logo search
Кикоть ОВД 400с

Глава 9. Социальная работа с членами семей погибших сотрудников и инвалидами вследствие военной травмы

Президентом Российской Федерации В. В. Путиным перед МВД России поставлена задача осуществить комплекс неотложных дополнительных мер по оказанию всемерной поддержки и социальной помощи членам семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей, и сотрудникам, ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей.

В органах внутренних дел социальная работа с членами семей погибших и инвалидами вследствие военной травмы представляет собой деятельность руководителей, аппаратов по работе с личным составом, юридических, финансовых, медицинских, тыловых и других заинтересованных подразделений, направленную на обеспечение полной и своевременной реализации предусмотренных законодательством мер государственной социальной защиты, а также дополнительной социальной помощи с использованием возможностей органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных и благотворительных объединений, иных заинтересованных структур.

Эта работа организована и осуществляется на долгосрочной плановой основе и является одним из важных направлений деятельности руководителей органов, подразделений и учреждений системы МВД России. Организация социальной работы с членами семей погибших и инвалидами вследствие военной травмы осуществляется в плановом порядке и предусматривает изучение руководителями и должностными лицами требований действующего законодательства, нормативных актов МВД России, регламентирующих организацию социальной и правовой защиты членов семей погибших и инвалидов вследствие военной травмы.

Организация мер социальной поддержки включает в себя:

Учет граждан из числа бывших сотрудников и военнослужащих, признанных инвалидами в связи с увечьем, ранением, контузией, полученными при выполнении воинского и служебного долга осуществляется в МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УВДТ по месту их постоянной регистрации.

В аппаратах по работе с личным составом структурных подразделений органов внутренних дел на каждого члена семьи погибшего заводится учетное дело, в которые вносятся сведения о его социально-экономическом положении, пенсионном обеспечении, регулярно отражаются и регистрируются конкретные проблемные вопросы, требующие немедленного решения.

Осуществляется контроль за своевременным оформлением материалов для производства выплат единовременных пособий и страховых сумм, предусмотренных действующим законодательством, всем сотрудникам органов внутренних дел, пострадавшим при исполнении служебных обязанностей, и членам семей погибших. Принимаются меры по улучшению их социально-бытового положения. Разрабатываются программы проведения реабилитации инвалидов вследствие военной травмы с привлечением возможностей лечебных и образовательных учреждений МВД России, местных администраций, территориальных учреждений занятости населения Минтруда России, общественных и благотворительных организаций. В целях осуществления и оптимизации контроля за решением социальных проблем указанной категории лиц Департаментом кадрового обеспечения МВД России в настоящее время прорабатывается вопрос об оформлении социального паспорта на каждую семью погибшего и инвалида по военной травме в единой системе ведомственного электронного учета.

В системе МВД России дополнительная социальная поддержка сотрудников, пострадавших при исполнении служебных обязанностей, семей погибших, организована и осуществляется как за счет выделяемых на эти цели бюджетных средств, так и за счет привлеченных средств, используются возможности благотворительных организаций, государственных и негосударственных фондов, добровольных пожертвований граждан.

В МВД России проводится целенаправленная работа по совершенствованию нормативной базы по вопросам социальной и правовой защищенности сотрудников органов внутренних дел, пострадавших при исполнении служебных обязанностей,

По инициативе и при непосредственном участии МВД России подготовлен ряд проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, направленных на улучшение правовой и социальной защищенности личного состава и ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск.

В целях создания эффективной ведомственной системы социальной поддержки личного состава, обеспечения в системе МВД России безусловного, своевременного и полного исполнения требований действующего законодательства, ведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих организацию социальной защиты членов семей погибших и инвалидов вследствие военной травмы, предупреждения фактов формализма и бездушия в их отношении Департаментом кадрового обеспечения МВД России разработана система организации социальной работы с членами семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей, и сотрудниками, ставшими инвалидами вследствие военной травмы.

Эта система предусматривает организацию и координацию деятельности всех субъектов, осуществляющих социальную работу в МВД России, других государственных органах и общественных объединениях. Система социальной работы с членами семей погибших и инвалидами вследствие военной травмы предусматривает проведение первоочередных мероприятий социальной работы, принятия мер социальной реабилитации и адаптации, медицинское обеспечение, организацию учета, а также проведение мониторинга их социально-экономического и правового положения.

Таким образом, реализуя определенные выше приоритеты, Министерство способно обеспечить достаточную социальную защищенность членов семей сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей и инвалидов вследствие военной травмы, превратив их в стабильную социальную группу.

Глава 10. Морально-психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел в особых условиях

§ 1. Понятие и сущность морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности

Важнейшим условием защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств является эффективная и успешная оперативно-служебная деятельность органов внутренних дел1, гарантирующая внутреннюю безопасность государства, охрану общественного порядка и общественной безопасности. В современных условиях эта ответственная задача решается путем коренных перемен в экономической, социально-политической, духовно-нравственной и собственно правоохранительной сферах жизни российского общества. И чем сложнее эти условия, тем выше роль морально-психологической составляющей оперативно-служебной деятельности МВД России.

Существенную угрозу внутренней безопасности сегодня представляет деятельность международных террористических организаций, а также связанных с ними организованных преступных формирований, криминальных экстремистских группировок и движений, использующих в своей противоправной практике общественно опасные способы и средства. Для противодействия этой преступной активности органы внутренних дел при возникновении особых условий проводят специальные операции, в том числе и контртеррористические.

Исторический опыт правоохранительной деятельности убедительно свидетельствует, что моральный дух был и остается одним из постоянно действующих факторов, определяющих способность органов внутренних дел решать поставленные оперативно-служебные задачи. Он является животворным источником и непременным условием достижения успехов в специальных операциях. Историей неопровержимо доказано, что превосходство сил правопорядка над преступниками при прочих условиях можно достичь лишь за счет более высокого потенциала духовных, морально-психологических сил.

Новая обстановка в мире и внутри страны, новые требования к строительству, подготовке и воспитанию личного состава органов внутренних дел обусловили необходимость новых подходов к формированию у сотрудников высоких морально-политических и деловых (профессиональных) качеств, упрочению духовных основ правоохранительной службы России.

Эти подходы затрагивают как теоретико-методологические, так и организационно-практические аспекты всей системы влияния на сознание, чувства, волю сотрудников в интересах мобилизации их духовных и физических сил на добросовестное выполнение служебного долга по защите правопорядка.

Теория и практика последних лет с учетом исторического опыта строительства и функционирования правоохранительных органов привела к появлению нового вида обеспечения оперативно-служебной деятельности – морально-психологического (МПО), в котором нашли свое выражение все достижения прошлого опыта в области формирования высокого морального духа и психологической стойкости личного состава, воплотилась историческая преемственность системы обучения и воспитания сотрудников органов внутренних дел.

Сегодня МПО рассматривается в качестве самостоятельного вида обеспечения оперативно-служебной деятельности в особых условиях, регламентируемым нормативными правовыми актами государства и МВД России. В настоящий период МПО проходит период становления, постоянно совершенствуется и развивается.

Реализация морально-психологического фактора оперативно-служебной деятельности в особых условиях выражается в реальном морально-психологическом состоянии сотрудников органов внутренних дел.

Формирование, поддержание и восстановление морально-психологического состояния личного состава осуществляется в системе МПО. Эта система в ее нынешнем виде начала складываться в начале 90-х годов XX века в рамках военной организации России. При ее формировании учитывался исторический отечественный и зарубежный опыт обеспечения безопасности и развития военно-теоретической мысли. Однако на начальном этапе решения этой задачи предпринимались попытки, в том числе и на официальном уровне, полного отказа от использования в работе по укреплению морального духа и психологической стойкости теоретического и практического опыта советского периода. Правда, в последующем «детская болезнь» пренебрежения советским наследием в определенной степени была преодолена, и его стали использовать при решении задач морально-психологического обеспечения в новой военной организации России.

На начальном этапе формирования теории и практики морально-психологического обеспечения имело также место некритическое заимствование способов и средств морально-психологической подготовки, эффективных для западных стран, их армий и правоохранительных структур, стремление к насаждению системы обучения и воспитания, противоречащей национально-исторической психологии российского народа.

Интерес к проблемам морально-психологического обеспечения стал нарастать и особенно заметно усилился в середине 1990-х годов. Именно в это время в МВД России не только стал использоваться термин «морально-психологическое обеспечение», но и реально организовывалось МПО при выполнении различных задач, подчеркивая тем самым возросшее значение этого вида обеспечения и его право на самостоятельность, наряду с другими видами обеспечения. Большой толчок этому процессу дало участие в боевых действиях по восстановлению конституционного порядка в Чеченской Республике (1994–1996 гг.). Реальная обстановка и объективные процессы подтвердили настоятельную потребность внедрения в практику морально-психологического обеспечения.

В последующем необходимость осуществления морально-психологического обеспечения как самостоятельного вида обеспечения была закреплена в уставах, наставлениях, приказах, инструкциях, других руководящих документах в качестве одной из основных обязанностей командиров, штабов, органов по работе с личным составом внутренних войск МВД России. В последующем этот вид обеспечения получил свое развитие и нормативное закрепление во всей системе МВД России.

Сегодня морально-психологическое обеспечение рассматривается как самостоятельный вид обеспечения оперативно-служебной деятельности и осуществляется в тесном взаимодействии с другими видами обеспечения при выполнении оперативно-служебных задач.

Морально-психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел в особых условиях представляет собой деятельность руководителей по формированию, поддержанию и восстановлению морально-психологического состояния сотрудников, необходимого для успешного выполнения оперативно-служебных задач в любых условиях обстановки. Эта деятельность заключается в организации и проведении комплекса мероприятий в общей системе морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности.

Морально-психологическое обеспечение осуществляется путем заблаговременного создания и постоянного наращивания морально-психологического состояния сотрудников для достижения поставленных целей в ходе специальных операций.

Морально-психологическое обеспечение организуется руководящим составом органов внутренних дел во всех видах оперативно-служебной деятельности в особых условиях на основании решений руководства страны, исходя из развития внутриполитической, морально-психологической, информационной обстановки, группировки сил и средств, оперативного построения и способов действий.

Морально-психологическое обеспечение направлено на создание благоприятных морально-психологических условий оперативно-служебной деятельности посредством оказания постоянного морально-психологического влияния (воздействия) руководителей на сознание и психику своих подчиненных для успешного выполнения оперативно-служебных задач в специальных операциях, что и составляет сущность МПО.

Морально-психологическое обеспечение организуется и осуществляется в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, приказов и директив Министра внутренних дел Российской Федерации, решений руководителей органов внутренних дел.

Таким образом, объективные изменения общественно-политической ситуации в нашей стране, развитие и совершенствование структуры Министерства, особенности оперативно-служебной деятельности в особых условиях потребовали усиления работы по укреплению морального духа сотрудников, вызвали к жизни и обусловили внедрение в деятельность органов внутренних дел МПО, которое, наряду с ранее существовавшими видами обеспечения – оперативным, техническим и тыловым, составляет теперь единую, всеобъемлющую систему обеспечения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел в особых условиях.