Глава 9. Социальная работа с членами семей погибших сотрудников и инвалидами вследствие военной травмы
Президентом Российской Федерации В. В. Путиным перед МВД России поставлена задача осуществить комплекс неотложных дополнительных мер по оказанию всемерной поддержки и социальной помощи членам семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей, и сотрудникам, ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей.
В органах внутренних дел социальная работа с членами семей погибших и инвалидами вследствие военной травмы представляет собой деятельность руководителей, аппаратов по работе с личным составом, юридических, финансовых, медицинских, тыловых и других заинтересованных подразделений, направленную на обеспечение полной и своевременной реализации предусмотренных законодательством мер государственной социальной защиты, а также дополнительной социальной помощи с использованием возможностей органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных и благотворительных объединений, иных заинтересованных структур.
Эта работа организована и осуществляется на долгосрочной плановой основе и является одним из важных направлений деятельности руководителей органов, подразделений и учреждений системы МВД России. Организация социальной работы с членами семей погибших и инвалидами вследствие военной травмы осуществляется в плановом порядке и предусматривает изучение руководителями и должностными лицами требований действующего законодательства, нормативных актов МВД России, регламентирующих организацию социальной и правовой защиты членов семей погибших и инвалидов вследствие военной травмы.
Организация мер социальной поддержки включает в себя:
проведение ведомственного мониторинга социально-экономического и правового положения членов семей погибших и инвалидов вследствие военной травмы, условий их проживания, потребностей в социальной помощи и реабилитации;
осуществление работы по выявлению причин и условий, способствующих нарушениям их прав и законных интересов членов семей погибших и инвалидов, разработка и принятие исчерпывающих мер по их устранению;
оказание необходимой оперативной социально-психологической поддержки и помощи членам семей погибших и инвалидам вследствие военной травмы;
организацию шефства над детьми сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей и принятие активного участия в их обучении и воспитании;
осуществление лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий для членов семей погибших и инвалидов вследствие военной травмы;
организацию общественного социального патронажа в отношении одиноких членов семей погибших и инвалидов вследствие военной травмы, нуждающихся в повседневной помощи и постороннем уходе;
проведение мероприятий социальной адаптации и оказание помощи в трудоустройстве неработающим членам семей погибших и инвалидам вследствие военной травмы;
организацию переподготовки и обучения гражданским специальностям инвалидов вследствие военной травмы;
оказание помощи членам семей погибших и инвалидам вследствие военной травмы в решении вопросов улучшения жилищных условий, установки телефонов, устройства в детские дошкольные учреждения, предоставления путевок в детские оздоровительные лагеря, дома отдыха, санатории, центры восстановительной медицины и реабилитации и иных жизненно важных социально-бытовых проблем;
оказание консультационных, юридических и информационно-справочных услуг по социально-правовым вопросам членам семей погибших и инвалидам вследствие военной травмы;
оказание помощи в своевременном оформлении документов на пенсионное обеспечение, страховые и иные выплаты членам семей погибших и инвалидам вследствие военной травмы, включая пенсии по случаю потери кормильца;
осуществление контроля за решением социальных проблем, производством обязательных выплат, предоставлением мер социальной поддержки, предусмотренных действующим законодательством, членам семей погибших и инвалидам вследствие военной травмы;
проведение регулярно, не реже двух раз в год встреч руководства органов внутренних дел с членами семей погибших и инвалидами вследствие военной травмы в целях выявления и решения их социальных, бытовых и иных проблем;
составление индивидуальных планов социальной работы с каждой семьей (одиноким членом семьи), инвалидом вследствие военной травмы, предусматривающих конкретные мероприятия по оказанию необходимой социальной помощи лицам названных категорий;
координацию работы кадровых, юридических, медицинских, финансовых и тыловых служб в части осуществления правовой защиты и социальной поддержки членов семей погибших и инвалидов вследствие военной травмы;
взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными заинтересованными организациями в целях использования их возможностей для оказания дополнительной социальной помощи членам семей погибших и инвалидам вследствие военной травмы;
рассмотрение на заседаниях комиссий по социальным вопросам мер по организации взаимодействия заинтересованных служб и подразделений для решения социальных проблем членов семей погибших и инвалидов вследствие военной травмы.
обсуждение на коллегиях (оперативных совещаниях) не реже двух раз в год вопросов организации социальной работы с семьями погибших и инвалидами вследствие военной травмы;
подведение итогов и доклад руководству органа внутренних дел о результатах проведенной социальной работы;
представление установленным порядком в заинтересованные структурные подразделения МВД России информации о состоянии социальной работы по итогам года.
Учет граждан из числа бывших сотрудников и военнослужащих, признанных инвалидами в связи с увечьем, ранением, контузией, полученными при выполнении воинского и служебного долга осуществляется в МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УВДТ по месту их постоянной регистрации.
В аппаратах по работе с личным составом структурных подразделений органов внутренних дел на каждого члена семьи погибшего заводится учетное дело, в которые вносятся сведения о его социально-экономическом положении, пенсионном обеспечении, регулярно отражаются и регистрируются конкретные проблемные вопросы, требующие немедленного решения.
Осуществляется контроль за своевременным оформлением материалов для производства выплат единовременных пособий и страховых сумм, предусмотренных действующим законодательством, всем сотрудникам органов внутренних дел, пострадавшим при исполнении служебных обязанностей, и членам семей погибших. Принимаются меры по улучшению их социально-бытового положения. Разрабатываются программы проведения реабилитации инвалидов вследствие военной травмы с привлечением возможностей лечебных и образовательных учреждений МВД России, местных администраций, территориальных учреждений занятости населения Минтруда России, общественных и благотворительных организаций. В целях осуществления и оптимизации контроля за решением социальных проблем указанной категории лиц Департаментом кадрового обеспечения МВД России в настоящее время прорабатывается вопрос об оформлении социального паспорта на каждую семью погибшего и инвалида по военной травме в единой системе ведомственного электронного учета.
В системе МВД России дополнительная социальная поддержка сотрудников, пострадавших при исполнении служебных обязанностей, семей погибших, организована и осуществляется как за счет выделяемых на эти цели бюджетных средств, так и за счет привлеченных средств, используются возможности благотворительных организаций, государственных и негосударственных фондов, добровольных пожертвований граждан.
В МВД России проводится целенаправленная работа по совершенствованию нормативной базы по вопросам социальной и правовой защищенности сотрудников органов внутренних дел, пострадавших при исполнении служебных обязанностей,
По инициативе и при непосредственном участии МВД России подготовлен ряд проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, направленных на улучшение правовой и социальной защищенности личного состава и ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск.
В целях создания эффективной ведомственной системы социальной поддержки личного состава, обеспечения в системе МВД России безусловного, своевременного и полного исполнения требований действующего законодательства, ведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих организацию социальной защиты членов семей погибших и инвалидов вследствие военной травмы, предупреждения фактов формализма и бездушия в их отношении Департаментом кадрового обеспечения МВД России разработана система организации социальной работы с членами семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей, и сотрудниками, ставшими инвалидами вследствие военной травмы.
Эта система предусматривает организацию и координацию деятельности всех субъектов, осуществляющих социальную работу в МВД России, других государственных органах и общественных объединениях. Система социальной работы с членами семей погибших и инвалидами вследствие военной травмы предусматривает проведение первоочередных мероприятий социальной работы, принятия мер социальной реабилитации и адаптации, медицинское обеспечение, организацию учета, а также проведение мониторинга их социально-экономического и правового положения.
Таким образом, реализуя определенные выше приоритеты, Министерство способно обеспечить достаточную социальную защищенность членов семей сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей и инвалидов вследствие военной травмы, превратив их в стабильную социальную группу.
Глава 10. Морально-психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел в особых условиях
§ 1. Понятие и сущность морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности
Важнейшим условием защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств является эффективная и успешная оперативно-служебная деятельность органов внутренних дел1, гарантирующая внутреннюю безопасность государства, охрану общественного порядка и общественной безопасности. В современных условиях эта ответственная задача решается путем коренных перемен в экономической, социально-политической, духовно-нравственной и собственно правоохранительной сферах жизни российского общества. И чем сложнее эти условия, тем выше роль морально-психологической составляющей оперативно-служебной деятельности МВД России.
Существенную угрозу внутренней безопасности сегодня представляет деятельность международных террористических организаций, а также связанных с ними организованных преступных формирований, криминальных экстремистских группировок и движений, использующих в своей противоправной практике общественно опасные способы и средства. Для противодействия этой преступной активности органы внутренних дел при возникновении особых условий проводят специальные операции, в том числе и контртеррористические.
Исторический опыт правоохранительной деятельности убедительно свидетельствует, что моральный дух был и остается одним из постоянно действующих факторов, определяющих способность органов внутренних дел решать поставленные оперативно-служебные задачи. Он является животворным источником и непременным условием достижения успехов в специальных операциях. Историей неопровержимо доказано, что превосходство сил правопорядка над преступниками при прочих условиях можно достичь лишь за счет более высокого потенциала духовных, морально-психологических сил.
Новая обстановка в мире и внутри страны, новые требования к строительству, подготовке и воспитанию личного состава органов внутренних дел обусловили необходимость новых подходов к формированию у сотрудников высоких морально-политических и деловых (профессиональных) качеств, упрочению духовных основ правоохранительной службы России.
Эти подходы затрагивают как теоретико-методологические, так и организационно-практические аспекты всей системы влияния на сознание, чувства, волю сотрудников в интересах мобилизации их духовных и физических сил на добросовестное выполнение служебного долга по защите правопорядка.
Теория и практика последних лет с учетом исторического опыта строительства и функционирования правоохранительных органов привела к появлению нового вида обеспечения оперативно-служебной деятельности – морально-психологического (МПО), в котором нашли свое выражение все достижения прошлого опыта в области формирования высокого морального духа и психологической стойкости личного состава, воплотилась историческая преемственность системы обучения и воспитания сотрудников органов внутренних дел.
Сегодня МПО рассматривается в качестве самостоятельного вида обеспечения оперативно-служебной деятельности в особых условиях, регламентируемым нормативными правовыми актами государства и МВД России. В настоящий период МПО проходит период становления, постоянно совершенствуется и развивается.
Реализация морально-психологического фактора оперативно-служебной деятельности в особых условиях выражается в реальном морально-психологическом состоянии сотрудников органов внутренних дел.
Формирование, поддержание и восстановление морально-психологического состояния личного состава осуществляется в системе МПО. Эта система в ее нынешнем виде начала складываться в начале 90-х годов XX века в рамках военной организации России. При ее формировании учитывался исторический отечественный и зарубежный опыт обеспечения безопасности и развития военно-теоретической мысли. Однако на начальном этапе решения этой задачи предпринимались попытки, в том числе и на официальном уровне, полного отказа от использования в работе по укреплению морального духа и психологической стойкости теоретического и практического опыта советского периода. Правда, в последующем «детская болезнь» пренебрежения советским наследием в определенной степени была преодолена, и его стали использовать при решении задач морально-психологического обеспечения в новой военной организации России.
На начальном этапе формирования теории и практики морально-психологического обеспечения имело также место некритическое заимствование способов и средств морально-психологической подготовки, эффективных для западных стран, их армий и правоохранительных структур, стремление к насаждению системы обучения и воспитания, противоречащей национально-исторической психологии российского народа.
Интерес к проблемам морально-психологического обеспечения стал нарастать и особенно заметно усилился в середине 1990-х годов. Именно в это время в МВД России не только стал использоваться термин «морально-психологическое обеспечение», но и реально организовывалось МПО при выполнении различных задач, подчеркивая тем самым возросшее значение этого вида обеспечения и его право на самостоятельность, наряду с другими видами обеспечения. Большой толчок этому процессу дало участие в боевых действиях по восстановлению конституционного порядка в Чеченской Республике (1994–1996 гг.). Реальная обстановка и объективные процессы подтвердили настоятельную потребность внедрения в практику морально-психологического обеспечения.
В последующем необходимость осуществления морально-психологического обеспечения как самостоятельного вида обеспечения была закреплена в уставах, наставлениях, приказах, инструкциях, других руководящих документах в качестве одной из основных обязанностей командиров, штабов, органов по работе с личным составом внутренних войск МВД России. В последующем этот вид обеспечения получил свое развитие и нормативное закрепление во всей системе МВД России.
Сегодня морально-психологическое обеспечение рассматривается как самостоятельный вид обеспечения оперативно-служебной деятельности и осуществляется в тесном взаимодействии с другими видами обеспечения при выполнении оперативно-служебных задач.
Морально-психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел в особых условиях представляет собой деятельность руководителей по формированию, поддержанию и восстановлению морально-психологического состояния сотрудников, необходимого для успешного выполнения оперативно-служебных задач в любых условиях обстановки. Эта деятельность заключается в организации и проведении комплекса мероприятий в общей системе морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности.
Морально-психологическое обеспечение осуществляется путем заблаговременного создания и постоянного наращивания морально-психологического состояния сотрудников для достижения поставленных целей в ходе специальных операций.
Морально-психологическое обеспечение организуется руководящим составом органов внутренних дел во всех видах оперативно-служебной деятельности в особых условиях на основании решений руководства страны, исходя из развития внутриполитической, морально-психологической, информационной обстановки, группировки сил и средств, оперативного построения и способов действий.
Морально-психологическое обеспечение направлено на создание благоприятных морально-психологических условий оперативно-служебной деятельности посредством оказания постоянного морально-психологического влияния (воздействия) руководителей на сознание и психику своих подчиненных для успешного выполнения оперативно-служебных задач в специальных операциях, что и составляет сущность МПО.
Морально-психологическое обеспечение организуется и осуществляется в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, приказов и директив Министра внутренних дел Российской Федерации, решений руководителей органов внутренних дел.
Таким образом, объективные изменения общественно-политической ситуации в нашей стране, развитие и совершенствование структуры Министерства, особенности оперативно-служебной деятельности в особых условиях потребовали усиления работы по укреплению морального духа сотрудников, вызвали к жизни и обусловили внедрение в деятельность органов внутренних дел МПО, которое, наряду с ранее существовавшими видами обеспечения – оперативным, техническим и тыловым, составляет теперь единую, всеобъемлющую систему обеспечения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел в особых условиях.
- Оглавление
- Предисловие
- § 1. Модель системы воспитательной работы с личным составом и особенности ее функционирования
- § 2. Проблемы организации воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- Глава 2. Руководитель органа внутренних дел – организатор воспитательной работы с личным составом § 1. Организационно-педагогическая функция руководителя органа внутренних дел
- § 2. Формирование педагогического имиджа руководителя
- § 3. Организация «педагогической команды»
- § 4. Педагогический менеджмент руководителя
- Глава 3. Научные основы воспитательной работы в органах внутренних дел § 1. Основы педагогической теории воспитания
- § 2. Методы воспитания сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Милицейская деонтология как средство профилактики нарушений сотрудниками прав человека в служебной деятельности
- Глава 5. Патриотическое воспитание личного состава на боевых и трудовых традициях органов внутренних дел
- § 2. Эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел
- § 3. Служебный этикет как проявление нравственно-эстетической культуры сотрудника
- § 4. Профессионально-нравственные проблемы и специфика милицейской службы
- § 5. Этические кодексы как нравственная основа профессиональной деятельности: опыт проблемного анализа
- Глава 7. Информационно-пропагандистское обеспечение деятельности органов внутренних дел
- Глава 8. Деятельность руководителей органов внутренних дел по обеспечению дисциплины, законности и профилактике правонарушений среди личного состава
- Глава 9. Социальная работа с членами семей погибших сотрудников и инвалидами вследствие военной травмы
- § 2. Общая характеристика системы морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности личного состава органов внутренних дел
- § 3. Организация морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности
- Глава 11. Зарубежный опыт воспитания сотрудников полиции (милиции) и пути его использования в работе с личным составом органов внутренних дел
- § 1. Понятие воспитания в зарубежной юридической педагогике
- § 2. Политико-правовые, социально-экономические и психолого-педагогические факторы, обусловливающие современные концепции воспитания полицейских
- § 3. Пути использования зарубежного опыта воспитания полицейских в органах внутренних дел
- § 1. Мотивы поведения и их роль в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Применение средств мотивирования профессиональной деятельности сотрудников милиции
- Глава 13. Индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками органов внутренних дел
- § 1. Понятие индивидуальной воспитательной работы и ее значение в работе с кадрами
- § 2. Система индивидуальной воспитательной работы
- Требования к индивидуальной воспитательной работе
- § 3. Основные формы и методы индивидуальной воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- § 4. Организационно-правовое обеспечение индивидуальной воспитательной работы
- § 5. Контроль состояния и оценка результативности индивидуальной воспитательной работы
- Глава 14. Организация планирования воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- § 1. Планирование и организация как функции управления
- § 2. Планирование воспитательной работы с личным составом органа (подразделения) внутренних дел
- Глава 15. Служебные ритуалы в органах внутренних дел, методика их подготовки и проведения
- § 1. Понятие ритуала и его значение в работе с кадрами
- § 2. Организация подготовки и проведения ритуала
- § 3. Методика проведения отдельных ритуалов
- Глава 16. Роль общественной организации ветеранов органов внутренних дел в воспитании личного состава
- § 2. Анализ практики использования средств массовой информации в воспитании сотрудников
- § 3. Педагогические аспекты общественных связей органов внутренних дел со средствами массовой информации
- Глава 18. Взаимодействие воспитательных аппаратов органов внутренних дел с представителями традиционных конфессий в интересах воспитательной работы с личным составом
- § 2. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел
- Глава 20. Риторическая культура организатора воспитательной работы в органах внутренних дел § 1. Культура речи организатора воспитательной работы в органах внутренних дел
- § 2. Основные риторические правила
- § 3. Совершенствование культуры речи
- Особенности применения методов совершенствования культуры речи
- Глава 22. Формирование благоприятного морально-психологического климата в служебном коллективе
- Глава 23. Оценка психологического потенциала личности сотрудника в работе с резервом кадров на выдвижение в органах внутренних дел
- § 1. Методики оценки психологического потенциала личности сотрудника органов внутренних дел
- Шкалы опросника (срi) и их интерпретация
- Типо-уровневая интерпретация результатов обследования
- Показатели, рассчитываемые на основе первичных шкал Калифорнийского опросника
- Основания рекомендательного заключения психолога
- § 2. Оценка интеллектуальных качеств и особенностей мышления
- Нормативные значения показателей интеллектуального потенциала
- Глава 24. Психолого-педагогические основы профилактики профессиональной деформации личности сотрудника органов внутренних дел § 1. Сущность и проявления профессиональной деформации
- § 2. Причины развития профессиональной деформации
- § 3. Система работы по профилактике и преодолению профессиональной деформации
- § 4. Контрпедагогика в системе профилактики и преодоления профессиональной деформации
- Глава 25. Психологическая профилактика деструктивного поведения у сотрудников органов внутренних дел
- Глава 26. Психология саморазвития личности руководителя подразделения по организации воспитательной работы в органах внутренних дел
- Библиографический список литературы
- Пояснительная записка к плану морально-психологического обеспечения специальной операции
- 1.2. Задачи мпо:
- 2. Справка о морально-психологической обстановке
- 3. Состав группировки сил и средств мпо
- 4. Расчет сил и средств мпо по элементам оперативного построения
- 5. Расстановка сотрудников аппарата по работе с личным составом
- 6. Таблица взаимодействия по мпо
- 7. Схема организации радиосвязи в интересах мпо
- 8. Расчет районов активного информационно-психологического противоборства
- 9. Расчет вероятных психогенных потерь
- 10. График разработки и представления документов по мпо
- Примерная программа изучения особенностей личности сотрудника
- I. Жизненный опыт
- II. Особенности физического развития
- III. Направленность, мотивы поведения сотрудника,
- IV. Темперамент и эмоциональные особенности
- V. Характер сотрудника