logo search
лекции по социальной психологии (Шп

13. Общение как коммуникативный процесс

Общение - одна из основных психологических ка­тегорий. В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности. Общение - это не только биологический контакт, не просто чисто духовная связь индивидов, а удовлетворение необходимости в материальном, практическом, производственном взаимодействии. В реальной жизни человека обще­ние не существует как обособленный процесс или са­мостоятельная форма активности, оно обязательно включено в индивидуальную или групповую практиче­скую деятельность, которая не может ни возникнуть, ни осуществляться без интенсивного и разносторон­него общения.

Между деятельностью и общением как видами человеческой активности существуют различия: если результатом деятельности является создание како­го-либо продукта, то итогом общения становится вза­имное влияние людей друг на друга. И деятельность, и общение следует рассматривать как взаимосвязан­ные стороны развивающей человека социальной ак­тивности.

Ввиду сложности и емкости феномена общения толкование этого понятия зависит от исходных теоре­тических и критериальных оснований. Современные трактовки общения достаточно широки и разнообраз­ны, выделяют общение как один из видов человече­ской активности, как реальность человеческих отно­шений, как субъект-субъектные отношения, как отношение обмена, как диалог. В отечественной пси­хологии существует несколько подходов к пониманию общения. Предпочтительным представляется исхо­дить из принципа неразрывного единства общения и деятельности, а не сводить общение к одной из его сторон - либо к обмену информацией, либо к взаимодругую, либо к процессу межличностной перцепции (от лат. perception - восприятие) - восприятия, по­нимания и оценки людьми социальных объектов -других людей, самих себя, групп, социальных общно­стей и пр.

Общение является одним из основных видов ком­муникативного процесса.

Социально-психологическая структура про­цесса коммуникации включает в себя следующее: обмен информацией, взаимовоздействие, взаимопо­нимание.

{ Специфика коммуникативного процесса между людьми состоит из следующих элементов: развитие и обогащение информации в ходе ее «движения», ак­тивная позиция партнеров в коммуникативном про­цессе, индивидуальные различия при уяснении ин­формации и т.д.

К основным барьерам на пути движения информа­ции относятся: социальные, политические, идеоло­гические, физические, смысловые, эмоциональные, речевые, когнитивные, организационно-психологи­ческие.

Проблема фильтрации и фасцинации в ком­муникативном процессе: общая методологическая проблема кода и декодификации как важнейшее условие понимания друг друга партнерами по ком­муникации.

К типам информации относятся: побудительная, констатирующая.

К причинам плохой коммуникации относят: сте­реотипы, предвзятые представления, плохие отноше­ния, отключение внимания, пренебрежение фактами, физическое состояние, неадекватный выбор страте­гии.

Рассмотрим средства коммуникативного про­цесса.

Средства коммуникативного процесса: вер­бальные, невербальные, их соотношение.