты воспитания, к которым относятся руководители, аппарат по работе с личным составом, наставники, общественные формирования органа внутренних дел;
2) цели и задачи воспитательной работы;
3) содержательные направления воспитательной работы;
4) средства воспитательной работы;
5) формы воспитательной работы;
6) методы воспитательной работы;
7) объект воспитательного воздействия – личность сотрудника органа внутренних дел, отдельные категории сотрудников, служебный коллектив в целом;
8) результаты воспитательного воздействия – формирование необходимых профессиональных и морально-нравственных качеств личности и ценностных ориентаций, а также результаты оперативно-служебной деятельности коллектива.
Усилия воспитательной работы сосредотачиваются в горрайоргане внутренних дел потому, что, во-первых, именно на уровне горрайоргана происходит интеграция всех воспитательных сил, воздействующих на личный состав, и здесь руководитель непосредственно оказывает влияние на своих подчиненных.
Во-вторых, на этом уровне определяется результативность и эффективность оперативно-служебной деятельности всей системы МВД России.
В-третьих, в соответствии с приказом МВД России от 1 февраля 2007 года № 120 «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел» горрайорган внутренних дел определен центром воспитательной работы с личным составом.
Известно, что наибольший эффект дает целостная система, имеющая необходимое и достаточное число взаимосвязанных элементов, внутренних и внешних взаимосвязей, которые позволяют результативно и продуктивно решать стоящие перед системой задачи.
Функционирующая ныне система реализует субъект-объектный подход, который недооценивает активность личности сотрудника, его избирательное отношение к воспитательному воздействию, не учитывает значительное формирующее воздействие кардинально изменившихся факторов среды функционирования органов внутренних дел на состояние мировоззрения сотрудников и мотивы их поведения на службе и вне службы. При оценке результативности воспитательной работы в органах внутренних дел также не учитывается влияние существенных факторов среды на морально-психологическое состояние личного состава, на его служебно-оперативную деятельность, хотя практика последних десятилетий свидетельствует об обратном.
Призывы к чувству долга и верности присяге, не подкрепленные значимыми материальными стимулами в условиях демократического общества и господства рыночных отношений, не приносят реального позитивного воспитательного результата.
Все это свидетельствует о своевременности и неизбежности коренного реформирования системы воспитательной работы в системе МВД России уже на современном этапе. В качестве основы модернизации предлагается субъект-субъектный социально-педагогический подход к воспитательной работе с личным составом. Обозначим три концептуально важных аспекта этого подхода.
Во-первых, при организации и проведении воспитательной работы с личным составом в центре воспитательного воздействия должна быть, прежде всего, личность сотрудника органов внутренних дел во взаимообусловленности всего комплекса процессов и явлений окружающей его действительности, во взаимодействии с факторами среды. Жизнедеятельность любого человека происходит в условиях неповторимого только ему свойственного окружения – его микросреды и индивидуальная неповторимость каждой личности в значительной степени есть результат воздействия окружающей ее микросреды. Социальная микросреда является с одной стороны, одним из наиважнейших факторов, ускоряющим или сдерживающим процесс самореализации личности, с другой стороны, необходимым условием развития этого процесса. Это объективная социальная реальность, представляющая собой совокупность материальных, политических, духовно-нравственных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, непосредственно взаимодействующих с личностью сотрудника в процессе его жизни и служебной деятельности.
Следовательно, необходимым компонентом целостной системы воспитательной работы с сотрудниками органов внутренних дел должен быть процесс определения существенных факторов окружающей микросреды, в наибольшей степени взаимодействующих с личностью сотрудника. Осознание социально-педагогической, воспитательной значимости этих факторов, знания степени их влияния на формирование и развитие личности сотрудника и, главное, возможность регулирующего воздействия на эти факторы дает право ставить вопрос о сознательном, целенаправленном формировании «воспитательной среды». Кроме того, учет воспитательного воздействия факторов среды, особенно благоприятных условий службы можно расценивать как дополнительное средство воспитательной работы с личным составом.
Во-вторых, в построении системы воспитательной работы приоритет субъект-субъектного подхода предполагает активное участие сотрудника в процессе социализации. При этом сотрудник не только адаптируется к функционированию служебного коллектива, своей должностной роли в нем, к его требованиям и ожиданиям соответствующей профессиональной отдачи со стороны сотрудника, но и активно влияет на свои служебные и жизненные обстоятельства, а также на самого себя.
Опора на такой подход к воспитанию сотрудников аргументирована тем, что он наиболее адекватно отражает требования общества и государства к творческой активности всех граждан, определяющие дальнейшее развитие общества. Этот подход позволяет решить задачи, не имеющие аналогов в прошлом, в том числе в сфере обеспечения безопасности граждан, прав и свобод личности, охраны общественного порядка и безопасности, борьбы с преступностью и терроризмом. Кроме того, он способствует реализации положений ст. 2 Конституции Российской Федерации о приоритете личности, защите ее прав и свобод как высшей ценности, созданию необходимых условий для ее всестороннего развития.
Воспитание должно рассматриваться в качестве составной части процесса социализации сотрудника горрайоргана внутренних дел и определяется как относительно контролируемая социализация, представляющая собой планомерное создание государством и обществом экономических, правовых, организационных и духовно-нравственных условий для развития сотрудников органов внутренних дел.
В терминах и понятиях социальной педагогики механизм формирования и развития личности сотрудника органов внутренних дел можно описать следующим образом (см. рис. 1).
Рис. 1. Схема механизма формирования и развития личности сотрудника органов внутренних дел.
Личность сотрудника органов внутренних дел формируется и развивается. У сотрудника возникают, приобретаются и изменяются знания, умения, навыки, профессиональные и социально-значимые качества, ценностные ориентации и потребности в результате воздействия следующих составляющих: а) разнообразных условий жизнедеятельности сотрудника, влияющих на его развитие, т.е. факторов среды (стихийная социализация и относительно направляемая социализация, условия службы); б) воспитания, социального воспитания (относительно социально контролируемая социализация); в) самоизменения (собственная активность личности, направленная на самосовершенствование, самовоспитание, самостроительство или саморазрушение).
Построение новой модели механизма формирования и развития личности сотрудника основывается на социальном воспитании. Работа с личным составом является формой реализации процесса воспитания, целью которого является формирование и развитие у сотрудников системы определенных качеств, взглядов, ценностей, убеждений.
- Оглавление
- Предисловие
- § 1. Модель системы воспитательной работы с личным составом и особенности ее функционирования
- § 2. Проблемы организации воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- Глава 2. Руководитель органа внутренних дел – организатор воспитательной работы с личным составом § 1. Организационно-педагогическая функция руководителя органа внутренних дел
- § 2. Формирование педагогического имиджа руководителя
- § 3. Организация «педагогической команды»
- § 4. Педагогический менеджмент руководителя
- Глава 3. Научные основы воспитательной работы в органах внутренних дел § 1. Основы педагогической теории воспитания
- § 2. Методы воспитания сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Милицейская деонтология как средство профилактики нарушений сотрудниками прав человека в служебной деятельности
- Глава 5. Патриотическое воспитание личного состава на боевых и трудовых традициях органов внутренних дел
- § 2. Эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел
- § 3. Служебный этикет как проявление нравственно-эстетической культуры сотрудника
- § 4. Профессионально-нравственные проблемы и специфика милицейской службы
- § 5. Этические кодексы как нравственная основа профессиональной деятельности: опыт проблемного анализа
- Глава 7. Информационно-пропагандистское обеспечение деятельности органов внутренних дел
- Глава 8. Деятельность руководителей органов внутренних дел по обеспечению дисциплины, законности и профилактике правонарушений среди личного состава
- Глава 9. Социальная работа с членами семей погибших сотрудников и инвалидами вследствие военной травмы
- § 2. Общая характеристика системы морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности личного состава органов внутренних дел
- § 3. Организация морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности
- Глава 11. Зарубежный опыт воспитания сотрудников полиции (милиции) и пути его использования в работе с личным составом органов внутренних дел
- § 1. Понятие воспитания в зарубежной юридической педагогике
- § 2. Политико-правовые, социально-экономические и психолого-педагогические факторы, обусловливающие современные концепции воспитания полицейских
- § 3. Пути использования зарубежного опыта воспитания полицейских в органах внутренних дел
- § 1. Мотивы поведения и их роль в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Применение средств мотивирования профессиональной деятельности сотрудников милиции
- Глава 13. Индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками органов внутренних дел
- § 1. Понятие индивидуальной воспитательной работы и ее значение в работе с кадрами
- § 2. Система индивидуальной воспитательной работы
- Требования к индивидуальной воспитательной работе
- § 3. Основные формы и методы индивидуальной воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- § 4. Организационно-правовое обеспечение индивидуальной воспитательной работы
- § 5. Контроль состояния и оценка результативности индивидуальной воспитательной работы
- Глава 14. Организация планирования воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- § 1. Планирование и организация как функции управления
- § 2. Планирование воспитательной работы с личным составом органа (подразделения) внутренних дел
- Глава 15. Служебные ритуалы в органах внутренних дел, методика их подготовки и проведения
- § 1. Понятие ритуала и его значение в работе с кадрами
- § 2. Организация подготовки и проведения ритуала
- § 3. Методика проведения отдельных ритуалов
- Глава 16. Роль общественной организации ветеранов органов внутренних дел в воспитании личного состава
- § 2. Анализ практики использования средств массовой информации в воспитании сотрудников
- § 3. Педагогические аспекты общественных связей органов внутренних дел со средствами массовой информации
- Глава 18. Взаимодействие воспитательных аппаратов органов внутренних дел с представителями традиционных конфессий в интересах воспитательной работы с личным составом
- § 2. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел
- Глава 20. Риторическая культура организатора воспитательной работы в органах внутренних дел § 1. Культура речи организатора воспитательной работы в органах внутренних дел
- § 2. Основные риторические правила
- § 3. Совершенствование культуры речи
- Особенности применения методов совершенствования культуры речи
- Глава 22. Формирование благоприятного морально-психологического климата в служебном коллективе
- Глава 23. Оценка психологического потенциала личности сотрудника в работе с резервом кадров на выдвижение в органах внутренних дел
- § 1. Методики оценки психологического потенциала личности сотрудника органов внутренних дел
- Шкалы опросника (срi) и их интерпретация
- Типо-уровневая интерпретация результатов обследования
- Показатели, рассчитываемые на основе первичных шкал Калифорнийского опросника
- Основания рекомендательного заключения психолога
- § 2. Оценка интеллектуальных качеств и особенностей мышления
- Нормативные значения показателей интеллектуального потенциала
- Глава 24. Психолого-педагогические основы профилактики профессиональной деформации личности сотрудника органов внутренних дел § 1. Сущность и проявления профессиональной деформации
- § 2. Причины развития профессиональной деформации
- § 3. Система работы по профилактике и преодолению профессиональной деформации
- § 4. Контрпедагогика в системе профилактики и преодоления профессиональной деформации
- Глава 25. Психологическая профилактика деструктивного поведения у сотрудников органов внутренних дел
- Глава 26. Психология саморазвития личности руководителя подразделения по организации воспитательной работы в органах внутренних дел
- Библиографический список литературы
- Пояснительная записка к плану морально-психологического обеспечения специальной операции
- 1.2. Задачи мпо:
- 2. Справка о морально-психологической обстановке
- 3. Состав группировки сил и средств мпо
- 4. Расчет сил и средств мпо по элементам оперативного построения
- 5. Расстановка сотрудников аппарата по работе с личным составом
- 6. Таблица взаимодействия по мпо
- 7. Схема организации радиосвязи в интересах мпо
- 8. Расчет районов активного информационно-психологического противоборства
- 9. Расчет вероятных психогенных потерь
- 10. График разработки и представления документов по мпо
- Примерная программа изучения особенностей личности сотрудника
- I. Жизненный опыт
- II. Особенности физического развития
- III. Направленность, мотивы поведения сотрудника,
- IV. Темперамент и эмоциональные особенности
- V. Характер сотрудника