logo
Кикоть ОВД 400с

§ 1. Понятие индивидуальной воспитательной работы и ее значение в работе с кадрами

ИВР является важнейшей составной частью многогранного процесса воспитания. Под индивидуальной воспитательной работой принято понимать систему мер индивидуального воспитательного воздействия на сотрудника органов внутренних дел, осуществляемых с учетом его особенностей и направленных на формирование у него всего комплекса профессионально значимых и нравственно необходимых качеств в интересах образцового выполнения оперативно-служебных задач.

Понятие «формирование личности» фиксирует образование, преобразование, изменение отдельных качеств или облика личности в целом, который происходит в самой личности в результате каких-либо внешних воздействий на нее или воздействий, которые оказывает сама личность на свой внутренний мир (см. рис. 6).

Рис. 6. Процесс формирования личности.

Таким образом, формирование личности – это процесс изменения личности в ходе взаимодействия ее с реальной действительностью, появление физических и социально-психологических новообразований в структуре личности и в связи с этим изменение внешних проявлений (форм) личности, благодаря которым она существует для других людей.

В повседневной деятельности нет таких вопросов, где бы не было места индивидуальной воспитательной работе. Она может найти свое применение и на службе, и в обучении, и в быту.

Сущность индивидуальной воспитательной работы заключается в том, чтобы на основе всестороннего и глубокого изучения личных качеств сотрудников, их особенностей, интересов, потребностей, способностей, характера, темперамента и т.д. наилучшим образом расставлять и использовать подчиненных в интересах службы, развивать и формировать у них необходимые качества для успешного выполнения служебных задач, соблюдения дисциплины и законности, способствовать всестороннему развитию личности.

В приложении 4 приводится апробированная на практике Примерная программа изучения особенностей личности сотрудника в основу которой положены достижения ученых в области управления персоналом, психологов и педагогов1.

В отличие от коллективных форм воспитательного воздействия ИВР имеет свои особенности, которые дают ей определенные преимущества:

1. Она обладает наибольшей целеустремленностью и конкретностью, т.к. проводится всегда с конкретным сотрудником и преследует актуальные для каждого конкретного момента цели.

2. Ей характерна оперативность, т.к. она может проводиться в любое время и в любой обстановке.

3. Индивидуальной воспитательной работе присуща наиболее высокая действенность в силу ее избирательности и конкретности, т.к. обеспечивается применением самых разнообразных средств и методов личностного влияния на сотрудников с учетом их индивидуальных особенностей.

Сущность ИВР, ее особенности обусловливают ее место и значение во всей системе воспитательной работы, которые состоят в следующем:

Во-первых, такая работа позволяет лучше изучить человека, увидеть и понять его сильные и слабые стороны и, с учетом этих данных, определить конкретные меры для дальнейшего воздействия на личность.

Во-вторых, ИВР является наиболее действенным средством формирования внутренней убежденности сотрудника. Она позволяет с наибольшей полнотой судить об эффективности превращения передаваемых знаний, рекомендаций в личные убеждения, которые каждый сотрудник реализует в ходе своей практической деятельности.

В-третьих, ИВР способствует повышению взаимоответственности друг перед другом воспитателя и воспитуемого.

Значение ИВР в значительной мере повышается еще и в связи с тем, что в ней заложены наиболее широкие возможности для проведения повседневной работы по формированию у каждого сотрудника высоких нравственных качеств, способствующих совершенствованию служебного мастерства.

Коллектив органов внутренних дел представляет собой сложную социальную общность, состоящую из неповторимых индивидуальностей. Предпосылки индивидуального подхода обусловлены именно этим объективно существующим разнообразием индивидуальностей, а также социальными, образовательными, национальными, профессиональными различиями сотрудников, неодинаковостью жизненного опыта и интересов.